Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/37
Дата публикации20.05.2014
Размер6.86 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Математика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Министерство образования Российской Федерации Ивановский государственный энергетический университет
На правах рукописи

МЯГКОВ Александр Юрьевич


ИСКРЕННОСТЬ РЕСПОНДЕНТОВ В МАССОВЫХ ОПРОСАХ


Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии


Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I. ИСКРЕННОСТЬ РЕСПОНДЕНТОВ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ПРОБЛЕМА 26

§ 1. Искренность и ложь: концептуальные подходы 26

§ 2. Проблемы диагностики неискренних ответов в методологии

социологических исследований 36

§ 3. Методические эксперименты по стимулированию искренности

респондентов: опыт и уроки 51

Глава П. СИТУАТИВНАЯ ЛОЖЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСАХ:

ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ 93

§ 1. Психологические механизмы возникновения ситуативной лжи 93

§ 2. Защитные стратегии респондентов 97

§ 3. Типы неискренних ответов в социологическом исследовании 108

t

§ 4. Факторы, влияющие на уровень искренности 116

Глава III. ВЛИЯНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ИСКРЕННОСТЬ

ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ 139

§ 1. Уровень искренности респондентов в электоральных опросах 139

§ 2. Уровень искренности при изучении семейно-брачных

отношений 151

§ 3. Уровень искренности ответов респондентов на социально-
демографические вопросы анкеты 157

Глава IV. ВЛИЯНИЕ МЕТОДА СБОРА ДАННЫХ НА ВЕРБАЛЬНОЕ

ПОВЕДЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ 175

§ 1. Опросные методы: предпочтения респондентов 175

§ 2. Методы опроса и уровень искренности ответов 185

Глава V. ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСА И ИСКРЕННОСТЬ ОТВЕТОВ:

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФОРМНОСТИ 199

§ 1. Влияние известных политических имен в формулировке вопроса

% на результаты социологического исследования 199

§ 2. Эффект престижных имен в формулировке шкальных значений 213

Глава VI. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ИЗМЕРЕНИЯ ИСКРЕННОСТИ 227

§ 1. Вопросно-ответные методы выявления неискренности 227

§ 2. Метод экспертных оценок при диагностике неискренних ответов 238

§ 3. Шкалы лжи: социологическая реинтерпретация 247

§ 4. Экспериментальные стратегии измерения искренности 273

Глава VII. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСКРЕННИХ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ: ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ТЕСТИРОВАНИЯ 287

§ 1. Проблема анонимности в социологическом опросе 287

§ 2. Роль напоминаний в обеспечении анонимности 291

§ 3. Вопросные техники повышения искренности респондентов 296

§ 4. Статистические стратегии стимулирования искренних ответов 304

§ 5. Метод «запечатанного буклета»: проблемы валидности

и валидизации 319

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 337

ПРИМЕЧАНИЯ 342

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 347

ПРИЛОЖЕНИЯ 376

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации

Специфика исследований, базирующихся на применении опросных методов, заключается в том, что единственным источником информации для социолога здесь выступают вербальные сообщения («самоотчеты») респондентов. От того, насколько искренними (правдивыми) они являются, во многом зависят достоверность и качест­во итоговых данных. В этих условиях установление наиболее эффективных методов диагностики и стимулирования искренности опрашиваемых, их опытная валидиза-ция и адаптация к российской специфике - одна из важнейших задач современной эмпирической социологии. Без ее решения не может быть и речи ни о постановке верного социального диагноза, ни о выработке точного экономического и политичес­кого прогноза. Многие из принимаемых сегодня управленческих решений, особенно в сфере социально-экономической политики, оказываются малоэффективными, а порой и просто ошибочными, как раз потому, что они опираются на весьма сомни­тельную информационную базу, формируемую, в частности, из опросных социоло­гических данных, не прошедших предварительной фильтрации по результатам про­верки на искренность.

В этом смысле актуальность темы диссертационного исследования не вызы­вает сомнений. Она определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, растущей тенденцией к снижению уровня честности людей в межличностном общении и социологических опросах, усилением нормативной поддержки лжи в современном российском обществе в эпоху его социальных трансформаций.

