Подготовка к ГИА и ЕГЭ. Работа над устной частью экзамена. (из опыта работы)
Л.В. Костоусова,
учитель английского языка
МБОУ лицей №1
Жизнь в современном обществе требует знания иностранных языков. Всё больше и больше людей ездят за границу, во многие институты и университеты приглашают преподавателей из-за рубежа, которые преподают свою дисциплину на иностранном языке. Даже в провинции сегодня всё чаще происходят встречи с иностранцами.
С каждым годом увеличивается количество учащихся, выбирающих английский язык в качестве экзамена на итоговой аттестации. Формат экзамена предполагает контроль аудирования, письменной и устной речи. Каждая часть экзамена требует знания стратегий выполнения, которым необходимо обучить учащихся для успешной сдачи экзамена. Устная часть экзамена в IX и XI классах несколько отличается. В IX классе задания для говорения - это монолог и диалог-расспрос, в XI классе - монолог и моделированная ситуация.
Задание для монолога определяет тему и даёт план высказывания.
Task 1 (3 – 3,5 minutes)
Give a talk on one of your favourite films.
Remember to discuss:
if it is a Russian or an international film
what the film is about
why you like it
if it has any awards
You will have to talk for 1.5 – 2 minutes. The examiner will listen until you have finished. Thenshe/hewillaskyousomequestions.
Как видно из карточки студента, на монолог экзаменуемому отводится 1,5 - 2 минуты, поэтому при подготовке к экзамену необходимо научить учащихся логично выстраивать своё высказывание и строго придерживаться плана.
Готовясь к экзамену можно использовать разного рода упражнения:
Сопоставьте части текста и пункты плана.
Распредели предложения из списка по пунктам плана.
Составь предложение из слов.
Вставьте в пропуски средства логической связи.
На более продвинутом этапе можно в парах или мини группах предложить ученикам придумать предложения на каждый пункт плана, а потом обменяться идеями.
Оченьважноиспользоватьвмонологесредствалогическойсвязи: first, second, moreover, more than that, finally, as for me, to my mind, etc.
После того, как ученик раскроет тему, экзаменатор задаёт ему вопрос, связанный с темой. Здесь ученик должен продемонстрировать умение понимать иноязычную речь. Второе задание (диалог) более полно проверяет умение взаимодействовать с собеседником.
В IX классе карточка студента определяет ситуацию и напоминает о чём нужно спросить.
Task 2 (2-3 minutes)
You’ve come to language university. Find out:
what documents you have to present for entrance examinations
what subjects you have to take in
what the passing score is.
You begin the conversation. The teacher will play the part of the entrance council.
Remember to:
be active and polite
ask the questions and find out all the information you need
Работая над диалогом, необходимо научить учащихся задавать вопросы. Здесь экзаменуемый должен продемонстрировать умение задавать общие, специальные и косвенные вопросы.
Учащиеся должны чётко видеть разницу между прямыми и косвенными вопросами, соблюдать правильный порядок слов в вопросительном предложении.
Самое важное условие для успешного ведения диалога – ведение урока на английском языке. На уроках можно в качестве речевой зарядки начинать урок с заданий, которые направлены на отработку вопросительных предложений. Например:
I’ve got a letter. Ask me about it.
I saw a film yesterday. Ask me questions about it.
Ask me only general questions.
Ask me only special questions.
I’ve read a book. Ask me questions about it.
На уроках необходимо как можно чаще использовать приём управляемого диалога (AskDimaifhelikesreadingandetc.) В XI классе моделированная ситуация требует более серьёзной работы.
Task 2 (3-4 minutes)
You and your friend are discussing the best way of getting information about the world. There are several options but you may choose only one of them:
newspapers
radio
TV
the Internet
You begin the conversation. The examiner will play the part of your friend.
Remember to:
discussall the options
take an active part in the conversation and be polite
come up with ideas
give good reasons
find out your friend’s attitudes and take them into account
invite your friend to come up with suggestions
cometoanagreement
Выполняя это задание, ученик должен обсудить все опции и прийти к решению. Здесь необходимо предложить и аргументировать свой выбор.
Целесообразно выучить с учащимися клише, которые можно использовать при разговоре.
Например, чтобы предложить куда пойти или что посмотреть и т.д., можно использовать такие выражения, как Let’s …, Woulditbeanideato ….? Would you like to ….? I have thought about ….
Для того, чтобы прореагировать на контраргументы собеседника, учащиеся должны выучить фразы: Isee, Perhaps, youareright, Itsoundsreasonable.
Обязательно учащиеся должны владеть фразами, помогающими сделать заключение, например, IthinkVingisthebestidea, So, let’sV, settled?
Учащимся необходимо уметь аргументировать свой выбор. К каждой опции желательно подобрать три веских аргумента, логично изложить их и выслушав контраргументы собеседника, правильно отреагировать и продолжить беседу.
Можно использовать следующие упражнения:
Распредели предложения согласно пунктам плана.
Напиши аргументы «за» и «против».
Соедините предложения, используя средства логической связи.
Составьте предложения с ключевыми словами.
При подготовке к устной части экзамена важно понимать, что искусству говорения необходимо учить учащихся с самых первых дней изучения языка. Урок должен вестись на английском языке и на уроке должен поддерживаться диалог между учителем и учениками и между учащимися. Следует уделять большое внимание формированию лексического запаса учащихся и совершенствованию грамматических навыков и умений, тогда будет достаточно легко подготовиться к устной части ГИА и ЕГЭ.
|