Скачать 53.87 Kb.
|
Логика и принципы построения курса «Теоретические основы математики с методикой преподавания» для студентов прикладного бакалавриата». Вахромеева Татьяна Анатольевна – магистр 2 года обучения, ИППС Научный руководитель - Васильев Виктор Георгиевич Целью представленного курса является подготовка компетентных студентов - будущих учителей начальных классов, реализующих систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в предметной области «математика». Основными задачами курса мы считаем: - освоение студентами ключевых учебно-практических задач школьного курса математики 1-4 класса в системе развивающего обучения; - овладение содержанием, методами, формами и средствами организации урока математики в системе развивающего обучения; - овладение способами проектирования и анализа уроков математики в системе развивающего обучения. - освоение историко-культурных понятий, лежащих в основе учебного предмета «Математика» в системе развивающего обучения в начальной школе. Курс рассчитан на 2 семестра. Освоение начинается со 2 семестра 1 курса и продолжается во 2 семестре 2 курса. Проектируя курс «Теоретические основы математики с методикой преподавания» мы удерживали следующие принципы: - Деятельностный принцип. Студенты осваивают теоретические основы с методикой преподавания, решая ключевые учебно-практические задачи учащихся начальной школы. Они, как ученики начальной школы, восстанавливают, рождают свою историю понятия числа и величины заново. Для реализации данного принципа нами выбрана следующая форма организации деятельности студентов - модельный урок, который предполагает, что студенты берут на себя роли учеников школы и происходит «как бы урок» по определенному замыслу. - Принцип обобщения. Решая ключевые учебно-практические задачи, студенты восстанавливают методический смысл каждой задачи, выделяют математическое содержание в задачах. Данные задания носят как групповой характер, так и индивидуальный, отвечая на вопросы с помощью текстов и презентаций. Для реализации данного принципа нами выбраны следующие формы организации деятельности студентов: лекции, семинары и обобщающие семинары, в которых могут возникать обобщенные схемы для реализации уроков математики. - Единство практики и теоретического курса. «ТОМ с методикой преподавания» начинается со 2 семестра 1 курса как и ознакомительная практика студентов. На практике студенты могут уже видеть «следы» ключевых задач, которые решали дети и обсуждать дальнейшие развороты. Так, например, студенты решали ключевую задачу на части и целое в курсе, обсуждали, в чем относительность понятия «часть и целое». Уже на практике они смогли увидеть как понятия «часть и целое» используются учащимися для решения текстовых задач. Нами выделено 2 основных раздела, каждый из которых представлен следующими темами: Раздел 1. Учебные и конкретно-практические задачи начального курса математики. Тема 1. Преподавание математики в дочисловой период. Тема 2. Методика формирования понятия действительного числа. Тема 3. Методика преподавания математических операций с числами. Тема 4. Методика решения уравнений. Тема 5. Методика моделирования и решения текстовых задач. Раздел 2. Реализация учебных действий на уроках математики. Тема 1. Проект урока математики. Тема 2. Анализ урока математики. Всю организационно-содержательную модель курса «Теоретические основы математики с методикой преподавания» представим в таблице. Таблица 1. Организационно-содержательная модель курса «Теоретические основы математики с методикой преподавания»
Курс начал апробироваться с февраля 2011 года и реализация данного курса на протяжении 2 месяцев дает возможность сформулировать некоторые выводы.
|