Урок – деловая игра по теме:
«Экология Ломоносовского района»
для учащихся 5-11 классов на закрепление темы:
«Решение задач на проценты»
Автор: Копейкина М.Е.,
учитель математики
МОУ Ропшинская СОШ
Ломоносовский район Деловая игра Представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. На основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
Деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре. Деловые игры моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» жизнь.
В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.
Для проведения деловых игр в классе существенными являются следующие факторы: математическая подготовка учащихся класса, понимание ими цели и механизма игры, заинтересованность их в получении результатов, оперативность проведения игры, возможность оценки учениками своих действий, степень сформированности креативного мышления.
Этапы урока.
Знакомство с профессией.
Постановка главной задачи бригадирам, выяснение их роли в производстве.
Создание игровой проблемной ситуации.
Овладение необходимым теоретическим материалом.
Решение производственной задачи.
Проверка результатов.
Анализ итогов работы, оценка результатов.
Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математики в производстве. самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом, применить полученные знания на практике.
Деловые игры следует использовать при изучении математики. Важное условие их эффективности — профессиональная направленность решаемых задач и их проблемность, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных действий участников игры.
Вот пример одной деловой игры, которую можно проводить в любом классе (5 – 11) как повторение темы «Проценты» (2 ч.) Я провожу его обычно в 6 классе. Игра проводится с использованием компьютера и проектора.
Форма проведения урока: Деловая игра «Производственное совещание».
Тип урока: повторение и обобщение знаний, закрепление умений.
Цель урока: Проверить умение решать типовые задачи на проценты в нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
Проверить умение решать типовые задачи на проценты в нестандартных ситуациях.
Развитие элементов мышления, внимания, памяти, творческой деятельности, речи, мировоззрения.
Воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения и экологической культуры, умение работать в группах.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, листы для решения.
Подготовка к уроку.
Урок готовит учитель и группа учащихся (8 человек): 5 шестиклассников и З старшеклассника.
Урок «производственное совещание» проводится в «лесхозе», в который пришли врачи, изучающие экологическую обстановку в районе. На производственном совещании присутствуют: директор лесхоза, «инженеры» по лесопользованию, по охране леса, по лесокультурам, кладовщик и механизатор. Роли директора и врачей играют старшеклассники, а инженеры — шестиклассники. Остальные учащиеся разбиваются на З группы, «лесничества», в соответствие с уровнем учебной деятельности и для каждой группы на экране высвечиваются задания определенного цвета. Все задачи к уроку старшеклассники прорешивают заранее и в ходе урока являются консультантами для первой и второй группы. А шестиклассники - только те З задачи, которые они предлагают для решения классу и затем проверяют, остальные задачи они также решают во время урока.
Все, что описано, корректируется в зависимости от возможностей класса, в котором проводится урок, от нагрузки учителя (есть ли у него старшие классы). Роли директора, врачей и инженеров можно заменить компьютерными человечками, а озвучивает их учитель или старшеклассники, можно сделать озвучивание на компьютере. Ход урока.
Выступающие
| Тема обсуждения
| Задания. Решения.
| 1-ое лесничество
| 2-ое лесничество
| 3-е лесничество
| Вводное слово учителя
Директор
Первый врач
Второй врач Вопросы учащимся:
| Сегодня у нас необычный урок, урок — «производственное совещание». Ваша задача — решить возникшие в практике задачи, используя изученный материал. Слово предоставляется директору «местного лесхоза».
Производственное совещание.
Начнём наше производственное совещание. Здесь мы собрались для того, чтобы выслушать наших гостей — врачей — и попытаться помочь им в решения их проблем.
Рассмотрим экологическое положение в нашем районе с медицинских позиций.
Как видим результаты неутешительные: заболеваемость увеличивается. Как мы знаем, нам помогает исправить эту ситуацию лес. Лес — это лёгкие земли. Как уберечь лес? Что вы делаете для поддержания нормальной экологической обстановки и что хотели бы сделать?
|
Задание 1-му лесничеству
Средняя продолжительность жизни россиян составляет 66 лет, причём 10% из этих лет мы проживаем за счёт медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь?
Решение:
| годы
| %
| Не учит. мед.
| х
| 100
| Учит. мед.
| 66
| 110
|
60(л)- средняя продолж-сть жизни россиян не учитывая медицину.
66 - 60 = 6(л)
Ответ: на 6 лет.
|
Задание 2-му лесничеству.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу со всех производственных объектов Ломоносовского района в 2009 году составили 3750 тонн, причем после очистки в специальных очистных сооружениях выбросы составили 22%. Сколько тонн загрязняющих веществ выброшено в атмосферу без очистки?
Решение:
| тонны
| %
| всего
| 3750
| 100
| очищено
| х
| 22
|
825(т) – выбросы после очистки
3750 – 825 = 2925
Ответ: 2925 тонн.
|
Задание 3-му лесничеству.
В 2005 году численность населения Ломоносовского района составила 63 140 человек; из них переболело заболеваниями органов дыхания 35%. В 2010 году переболело 43% (численность населения составила 64 100 человек). На сколько процентов увеличилось число заболеваний органов дыхания в 2010 году по сравнению с 2005 годом? Сколько человек переболело в 2005 году и в 2010 году?
Решение:
43 – 35 = 8 ( % )
| чел.
| %
| всего
| 63140
| 100
| переболело
| х
| 35
|
22099(чел.) – переболело в 2005г.
3)
| чел.
| %
| всего
| 64100
| 100
| переболело
| х
| 43
|
27563(чел.) – переболело в 2010г.
Ответ: на 8%, 22099чел., 27563чел.
| Директор
Инженер по охране леса
Инженер по охране леса
| Мы проводим немало работ по улучшению экологического положения в районе об этом расскажут представители нашего лесхоза.
Предлагаю выполнить задания, связанные с проблемами экологического положения.
Обсудим результаты. Как видим, очень много денег тратится на тушение пожаров, а ведь почти все пожары происходят по вине людей. Вы подсчитали, сколько гектаров леса нужно для того, чтобы содержать в чистоте воздух. Я предлагаю организовать специальные места отдыха, посадку леса в черте города и поселков.
| Первый врач садится в роли консультанта в первое лесничество, второй врач - во второе лесничество.
Задание 1-му лесничеству
В 2008 году на тушение пожаров было затрачено 794080 рублей, а в 2009 году 992600 рублей. На сколько процентов увеличились затраты денег?
Решение:
| Руб.
| %
| 2008г.
| 794080
| 100
| 2009г.
| 992600
| х
|
125 -100 =25 %
Ответ: на 25%.
|
Задание 2-му лесничеству.
В 2007 году от пожаров погибло 10 га леса, в 2008 — в два раза больше, в 2009 году — в 7 раз больше, чем в 2008 году. На сколько процентов увеличилась площадь леса, погибшего от пожаров?
Решение:
10 • 2 = 20(га) – 2008г.
20 • 7 = 140(га) – 2009г.
| га
| %
| 2007г.
| 10
| 100
| 2009г.
| 140
| х
|
1400 – 100 = 1300 %
Ответ: на 1300%.
|
Задание 3-му лесничеству.
Один гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхают 232 человека. Сколько процентов это составляет от общего числа людей, проживающих в Ломоносовском районе в 2010 году (численность составила 64264 человека)? Сколько гектар леса должно находиться в пределах района, чтобы в чистоте содержать воздух? Округлите результаты до десятых.
Решение:
1)
| чел.
| %
| всего
| 64264
| 100
| 1 га.
| 232
| х
|
64264: 232 = 277
Ответ: 0,4%, 277 га.
| Инженер по лесопользованию
Инженер по лесопользованию
| Одной из важнейших причин гибели леса является его вырубка, в большинстве случаев - незаконная. Рассмотрим данные по этой проблеме.
Как мы видим, незаконные вырубки леса продолжаются. Значит, наша работа состоит в продолжении надзора за незаконной вырубкой, а большую часть штрафов можно было бы отдать на улучшение экологической обстановки в районе.
| Задание 1-му лесничеству
Непокрытая лесом площадь из-за вырубок последних лет составляет 58 800 га. Сколько процентов это составляет от общей территории лесного фонда, площадь которой 98 000 га?
Решение:
| га
| %
| всего
| 98000
| 100
| 1 га.
| 58800
| х
|
Ответ: 60%.
| Задание 2-му лесничеству.
В 2007 году было вырублено 24 га, в 2008 году - 30 га, в 2009 году - 32 га. Сравните площади вырубок в 2007, 2008 , 2009 годах (в процентах). Округлите результаты до целых.
Решение:
1)
| га
| %
| 2007г.
| 24
| 100
| 2008г.
| 30
| х
|
125 – 100 = 25 %
2)
| га
| %
| 2008г.
| 30
| 100
| 2009г.
| 32
| х
|
107 -100 = 7 %
Ответ: Площади вырубок увеличились в 2008 году на 25%, в 2009 году на 7%,
| Задание 3-му лесничеству.
В 2007 году за незаконную вырубку леса было наложено штрафов в размере 20 000 рублей, в 2008 году - 80 000 рублей, а в 2009 году –180 000 рублей. На сколько процентов увеличилась сумма затрат: а) в 2008 году по сравнению с 2007 годом б) в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Решение:
1)
| руб.
| %
| 2007г.
| 20 000
| 100
| 2008г.
| 80 000
| х
|
400 – 100 = 300 %
2)
| руб.
| %
| 2008г.
| 80 000
| 100
| 2009г.
| 180000
| х
|
225 -100 = 125 %
Ответ; а) на 300 %, б) на 125 %
| Инженер по лесокультурам
Инженер по лесокультурам
| Наша работа состоит в восполнении лесного фонда. Предлагаю представителям лесничеств сделать расчеты, характеризующие экологическое положение.
Как мы видим, саженцев деревьев высаживается меньше, чем вырубается, а почва из - за сброса неочищенных сточных вод с каждым годом ухудшается. Мы организуем посадку хвойного леса и мое предложение - организовать посадку хвойного леса в городах и посёлках - и просьба к КОС - улучшить очищение сточных вод.
| Задание 1-му лесничеству
Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса - 250% от этой величины. Сколько килограмм летучих защитных веществ вырабатывает гектар хвойного леса?
Решение:
| кг
| %
| Листв.дер.
| 2
| 100
| Хв. дер.
| х
| 250
|
Ответ. 5 кг.
| Задание 2-му лесничеству.
В районе через канализационную очистительную систему (КОС) в 2009 году поступало 2840 тонны загрязняющих веществ. Из них 23% проходят недостаточную очистку, а 7% остаются без очистки. Какое количество загрязняющих веществ возвращается в природные водоемы практически без очистки?
Решение:
23 +7 =30 %
| тонны
| %
| всего
| 2840
| 100
| Без очист.
| х
| 30
|
Ответ: 852 т.
| Задание 3-му лесничеству.
В 2007 году было посажено саженцев 250 га, а в 2008 году и в 2009 году площадь саженцев составила 72% от площади в 2007 году. Сколько га саженцев было посажено в 2008 и 2009 году?
Решение:
| га
| %
| 2007г.
| 250
| 100
| 2008-09г.
| х
| 72
|
Ответ: по 180 га.
| Кладовщик
Кладовщик
| Я предлагаю использовать часть средств, полученных от продажи даров леса, для поддержки и улучшения экологической обстановки. давайте произведем расчеты, сколько мы можем заработать за счет продажи леса.
Как мы видим, можно получать дополнительные средства с помощью леса и, конечно, какую-то часть вложить в охрану природы.
| Задание 1-му лесничеству
В 2007 году было собрано и сдано государству 15 т шишек; это составляет от общего числа собранных шишек за три года 37,5%. В 2008 году было собрано столько же, что и в 2007 году. Сколько тонн шишек было собрано в 2009 году? Решение:
1)
| тонны
| %
| всего
| х
| 100
| 2007г.
| 15
| 37,5
|
2)40 – (15+15) =10 (т) Ответ: 10 т.
| Задание 2-му лесничеству.
В 2007 году было сдано государству 4384 кг клюквы по цене 80 рублей. В 2008 году было сдано 8015 кг по цене 100 рублей. На сколько процентов увеличилась прибыль? Округлите до целых. Решение:
1)8015•100 - 4384•80= 450780 (руб) 2)
| руб.
| %
| 2008г.
| 801500
| 100
| разница
| 450780
| х
|
Ответ: 56 %.
| Задание 3-му лесничеству.
В 2007 году было выручено с продажи елок 320 880 рублей, в 2008 году – 802 200 рублей, а в 2009 году–441 210 рублей, а) На сколько процентов увеличилась выручка в 2008 году по сравнению с 2007 годом? б) На сколько уменьшилась выручка в 2009 году по сравнению с 2008 годом?
Решение:
802 200 - 320 880 = 481 320 (руб.)
| руб.
| %
| 2008г.
| 802 200
| 100
| разница
| 481 320
| х
|
802 200 – 441210 = 360 990 (руб.)
| руб.
| %
| 2008г.
| 802 200
| 100
| разница
| 360 990
| х
|
Ответ: а) на 60%, 6) на 45%.
| Директор
Механизатор
Механизатор
| Какие предложения по улучшению экологической обстановки могут внести механизаторы?
Давайте оценим обстановку с нашими данными по Ломоносовскому району и выясним, что можно сделать совместными усилиями.
Как показывают полученные результаты, большое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу автотранспортом. Я не знаю, что мы можем сделать, но конструкторы могли бы подумать над снижением выбросов от автотранспортных средств.
| Задание 1-му лесничеству
Предприятиями Ломоносовского района в 2008 году было выброшено в атмосферу 2320 т угарного газа, а автотранспортом - на 600% больше. Сколько тонн отработанного газа было выброшено в атмосферу?
Решение:
320•6 + 2 320 = 16 240 (т)
Ответ: 16 240т
| Задание 2-му лесничеству.
По данным комитета охраны окружающей среды объем выбросов отработанных газов от предприятий Ломоносовского района и автотранспорта в 2007 году составил 15 200 т. а в 2009 году - 115% от величины в 2007 году. На сколько тони увеличился объем выбросов в 2009 году?
Решение:
200:100•115=17480(т)
2)17 480-15 200 = 2 280 (т)
Ответ: 2 280 т.
| Задание 3-му лесничеству.
Сколько тони отходов от автотранспорта было выброшено в 2005 году в атмосферу нашего района, если угарный газ составил 10 300 тонн, оксид азота составил 13% от величины угарного газа, оксиды серы составили 3,5% от величины угарного газа?
Решение:
00:100•13 =1339 (т)
00:100•3,5 =360,5 (т)
3)10 300+1339+360,5=
11 999,5 (т) Ответ: 11 999,5 т.
| Директор
| Мы выслушали мнения инженеров, кладовщика и механизатора. Сделали необходимые подсчеты и выводы об экологической обстановке в регионе.
На этом наше производственное совещание закончено.
|
|
|
| Выводы:
| Лес — это лёгкие земли. Необходимо увеличить посадку леса (больше хвойного), особенно в городах и других населенных пунктах, организовать специальные места отдыха, улучшить очищение сточных вод. Продолжать надзор за незаконной вырубкой, а большую часть штрафов и часть средств, полученных от продажи даров леса, использовать на улучшение экологической обстановки в районе. Учитель объявляет итоги игры. Оценки за урок.
Урок закончен.
|
|
|
| |