Сегодня ложь и обман все чаще воспринимаются людьми как вполне нормаль­ные и естественные (по меньшей мере, неизбежные) явления, а честность и правди­вость не входят в число высоко ценимых нравственных качеств личности [49, с. 99-101]. По данным исследований психолога В.В. Знакова, весьма типичным для рос­сиян является убеждение, что можно лгать и обманывать, оставаясь при этом чест­ным человеком [86, с. 223]. Исследование, проведенное нами в г. Иваново и Ива­новской области в феврале 2001 г. (N=701) показало, что почти 64% опрошенных считают возможным солгать, чтобы оградить себя от назойливости и чрезмерного любопытства со стороны других людей, около 54% - чтобы сохранить в тайне свои мысли и планы, 34% - чтобы скрыть от окружающих свои собственные недостатки, ошибки и промахи; 11% респондентов стали бы, по их собственным словам, лгать и обманывать, если бы им за это хорошо платили. С другой стороны, почти каждый четвертый опрошенный (24%) выразил уверенность в том, что отвечать неискренне на вопросы социолога (в анкете или интервью) вполне допустимо и позволительно. «Человек лукавый», типологические характеристики которого описаны Ю.А. Левадой, сохраняет свое существование и в современном российском обществе [101].

Во-вторых, продолжающейся проблемно-тематической переориентацией массовых опросов, заметным усилением степени остроты и деликатности тем, выносимых на обсуждение с респондентами.

В последние годы социологи все чаще и чаще обращаются к изучению таких социально-значимых, но индивидуально острых и ранее табуированных вопросов, как употребление алкоголя и наркотиков [301; 325], физическое и ментальное здо­ровье [263; 267; 380], СПИД и образцы сексуального поведения [215; 324], гомосек­суальный опыт и отношение к сексуальным меньшинствам [290; 394], аборты и средства контроля за рождаемостью [210], изнасилования [315], самоубийства [265; 271], национально-этническая и расовая дискриминация [323; 376]. Исследования общественного мнения проводятся сегодня и по многим другим неприятным или «устрашающим» проблемам: терроризм, бедность, нелегальное владение оружием, иммиграция и иммигранты и т.д. [308; 308; 359; 395]. И хотя любой, даже самый «безобидный» вопрос, обращенный к респонденту, может стать источником неконт­ролируемых смещений в итоговых данных [341; 251], при проведении исследований по «сенситивной» проблематике вероятность появления «ошибок сообщения», свя­занных с сознательной (или неосознаваемой) неискренностью опрашиваемых, мно­гократно возрастает.

В-третьих, реальной угрозой серьезных смещений в опросных данных в связи с высоким уровнем неискренности респондентов.

В массовой социологической практике (как в отечественной, так и зарубежной) такого рода опасность часто недооценивается. По сообщению Дж. Фокса и П. Трэйси, она «редко принимается во внимание исследователями», использующими методы опро­са [268, с. 9-10]. В результате на стадии интерпретации и анализа полученных данных социологам приходится иметь дело с неискренними ответами, удельный вес которых в итоговом массиве может быть очень высоким. Если в исследованиях на эмоционально-нейтральные темы фактологическая информация, получаемая от респондентов, будучи проверенной по объективным данным, совпадает с действительностью лишь на 80-90% [71, с. 120; 158, с. 82-83], то при использовании деликатных вопросов «установочного» и поведенческого типа, судя по сообщению А. и Е. Давыдовых, ссылающихся на зару­бежные оценки, число совпадений снижается до 15—45% [62, с. 5]. Знаменитое Денверс­кое исследование валидности (1949 г.) показало, что от 20 до 50% всех ответов (в зависимости от содержания вопроса) не соответствовали действительности (см.: [386, р. 69]). Внешняя валидация самоотчетов, предпринятая Дж. Кларком и Л. Тифтом в 1966 г. с помощью полиграфа, продемонстрировала, что 15% всех опрошенных студен­тов американских колледжей в обычном интервью преувеличили свой добрачный сексуальный опыт, а еще 17,5% скрыли факты внебрачных отношений (см.: [347, р. 258]). По данным методического исследования, проведенного в 1974 г. У. Локандером, С. Садманом и Н. Брэдберном, удельный вес недостоверных ответов, задававшихся по телефону, колебался от 17 до 46% при сравнении их с объективными эталонами. В персональном интервью, судя по подсчетам авторов, уровень неискренности был еще выше (см.: [337, р. 561]). Согласно оценкам Н.М. Фоломеевой и ее коллег, в опросах, посвященных изучению масштабов наркопотребления, до 60% респондентов сообщают интервьюерам заведомо недостоверные сведения [181, с. 57]. В одном из наших методи­ческих экспериментов (март 1996 г., N=78), организованных по принципу «test-retest», удельный вес искренних ответов варьировал в пределах от 29 до 81% в зависимости от содержательных характеристик и степени деликатности задававшихся вопросов [117, с. 31]. Но даже в тех случаях, когда социолога интересуют простые фактуальные сведе­ния, но при этом на ответы опрашиваемых влияют престижные соображения, уровень искренности отвечающих резко снижается. Г. Трост и Р. Копони, например, обнаружи­ли, что лишь 67% опрошенных ими студентов университетов честно сообщили в интервью свои экзаменационные оценки (но 33% все же солгали), а в исследовании Р. Бирнбаума данный показатель оказался еще ниже - всего 48% (см.: [285, р. 173]).

