Скачать 53.35 Kb.
|
Тема. Рождество Божией Матери Цели урока:
Тип урока: урок-изложение нового материала Ход урока
Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе.
Рождество Пресвятой Богородицы — рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; христианский праздник православной и католической Церкви. В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum). Празднуется 8 сентября по Юлианскому календарю (в церквах, придерживающихся этого календаря), или того же числа по Григорианскому. Событие праздника С точки зрения вероучения Церкви, рождение Пресвятой Богородицы — матери Иисуса Христа — не было событием случайным и обычным, ибо ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Древняя традиция православной и католической церквей рассматривает многие ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы. Так, в православии к паримиям Рождества Пресвятой Богородицы относятся: Лестница Иакова (Быт.28:10-17);Пророчество Иезекииля (Иез.43:27, Иез.44:1-4);Слова Книги Притчей Сломоновых (Прит.9:1-11). В Новом Завете содержатся очень скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и в частности ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно данному рассказу у благочестивой семейной пары из Иерусалима — Иоакима и Анны, из рода первосвященника Аарона, долгое время не было детей, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, из-за его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима: «И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме ».(Протоевангелие Иакова (4:7-8)) После этого Анна зачала и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия. Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты Её зачатия (9 декабря), Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо». Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние на традиции католической и православной церквей. К нему часто обращались поэты, византийские и русские иконописцы и великие западные художники (например, Джотто). История установления праздника Как и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию. Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин Блаженный. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков. Лишь на Лионском Соборе 1245 папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии. Надпись над входом в монастырь, построенный, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима, около Львиных ворот. Принадлежит Иерусалимской православной церкви. В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни раннего периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной Церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам, судя по тому, что то же песнопение имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песен двух Церквей. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон, преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон, Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне, Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и стиховне, Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство. Произведения песнописцев византийского императора Льва VI, Георгия епископа Никомидийского были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты. Место Рождества Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 метров. На православном месте построен небольшой монастырь, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
Подготовить презентацию о празднике Рождества Пресвятой Богородицы |
Тема. Покров Божией Матери Цели урока Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе | Учебник «Enjoy English 3» Тема урока «Рождество» План-конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Рождество» (к умк м. З. Биболетовой «Enjoy English 3») | ||
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» Рассказ В. В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися... | В этом номере Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства | ||
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с праздником Рождество Христово, с преданием о Рождественской елке... | Образ матери – вечная тема искусства Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства | ||
Реферат Тема: «Храм Покрова Божией Матери г. Минеральные Воды» Правда- только у Бога, следовательно узнать ответы на такие важные вопросы можно только в храме. Нам дана возможность выбирать между... | Реферат Тема: «Храм Покрова Божией Матери г. Минеральные Воды» Правда только у Бога, следовательно узнать ответы на такие важные вопросы можно только в храме. Нам дана возможность выбирать между... | ||
План-конспект урока английского языка по теме: «Рождество в Британии» Цель урока: создать условия для полноценногоовладения обучающимися учебной информацией по теме «Рождество в Британии» | Урока: Воспитательные Данный урок проводится в конце I полугодия в 3 классе. Учащиеся узнают о традициях празднования английского Рождества. Во время урока... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В великобритании сегодня Рождество. Что значит Рождество для англичан? (Выдаю листы с темой “Рождество – семья – Рождественское дерево... | Приложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией... Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»... | ||
Церковь Покрова Божией Матери в Черкизово Черкизово построена в 1903 г по проекту архитектора Десятова Владимира Павловича. Церковь расположена на берегу р. Клязьма. По стилю... | Конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой... | ||
Молитвы о покровительстве певчих, о помощи в духовном пении и чтении... Как определяется пастырское служение в "Книге о должностях пресвитеров приходских" и проф. Певницким | Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) |