Скачать 46.91 Kb.
|
В тридевятом царстве. Математика. 3 класс. Тема: «Решение задач на кратное сравнение». Цели. Отрабатывать умение решать задачи на кратное сравнение; развивать логическое мышление, память, навыки устного счета. Ход урока.
Учитель. Ребята, сегодня у нас будет немного необычный урок математики. Вспомните русскую народную сказку «Иван-царевич и Серый волк». Чем закончилась эта сказка? Дети. Иван-царевич женился на Елене Прекрасной. У. Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Елена Прекрасная. И вот однажды Елена Прекрасная исчезла. Иван-царевич погоревал-погоревал, да делать нечего – отправился на поиски. Поможем Ивану-царевичу? Но дорога трудная – ждут нас впереди трудные примеры и задачи. Справитесь? Д. Да! II. Устный счет. У. Был у Ивана-царевича волшебный клубочек, за ним он и отправился, и мы следом. Дети решают цепочки примеров. - Привел клубочек Ивана-царевича на распутье, а там камень придорожный с надписью: «Верная дорога та, где ответ не самый большой, но и не самый маленький». Слушайте задачи:
- Каким действием решается задача? Почему надо умножать? Кто запишет выражение на первую дорогу? 2. В сундуке Кощея 30 золотых монет, а серебряных в 5 раз меньше. Сколько серебряных монет у Кощея? - Как узнать? Почему? Запишите выражение. 3. У Бабы Яги на дверях 4 замка, а у Кощея 11. на сколько больше замков у Кощея, чем у Бабы Яги? - Каким действием можно решить эту задачу? Расскажите правило. Запишите выражение. - По какой же дороге идти Ивану-царевичу? Где ответ не самый большой и не самый маленький? III. Повторение пройденного. Решение задач. У. Долго ли, коротко ли шел Иван-царевич и вышел на поляну, а там – избушка на курьих ножках. И живет в ней… Д. Баба Яга. У. Рассказала Баба Яга Ивану-царевичу, что Елену прекрасную похитил Кощей. Справиться с ним очень трудно, так как есть у него помощники. Задала Баба Яга Ивану трудную задачу. Читаем задачу вместе: У младшего брата Змея Горыныча 3 головы, это на 9 голов меньше, чем у самого Змея Горыныча. Во сколько раз больше голов у Змея Горыныча, чем у его брата? Во сколько раз меньше голов у брата, чем у Змея? - Откройте тетради. Выполните схему. О ком говорится в задаче? У. Сколько голов у младшего брата Змея? У. Как изобразим? У. Что еще сказано о брате Змея Горыныча? У. Что можем сказать о Змее Горыныче? У. как показать на схеме? У. Какой главный вопрос задачи? Как запишем? У. Можем ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? У. Как узнать? Запишите. У. А теперь можем? Какое правило нужно вспомнить? У. Запомните это волшебное правило, оно вам еще пригодится. У. Запишите решение задачи. У. Как ответить на вопросы задачи? - Отправился Иван-царевич дальше, а тут и сам Змей Горыныч летит и говорит: «Не стану я с тобой, Иван-царевич, биться, если ты мою задачу не решишь». Читаем задачу вместе: На обед змей Горыныч съел 24 добрых молодца. А на ужин в 3 раза меньше. Во сколько раз больше добрых молодцев съел Змей Горыныч на ужин, чем на обед? - Запишем схему к этой задаче. Один ученик пишет на доске, остальные – в тетрадях. У. Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? У. Почему? У. Можем узнать? У. Запишите решение задачи самостоятельно. У. Сравните свое решение. У. Ответьте на вопросы задачи. Выслушиваются ответы детей. - Удивился Змей Горыныч, что Иван-царевич так быстро задачу решил, и пообещал, что не будет больше есть ни добрых молодцев, ни красных девиц. IV. Физ. минутка. У. А Иван-царевич дальше пошел и вышел, наконец, к замку Кощея. А замок тот на скале высокой. Помогите Ивану-царевичу забраться на скалу – решите задачу (устно): У Кощея в подземелье спрятано 18 литров живой воды и 6 литров мертвой воды. Во сколько раз живой воды больше, чем мертвой? Во сколько раз мертвой воды меньше, чем живой? - Что поможет решить задачу? Д. Волшебное правило. У. Скажите правило хором. Выслушиваются ответы детей. V. Самостоятельная работа. У. Добрался Иван-царевич до Кощея. Встретил Кощей Ивана такими словами: «Ну, Иван, сумел ты до меня добраться – сумей и задания мои выполнить. Решишь все – отдам Елену Прекрасную, а нет – голова с плеч!». Заданий много, я разделила их по вариантам. У. Кощей хитрый, сразу не сдается. Забирай, говорит, Елену Прекрасную, только отгадай, в какой она башне. - У меня 4 башни. Елена Прекрасная не в самой маленькой башне, но и не в самой высокой. Где же Елена Прекрасная? - Вошел Иван-царевич в башню. Открыл дверь, а там ждет его Елена Прекрасная. Тут и сказке конец, и урок наш завершается. VI. Итог урока. У. Вспомните, чем мы занимались на уроке? Какое волшебное правило вспомнили? VII. Рефлексия. У. Вам понравился наш урок? Дети отвечают. |