Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 95.43 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.05.2014
Размер95.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Никонович Елена Васильевна

учитель начальных классов МОУ лицей №44
Урок математики в 4 классе. Образовательная система «Школа 2100».
Тема урока: «Задачи на движение».

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщать и систематизировать знания о различных видах движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием;

  • отрабатывать навыки нахождения скорости сближения, скорости удаления, зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире,

  • воспитывать навыки дисциплинированных пешеходов, соблюдающих правила дорожного движения.

Развивающие:

  • развивать умение находить способы решения задач и выделять рациональные способы решения;

  • развивать пространственное воображение и образное мышление;

  • развивать умения применять знания на практике.


Оборудование:

  • учебник Л.Г.Петерсон «Математика» 4 класс, часть 2,

  • наглядный материал, иллюстрирующий различные виды движения,

  • круги двух цветов (зелёный, красный) для рефлексии,

  • карточки с задачами.


Ход урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

- Запишите в тетради: Число. Классная работа.

- Поработаем устно. Это задание поможет нам сформулировать тему урока.

- Найдите значение выражений и расшифруйте запись, которая станет эпиграфом урока.


70·10 – 3 ·90 = 430

без

165

360:4:18·5 = 25

жить

5

42 – 320:80·4 = 26

с

25

2 6/8 + 3 4/8 – 2 7/8 = 3 3/8

могут

192

7 5/9 – (2 4/9 +1/9) = 5

Люди

430

12 6/10 – 4 5/10 + 1 9/10 = 10

движения.

106

4·30 + 9·8 = 192

рождения

3 3/8

150 – 640 : 80 + 23 = 165

не

10

201·6 – 1100 = 106

самого

26




Люди с самого рождения жить не могут без движения.


- Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать знания о различных видах движения, будем решать задачи на движение.

- Запишите в тетради: Задачи.
2. Актуализация знаний.

(На доске наглядный материал, иллюстрирующий улицу, пешеходов, автомобили, различные виды движения.)

- Вот наша улица. По её проезжей части мчатся автомобили, проходят троллейбусы и автобусы. На тротуарах пешеходы. Всё в движении. Рассмотрите, какие случаи движения представлены на доске? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием.)

- Что происходит с расстоянием во время встречного движения и движения вдогонку? (Расстояние уменьшается.)

- Что происходит в конце концов с объектами? (Они встречаются.)

- О какой скорости в этих случаях мы говорим? (О скорости сближения.)

- Что называется скоростью сближения? (Расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени, называется скоростью сближения.)

- Как находим скорость сближения в случае встречного движения?

(Vсбл.= V1 + V2)

(На доску постепенно вывешиваются таблицы

с различными видами движения.)

- А в случае движения вдогонку? (Vсбл.= V1 - V2)

- Что происходит с расстоянием во время движения в противоположных направлениях и движения с отставанием? (Расстояние увеличивается.)

- Происходит ли встреча в данных случаях? (Нет.)

- О какой скорости мы говорим здесь? (О скорости удаления.)

- Что называется скоростью удаления? (Расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени, называется скоростью удаления.)

- Как находим скорость удаления в случае движения в противоположных направлениях? (Vуд. .= V1 + V2)

- Как находим скорость удаления в случае движения с отставанием?

(Vуд. .= V1 - V2)

- Используя данные с доски, составьте задачи, в которых надо найти скорость сближения или скорость удаления.

(Устное решение составленных детьми задач.)

– А теперь решите мою задачу:

Из двух домов одновременно выбежали девочка и мальчик и бегут в школу. Девочка бежит со скоростью 80 м/мин и мальчик со скоростью 80 м/мин. Им надо перейти через дорогу. Кто быстрее попадёт в школу? Почему? (Ответы детей.)

- Для того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать правила дорожного движения. Такие правила должны знать и водители, и пешеходы. Что означают эти знаки? («Осторожно - дети!», «Пешеходный переход».)

- Первый предупреждает водителей, что рядом находится школа или какое-либо другое учебное заведение. А второй указывает, что в данном месте пешеходный переход, и только здесь можно перейти проезжую часть.

- Где ещё можно переходить улицу? (Там, где есть светофор.)


3. Локализация затруднений.