В-четвертых, незащищенностью социологических опросов от лжи респон­дентов, отсутствием в методическом арсенале исследователей надежных и эффективных средств обнаружения и предотвращения неискренности.

Исследовательский опыт и специальные эксперименты показывают, что тради­ционная техника «прямого» интервью, основанная на бихевиористской трактовке воп­росно-ответного общения, не способствует получению искренних ответов. Более того, по мнению ряда авторов, она часто провоцирует повышенный уровень неответов и отказов от участия в исследовании [397, р. 535; 346, р. 402]. Дж. Фокс и П. Трэйси убе­дительно доказали, что использование прямых вопросов для сбора сенситивной инфор­мации ведет к систематическим смещениям, серьезно искажающим истинные масшта­бы распространения девиаций [381, р. 187]. С другой стороны, традиционный подход к получению «потенциально инкриминирующей информации» противоречит нормам ис­следовательской этики, поскольку наносит респондентам значительный психологичес­кий ущерб и не защищает сообщаемые ими сведения от разглашения [38; 223; 368].

Так называемые «нереактивные техники» (типа RRT или «запечатанного букле­та»), специально созданные для преодоления указанных недостатков классической методологии, неизвестны широкому кругу отечественных социологов. На российском социокультурном материале они до сих пор не тестировались, эффективность их при­менения у многих вызывает большие сомнения. Поэтому практика сбора данных с использованием этих моделей в нашей стране пока отсутствует. Экспериментальное изучение возможностей альтернативных методологий могло бы способствовать существенному повышению достоверности и качества социологической информации.
Степень разработанности проблемы

В современной российской социологии проблема искренности респондентов нахо­дится на самой ранней стадии научного анализа и разработки. Библиографическое ис­следование, проведенное нами на основе данных, содержащихся в бюллетенях ИНИОН (серия «Философия и социология») показывает, что с 1970 г. по 1992 г. в нашей стране вышла лишь одна обобщающая работа (небольшая брошюра А. и Е. Давыдовых), спе­циально посвященная диагностике и измерению искренности респондентов [62]. Вплоть до конца 1990-х годов она оставалась фактически единственной в отечествен­ной литературе на эту тему.

Анализ западных публикаций также свидетельствует, что рассматриваемая проб­лема явно недостаточно представлена сегодня на страницах ведущих социологических

журналов мира. Несмотря на очевидную важность ее изучения, за последние

15 лет (с конца 1980-х гг. и до настоящего времени) за рубежом, по нашим подсчетам, было опубликовано не более десятка статей, имеющих к ней прямое или косвенное отношение (см. напр.: [215; 316; 335; 379]).

