Рабочая программа по предмету "Человек и право"





Скачать 118.73 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету "Человек и право"
Дата публикации02.07.2014
Размер118.73 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
Рабочая программа по предмету "Человек и право" 10 класс.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена для общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего (полного) общего образования.
Предмет "Человек и право" входит в образовательную область "Обществознание".
Программа разработана на основе:

- Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву.

- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Данный курс изучается как самостоятельный учебный предмет Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Учебный курс «позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, ставшие основой для понимания норм права: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Обучение праву в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Изучение курса "Человек и право" направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере.

• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю при 5-ти дневной рабочей неделе.
Методы и формы обучения.
В учебном процессе используются формы и методы активного обучения: практикумы, дискуссии, дебаты, форумы, ролевые игры, тренинги, социологические микроисследования, проблемные уроки, моделирование ситуаций, выполнение мини-проектов и проектов, "Круглые столы", семинары, конференции, составление таблиц, схем, что выводит учащихся за рамки урока, а изученное содержание курса оказывает влияние на внеурочную деятельность.

Правовое и гражданское воспитание осуществляется с опорой на личный опыт учащихся и предполагает обращение к анализу реальной социальной действительности.

Основным компонентом темы являются нормативно-правовые акты (источники права). С ним связаны вспомогательные тексты и материалы для обсуждения из адаптированных источников и источников СМИ (в т.ч. Интернет), вопросы, задания, тесты.

Предусмотрены различные типы заданий: поисковые, аналитические, альтернативные, проблемные и др. Технология подобных уроков включает:

познавательную мотивацию;

исследование;

обмен информацией;

анализ ситуаций,

формулирование выводов

применение полученных на уроке знаний.

. Применяются разнообразные типы уроков: уроки изучения источников права, комбинированные уроки, уроки-беседы, уроки лабораторного и семинарского типа, игровые уроки, уроки-исследования, повторительно-обобщающие и контрольные уроки.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся.
1) Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...».

2) В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

3) Владение основными навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

4) В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды,
Общеобязательными по курсу являются следующие виды деятельности:

• работа с источниками права,

• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
КУРС ОРИЕНТИРОВАН НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДУЮЩИХ УМЕНИЙ:
характеризовать право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения;

объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

различать формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

.

Критерии оценки устного ответа.

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком, приведены примеры общественной жизни и личного социального опыта, сформулированы выводы.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя, приведены примеры общественной жизни и личного социального опыта, сформулированы выводы.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный, или отсутствуют примеры общественной жизни, выводы не сформулированы.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
  Критерии оценивания письменного ответа (творческого, проблемного задания).

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) с использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования явно не прослеживаются или присутствуют несущественные ошибки). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов с некоторыми ошибками. Дана аргументация своего мнения с опорой на личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации, с существенными теоретическими ошибками.

 Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Критерии оценивания исследовательских, проектных работ.

Оценка "5" ставится, если чётко обозначены тема, проблема (актуальность темы), цели и задачи работы; представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий, В процессе реализации работы были использованы методы исследовательской деятельности, сделаны обоснованные выводы. Работа имеет практический результат. Защита (презентация) работы прошла на высоком уровне (знание предмета исследования, владение речью)

Оценка "4" ставится, если чётко обозначены тема, проблема (актуальность темы), цели и задачи работы; представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, с использованием обществоведческих терминов и понятий с незначительными ошибками. В процессе реализации работы были использованы, но не в полном объёме методы исследовательской деятельности, сделаны обоснованные выводы. Работа имеет практический результат. Защита (презентация) работы прошла на приличном уровне (незначительные погрешности в знании предмета исследования, владении речью.)

Оценка "3" ставится, если тема, проблема (актуальность темы), цели и задачи работы обозначены с незначительными ошибками; представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, с формальным использованием обществоведческих терминов и понятий с некоторыми ошибками. В процессе реализации работы были использованы, но не в полном объёме методы исследовательской деятельности, сделаны выводы на бытовом уровне. Работа имеет практический результат. Защита (презентация) работы прошла на низком уровне (значительные погрешности в знании предмета исследования, владении речью.)

Оценка "2" ставится, если были обнаружены значительные ошибки по всем параметрам структуры и реализации работы при халатном отношении к труду.

Оценка "2" не ставится, если работа не была представлена в полном объёме по причинам выбора ошибочного направления реализации проекта, исследования при серьёзном отношении учащегося к своему труду.


Учебно-методический комплект.
1) Певцова Е.А. В.В. Спасская. «ПРАВО. Основы правовой культуры» Программа курса для 10 класса общеобразовательных учреждений; М; «Глобус»; 2008

2) Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ. 2008;

3) Кожин Ю.А.Практикум по праву к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.

4) Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2008;

5) Нормативно - правовые акты (Источники права) РФ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconУрок по предмету «Человек и мир» (2 класс)
Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа педагога кантиевой Олеси Олеговны, учителя истории...
Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), отражает особенности структуры и содержания учебников «Право»...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа по учебному предмету Право
Разработана на основе авторской программы авторы: А. И. Матвеев. Право. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы./....
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для дошкольников форме. Дать понятие о том, что каждый человек имеет право...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа по дисциплине од. А. 02 Иностранный язык (английский)
Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа дисциплины (модуля)
«Конституционное право рф», «Административное право», «Гражданское право», «Международное право», «Международное частное право» в...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа дисциплины «залоговое право»
«Гражданское право, предпринимательское право, семейное право; международное частное право» по юридическим наукам, утвержденной приказом...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" icon«Здоровье»
В рамках XX районного фестиваля педагогических идей и находок «Человек. Наука. Общество. Право» неделя творчества в школе проходила...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа по предмету «право»
Тихомирова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа дисциплины по специальности 12. 00. 03 «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа дисциплины Международное миграционное право Цикл:...
Рабочая программа дисциплины «Международное миграционное право» предназначена для магистрантов юридического факультета (очная форма...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа дисциплины Европейское трудовое право Цикл: дв1...
Рабочая программа дисциплины «Европейское трудовое право» предназначена для магистрантов юридического факультета (очная форма обучения),...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа по Обществознанию 8 класс. (Базовый уровень)
При сопоставлении Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) с Федеральным...
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа по праву Разработана
Фкгс по предмету право программы по праву под редакцией А. Ф. Никитина М. «Просвещение» 2008г
Рабочая программа по предмету \"Человек и право\" iconРабочая программа для студентов направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Магистерской программы «Гражданское право, семейное право, международное частное право»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск