Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»





Скачать 361.54 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
страница1/3
Дата публикации05.07.2014
Размер361.54 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Факультет права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения
Программа дисциплины

«Ислам в России: история и современность»
для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра

для магистерской программы «Исламское право»


Автор программы:

Бобровников В.О., к.и.н., E-mail: vladimir_bobrovn@mail.ru
Программа соответствует установленным требованиям

Ответственный от кафедры: д.ю.н., проф. А.А.Сафонов
Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения

«___»____________ 2013 г., протокол № ____

Заведующий кафедрой: д.ю.н., проф. В.Б. Исаков
Рекомендована секцией УМС факультета Права

«___»____________ 2013 г

Председатель секции: д.ю.н., проф. А.С. Шаталов
Утверждена УС факультета Права

«___»_____________2013 г.

Ученый секретарь: к.ю.н., доц. А.С. Маркунцов

Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Юриспруденция» обучающихся по магистерской программе «Исламское право».

Программа разработана в соответствии:

-со стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.68 "Юриспруденция" [уровень подготовки: магистр];

-со стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030900.62 "Юриспруденция" [уровень подготовки: бакалавр];

    - с концепцией магистерской программы «Исламское право»;

    - с действующими базовым и рабочим учебными планами подготовки магистра по направлению "Юриспруденция", обучающихся по магистерской программе «Исламское право» в НИУ ВШЭ.

2Цели освоения дисциплины



Ислам в России: история и современность – учебная дисциплина, важная для подготовки магистров по программе «Исламское право».

Изучение истории распространения и развития ислама в России и его нынешнего состояния позволяет студентам усвоить тенденции развития исламской цивилизации, познакомиться с различными формами бытования ислама. Одновременно овладение данной дисциплиной дает возможность студентам глубже понять роль ислама в современной России, его влияния на общественную, политическую и правовую жизнь страны. Это готовит студентов к лучшему овладению знаниями о месте исламского права в современных правовых системах, истории исламского права в России, его соотношении с местными обычаями, перспективами исламской правовой культуры в нашей стране. В целом данная учебная дисциплина формирует у студентов восприятие исламского права как важной части исламской культуры и элемента политико-правового развития России.

Цель освоения программы «Ислам в России: история и современность» состоит в том, чтобы дать студентам общую подготовку магистерского уровня, обеспечивающую получение ими глубоких фундаментальных знаний в ходе изучения иных общих и специальных дисциплин программы, в частности, касающихся места исламского права в современных правовых системах и его роли в России. Одновременно учебная дисциплина «Ислам в России: история и современность» ориентирована на передачу студентам знаний, необходимых для успешного изучения предметов магистерской программы «Исламское право», связанных с изучение вопросов политико-правового развития мусульманских стран, роли исламской правовой культуры в решении актуальных проблем современного мира, государственно-конфессиональных отношений.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения дисциплины студент должен:

-иметь представление об утверждении ислама в России, его исторической эволюции, развитии его связей с российским государством, его специфики в различных регионах нашей страны и его роли в современной России;

-знать основные исторические этапы развития ислама в России, формы его взаимоотношений с другими конфессиями и государством, основные направления его влияния на религиозную и общественно-политическую жизнь страны;

-обладать навыками анализа источников, раскрывающих историю ислама в России и его современное состояние, а также документов и иных материалов, касающихся развития исламских религиозных и иных структур в нашей стране, их отношений с другими религиями, государственными и общественными организациями;

-уметь ориентироваться в позициях российских исламских организаций по религиозным и общественно-политическим вопросам, находить необходимую информацию для самостоятельного изучения истории российского ислама и его современного состояния, выражать свою точку зрения во время публичной дискуссии, связанной с проблематикой ислама в России, применять полученные знания при изучении иных учебных дисциплин, а также в практической деятельности.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ (стандарт по юриспруденции; уровень подготовки: магистр)

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

1. Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы.

СК-1

(СКМ-1 по ЕК)

1. Использует в письменных работах основные существующие общенаучные и частнонаучные методы.

2. Во введении к письменным работам обозначает используемые им методы, обосновывая необходимость их применения.

1. Лекционные и семинарские занятия, деловые игры,

консультации преподавателей, участие в научно-исследовательской и общественной работе.

2. Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и

синтезировать недостающую информацию.

СК-6
(СКМ-6 по ЕК)

1. Выявляет внутреннюю противоречивость высказываний по вопросам истории ислама в России.

2. Решает научные задачи, используя метод аналогии.

3. Выстраивает связи между схожими явлениями.

1. Решение тестовых заданий на поиск противоречий (продолжения ряда, исключение лишнего понятия).

2. Решение задач, направленных на сравнение схожих религиозных институтов в различных культурных средах.

3. Способен организовать многостороннюю коммуникацию (процедуры медиации) и управлять ею.

СК-7
(СКМ-7 по ЕК)

1. В ходе деловой игры представляет выбранный им институт ислама в России.

2. В ходе деловой игры выносит «справедливое» решение в пользу одной из сторон, либо находит взаимовыгодное решение, изначально не предлагавшееся сторонами.

Деловые игры, направленные:

1) на презентацию избранного научной позиции, защиту своей позиции от критических замечаний других групп;

2) на разрешение научных споров между сторонами на основании исторических фактов и документов.

4. Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в России и международной среде.

СК-8
(СКМ-8 по ЕК)

1. Распознает основные черты исламской культуры и цивилизации в разных регионах и исторически условия и сравнивает их между собой.

2. В случае установления различий между формами бытования ислама выбирает наиболее приемлемую для данного общества.

3. Участвует в публичных дискуссиях (круглых столах, диспутах, конференциях).


1. Лекции и семинарские занятий.

2. Задачи на поиск применимой формы.

3. Занятия, направленные на столкновение полярных точек зрения по проблемным вопросам.

5. Способен участвовать в экспертно-консультационной; организационно-управленческой; научно-исследовательской и педагогической деятельности по вопросам истории становления ислама в России и его современного состояния.


ПК-1

(ИК-М5.1 по ЕК)

1. Дает определения исторических этапов развития ислама и его институтов.

2. На семинарских занятиях выступает с докладами, делает справочные сообщения, раскрывающие смысл.

3. Самостоятельно пишет эссе, рефераты, курсовую работу по избранной теме: грамотно выстраивает структуру повествования, использует релевантные источники.

4. Владеет навыками цитирования.


1. Проведение лекций, направленных на усвоение ключевых знаний по истории ислама в России и его современного статуса.

2. Решение задач на установление значения усвоенных научных понятий.

3. Занятия, включающие в себя решение задач, направленных на установление фактического и нормативного оснований деяния лиц в сфере ислама.

4. Домашние задания, направленные на составление библиографии по избранному вопросу.

6. Способен оформлять и презентовать результаты профессиональной и научной деятельности в соответствии с правилами, установленными в соответствующей профессиональной области

ПК-7 (ИК-М3.1/2ю (по ЕК)

1. Имеет представление об особенностях академической деятельности презентации научных докладов в России и за рубежом.

2. Использует эти знания при подготовки докладов, посвященных тематике истории ислама в России и его современного состояния.



1. Лекции, семинарские занятия, деловые игры, подготовка докладов.

2. Выступление с докладами.












7. Способен описывать значимые общественно-политические проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках исторических, экономических, социальных и иных гуманитарных наук

ПК-11

(ИК-М5.3/5/6ю по ЕК)

1. Выявляет социально- исторический, религиозный контекст становления и исторической эволюции ислама в России; обозначает социальный эффект происходящих изменений в его статусе и роли.

2. Обнаруживает закономерности развития политической, религиозной и правовой систем конкретного общества, проводит сравнение между ними.

1. Задачи на выявление исторического контекста развития ислама в России.

2. Задачи на выстраивание последовательности принятия решений и поиск значимых религиозных, политических, иных событий, предшествовавших либо следующих за принятием этих решений.



4

8. Способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, связанные с историей ислама и его современной ролью в России.


ПК-15

(СЛК-М6ю по ЕК)

1. Выявляет позиции сторонников различных исламских идейных и политических течений.

2. В спорных ситуациях принимает решение, основываясь на собственных представлениях о ключевых явлениях, имеющих отношение к исламу в России.

1. Проведение лекций и семинаров, выступления студентов с докладами и сообщениями.

2. Дискуссии по проблемным вопросам соотношения религии, политики и права, доклады магистрантов во время семинарских занятий; рассмотрение сложных проблемных ситуаций, связанных с исламом в России.
Место дисциплины в структуре образовательной программы



Дисциплина относится к числу базовых (профессиональных) дисциплин для программы «Исламское право», преподается во втором полугодии первого курса магистратуры.

Для изучения данной дисциплины должны обладать знаниями по основным юридическим и гуманитарным дисциплинам: теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, сравнительному правоведению, догматике, этике и культуре ислама, истории исламской цивилизации..

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ по юриспруденции, уровень подготовки: бакалавр):

  • знает один иностранный язык на уровне, достаточном для поиска источников информации (ОНК-8);

  • умеет использовать основные положения социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОНК-3), анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОНК-4), приобретать новых знаний с использованием современных технологий (ОНК-5), работать с информацией (ОНК-6), обладает навыками презентации своей деятельности (ИК-4);

  • обладает культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информацию и др. (СЛК-1), способен логически верно, аргументированно и ясно строить свою устную и письменную речь (СЛК-2).



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
- Основы исламской догматики, этики и культуры;

- История исламской цивилизации;

- Политические системы мусульманских стран;

- Ислам в современной мировой политике и международных отношениях;

- Исламское право, шариат и адат в России: история и современность;

- Исламское право и мусульманские меньшинства;

- Исламское право и актуальные политико-правовые проблемы современного мира.


5Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


































реферат







*




объем: 8-10 страниц, реферируется предложение на выбор издание (список прилагается), список изданий не является исчерпывающим























































Итоговый

экзамен











*

Устный экзамен; срок проведения – один день. Список вопросов см. ниже.









































Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


Критерии оценки на экзамене по теории исламского права и государства


Содержание ответа


Оценка по 10-балльной шкале



Оценка по 5-балльной шкале


Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники – монографии и статьи. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам. Сделаны правильные дополнения и уточнения к ответам других экзаменующихся. Ответ отличает безупречное знание базовой терминологии, умение «развернуть» термин в полноценный ответ.



10 – блестяще


Отлично - 5

На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с проблемами. Сделан ряд правильных дополнений и уточнений к ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание терминов.


9 – отлично

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Активное участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Безупречное знание базовой терминологии, умение раскрыть содержание терминов.



8 – почти отлично

Вопросы раскрыты полно и правильно. Активное участие в дискуссии по другим ответам. Безупречное знание базовой терминологии. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично».


7 – очень хорошо


Хорошо - 4

Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Была удачная попытка дополнять и уточнять ответы других экзаменующихся. По знанию базовой терминологии замечаний нет.



6 – хорошо

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Была попытка участвовать в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология усвоена.


5 – весьма удовлетворительно

Удовлетворительно - 3

Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Слабое участие в дискуссии по ответам других экзаменующихся. Базовая терминология в основном усвоена.


4 – удовлетвори-тельно

Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен.



3 – плохо

Неудовлетворительно – 2

Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях, не в состоянии раскрыть содержание основных общетеоретических терминов.



2 – очень плохо

Знания по предмету полностью отсутствуют.


1 – неудовлетвори-тельно




Выполненные домашние задания могут направляться преподавателю по электронной почте. Оценки за выполненные работы фиксируются в системе LMS.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «История государства и права зарубежных стран»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Уголовная политология» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей и ассистентов-аспирантов, ведущих данную дисциплину, студентов направления подготовки...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «История права и государства зарубежных стран»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «История политических и правовых учений» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Юридическая социология» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также для студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900....
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Правовое обеспечение управления персоналом»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Налоговое право» для направления 030900. 62 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030900. 62...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета...
...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета...
...
Программа дисциплины «Ислам в России: история и современность» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» iconПрограмма дисциплины «Корпоративное право» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск