Скачать 322.78 Kb.
|
Математика 1 класс Ступень обучения (класс) начальное общее образование , 1 класс Количество часов 132ч. Уровень базовый Составила: Куликова А.С. учитель нач.классов Программа разработана на основе программы по математике федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы «Начальная школа XXI века» В. Н. Рудницкой М.: Вентана- Граф, 2011. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебника Математика: 1 класс (в двух частях): учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, О.А.Рыдзе,. - М: Вентана- Граф 2011. Рабочей тетради «Математика» 1 класс (в 3 частях)/ В.Н. Рудницкая - М.: Вентана- Граф 2011. а также методических пособий для учителя: Методическое пособие.- М.: Вентана - Граф 2011. -112 с. - (Начальная школа XXI века). Программа рассчитана на 132 часа в год (4 часа в неделю) 33 рабочих недели, первое полугодие: 64 часа, второе полугодие: 68 часов Программой предусмотрено:
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета. Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
Новизна данной программы заключается в методах и приёмах используемых при изучении тем: Работа с задачей:
Таблица сложения и вычитания изучается в три этапа:
Сравнение чисел: Изображение результатов сравнения в виде графов с цветными стрелками; графы отношений «больше», «меньше», «равно» на множестве целых неотрицательных чисел. Осевая симметрия: Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить (строить):
В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических знаний и умений по пяти направлениям:
Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач. В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. С первой из величин (длинной) дети начинают знакомиться в 1 классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины – сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах). Во втором классе вводится метр, а в третьем – километр и миллиметр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины. Понятие площади фигуры – более сложное. Подготовительная работа идёт во втором классе. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приёмы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита. Эта работа довольно естественно увязывается с изучением таблицы умножения. Получается двойной выигрыш: дети приобретают необходимый опыт нахождения площади фигуры (в том числе прямоугольника) и в то же время за счёт дополнительной тренировки (пересчитывание клеток) быстрее запоминают таблицу умножения. Этот (первый) этап довольно продолжителен. После того как дети приобретут достаточный опыт, начинается второй этап, на котором вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный метр. На третьем этапе во втором классе правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр». Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближённом значения величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближённый результат; поэтому измерить данную величину можно только с определённой точностью. В этом курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий – переменная, выражение с переменной, уравнение. Эти термины не вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения, равенства и неравенства, содержащие «окошки» (1-2 классы) и буквы латинского алфавита (3-4 классы), вместо которых подставляются те или иные числа. На первом этапе работы с равенствами неизвестное число, обозначенное буквой, находится подбором, на втором – в ходе специальной игры «в машину», на третьем- с помощью правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода. В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся с математическими высказываниями , с логическими связками «и»; «или»; «если…, то»; «неверно, что …», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах. К окончанию начальной школы ученик будет отчетливо представлять, что значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического объекта, давать точный ответ на поставленный вопрос. Важной составляющей линии логического развития ребёнка является обучение его (уже с 1 класса) действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания. В программе чётко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространёнными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений – построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач ( деление отрезков пополам, окружности на шесть равных частей и пр.). Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры. Межпредметные связи:
Особенностью организации учебного процесса по математике в 1 классе является использование игрового метода обучения, как метода, помогающего сформировать новую ведущую деятельность - учебную, мотивационную. Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в 6 вариантах трех уровней сложности. Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся (для слабоуспевающих); третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем; пятый и шестой варианты для самых сильных учащихся. В тексты проверочных и контрольных работ (во все варианты) включены 1-2 задания повышенной трудности, отмеченные звездочкой. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач. В 1 классе часть работ имеет целью проверку знаний учащихся таблиц сложения и вычитания. При этом важно знать, сколько времени каждый ученик тратит на эту работу. Содержание программы Первое полугодие (64ч.) Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов (5ч) В конце изучения темы учащиеся должны сравнивать:
называть:
использовать в практической деятельности:
Отношения между предметами и между множествами предметов (4 ч) В конце изучения темы учащиеся должны называть: - предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами. использовать в практической деятельности:
Число и счет (30 ч) Практические работы. Отмерить и отрезать от катушки ниток нить заданной длины. Составление фигуры из частей. Арифметические действия (25 ч) Практическая работа. Изображение геометрических фигур с помощью линейки-трафарета, копировальной бумаги, кальки. В конце изучения темы учащиеся должны называть:
различать:
сравнивать:
использовать в практической деятельности:
Умения: арифметические действия.
Второе полугодие (68ч) Свойства сложения и вычитания (8ч) В конце изучения темы учащиеся должны знать и применять:
Таблица сложения в пределах 10 (18ч) В конце изучения темы учащиеся должны воспроизводить по памяти:
использовать в практической деятельности:
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 (33 часа) В конце изучения темы учащиеся должны воспроизводить по памяти:
сравнивать:
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
Осевая симметрия 9ч В конце изучения темы учащиеся должны использовать в практической деятельности: - определение оси симметрии с помощью перегибания. |