Программа "введение в предание" Сурова Л. В. Предисловие программа "





Скачать 390.96 Kb.
НазваниеПрограмма "введение в предание" Сурова Л. В. Предисловие программа "
страница1/4
Дата публикации03.07.2014
Размер390.96 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДАНИЕ"

Сурова Л.В.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа "Введение в Предание" - это авторская разработка первого этапа начального православного образования, выполненная в разных вариантах для различных возрастных групп. Основные принципы построения данной программы близки принципам программы "Мироведение". Мы преследовали цель комплексной организации вероучительного и общепознавательного материала в развивающей педагогической системе с учетом пожеланий и личных возможностей учителей, а также особенностей данного учебного заведения и конкретной группы.

Предлагаемые вашему вниманию методические разработки программы прошли частичную апробацию: программа для дошкольников - в 1993/94 году в детском саду № 890 (Строгино), педагог - Н.А.Винокурова; программа для среднего школьного возраста - в 1992/93 году в воскресной школе храма Воскресения Христова в Измайлове, педагог - А.С.Балаховская; дополнительные уроки - в 1993/94 г. в воскресной школе храма свт. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, педагог - О.С.Варюшенкова.

Все педагоги прошли небольшую подготовку, чтобы овладеть теми методами, которые нам казались более всего отвечающими требованиям современной православной педагогики.

После апробации все разработки были значительно дополнены и уточнены, и только после этого приняли вид системных программ. Практика показала, что они открывают некоторые новые возможности для педагогического диалога, поэтому мы решаемся предложить их православным учителям, желающим разнообразить формы и методы учебно-воспитательной работы нашей православной школы.

Но не забудем, что в одну реку нельзя войти дважды. Чужой опыт нельзя применять бездумно. Любая программа, любая методическая рекомендация должна быть творчески осмыслена педагогом и, конечно, адаптирована для местных условий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

1. Мир - наш дом

2. Мир рукотворный и нерукотворный

3. Изменение внешнего мира

4. Коллективный рисунок мира

5. Познание внешнего мира

6. Внутренний мир человека

7. Человек - существо разумное

8. Жизнь человека

9. Христос - Спаситель (слайд-фильм)

10 Христос - Сын Божий (слайд-фильм)

11 Воскресение (слайд-фильм).

12 Евангелие.

13. Вечная жизнь

14. Храм (слайд-фильм), ч.1

15. Храм (слайд-фильм), ч.2

16. Экскурсия "Храм в городе"

17. Первый Иерусалимский храм. Библия

18. Библия. Древний Израиль

19. Бог - Троица

20. Ангельский мир

21. Сотворение мира.

22. Жизнь в Раю

23. Грехопадение

24. Обетование спасения

25. Путь ко Христу. Закон

26. Пророки и пророчества

27. Библия - учебник жизни (слайд-фильм)

28. Посещение храма. Внутреннее убранство храма

Тема 1

МИР - НАШ ДОМ

Посмотрим в окно. Что мы там видим?

Дома, деревья, люди ходят по улицам. Продавец продает мороженое. Все заняты своими делами.

А если мы пойдем в лес, что мы там увидим?

Там разные деревья растут, птицы летают, звери бегают. Летом бабочки летают. Много насекомых: жучки, червячки, кузнечики. А если рядом есть речка, то там рыбы плавают.

Всем и всему на Земле есть место. Мир - наш общий дом. Как нам жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу?

Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять мир, а не разрушать его.

А как вам кажется, откуда взялся такой сложный большой мир? И почему все в мире так подходит одно к другому?

Мир возник не сам по себе. Он сотворен Богом. Бог - невидимая всемогущая разумная сила. Бог - Создатель и Творец мира и жизни. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

Д.З: Нарисовать чей-либо дом. На уроке возможно использование слайдов и репродукций о природе, о животных, городских пейзажей.

Тема 2

МИР РУКОТВОРНЫЙ И НЕРУКОТВОРНЫЙ

Рассматриваем домашние рисунки, обращая внимание на разнообразие мира. (Показываем слайды или репродукции). Вот мир Земли: растения, насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, человек. Найдем рукотворное и нерукотворное в мире. Рукотворное то, что сделано человеком,- дом, троллейбус на улице, наша одежда... Бог создал человека способным к творчеству, способным делать самые разные дела. Подумаем,- какие?

Строить, красить, ездить, считать, писать, рисовать...

