Открытый урок по математике в 1 «Б» классе Короп Галина Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 Тема урока: Задача. Условие и требование.
Цели урока:
образовательная – учить анализировать предлагаемые ситуации в задаче, выделяя условие и требование (в традиционном понимании – вопрос);
воспитательная – воспитывать культуру в организации совместной деятельности;
развивающая – развивать навыки нахождения искомого числа, связанные с выполнением арифметических действий, логическое мышление, важнейшие интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность.
Методы:
Формы: индивидуальные, фронтальные, парные.
Тип урока: Урок применения предметных умений
Оборудование:
Учебник «Математика» для 1 класса четырехлетней начальной школы А. Л.Чекин часть 2, рабочая тетрадь для 1 класса О.А.Захарова 2 часть, знаки – помощники, веры цифр, карточки с двузначными числами, геометрические фигуры (раздаточный материал), плакаты со схемами задач, сигналы « Да - нет », плакат « Задача = условие + требование». Ход урока
Этапы урока
| Формирование УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Органи-зацион-
ный момент
| Регулятивные: проверка правильности выполнения задания (подготовка к уроку)
Личностные: эти -ческие чувства –доброжелатель-ность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
| -Ребята сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.
-Проверим вашу готовность к уроку (учебник, тетрадь, геометрические фигуры, карточки с числами, веры цифр, ручка, сигналы.)
| Дети приветствуют гостей.
Здравствуйте дорогие гости! Мы рады вас видеть.
Дети показывают предмет, названный учителем.
| Актуа-лизация знаний
| Коммуникативные
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
Регулятивные –контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания
Личностные –проявлять познавательную инициативу
Познавательные -использовать общие приёмы решения задач
|
-А сейчас проведём небольшую разминку.
- Возьмите набор геометрических фигур и расположите их в следующем порядке: овал положите слева от прямоугольника, но справа от треугольника.
-Посмотрите. Как расположили геометрические фигуры Миша и Маша. Как вы думаете, кто из них выполнил задание правильно?
- Сравните своё расположение фигур с тем, как их распределила Маша.
- Какую ошибку допустил Миша? -Возьмите карточки с числами и положите их по порядку, начиная с наибольшего числа.
- Проверим (Открываю обратную сторону доски).
-Правильно ли выполнила Вика? Настя? -Какой вопрос можно задать, используя эти числа?
-Какое двузначное число пропущено? (19)
-На какие разрядные слагаемые можно разложить это число?
-А сейчас мы с вами узнаем, какое слово зашифровано здесь. (Показываю на запись на доске). Для этого нам необходимо найти значение выражений и заполнить таблицу нужными буквами.
8-5 =…Д 2+4 = …А
7-3 =…А 1+4 =…Ч
6-5 =…З 9-7 =…А
-С какой целью выполняли задание?
|
Выполняют упражнение Ответы детей (Маша) Дети сигналят «Да-нет».
( Перепутал фигуры местами).
Два ученика работают у доски с обратной стороны. Остальные работают по вариантам. Первый-с числами 15, 16, 17, 18, 20. Второй – с числами 10, 11, 12, 13, 14. Дети сигналят «Да-нет».
Ответы детей (Как называются эти числа?)
Дети с помощью вееров цифр показывают ответы примеров Ответы детей
| Постановка цели урока
| Коммуникативные
определять общую цель и пути её достижения.
Личностные готовность и способность к саморазвитию.
Познавательные -умение искать информацию в учебной книге.
| -Прочитаем все вместе слово по таблице. -Ребята, кто из вас догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
-Откройте учебник на с. 33.
- Кто может назвать тему урока?
-Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Сегодня мы с вами должны научиться составлять задачи, выделять в них условие и требование.
| Дети хором читают слово: « Задача»
Ответы детей (Решать задачи). Ответы детей
| Приме-нение теоретических положе-ний в условии-ях выпол-нения упражнений и реше-ния задач
| Коммуникативные
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные – умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
| -Рассмотрите рисунки, сравните их. (Вывешиваю таблицы со схемами)
-По какому рисунку можно составить задачу?
- Составим задачу.
- Назовите условие этой задачи.
-Назовите её требование.
- Из каких частей состоит задача?
-Дети, положите пакеты с карточками и геометрическими фигурами на предметный стол. - Откройте учебник, найдите №3. Посмотрите на знаки, вывешенные на доске. Они подскажут, что мы должны делать в упражнении. Что же обозначают они?
- Повторим при работе в паре.
-Прочитаем по учебнику задание.
- Работая в парах, первый ряд придумывает требование к первому условию, второй ряд – ко второму условию, третий ряд – к третьему условию.
А) - Какую запись необходимо сделать в тетради, чтобы узнать количество домов? -Откроем тетради и запишем.
-Чему равно значение суммы 7и 6?
Б)- Отвечает вторая пара
-Какую запись необходимо сделать в тетради?
- Запишем.
- Чему равно значение суммы 10 и 5? В) Аналогично работает третья пара
-Как записать в тетради выражение к этой задаче? - Посмотрите внимательно на записи в тетради, какая задача отличается от остальных? Почему?
-Чему учились вы, выполняя это упражнение?
- Найдите упражнение №4. Посмотрите на этот знак. Что он обозначает?
-Прочитаем задание.
А) - Читаем первое требование.
- Какое условие можно придумать к нему?
-Сколько всего коров было в стаде?
Б) - Прочитайте второе требование.
-Какое условие можно придумать к этому требованию?
-Сколько же ромашек осталось в вазе? В)- Читаем третье требование. Придумаем к нему условие
- Сколько комбайнов работало в поле? Г)-Читаем следующее требование.
-Какое требование можно к нему применить?
- Сколько мешков картошки они собрали вместе?
- -С какой целью выполняли упражнение?
|
Ответы детей
( По первому.)
(Маша нарисовала 4 бабочки, а Миша - 2 бабочки. Сколько бабочек нарисовали Миша и Маша?) Ответы детей
Дети встают и выполняют просьбу учителя
Ответы детей (Работа в парах, расскажи, выполни задание в тетради). Дети читают задание
Дети работают в парах
(Выполнившая пара, поднимает вдвоём руки. Один из них читает условие, другой - говорит требование задача: « Сколько домов на двух берегах этой реки?»).
Дети делают запись 7+6=13
Ответы детей. (Сколько учеников стало в классе?)
Дети сигналят - 15. (Сколько яблок лежало в трёх вазах?)
Ответы детей. (6+2+4=12) Ответы детей.
Дети работают по учебнику.
Ответы детей
(На одной улице было 5 коров, а на другой -4) ( В вазе стояло 10 ромашек. Три ромашки завяли.)
(Утром в поле выехало 4 комбайна, а после обеда - ещё 3 комбайна). ( Первая бригада собрала 10 мешков картошки, а вторая -6).
| Динамическая пауза
| Личностные – установка на здоровый образ жизни.
| -Вы хорошо поработали, а теперь немножко отдохнём.
|
Дети выполняют гимнастические движения.
| Самостоятель-ное, творческое ис-пользо-вание сформирован-ных умений и навы-ков
| Коммуникативные
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные – проверка правильности выполнения задания с помощью схемы.
Личностные – проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Познавательные – строить логическую цепь рассуждений.
| - Откройте упр.№5. Посмотрите на знаки- помощники. Как мы должны выполнять это упражнение?
-Прочитайте задачу, рассмотрите схему к ней и выполните самостоятельно остальное задание в парах.
-Настя и Данил пойдут к доске и расскажут, как они работали.
- Что нового появилось в этой задаче?
-А теперь самостоятельно сделайте запись к этой задаче.
-Проверим, как вы записали в тетради.
-Чему учились мы, выполняя это задание?
-Откройте тетради на печатной основе на с.43 №2. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно.
-Проверим, какое число поставили рядом со словом «Было»? «Поставили»? «Стало»?
| Ответы детей. (Работа в парах, расскажи, выполни задание в тетради).
Дети работают по учебнику в парах.
Ответы детей
Настя: « Я прочитала задачу. Рассказала условие. На тарелке лежит 3 красных и 2 зелёных яблока. Показала на схеме дуги, которые его обозначают».
Данил: «А я рассказал требование задачи, показал на схеме соответствующую дугу и назвал знак на схеме стоящий рядом с дугой. Это вопросительный знак». Ответы детей.
Дети делают запись в тетрадях.
Один из учеников читает выражение, остальные дети сигналят.
Ответы детей. (Сопоставлять условие и требование со схемой). Самостоятельно работают в тетради.
Один отвечает ученик, остальные дети «сигналят».
| Рефлексия.
| Познавательные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Личностные – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные – устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
|
-Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Проверим, достигли мы с вами этой цели. Я читаю текст, а вы определяете и с помощью знаков: «У», «Т», «З» показываете, что это - задача, условие или требование.
Маша купила 4тетради в клеточку и 2 в линию. (Условие).
Сколько осталось в пакете яблок? (Требование).
На полке стояло 8 книг. 3 книги взяли. Сколько книг осталось стоять на полке? (Задача).
- Из каких же частей состоит задача?
- Прочитайте и постарайтесь запомнить таблицу. Она пригодится вам на следующем уроке. (Открываю таблицу « Задача = условие + требование).
-Оцените свою работу на уроке: кто считает, что он работал отлично – поднимите руки вверх и похлопайте; кто работал хорошо - покажите большой палец; кто считает, что работал плохо – разведите руки в стороны.
-Вы хорошо сегодня поработали и дружно справились со своей задачей.
На левую руку положите знания, с которыми вы пришли на урок, а на правую – те знания, которые получили на уроке, соединим хлопком и скажем спасибо
|
Ответы детей
Выполнение движений
| |