- На протяжении нескольких уроков мы учились решать задачи про различные движущиеся объекты: про самолёты, машины, поезда. А сегодня я хочу предложить вам задачи про вас. Посмотрим, сможете ли вы вычислить свою скорость при движении, расстояние или время, которое вам потребуется?

- Попробуем решить задачу про кого-то из вас.

Серёжа начал догонять Алину, когда расстояние между ними было 120 м. Серёжа идет со скоростью 60 м/мин, а Алина – со скоростью, составляющей 2/3 от скорости Серёжи. Через сколько минут Серёжа догонит Алину?
4. Построение проекта выхода из затруднений.

- Как вы думаете, с чего начнём?

- Какую формулу надо вспомнить?

- Надо ли обратить внимание на вид движения?

  • Вспомнить формулу одновременного движения.

  • Определить вид движения.

  • Выбрать нужную формулу для решения задачи.

- Вспомните формулу одновременного движения. Как найти первоначальное расстояние между объектами? (Первоначальное расстояние равно скорости сближения, умноженной на время до встречи s = v сбл. · tвстр.)

(На доску вывешивается формула одновременного движения.)

- Для каких видов движения подходит эта формула? (Для встречного и движения вдогонку.)

- Одинаково ли будем находить первоначальное расстояние в случае встречного движения и в случае движения вдогонку? (Разница лишь в том, что при встречном движении Vсбл.= V1 + V2 , а при движении вдогонку Vсбл.= V1 - V2.)

- Почему эта формула не подходит для движения в противоположных направлениях и движения с отставанием? (В этих случаях расстояние между объектами увеличивается и встреча не произойдёт.)

- Но ведь расстояние между объектами можно найти в любой момент времени. Что для этого надо сделать? (Скорость сближения или удаления умножить на время.)

(На доску вывешивается формула s = v уд. · t .)

- И полученное число прибавить, если идёт увеличение расстояния, или вычесть, если идёт его уменьшение, из первоначального расстояния.

- Эти формулы напоминают обычную формулу пути.

(На доску вывешивается формула s = v · t .)

- Только значения s, v, t (расстояние, скорость, время) наполнены особым смыслом.
5.Обобщение затруднений во внешней речи.

- Какой вид движения представлен в задаче? (Движение вдогонку.)

- Какие объекты движутся? (Серёжа и Алина.)

- С какой скорость идёт Серёжа? (60 м/мин)

- А Алина? (Её скорость составляет 2/3 от скорости Серёжи.)

- Что надо узнать в задаче? (Через сколько минут Серёжа догонит Алину, т.е. время до встречи.)

- Как узнать время до встречи? (Надо первоначальное расстояние разделить на скорость сближения.)

- Можем сразу ответить на главный вопрос? (Нет.)

- Почему? (Мы не знаем скорость Алины и скорость сближения.)

- Можем узнать скорость Алины? Как? (Да. 60:3·2)

- Узнав скорость Алины, сможем узнать скорость сближения? (Да.)

- Каким действием? (Вычитанием.)

- Затем сможем узнать, через сколько минут Серёжа догонит Алину, т.е. время до встречи? (Да.)

- Каким действием? (Делением.)

- Запишите решение задачи, ответ.

1) 60:3·2=40 (м/мин) – скорость Алины.

2) 60 – 40 = 20 (м/мин) – скорость сближения.

2) 120: 20 =6 (мин)- время до встречи.

Ответ: Серёжа догонит Алину через 6 минут.

- Решим ещё одну задачу.

Никита и Саша договорились покататься на велосипедах. Они выехали навстречу друг другу одновременно из своих домов, расстояние между которыми 2 км 225 м. Никита ехал со скоростью 240 м/мин, и через 5 минут мальчики встретились. С какой скоростью ехал Саша?

- Нам известно расстояние и время? Что можем найти? (Скорость сближения.)

- Как? (Чтобы найти скорость сближения, надо первоначальное расстояние разделить на время.)

- Узнав скорость сближения, сможем найти скорость Саши? Как? (Да. Из скорости сближения вычесть скорость Никиты.)

1) 2 225 : 5 = 445(м/мин) – скорость сближения.

2) 445 – 240 = 205(м/мин) – скорость Саши

Ответ: скорость Саши 205 м/мин.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А следующие задачи решите самостоятельно.

(Дети работают самостоятельно.)

Задача №1.

Маша и Лиза вышли одновременно из школы и пошли домой в противоположных направлениях. Скорость Лизы 50 м/мин, а скорость Маши на 10 м/мин меньше. На каком расстоянии они буду находиться друг от друга через 15 минут?

  1. 50-10=40 (м/мин) – скорость Маши.

  2. 50+40=90 (м/мин) – скорость удаления.

  3. 90 ·15=1350 (м) – расстояние.

Ответ: расстояние через 15 минут 1км 350 м.

Задача №2.

На уроке физкультуры Вова бежал со скоростью 100 м/мин, Ваня догонял его со скоростью 85 м/мин. Как изменяется расстояние между ними за 1 минуту? Какое расстояние будет между ними через 5 минут?

  1. 100-85=15 (м/мин) – скорость удаления.

  2. 15·5=75 (м) – расстояние через 5 минут.

Ответ: Вова за 1 минуту удаляется на 15 м, расстояние через 5 минут 75 метров.

Задача №3.

Папа Кирилла поехал в Москву. Расстояние между Липецком и Москвой 450 км. Сколько времени потребуется папе на проезд туда и обратно, если он будет ехать со скоростью 90 км/ч, в Москве задержится на 5 часов, а в пути сделает две остановки по 30 минут?

  1. (450+450):90=10 (ч) – время в пути.

  2. 30 ·2=60 (мин) – время остановок.

  3. 10+5+1=16 (ч) – всего.

Ответ: папе потребуется 16 часов.

- Проверьте решение задач по эталону на доске.

Физкультминутка

Люди с самого рождения жить не могут без движения


    • Руки опустите вниз, держите спину ровно, голову не наклоняйте.

    • Медленно поднимайте руки вверх и сцепите их в замок над головой.

    • Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: «Сила во мне» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх.

    • «Нет!» - решили они – две половинки одной горы – сила в нас обеих».

    • Потянулись обе вместе, сильно-сильно.

    • Медленно опустите руки и улыбнитесь.


7. Включение в систему знаний и повторения.

- И ещё одна задача.

Расстояние от дома Миши до школы равно 500 м. Миша проходит этот путь за 20 минут. Однажды он прошёл половину пути и вспомнил, что забыл дома дневник. Ему пришлось вернуться. На сколько он должен увеличить свою скорость, чтобы вернуться домой за дневником и успеть в школу к началу урока?

- Мы знаем расстояние от дома Миши до школы и время, которое он тратит на дорогу. Что можем узнать? (Скорость Миши.)

- Каким действием? (Делением.)

- Какое выражение запишем?

  1. 500:2=25 (м/мин) – скорость Миши.

- Он прошёл половину пути. Как узнать, сколько он прошёл?

  1. 500:2=250 (м) – половина пути.

- Как узнать, сколько времени он потратил?

  1. 20:2=10 (мин) – половина времени.

- Ему пришлось вернуться, то есть его путь увеличился. На сколько? Сколько теперь ему надо пройти?

  1. 500+250=750 (м) – надо пройти Мише.

- А времени сколько у него осталось? (10 минут.)

- Узнаем, с какой скоростью ему надо преодолеть 750 м за 10 минут.

  1. 750:10=75 (м/мин) – новая скорость Миши.

- Скорость Миши была 25 м/мин, а должна стать 75 м/мин. На сколько же надо её увеличить?

  1. 75-25=50 (м/мин) – на столько увеличить.

Ответ: надо увеличить скорость на 50 м/мин.
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

- Ну что же, Миша взял дневник, увеличил свою скорость, улицу перешёл в положенном месте и успел к началу урока. А вы знаете, почему Мише так необходим дневник? Чтобы получить в него очередную пятёрку. Я думаю, что он её сегодня получает. А ещё получают …

- А теперь я попрошу вас самих оценить себя и свою деятельность на уроке. У вас на столах «сигналы» - круги двух цветов светофора для пешеходов: зелёного и красного.

  • Если вам на уроке было интересно, если вы отвечали правильно на все вопросы, если у вас всё получилось, прикрепите к доске ЗЕЛЁНЫЙ сигнал.

  • Если у вас возникали затруднения в ходе работы, но вы с ними справились, прикрепите КРАСНЫЙ сигнал.

(Дети прикрепляют к доске «сигналы».)

- Зелёный сигнал светофора показывает, что движение открыто. Что ж, будем двигаться дальше, к новым знаниям.

- Всем спасибо. Урок окончен.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск