Скачать 133.14 Kb.
|
Предмет: физика Класс: 9 Тема: «Закон всемирного тяготения (ЗВТ)» Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ) Автор: Ю.А. Каптюг Основные цели: 1. Сформировать представление о ЗВТ. 2. Сформировать знание формул для расчета гравитационной силы. 3. Сформировать умение анализировать связь межу параметрами, входящими в формулы. 4. Сформировать умение решать задачи с использованием новых формул и изученных ранее. 5. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; умение работать по алгоритму. 6. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и применять эталон. Оборудование: 1. Доска с мелом (или маркером). 2. Презентация (вопросы для этапа «актуализации знаний и фиксация затруднений в пробном действии», новый материал, тексты задач для этапа «первичное закрепление во внешней речи» и образцы решения задач всех задач, алгоритм разбора домашнего задания). 3. Эталоны для вывешивания на доску (F=mg, F12=F21, F12=kq1q2/R2, F12=Gm1m2/R2, F=GmM/R2, G=6,67*10-11 Нм2/кг2, g= GM/R2). 4. Оценочный лист (на каждого ученика)
Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности – Здравствуйте, садитесь! Сегодня вы откроете новый физический закон, который имеет огромное значение не только в нашей жизни, но и существовании вселенной. Как вы будете это делать? – Что означает фраза: «Сегодня мы будим узнавать новое»? (Это значит, что мы будим пробовать выполнять задания, которые никогда раньше не делали. У нас, скорей всего, не получится.) – Вспомним, что нужно сделать, когда на вашем пути появляется затруднение («препятствие»)? (Нужно остановиться и подумать, что я не знаю, поставить цель, построить способ для реализации последней и преодолеть трудность.) 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – С чего обычно начинается урок, на котором вы узнаёте что-то новое? (С повторения.) – Вспомните, что характеризует сила? (Сила характеризует действие одного тела на другое.) – Какой буквой обозначается сила?(F.) – Что действует на все тела вблизи поверхности Земли? (Сила тяжести.) – Чему она равна? (F=mg) – В каких единицах измеряется сила? (Н) – С каким ускорением происходит падение тела и чему оно равно? (Падение тела происходит с ускорением свободного падения, оно равно 9,81 м/с2) – Зависит ли ускорение свободного падения от массы тела? (Нет.) – Напомните мне третий закон Ньютона? (Сила действия равна силе противодействия.) – Что можно сказать о модуле этих сил? (Они равны) – Как это записать с помощью формулы, если взаимодействует тело 1 и тело 2? (F12=F21) – Каково направление этих сил? (Они направлены в противоположные стороны.) – Почему тела падают на поверхность Земли, а не улетают в космос, когда их подкидывают вверх? (Так как все тела вблизи поверхности Земли притягиваются к ней). – Как можно обобщить этот вывод для всех тел, обладающих массой? (Все тела, обладающие массой, притягиваются друг к другу с некоторой силой.) На доске вывешиваются необходимые эталоны. − Что вы повторили? – Прочтите задачу: «Найдите силу взаимодействия между двумя телами, масса которых 1т и они находятся на расстоянии 1км». − Представьте ваш ответ в виде формулы. − У кого нет ответа? − Что вы не можете сделать? 3. Выявление причины затруднения – Какое задание вы должны были выполнить? − Почему вы не можете представить ваш ответ в виде формулы? (Мы еще не знаем эту формулу.) 4. Проблемное объяснение нового знания – Итак, а теперь наступил момент для записи темы нашего урока. Запишите ее на доске и в тетрадях (соблюдение ЕОР – пропускаем нужное количество клеточек, дата, классная работа, тема урока). «Закон Всемирного тяготения» – Сформулируйте, пожалуйста, цели урока. С учетом корректировки учителя цели можно зафиксировать на доске: 1. Познакомиться с новым физическим законом (название, определение, формула). 2. Научиться решать задачи, используя формулу для расчета новой физической величины. – Какие средства вы будете использовать на этом уроке для реализации целей? (Учитель, учебник (задачник).) – С планом открытия новой физической величины вы уже знакомы. Объяснение учителя – запись необходимого материала на доске; фиксация конспекта урока учащимися в тетради. – Попытаемся открыть закон всемирного тяготения, используя аналогию и обобщение знаний, которые вы уже имеете из 8 класса. – Для этого нам необходимо рассмотреть следующий рисунок: На экране появляется рисунок. – Можно ли по этому рисунку сказать, как направлена сила взаимодействия между нашей планетой и телом, которое может находиться в четырех разных положениях относительно Земли? (Да, можно. Она направлена по линии соединяющей центры взаимодействующих тел.) – Как называются такие силы, которые имеют указанное направление? (Они называются центральными.) – От каких физических величин может зависеть эта сила? (Скорей всего, она зависит от массы тел.) – Какая зависимость между силой и массами взаимодействующих тел прямая или обратная? (Прямая зависимость, чем больше массы тел, тем больше сила их взаимодействия.) – Таким образом, мы можем записать следующее выражение F~m1m2 – Какое взаимодействие происходит между телами обладающими массой, притяжение или отталкивание? (Конечно притяжение.) – Вспомните, как взаимодействуют два заряженных тела? (Они могут притягиваться или отталкиваться.) – От чего это зависит? (От знака заряда.) – Как называется закон, описывающий взаимодействие заряженных тел? (Закон Кулона.) – Как называется сила взаимодействия двух заряженных тел? (Кулоновская сила.) – Вспомните, являются ли эта сила центральными? (Да, кулоновская сила является центральной.) – И какое отличие есть между кулоновским и гравитационным взаимодействием? (Гравитационное взаимодействие проявляется в наличии сил притяжения между телами обладающими массой, а кулоновское это не только притяжение, но и отталкивание.) – Все ли тела находящиеся во вселенной падают на Землю? (Нет не все.) – Какие тела не падают на Землю. (Те, которые находятся далеко от Земли.) – Какой вывод можно из этого сделать? (Что эти силы уменьшаются по мере удаления тел друг от друга.) – А что происходит с кулоновскими силами при увеличении расстояния между двумя взаимодействующими заряженными объектами? (Они тоже уменьшаются.) – Как записывается закон Кулона? (F12 = kq1q2/R2) – Что означают величины в этой формуле? (k- коэффициент пропорциональности, q1 и q2 – заряды тел, R – расстояние между взаимодействующими телами.) – Каким образом, силы зависят от расстояния? (Они уменьшаются обратно пропорционально квадрату расстояния между этими объектами.) – Какой можно сделать вывод на счёт кулоновских и гравитационных сил? (Они, чем-то похожи, но есть отличия.) – Что общего у них? (И те и другие уменьшаются с расстоянием и являются центральными.) – В чём отличие? (Кулоновские зависят от зарядов взаимодействующих тел, а гравитационные от массы.) – Сможете ли вы по аналогии с законом Кулона, записать закон всемирного тяготения для взаимодействующих тел. (Да сможем. F = (km1m2)/R2) – Кто вспомнит, как читается закон Кулона? (Сила кулона прямо пропорциональна произведению зарядов двух точечных тел и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.) – Попробуйте сформулировать закон всемирного тяготения. (Гравитационная сила прямо пропорциональна произведению масс двух взаимодействующих тел и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.) – Что проще описать, взаимодействие протяженных или точных тел, обладающих массой? (Конечно точечных) – Почему? (Потому что у точечных тел вся масса и заряд сосредоточенны в одной точке, а не распределены по всему объёму.) – Как называют тела, обладающие массой, но размером и формой которых можно пренебречь, если расстояния между телами во много раз превышают их собственные размеры. (Такие тела в физике называют материальной точкой.) – Для чего ввели это понятие? (Для упрощения описания движения и взаимодействия тел.) – Как вы считаете, закон всемирного тяготения формулируется для точечных или протяженных тел (Для точечных тел.) – Попробуйте сформулировать закон всемирного тяготения для точечных тел. (Гравитационная сила прямо пропорциональна произведению масс двух точечных тел и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.) – Итак, вы открыли закон всемирного тяготения и выяснили, как он читается. 6. Первичное закрепление во внешней речи − Теперь поработайте в парах по вариантам. Решите задачи на новое знание. После решения учащиеся сравнивают свою работу с образцом: либо на слайде, либо на закрытой ранее доске и проговаривают друг другу решение своих задач Задание 1. «Во сколько изменится сила гравитационного взаимодействия, если массу первого тела увеличить в четыре раза, а второго уменьшить в два раза». А) увеличится в 4 раза Б) увеличится в 2 раза В) уменьшится в 2 раза Г) уменьшится в 4 раза Д) не изменится Задание 2. «Во сколько изменится сила гравитационного взаимодействия, если расстояние между телами, имеющими одинаковую массу уменьшить в два раза» А) увеличится в 4 раза. Б) увеличится в 2 раза В) уменьшится в 2 раза Г) уменьшится в 4 раза Д) не изменится Задание 3. «Посчитайте силу гравитационного взаимодействия, если масса первого и второго тела 1 т, а расстояние между ними 1км». А) 6,67 · 10-11Н Б) 3,67 · 10-11Н В) 2,67 · 10-11Н Г) 4,67 · 10-11Н Д) 5,67 · 10-11Н − Скажите, пожалуйста, c каким заданием вы не справились? (С третьим.) – Вы получили какой-нибудь из перечисленных ответов? (Нет.) – Подумайте, почему у Вас не получился правильный ответ. (Скорей всего, мы не правильно записали ЗВТ). – А, где именно вы допустили ошибку? (Может быть в коэффициенте пропорциональности.) – Вспомните, чему равен коэффициент пропорциональности k в законе Кулона? (k = 9 · 109 (Н · м2/Кл2)) – В законе всемирного тяготения тоже есть свой коэффициент, который называется гравитационной постоянной, обозначается он буквой G и равен 6,67 · 10-11 Н · м2/кг2 – Запишите теперь ЗВТ в той же форме, только с нужным коэффициентом пропорциональности. (F = (Gm1m2)/R2) − Этот закон открыл Ньютон, когда изучал движение Луны вокруг Земли и вращение планет вокруг Солнца. − Теперь сравните своё решение с образцом. Образец решения задания № 1:
Образец решения задания № 2:
Образец решения задания № 3
Теперь вы справились со всеми заданиями? (Да.) − Проверим! Поставьте «+» после каждого этапа решения, если выполнили его правильно и «?», если имеете затруднение: 1) правильно перевели минуты в секунды; 2) правильно использовали новый эталон для решения задачи; 3) правильно произвели подстановку значений величин и получили верный ответ. Если у учащихся имеются «?», то проводится коррекция того этапа задачи, где имеется затруднение: либо с помощью учителя, либо с помощью «сильного» ученика. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Эталон решения может быть на слайде, пока не предоставленном для обозрения учащимся, либо на закрытой, на момент решения, доске. Задача № 2 «Какова сила взаимодействия двух космических кораблей массой 2 и 4 тонны, находящиеся на расстоянии 2 километров друг от друга?» Образец решения:
8. Включение в систему знаний и повторение − Скажите, пожалуйста, а где мы можем еще использовать наш новый эталон? (При решении задач более сложного уровня, где наш эталон – один из элементов решения задачи.) − Давайте выполним следующие задания: упражнение 15 (1, 3) При решении задач можно использовать следующее: один ученик решает у доски – остальные выполняют в тетради. При смене задания – меняется и учащийся, который находится у доски. Кроме этого, при решении данных задач используются и другие эталоны, находящиеся на доске. При решении задач можно выставлять хорошие оценки по желанию учащихся. Упражнение 15 (1) Приведите примеры проявления силы тяготения.
Упражнение 15 (3) Известно, что масса Солнца в 330000 раз больше массы Земли. Верно ли, что Солнце притягивает Землю в 330000 раз сильнее, чем Земля притягивает Солнце? Ответ поясните. (Не верно, так как согласно третьему закону Ньютона сила действия равна силе противодействия.)
9. Рефлексия учебной деятельности − Вы очень хорошо поработали. − Подведите итог урока. (Мы сегодня открыли закон всемирного тяготения; сравнили его с законом Кулона, записали расчётную формулу для определения гравитационной силы; выяснили, чему равен коэффициент пропорциональности в ЗВТ; познакомились с формулами для расчета гравитационной силы; научились решать задачи с использованием новых формул и изученных ранее.) − Достигли поставленных целей? (Да.) − Научились решать задачи (Да.) − Как вы оцениваете свой уровень познания нового сегодня на уроке? Раздается оценочный лист, где прописаны уровни усвоения материала урока. Учащиеся определяют свой уровень, фиксируют и в оценочном листе и в тетради. Оценочные листы собираются. Учащиеся ставят перед собой соответствующие цели. Домашнее задание (фиксируется на доске учителем, в дневниках учащимися): § 15 Упражнение 15 (2) – письменно. − Всем спасибо! До новых встреч! |