Советские социологи 1960-70-х гг. были серьезно озабочены разработкой конк­ретных практических мер защиты своих исследований от различных проявлений «ситуативной лжи» (см. напр.: [58; 70; 158; 186; 187]). Поэтому проблема искренности в тот период находилась в фокусе исследовательского внимания и интереса. Однако с конца 1980-х гг. в этом отношении наметился явный спад. В «перестроечный» период в нашей литературе начинает утверждаться скептически-нигилистическая точка зрения, согласно которой респонденты, отвечая на вопросы анкеты или интервью, всегда гово­рят только правду. Так, Л.Я. Аверьянов, например, в своей книге, вышедшей в 1987 г., прямо указывал, что неискренних ответов в опросных исследованиях вообще (или поч­ти) «не бывает, есть только высказанное респондентом мнение. ...Опрашиваемые, -пишет он, - как правило, стараются отвечать искренне, выбирают те ответы, которые соответствуют их мнению» [2, с. 43]. Ложные высказывания - «сравнительно редки», а потому «фактор искренности - неискренности является не самым существенным в получении достоверных результатов» [2, с. 41; см. также: 3, с. 68]. С.А. Белановский, осознавая возможность получения искаженных данных вследствие сознательной неиск­ренности респондента при ответах на вопросы социолога (интерьвьюера), тем не менее заключает, что такая опасность в нашей науке «часто преувеличивается» [18, с. 14]. В.Ф. Журавлев, анализируя проблему «искажений» в качественном интервью, также приходит к выводу, что «...случаи преднамеренной лжи в социологических опросах, по-видимому, не столь уж распространенное явление...» [76, с. 96]. Подобную мысль

можно встретить и в работах других наших авторов [146, с. 192-193; 150, с. 84].

Данная точка зрения имеет место не только в отечественной, но и в зарубежной социологии. Сторонники теории «правдивого респондента», развиваемой в рамках «гуманистической» («кооперативной») парадигмы, полагают, что в опросных иссле­дованиях испытуемые в подавляющем большинстве случаев стремятся отвечать иск­ренне [250, с. 63]. Особенно, по их мнению, это характерно для качественных, «интен­сивных» интервью, где «близкие личные отношения с респондентами исключают ложь» в

силу повышенной интимности и эмоционального характера коммуникации [335, с. 30].

Пренебрежительное отношение к фактору искренности, заметное снижение инте­реса и внимания отечественных и зарубежных исследователей к этой проблеме объяс­няется, на наш взгляд, рядом причин: крайней трудоемкостью разработки и применения методов обнаружения лжи [15, с. 52; 158, с. 83-85], ошибочным отождествлением некоторыми авторами понятий «искренность» и «истинность», неоправданным преу­величением возможностей качественных методов сбора данных. Немаловажную роль в утверждении теории «правдивого респондента» на российской почве сыграла и пере­оценка многими социологами достигнутого уровня демократизации нашего общества, а также излишняя эйфория, охватившая в свое время широкие круги ученых и практиков, по поводу якобы возросшей степени открытости, доверия населения к официальным властям и «прогрессирующего» желания россиян быть откровенными с интервьюерами в ходе социологических опросов.

В результате этих внутринаучных тенденций первая отечественная работа по диагностике и измерению искренности респондентов вышла лишь в 1992 г. В брошюре А. и Е. Давыдовых предпринята попытка комплексного, системного рассмотрения проблемы на основе имеющегося теоретического и эмпирического материала. Однако данная публикация в значительной мере фрагментарна и применительно к целому ряду обсуждаемых в ней проблем носит постановочный характер. В силу ограниченности объема данной работы (всего 1,2 п.л.) многие важные вопросы не получили в ней доста­точного рассмотрения или вовсе остались за рамками исследования. К тому же отдель­ные советы и практические рекомендации авторов в известной степени гипотетичны, а предложенные ими диагностические методы и процедуры не проверялись на эффектив­ность в полевых условиях.

♦ Недооценка проблемы искренности, ее слабая разработанность в отечественной

литературе негативно сказались и на массовой исследовательской практике. Анализ социологических публикаций, представленных в центральных российских журналах за последние годы, убедительно свидетельствует, что диагностика лжи в конкретных исследованиях, за редчайшим исключением [59, с. 81-82], не проводится. Уровень иск­ренности по отдельным вопросам, анкетам и информационному массиву в целом при апробации инструментария обычно не измеряется. Редко предпринимаются какие-либо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск