«БОЛТУНИШКА» - сайт для логопедов и заботливых родителей: http://www.boltun-spb.ru
Администратор сайта: Сосновская Наталья: sosnasha@mail.ru
Консультант сайта: Аверина Кристина: k_averina@mail.ru
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ
Автор данного материала:
Амирова В.Р., учитель-логопед
МАДОУ ДСКВ «Югорка», г. Покачи,
Тюменская обл. Дата публикации:
04.04.2013
Тема: «Гласный звук [И]»
Коррекционно-образовательные цели:
Чёткое произнесение и характеристика звука [И].
Развитие умения определять звук, стоящий в начале слова.
Формирование навыков звукового анализа звукосочетаний [АУ], [ИА], [АУИ].
Практическое закрепление гласных звуков в речи, деление слов на слоги, совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие фонематических представлений.
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Развитие слухового внимания, осязания.
Развитие воображения, логического мышления, связной речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества на занятии.
Развитие самостоятельности и инициативности.
Формирование доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: индивидуальные зеркала; сухой бассейн; предметные картинки на звуки [А], [У], [И]; красный за̀мок гласных звуков; фишки для звукового анализа.
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Здравствуйте, ребята. Меня зовут «Ириска», я из страны гласных звуков.
Слышали про такую страну?
Тогда я предлагаю прямо сейчас отправиться в «замок гласных звуков».
А поедем мы на поезде.
Чтобы сесть в поезд, нужно приобрести «билеты».
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ [А], [У] (Дети достают из сухого бассейна картинки, проходят к столу) Назовите, что изображено на ваших картинках, и на какой звук начинается это слово. (Дети садятся) Какие звуки вы называли? (Гласные). Почему они гласные? (Потому что поются, губы открыты, язык внизу, воздух проходит спокойно).
3. ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ [И] Пока мы едем, предлагаю поиграть в картинки. Посмотрите на картинки, давайте произнесем, выделяя первый звук: Аист, Арбуз, Автобус, Индюк. Все ли картинки начинаются на один звук? Какая лишняя? Почему? («Индюк» начинается на [И]). Теперь снова посмотрим на картинки и произнесем, выделяя первый звук: Утка, Утюг, Улитка, Индеец. Какая картинка лишняя и почему? Сегодня познакомимся с новым звуком [И]. Произнесём вместе: Индюк, Индеец, Игрушки, Избушка, Иголка.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [И] Мы остановились перед волшебным озером. Давайте посмотрим в озеро и произнесем звук [И]. Посмотрите: губки улыбаются, зубы закрыты, язычок внизу за зубками. Произнесите звук [И] протяжно, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный, потому что поётся). Обозначим его вытянутым, как наш ротик, прямоугольником. Отгадайте по моим губам, какой звук я произнесу неслышно.
5. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Психогимнастика
Давайте выйдем из вагончиков и пройдём на полянку. Закройте глазки и представьте, что вы на цветочной полянке. Понюхайте носиком, как вкусно пахнут цветы, представьте, как порхают бабочки, так и хочется их поймать. Игра «Поймай звук [И]»
Приготовьте ладошки и поймайте звук [И].
Хлопните в ладоши, когда услышите звук [И].
а) из ряда гласных: [И], [А], [У], [И], [У], [И]
б) из ряда слогов: [ИХ], [АМ], [ИК], [УХ]
в) из ряда слов: ИГЛЫ, АРБУЗ, ИЗБУШКА Физминутка
[А] – руки вверх
[У]– руки в стороны
[И] – присесть Поиграли? Пора возвращаться в вагончики.
6. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ (РАБОТА С ФИШКАМИ) Продолжаем наше путешествие. Давайте вспомним, как мы обозначаем гласные звуки:
[А] - большой круг
[У] - маленький кружок
Новый звук [И] - вытянутый прямоугольник Чтобы, нам было весело в пути, споём песенку. Я буду показывать звук, а вы его пойте. А теперь вы слушайте: [АУ]
Сколько звуков я сказала?
Выложите их.
Какой первый звук? Какой он? (Гласный).
Какой второй? Какой он? А теперь поменяйте местами. Что получилось? [УА]
Какой первый звук? Какой он? (Гласный).
Какой второй? Какой он? А теперь замените первый звук [У] на звук [И].
Что получилось?
А теперь посчитайте на пальчиках, сколько звуков я сказала: [АУИ]
Какой первый звук? Какой он? (Гласный).
Какой второй? Какой он?
Какой третий звук? Какой он?
7. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»
(СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ) Я стану загадывать слово без первого звука. А вы отгадайте, какой звук я пропустила. Вам помогут картинки. …(У)тюг, …(А)нанас, …(И)грушки, …(У)литка …(И)голка Назовите действие каждого предмета. Прохлопайте слова из 2-х частей. Прохлопайте слова из 3-х частей.
8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ Ребята, вот мы с вами и приехали к «За̀мку гласных звуков». Посмотрите, какие звуки нас уже встречают? [А], [У]. А какого звука не хватает?
С каким звуком мы сегодня познакомились? [И].
Какой он? Давайте поселим его в Замке. Наше путешествие закончилось. А кто мне скажет, на какой звук начинается мое имя? И значит, чем я вас буду угощать? (Ирисками). До свидания, ребята!
|