Нерукотворное, то есть не нами созданное, это деревья, земля, реки, все животные, птицы, рыбы... Каким одним словом можно назвать все нерукотворное вокруг нас?

Природа. Природа сотворена Богом.

А дом человека рукотворный или нет? Из чего люди делают дома? Во что люди одеваются? Что едят?

Удивительно!  Все  для  жизни  человека  есть  на Земле! Все приготовлено для нас - так Бог любит людей.

Как влияет мир рукотворный на нерукотворный, на природу? Все ли мы можем делать по отношению к природе, что захочется? Могут ли люди своими действиями разрушить природу и к чему это может привести? Как же нужно жить, чтобы не губить природу, а дружить с ней?

Наша задача - хранить жизнь, не убивать, не мучить никого. Человеку надо и свой дом построить, и другим не мешать.

Человек сотворен Богом свободным. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь, то есть учиться строить, поддерживать жизнь вокруг нас. Это наша 1 первая служба Богу.

Д.З: Нарисовать рукотворные и нерукотворные явления в мире.

Тема 3

ИЗМЕНЕНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА

Рассматриваем домашние рисунки.

А как вам кажется, то, что вы нарисовали, сейчас изменилось?

Дерево подросло, лужица высохла, птица улетела.

Мир вокруг нас изменяется. Бог создал мир живым, то есть движущимся, постоянно меняющимся. Какое сейчас время года? А потом какое будет время года? Какие еще вы знаете времена года? Как природа изменяется? Как изменяются животные?

Растут, линяют, впадают в спячку, приносят потомство. А что происходит зимой с растениями?

Деревья сбрасывают листву и "засыпают", не растут. Жизнь в них становится невидимой для глаза. Травы, цветы - просто засыхают и исчезают в земле. Как только наступает весна, деревья начинают зеленеть, трава расти, природа возрождается.

Жизнь на Земле непрерывна. В каждый момент времени что-то отмирает, а что-то рождается.

Д.З: Нарисовать на одном листе несколько рисунков об изменениях в природе, например: сад летом, осенью, зимой, весной.

Тема 4

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК МИРА

Цель урока.

Опыт совместного творчества, воспитание уважения к личности и творчеству другого человека.

Описание занятия. У одного листа ватмана рассаживаются четыре ребенка. На столе две мягко сочетающиеся краски из основных цветов. Дети начинают рисовать, каждый на том участке листа, который к нему ближе. Рисуют, кто что хочет. Через недолгое время (минут 10-15), когда рисунки еще не полностью закончены, надо повернуть лист так, чтобы перед каждым оказался рисунок другого ребенка, который надо завершить.

Объясняем, что редко в жизни мы можем найти совершенно пустое место. Часто нам придется жить, работать и отдыхать вместе с другими. А еще бывает, что одни люди начали дело, а другим приходится его заканчивать. Надо учиться продолжать дело, начатое другим. Что легче: начинать или продолжать?

Для начинания нужно только желание поделиться с другими людьми своими впечатлениями. Творчество во всех областях деятельности естественное дело для человека.

Когда же мы продолжаем чей-то рисунок, нам нужно быть более внимательными, ведь надо ненароком не уничтожить труды другого, а почувствовать, что хотел изобразить наш товарищ, понять его замысел, развить его и дополнить.

Д.З: Рисуем красками вместе с мамой или папой на одном листе, продолжая рисунки друг друга.

Тема 5

ПОЗНАНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА

Рассматриваем домашние рисунки.

Что мы знаем о мире, который нас окружает?

Он огромный, в нем много всего, что можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать. Но каждый из нас ощущает, чувствует этот мир немножко по-своему. Эти ощущения мы запоминаем. Это наш опыт, наша память.

У каждого человека накапливается свой опыт жизни, собственное знание. Один купался в море и знает вкус морской воды, другого кусала пчела, и он знает, как это было больно. Третий лично видел снегиря на ветке и запомнил его окраску.  Давайте вспомним,  кто что лично пробовал и чувствовал.

Дети рассказывают случаи из своей жизни.

А теперь хочу задать вам очень интересный вопрос: какое лето в Африке?

Жаркое, долгое...

Откуда мы это знаем?

Мы этого не видели, не ощущали сами, но нам рассказывали, мы видели в кино, читали об этом в книгах.

Значит, человек живет не только своим личным опытом, другие люди могут поделиться с нами своими знаниями. Но всегда ли мы ими пользуемся?

Когда мама говорит: "Не трогай утюг, он горячий, обожжешься!",- можно учесть мамин опыт, послушаться ее, а можно все делать только по своему желанию, никого не слушать.

Что тогда может получиться?

Пренебрегать опытом других опасно. Непослушание редко оканчивается благополучно, чаще оно приводит к неудачам и ошибкам.

Д.З:    

Нарисовать два рисунка: то, о чем нам рассказывали или читали, и то, что мы сами лично видели.

Тема 6

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Рассмотрим домашние рисунки. Помните, мы говорили, что все в мире изменяется. А человек?

Показать фотографию, где ребенок радуется, а потом другую, где он плачет. Что же изменилось в мальчике?

Чувства, его внутренний мир. А какие вы знаете чувства?

Когда вам дарят подарок, что вы испытываете? А когда вы дарите подарок?

Когда вас обидят, что вы чувствуете? А когда вы обидите кого-нибудь?

Сейчас вам никто не дарил подарки и никто не обижал.

Откуда же вы знаете, что при этом чувствуют?

Внутренние чувства мы тоже запоминаем, как и внешние ощущения. Наши знания, ощущения, чувства хранит наша память.

Как это можно назвать одним словом?

Опыт. В опыт каждого человека входят знания о внешней жизни и о внутреннем мире. Внешний мир у нас общий.

А внутренний?

Внутренний мир у каждого человека свой, неповторимый. Людям может быть очень интересно вместе, если они друг к другу внимательны и умеют слушать.

Как же этому научиться? Что больше всего мешает нам услышать другого человека?

Наши собственные разговоры. Когда мы говорим, мы не слушаем.

Давайте учиться слушать,  и сами будем говорить по очереди, сначала один, потом другой.

Д.З: Нарисовать  какой-нибудь  случай  из  жизни  и  вспомнить, какие вы при этом испытывали чувства.

Тема 7

ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ

Рассмотрим домашние рисунки. Видите, как много разных чувств испытывают люди. Вольны ли мы в своих чувствах? Можем ли мы приказать себе чувствовать то, что нам хочется?

Нет, чувства в нас рождаются сами. Мы чувствуем очень много.

Но все ли чувства мы должны сразу проявлять?

Если мы обожгли палец, совсем не обязательно громко кричать и плакать.

Или если нам чего-либо сильно захотелось, например, мороженого - сможем ли мы удержаться и не клянчить его у мамы?

Конечно, сможем. Человек может не давать волю своим чувствам, а воспитывать их, облагораживать.

Чувства приводят за собой поступки. Плохие чувства и поступки надо сдерживать. Зачем? С какой целью?

Чтобы человек мог существовать на Земле, ему надо сохранять мир, а не разрушать его.

Давайте подумаем, все ли наши стремления приводят к сохранению мира?

Нет, человек способен не только к хорошим делам, но и к плохим. Если же мы хотим сохранять мир, мы должны всегда делать правильный выбор, решать, как надо поступить, думать, почему и для чего следует сделать то или иное.

Бог дал человеку разум, то есть способность думать и понимать. Поэтому человек ответственен за мир. Он должен жить разумно, то есть стремиться к добру и благу.

Д.З: Нарисовать, что вы делаете дома, на даче, в деревне.

Тема 8

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Рассматриваем домашние рисунки. Всю жизнь человек совершает какие-нибудь поступки. Зачем? К чему он стремится в жизни? И может ли человек жить без цели, как растение?

Внешний мир всё время меняется. Переживания, чувства человека, то есть внутренний мир, тоже всё время меняется.

Но куда же стремится сам человек?

(Показать детям историю жизни человека на примере житийной иконы святителя Николая или преподобного Сергия Радонежского).

Жизнь человека имеет начало, а как вы думаете, имеет ли она конец?

Люди с древних времен передавали друг другу знания о том, что наша жизнь не кончается в момент смерти. Смерть - это успение. Через какое-то время мы воскреснем, то есть восстанем из мертвых, и у нас будет новое и просветленное духовное тело.

Откуда мы это знаем? Кто воскрес первым.

Христос воскрес первым. А следом за Ним воскреснут все люди, которые верят в Него и стараются быть добрыми.

Рисуем жизнь человека (см. схему 3). Вот он - маленький ребенок, вот вырос и стал взрослым, вот состарился, согнулся, идет с палочкой, вот он умер и его похоронили, а вот, за чертой этой жизни, он воскрес в новом прекрасном теле.

Д.З: Нарисовать  на  одном  листке  эпизоды  из  жизни  какого-нибудь знакомого нам человека.

Тема 9

ХРИСТОС – СПАСИТЕЛЬ

(монтажный лист слайд-фильма)

Рассмотрим домашние рисунки. Когда наступает конец жизни?

Вспоминаем картинку предыдущего урока "Рождение - Воскресение". Первым, кто прошел этот путь от Рождения до Воскресения,- был Иисус Христос. Такой же путь будем проходить и мы с вами, и каждый человек на Земле.

Что же мы знаем о жизни Христа?

Слайды икон:

1.      "Рождество Христово".

Посмотрите на эту икону. Что мы видим?

У Девы Марии родился Младенец, которого назвали Иисус, что значит Спаситель.

Посмотрите,    кто   пришел   приветствовать Бога?

Пастухи и древние ученые - волхвы.

Кто же рядом с Младенцем?

Ангелы. Они окружают Сына Человеческого и поют Ему славу.

А кто знает, когда Христос родился?

Почти две тысячи лет назад.

2. "Преображение Господне".

А что вы видите на этой иконе? Что привлекает наше внимание?

Белое сияние вокруг фигуры Христа.

Почему люди, изображенные внизу, упали и закрыли свои лица руками? А те, которые   вверху,   рядом   со   Спасителем   стоят прямо?

Вот история этого события. Однажды Иисус пошел на гору помолиться вместе со своими учениками. Вдруг лицо Его просияло, как солнце, и одежды сделались белыми, как снег. Он преобразился.

В это же время всех присутствующих осенило облако, и из облака ученики услышали голос Бога: "Сей есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте" (Мф. 17, 1-7). Ученики упали от страха. Иисус же сказал им: "Не бойтесь". Так Он показал всем Свою Божественную природу.

1.      "Распятие".

А на этом слайде что мы видим?

Иисус на кресте. В древности была такая страшная и мучительная казнь. Но мы знаем, что Иисус не умер навсегда, через три дня Он воскрес.

4."Воскресение Христово".

Вот  почему  седьмой  день  недели,   назван воскресением. После воскресения Христос 40 дней являлся людям, а потом вознесся на небо и там пребывает и поныне.

Д.З: Нарисовать какой-нибудь эпизод из жизни Христа, о котором говорили на занятии.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПредисловие Раздел I. Введение
Заполнение заявки на подбор персонала осуществляется непосредственным руководителем подразделения, у которого открылась вакансия
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconАбу ма'шар краткое введение в науку о приговорах звезд предисловие переводчика
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПредисловие Предисловие переводчика
Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconЗанятие 3 понятие о божественном откровении
Источники Божественного откровения ( Священное Писание и Предание) Отношение Св. Писания к Св. Преданию
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconЙога растений оглавление введение предисловие
Эта книга носит компилятивно-информационный характер и не предназначена как руководство по лечению, диагностике и назначению терапии....
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПредисловие введение
Вторая часть раскрывает секреты создания имиджа политика, в нем анализируются психологические способы воздействия лидера на своих...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПредисловие введение чем не является эта книга
Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconКурсовая работа для получения степени кандидата богословия. Московская...
Ни один догмат не занимал так русскую богословскую мысль за последние пятьдесят лет, как догмат искупления
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconЮ. О. Сурова Человек в модернистской культуре
О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти как их трамваи, автомобили Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconФеминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве
Традицию и отстаивает Предание (ортодоксы), теми, кто пытается реформировать религиозные институции внутри самих институций (реформаторы)...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлив­шаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconИ. И. специалист кобобр и мп борзинского района Сурова Н. А. методист комобр и мп симфония урок
Конспект – это краткое письменное изложение содержания текст. Это особый вид текста, который создаётся в результате систематизации...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПарадигма философско-культурологический альманах
В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук В. Н. Сагатовский; д-р филос наук Е. Г. Соколов;...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПарадигма философско-культурологический альманах
В. Голик; д-р филос наук П. М. Колычев; д-р филос наук Б. В. Марков; д-р филос наук В. Н. Сагатовский; д-р филос наук Е. Г. Соколов;...
Программа \"введение в предание\" Сурова Л. В. Предисловие программа \" iconПрограмма курса «Введение в геохимию нефти и газа» Введение Предмет...
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск