Тематическое планирование уроков ОПК
4 класс / 0.5 ч - 17 часов
№ п\п
| Тема урока
| Формы и виды деятельности
| Основные термины, понятия
| Средства наглядности
| 1
| Россия – наша Родина
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи ,участие в учебном диалоге .
| Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции
| выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.
| 2
| Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия
| беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.
| фотографии и изображения православных храмов, книг, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А. Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви».
| 3
| Человек и Бог в православии
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.
| репродукции икон (Троица, Спас и другие), фотографии богослужебных книг, репродукция гравюры Г. Доре «Суд Соломона», картины М. Врубеля «Сошествие святого духа».
| 4
| Православная молитва
| беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге
| Священное Писание. Священное Предание.
Православие. Молитва. Благодать.
| книга Священного Писания, иллюстративный материал – фотографии старинных рукописных и печатных книг Священного Писания, репродукция картины Максимова «Больной муж», портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции пейзажных картин русских художников или фотографии природы.
| 5
| Библия и Евангелие
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение
| книга Священного Писания, иллюстративный материал – фотографии старинных рукописных и печатных книг Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя, репродукции картин: Петров-Водкин «Мать», С. Мурованная «Мама»; фотографии: котенок в руках у ребенка, звезды.
| 6
| Проповедь Христа
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи,. участие в учебном диалоге.
| Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.
| символы веры, фотографии святых мест, репродукции фрески Микеланджело «Сотворение Адама», картины П. Рыженко «Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия на битву».
| 7
| Христос и его крест
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Спаситель. Жертвенная любовь. Жертва. Крест.
| иконы, репродукция картины К. Петрова-Водкина «Богоматерь Умиление Злых Сердец», фотографии (например, «Великая княгиня Елизавета Федоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители»).
| 8
| Пасха
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий пост.
| материал, подобранный учащимися, репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница»).
| 9
| Православное учение о человеке
| : беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебной дискуссии.
| Православная культура.Тело .Душа .Внутренний мир человека .
| репродукции икон с изображением Христа – Спасителя, фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного».
| 10
| Совесть и раскаяние
| : беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| : Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.
| фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картины В. Катарбинского «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб» из монастыря св. Екатерины на горе Синай.
| 11
| заповеди
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи., участие в учебном диалоге.
| Добро. Зло. Традиция. Заповедь
| : фотографии пасхальных яиц Фаберже, пасхального крестного хода, кувуклии Воскресения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, репродукция картины Кустодиева «Христосование».
| 12
| Милосердие и сострадание
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.
| репродукция гравюры Г. Доре «Моисей с заповедями», фотографии детей и родителей, фотография памятника «Дорогие мои старики», фотографии горы Синай и др.
| 13
| Золотое правило
| беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
| Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.
| Репродукции картин (например, В.Д. Поленов «Христос и грешница»)
| 14
| Храм
| : беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Храм, икона, иконостас,благословение
| Ихображения храмов, икон
| 15
| Икона
| : беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники божьи .Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб.
| репродукции картин (например, М. Нестеров «Христос» из иконостаса Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве; Н. Ломтев «Нагорная проповедь», Г. Гагарин «Исцеление расслабленного» и др.). Фотографии образцов христианского искусства (например, «Троица» Андрея Рублёва из иконостаса Троицкого собора).
| 16
| Творческие работы учащихся
| Организация и содержание деятельности определяются:
выбранными учащимися темами,
выбранными организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т.д.),
форматом итогового мероприятия.
|
| редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
| 17
| Итоговый урок
| Праздничный проект по вариантам. Предложенным в учебнике
|
|
|
Тематическое планирование уроков ОПК
5 класс / 0.5 ч - 17 часов
№ п\п
| Тема урока
| Формы и виды деятельности
| Основные понятия, термины
| Средства наглядности
| 1
| Как христианство пришло на Русь
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге .
| Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.
| Фотографии православных храмов, монастырей; репродукции картин (например, И. Крамской «Христос в пустыне»).
| 2
| Подвиг
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва.
| репродукции икон с изображением святых, отрывные православные календари.
| 3
| Заповеди блаженств
| беседа, комментированное чтение, пересказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге
| Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.
| Евангелие, Библия
| 4
| Зачем творить добро
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи., участие в учебном диалоге.
| Добро. Зло. Традиция. Заповедь
|
| 5
| Чудо в жизни христианина
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Добродетели. Страсти. Отношение. Труд
| Репродукции картин по теме урока (по усмотрению учителя).
| 6
| Православие о Божием суде
|
|
|
| 7
| Таинство Причастия
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге.
| Православные таинства. Крещение. Миропомазание. исповедь (покаяние). Причастие (евхаристия).
| Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).
| 8
| Монастырь
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи , участие в учебном диалоге.
| Монах, монашеские обеты, постриг монаха, послушание, монашество
| Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).
| 9
| Отношение христианина к природе
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,
| Христианское милосердие,
| Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя).
| 10
| Христианская семья
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
| Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.
| Фотографии «Домостроя», различные издания «Домостроя». Репродукции картин русских художников (например, Лебедев «Боярская свадьба», Кулиев И.С. «Обряд благословение невесты» и др.).
| 11
| Защита Отечества
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,
| Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ
| символика России, карта России.
| 12
| Христианин в труде
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,
| Заповедь труда, пост,
| Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя
| 13
| Любовь и уважение к Отечеству
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,
| Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ
| Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя
| 14
| Подготовка творческих проектов.
| самостоятельная деятельность учащихся
| Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, праведного Феодора Ушакова, Александра Суворова или других)
|
| 15
| Защита творческих проектов
| самостоятельная деятельность учащихся
|
|
| 16
| Защита творческих проектов
| самостоятельная деятельность учащихся
|
|
| 17
| Экскурсия в храм
|
|
|
| |