Скачать 41.41 Kb.
|
Урок 58 ВПИСАННАЯ И ОПИСАННАЯ ОКРУЖНОСТИ Цели: ввести понятие вписанной окружности и описанного около окружности многоугольника; рассмотреть теорему о том, что в любой треугольник можно вписать окружность. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Выполнить устно:
II. Изучение нового материала. Изложить в виде лекции п. 74 до замечания 2. III. Закрепление изученного материала. Выполнить №№ 701 (для остроугольного треугольника), 689, 691. № 689. Решение
Далее обсудить с учащимися различные способы решения этой задачи: I способ. 1. АМ = AB = 5 см. 2. M и N – точки касания, следовательно, AN = АМ = 5 см, откуда CN = АС – АN = 8 cм. 3. В АСМ : СМ = = 12 (см). 4. В СON : СО2 = СN2 + ON2, то есть (12 – r)2 = 82 + r2 144 – 24r + r2 = 64 + r2. r = 3. ОМ = ON = 3 см. II способ. 1. В АСМ : АМ = AB = 5 см. СМ = = 12 (см). 2. Отрезок АО – биссектриса треугольника АМС (так как о – центр вписанной окружности), поэтому или ; 13r = 60 – 5r, r = 3. ОМ = ОN = 3 см. IV. Итоги урока.
Домашнее задание: вопросы 21, 22, с. 188; №№ 701 (для прямоугольного и тупоугольного треугольников), 637, 690, 693 (а), 693 (б) – по желанию и используя № 697 III способ решения № 698. № 690. Решение
4) Прямоугольные треугольники ВDС и ВМО имеют общий угол В, и, значит, ВDС ВМО по первому признаку. 5) . 6) Из прямоугольного треугольника ВDС по теореме Пифагора имеем:DС = . 7) ; 5 = ; 625 = 3600 – 289k2 k2 = . 8) DC = = 25 (cм). № 693 (а). Решение
4) РАВС = АВ + ВС + АС = АМ + МВ + NB + CN + KC + АK. РАВС = 2АМ + 2MВ + 2CN = 2(АМ + МВ + СN). а) РАВС = 2(АВ + СN) = 2(26 + 4) = 60 (см). б) Из АВС, С = 90° имеем по теореме Пифагора: АС2 = АВ2 – СВ2 = АВ2 – (CN + NB) = 172 – (5 + r)2 ВС2 = АВ2 – АС2 = АВ2 – (АK + KС) = 172 – (12 + r)2 АВ2 = АС2 + ВС2 172 = 172 – (5 + r)2 + 172 – (12 + r)2 2r2 + 34r – 120 = 0 r2 + 17r – 60 = 0 r = 3 (второй корень не удовлетворяет условию задачи). РАВС = 2(АВ + CN) = 2(17 + 3) = 40 (см). |