Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово





Скачать 107.48 Kb.
НазваниеУрок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово
Дата публикации25.07.2014
Размер107.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Православная культура 2 кл. УРОК 18

Тема урока: Праздник – радости. Рождество Христово
Цель урока: - организовать деятельность учащихся по ознакомлению с праздником Рождество Христово, с преданием о Рождественской елке и празднованием Рождества в православных храмах, с древними традициями празднова­ния Рождества, историей возникновения обрядов и традиций;:

- содействовать формированию у учащихся навыков и умений поддерживать беседу, грамотно строить предложения и правильно говорить;

- способствовать воспитанию уважения и сохранения народных традиций и обрядов, вежливости, благодарственности

- содействовать расширению духовного мира детей;

- уста­новить связь времен: прошлого и настоящего

Основные знания: Рождество Христово, храм – дом Божий

Основные понятия: Рождество, всенощная, ризы, лампада, вертеп

Оборудование: УМК «Православная культура» 2 класс Л.Л.Шевченко, Муз.пособие «Звуковая палитра» 3 чет, ур. 1-2, СД – диск «ПК» 7-8 кл В.Д.Скоробогатого – видеолекция «Рождество Христово», Презентация к уроку, рисунки детей на тему: Рождество

Ход урока:

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте!(хором)

- Я рада видеть вас сегодня у меня на уроке, таких красивых и нарядных. А вы?

- Да

- Давайте улыбнемся друг другу

  1. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с самым радостным христианским праздником. Я знаю, что вы уже догадались, что это за праздник. Но чтобы не ошибиться давайте разгадаем кроссворд. И в выделенном вертикальном столбце прочитаем название этого праздника.

Кроссворд





  1. Дом Бога (храм)

  2. Что дети получают в дар? (подарки)

  3. Вот настало Рождество

Наступило … (торжество)

  1. Что появилось на небе, при рождении Иисуса Христа? (звезда)

  2. Кто такие волхвы? (мудрецы)

  3. Куда положила Богородица младенца – Иисуса Христа? (ясли)

  4. Что значит имя Иисус? (Спаситель)

  5. Где родился наш Спаситель –

Место то известно всем.

Так скорее назовите

Это город? - … ( Вифлеем)

  1. Какой драгоценный металл преподнес один из мудрецов младенцу? (золото)

Обсуждение рисунков посвященных Рождеству: На доске вывешены рисунки – дети по очереди рассказывают, что изобразили на рисунке и почему, им захотелось, именно этот сюжет изобразить.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель задает детям вопрос: Видел ли кто-нибудь из детей, как празднуется праздник Рождества Иису­са Христа в храме - доме Бога?

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с праздником Рождества Христова и узнаем, как этот праздник отмечается в храме.

  1. Знакомство с планом изучения нового материала.

  2. Изучение нового материала.

- Правильно в храме наряжается елка. А почему не какое-нибудь другое дерево? Послушайте предание о Рождественской елке.

(Рассказ о елочке.)

ПРЕДАНИЕ О РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКЕ

Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Мла­денцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг,— все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спа­сителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы припод­нимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратив­шейся теперь в священный храм.

Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пеще­ру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явствен­но слышатся слова:

— Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и под­несем Ему наши дары,— говорила, обращаясь к маслине, паль­ма.

— Возьмите и меня с собой! — робко промолвила скромная елка.

— Куда тебе с нами! — окинув елку презрительным взгля­дом, гордо ответила пальма.

— И какие дары можешь ты поднести Божественному Мла­денцу? — прибавила маслина.— Что у тебя есть? Только колю­чие иглы да противная липкая смола!

Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмели­ваясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.

Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.

— Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день,— сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.

С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. «Они пра­вы,— думала она,— где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Мла­денцу!»

Но ангел сказал ей:

— В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!

И ангел взглянул на небо.

А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец прос­нулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.

Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и паль­му. За зло она платила добром.

И ангел видел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаг­раждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красо­ваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника.
У русского народа праздник Рождества Христова является одним из самых радостных и важных. Чтобы встретить Рождество достойно, следует подготовиться к празднику. Время подготовки называется постом, который предшествует празднику с 28 ноября по 6 января. День 6 января называется Сочельником. Пищу верующие принимают не раньше, чем на небе появится первая звезда, названная Рождественской.

Особенно торжественно празднуется день Рождества Христова в храме – доме Бога.

Посмотрите видеолекцию и послушайте праздничные песнопения (после просмотра учитель говорит на экране появляются слайды: - мы видем, что храм украшен Елочкой, священники одеты в белоснежные ризы, зажжены все светильники – лампады и звучат праздничные песнопения (Включает запись)

Ответьте на вопросы:

- как готовятся люди к празднованию Рождества Христова?

- что происходит на Рождество в храме?

- что означают слова: всенощная, ризы, лампада, вертеп

- какими словами славят в храме родившегося Христа?

(на экране проектора – слова праздничного песнопения – учитель объясняет их смысл: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецах благоволение!» - На доске в вышних – в небесах; на земли – на земле; в человецах – в людях; благоволение – любовь. Люди славят Бога (благодарят, говорят «спасобо») словами ангельского приветствия

Работа с рубрикой «Знаешь ли ты» с воспитательным моментом.

СПАСИБО – это сокращенное произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спасиБо(же) Такими словами в России было принято выражать благодарность: «Спаси, Господи!»

- Почему мы называем Иисуса Христа – Спасителем?

- Какими мы не должны быть?

- Какое слово мы не должны забывать говорить?

- За что следует благодарить?

Учитель:

- Вежливый ребенок не должен никогда забывать слово «спасибо». Иначе он станет похожим на … кого? Угадайте.

Учитель читает басню И.А.Крылова «Свинья и Дуб»

Свинья под Дубом вековым,

Наелась желудей досыта, до отвала.

Наевшись, выспалась под ним,

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать

У Дуба корни стала...

...«Ведь это дереву вредит!

-Ей с Дуба Ворон говорит.

-Коль корни обнажишь,

Оно засохнуть может».

Свинья отвечает, что ей нужны только желуди, а не дерево.

«Неблагодарная! - - промолвил Дуб ей тут.

-Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Вводится понятие «стыд».

Вопросы:

- На кого мы не хотим быть похожими?

- Какими мы не хотим быть? (Неблагодарными)

- Какое слово мы не должны забывать говорить? (Спасибо)

Физминутка.

- Ученик читает стихотворение:

Елочка на Рождество –

Для детишек торжество.

А на елочке игрушки:

Домик, шарики, хлопушки…

И колядок слышно пенье

В день Иисусова рожденья.

- Скажите ребята, а вы на Рождество в этом году ходили колядовать? Кто знает что такое колядки? Почему мы колядуем на Рождество?

Рассказ учителя о колядках и христославии.

До X века славяне были язычниками. Они верова­ли во множество богов, в каждом племени был свой верховный бог, которому подчинялись другие. Верили славяне и в разных духов -в водяного, лешего, берегиню, домового. Обращались славяне к своим богам и духам при помощи магических обрядов, которые следовали один за другим в течение всего года. Некоторые из них народная память сохранила до сих пор.

Такой обряд в праздновании Рождества дошел и до нашего времени - Колядование.

- Какие колядки вы знаете?

(Дети рассказывают.)

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

С Рождеством Христовым!

Позволь-ка, хозяин, под окошком встать,

Коляду покликать!

* * *

Славите, славите!

Сами, люди, знаете:

Я славить не умею, просить многого не смею.

Открывайте сундучок, доставайте пятачок.

Мне, Сереже, на чаек!

* * *

Я - маленький мальчик,

Сел на стульчик, В трубочку играю,

Всех поздравляю.

ХОЗЯИН С ХОЗЯЮШКОЙ,

Поздравляю вас с праздником,

С Христовым Рождеством!

Подайте пятачок отцу на табачок,

Матери - на кофе, сестре - на картофель.

Учитель: В колядовании тесно переплелись языческие и христианские традиции. Прежде Коляда символизировал поклоне­ние Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках (песнях) воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно Коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из Колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские. Отголоски языческих традиций в колядовании слышны в повести Н. В. Гоголя «Ночь пе­ред Рождеством».

Чтец. «Колядовать у нас называется петь под окнами накану­не Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин или хозяйка, или кто оста­ется дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Го­ворят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за Бо­га, и что будто от того и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запре­тил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христово, а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».

- Когда принято колядовать? (6 января.)

- С чем это связано?

Учитель: Да, 6 января - Рождественский сочельник канун Рождества (Коляда). Сочельник, или сочевник, получил название от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, обязательное для этого вечера. Готовится он из сока миндального, макового с медом и ка­ши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, чечевицы, позднее - риса. На второй день Рождества готовили бабину кашу, или бабкину кутью. Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от ро­ждественской постной кутьи бабкину кашу готовили «богатой».

В Рождественский сочельник церковь предписывала строгий пост до вечернего богослужения, до первой звезды. Православные люди, соблюдая пост перед праздником, готовят себя к важному и торжественному событию. Человек ограничивает себя в еде, но от­каз от определенных видов пищи связан не только с телесным на­чалом. Ограничивая телесное, мы как бы расширяем в себе духов­ную сторону нашего существа. Во время поста считается особо тяжким грехом раздражение, гнев и неприязнь к кому-либо. Пост -ступенька к совершенству.

- Почему церковь предписывала соблюдать пост до первой звезды? С каким событием это связано? (Высказывания детей.)

В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Мла­денца-Христа, о волхвах, дары приносящих. Так воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и традициям.

- Как вы думаете, почему считалось большим грехом и оскорб­лением непринятие христославов, отказ в одаривании пришедших? С каким событием связан обряд одаривания?

- Постарайтесь ответить, почему в деревенский дом приводили животных? (Высказывания детей.)

Воспитатель (дополняет). В некоторых областях России сохранился обычай зажигать костры накануне Рождества. Это свя­зано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, гревшимися у костров в рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя дворы и дома, «обсеивали» овсом избы, поздравляли с праздником хозяев, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ре­бяток». Эти пожелания объясняются тем, что в крестьянских усадьбах именно к этому времени появлялся приплод ягнят, телят.

В северных областях и средней полосе России, где зимы были особенно суровы, крестьяне, стремясь сохранить молодой приплод, размещали его в жилых домах, выхаживали, выкармливали и, та­ким образом, как бы само собою устраивался вертеп. Вошло в обыкновение в рождественских приветствиях желать доброго при­плода, богатых урожаев, зажиточного бытия.

Нередко христославы выкрикивали «корилки» - угрожающие колядки, запугивая хозяев дома. Для чего это делалось? Какие ко­лядки вы знаете с элементами запугивания?

Дети читают: Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег с полтину!

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Или индюшку,

Или сена клок,

А не то вилы в бок.

Коляда, коляда, подай пирога!
Подай, не ломай, а по целому давай.

Кто даст пирога - тому скот, живота,

Кто не даст пирога - уведем корову за рога.

Кто не даст пирога -

Тому куричья нога,

Гроб да лопата,

Корова горбата! (Высказывания детей.)

И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодари­ли хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка, здоровья. Дети читают: На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле - копнами,

На столе - пирогами.

Чтобы здоровы были,

Чтобы долго жили!

Дай вам, Господи, всего-то всего:

Одна-то бы корова

По ведру доила,

Одна-то бы кобыла

По два воза возила.

Спасибо этому дому,

Пойдем к другому.

Учитель: В деревне сохраняются обычаи, предания и при­меты праздника - старые, старинные, а иногда и древние. Кажется, сама земля, на которой стоит село, бережет все то, что накопила народная мудрость. А корни есть не только у дерева. Наши обряды и обычаи - это источник знаний о том, как в древности люди вос­принимали мир. И, наконец, мы сами, часто не отдавая себе в этом отчета, являемся носителями древних представлений о мире. По­чему существует традиция водить хороводы вокруг елки, надевать костюмы, маски, таким образом превращаясь из обычных людей в волшебных, то темных зверей - лисичек, зайцев, котов и т. д. Все это пронизано следами древнейшего происхождения, хотя и вос­принимается нами как вполне современный праздник.
Чтение стихов наизусть.

- Я знаю, что вы тоже подготовились к празднику. Нарядили в классе елочку. Сделали вертеп и подарки. Выучили Рождественские стихи.


  1. Итоги урока.

  2. Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconУрок-утренник 2(3) класс Тема : Рождество Христово
Воспитание христианской нравственности через знакомство с событиями праздника Рождества Христова
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconСочинение на тему: «Как моя семья встречает праздник Рождества Христова»
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество вернулось совсем недавно. В недалёком...
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
После встречи Нового года приходит один из главных православных праздников — Рождество Христово. Традиция праздновать Рождество Христово...
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Рождество Христово», беседа с детьми на тему «Рождество», заучивание колядок
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconУрока: образовательные
Урок-праздник по английскому языку в 4 классе по теме «Рождество в Англии» по учебнику М. З. Бибалетовой, Н. Н. Трубаневой «Enjoy...
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconУрок 26 в теме «Православный календарь. Почитание святых»
Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Успение Пресвятой Богородицы …
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок в группе раннего развития. Изготовление поделок на тему «Рождество Христово»
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Рождество в Германии. Рождественский праздник в семье Лёвенхауптов.»
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема работы: «Происхождение и значение зимних праздников народного православного календаря: Новый год, Рождество Христово»
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconУчебник «Enjoy English 3» Тема урока «Рождество»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Рождество» (к умк м. З. Биболетовой «Enjoy English 3»)
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconУрока: Воспитательные
Данный урок проводится в конце I полугодия в 3 классе. Учащиеся узнают о традициях празднования английского Рождества. Во время урока...
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconКонспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество»
Рассказ В. В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися...
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconЭлектронный сборник методических материалов «Рождество Христово» История создания
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconКомплексное занятие к празднику «рождество христово»
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слайды: репродукция иконы Рождество Христово, вертеп, ангел; игрушка юла, магнитофон, проектор
Урок 18 Тема урока: Праздник радости. Рождество Христово iconПлан-конспект урока английского языка по теме: «Рождество в Британии»
Цель урока: создать условия для полноценногоовладения обучающимися учебной информацией по теме «Рождество в Британии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск