Скачать 63.79 Kb.
|
1. Автор: Инкина Жанна Вячеславовна МОБУ Гимназия №17, г. Белорецк, учитель начальных классов. 2. Координаты автора: 453511, Республика Башкортостан, город Белорецк, ул. Пушкина, дом 63, квартира 70. Телефон: 8-34792-4-19-45 E-mail: inkina.janna@mail.ru 3. Аннотация: Данный урок проводится в 1-м классе (математика 1-й класс, УМК «Школа 2100»). Урок является комбинированным. На данном уроке формируется у детей представление о геометрических фигурах: прямая и кривая линии, луч. Урок проходит в виде путешествия на планету Арифметика. Во время путешествия учащиеся знакомятся с жителями островов планеты Арифметики и вместе с ними выполняют математические задания, знакомясь с новым геометрическим материалом. Проведение урока преследует цели по развитию познавательных интересов учащихся, формированию навыков самостоятельной работы, для чего были подготовлены карточки индивидуальных заданий. Все путешествие сопровождаются слайдами презентации (32 слайда). Особое внимание уделено здоровьесберегающим технологиям – снятию усталости глаз. 4. План – конспект урока: Тема: ПРЯМАЯ И КРИВАЯ ЛИНИИ. ЛУЧ. Цель: Сформировать у детей представление о геометрических фигурах: прямая и кривая линии, луч. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать математическую речь, интерес к математике. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе. Оборудование: Набор геометрических фигур и набор карточек-моделей чисел у учителя и детей. Линейка, длинная нить, ПК. Литература: учебник «Моя математика» 1 класс Т.Е. Демидова, С. А Козлова, А. П. Тонких, рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика» 1 класс Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких (УМК «Школа 2100») I. Актуализация знаний. 1)- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в волшебную страну чисел, в страну Арифметика. В этой стране нас ждёт много нового и интересного. В стране Арифметика живут числа, знаки и геометрические фигуры. Они очень любят выполнять различные математические задания. Вот и сейчас жители острова Повторяй-ка предлагают вам вспомнить названия геометрических фигур. Рис. 1 - Какие геометрические фигуры вы видите? - Пересчитайте все фигуры. (Счет количественный и порядковый вперед и обратно с называнием признаков каждой фигуры). - Назовите, на каком месте от начала ряда стоит маленький жёлтый круг? -На каком месте от начала ряда стоит большой синий овал? -На каком месте от конца ряда расположился маленький красный треугольник? -На каком месте от конца ряда находится маленький синий овал? -Какая геометрическая фигура находится между большим малиновым прямоугольником и большим синим овалом? Между какими фигурами расположился большой зелёный треугольник? -Выложите под каждой фигурой карточку с моделью числа. Рис.2 - Разложите фигуры на группы по размеру. - Что вы можете сказать о количестве маленьких и больших фигур? Рис. 3 Молодцы! Жителям острова Повторяй-ка очень понравились ваши ответы. Они видят, что вы хорошо знаете геометрические фигуры, легко можете установить местонахождение любой из фигур, а так же назвать её признаки. Мы продолжаем своё путешествие и следующая наша остановка на острове Наблюдай-ка. Жители этого острова очень любят наблюдать и делать выводы. Давайте и мы покажем научились ли мы быть внимательными. II. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока. Рис.4 1)-Выполняется задание № 1 учебника (У 10, с. 20). Для этого детям раздаются карточки с изображением линий (таких, как в задании № 1) и предлагается ответить на вопросы и выполнить задания: - Что изображено на рисунке? (Линии.) На какие группы можно разбить эти линии? Разложите карточки с изображениями этих линий на группы. Выйдите к доске и покажите, что у вас получилось? (Если дети нашли разбиение на кривые и прямые линии, то учитель обращает на него внимание детей как на что-то новое, не встречавшееся раньше, если нет, то предлагает такую классификацию сам). Рис.5 - Как вы думаете, можно так разбить на группы эти линии? (Да, потому что они разные, отличаются друг от друга.) - Как бы вы назвали эти линии? (Предположения детей.) - Где в жизни вам встречалась прямая линия? (Предположения детей.) - А встречалась ли кривая линия? (Предположения детей.) -Обратите внимание на рисунок на полях учебника, где Катя и Лена тянут нить. - На какую из нарисованных линий похожа туго натянутая нить? (Учитель предлагает детям взять демонстрационную нить и натянуть ее.) - На какую из линий похожа нить, которая не натянута? (Учитель предлагает детям взять демонстрационную нить и держать ее не натянутой.) Учитель демонстрирует детям нить, которую можно тянуть очень долго, «до бесконечности». Для этого можно попросить кого-либо из детей взять один конец нити, а другого - разматывать катушечную нить: сначала по длине класса, затем можно выйти за дверь и т.д., а нить все будет тянуться. 2) Вывод: Рис. 6 Рис.7 3) Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? (Узнавать и называть новые геометрические фигуры.) III. Первичное закрепление. - Что можно сказать о числе линий в группах? Как сравнить число линий в группах? - Сколько прямых линий? - Сколько кривых линий? 1)- Чтобы начертить, прямую линию нам необходима линейка. (Показ учителя как правильно начертить прямую линию). -Чтобы проверить, прямая это линия или нет, нам тоже понадобится линейка. -Давайте убедимся в своём предположении о наличии прямых линий на рисунке. -Начертите прямую линию на вашем листочке. -Начертите ещё несколько прямых линий. Рис.8 2) Прочитайте текст учебника на с. 20 под знаком \!\ Поясняется и показывается еще раз, что прямую можно продолжить (учитель выполняет на доске, учащиеся - на листочках). IV. Самостоятельная работа с проверкой. Следующая наша остановка на острове Вычисляй-ка. Жители этого острова видя, что все вместе вы очень хорошо работаете предлагают вам выполнить самостоятельно задание №1 в тетрадочке на странице 12. (Выполняется. Проверяется). Молодцы. Прочитайте задание № 2 учебника. Рис.9 Жители острова Отдыхай-ка предлагают нам отдохнуть. (Проведение физ. минутки). V. «Открытие» нового знания. Продолжим своё путешествие. Нашей следующей остановкой будет остров Смекай –ка. -Прочитайте задание № 3 учебника -Рассмотрите рисунок (фигуры) и расскажите, что нарисовал Вова? -Выполните это же на листочке на проведенной вами прямой. Учитель делает это на доске. -Назовите все геометрические фигуры, которые вы видите. (Дети называют прямую, точку, возможно, кто-то из детей назовет луч). Учитель выделяет цветом на доске луч вместе с его началом. - Я обвела красным цветом новую геометрическую фигуру, с которой мы с вами сегодня познакомимся. Это луч, точка разбила прямую на две части - два луча. Точка - это начало лучей. Луч можно продолжить только в одну сторону. 2) Вывод: текст под знаком! Рис.10 Рис.11 Молодцы! Продолжаем свой путь. Следующая наша остановка на острове Закрепляй-ка. VI. Первичное закрепление. Рис.12 1)- Прочитайте задание № 4учебника. -Какая фигура лишняя? 2) Задание № 5 учебника. -Назовите фигуры. -Каких фигур больше, каких меньше, каких поровну. VII.Самостоятельная работа с проверкой. Задание № 2 тетради (с. 12). -Прочитайте задание. -Обведите лучи жёлтым и зелёным цветом по линейке. - Что можно сказать о числе жёлтых и зелёных фигур? (число жёлтых и зелёных фигур не равно). -Какая геометрическая фигура называется лучом? VIII. Тренировочные упражнения и задания на повторение. 1)- Прочитайте задание № 6. Рис.13 -Видим ли мы номера кресел в ряду? -Какое место в соответствии с билетом должно быть у Пети? -Какое место у Вовы? -Значит, какие кресла должны быть не заняты?(2 и 6) -Если считать справа налево, то не заняты, какие кресла? (пятое, шестое и девятое места). -А это соответствует номерам билетов Пети и Вовы? -Если считать слева направо, то не заняты, какие места? (второе место в ряду, пятое и шестое). -А это соответствует номерам билетов Пети и Вовы? -На каком месте, сидит Петя? Между номерами, каких кресел его место? -Перед кем сидит Вова? Кто сидит следом за Вовой? IV. Итог урока. Вот и подошло наше путешествие к концу. Со всеми заданиями мы справились. -Что нового вы узнали на уроке? -Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? |