Скачать 0.53 Mb.
|
ПРОЕКТ Утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви «___»___________2011 г. Журнал №_______ Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2011 г. СОДЕРЖАНИЕ
деятельности ________________________________________________________34
Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви. Воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью стали появляться в 90-е годы XX века с началом возрождения церковной жизни в России. За двадцать лет наблюдалась положительная динамика роста количества воскресных школ в епархиях Русской Православной Церкви. Это свидетельствует об укреплении роли и значения воскресных школ в деле воспитания и воцерковления подрастающего поколения. В настоящее время многие воскресные школы являются настоящими центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде. Однако время требует от нас повышения качества религиозного образования детей и юношества, которое предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но, прежде всего, укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства. Эту задачу и должны выполнять воскресные школы, жизнь которых организована при приходах Русской Православной Церкви. Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности – систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного образования и воспитания. Задачи Стандарта учебно-воспитательной деятельности:
Функции Стандарта: системообразующая: построение единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, целостности, верности традиции; контрольно-регулятивная: определение показателей результативности учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, качества и результатов религиозного образования и воспитания; педагогическая: формирование воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности. Область применения Стандарта: руководители религиозных организаций: приходов, Патриарших подворий, Архиерейских подворий, монастырей монастырских подворий; руководители, специалисты Синодального и епархиальных отделов религиозного образования и катехизации; директора, педагоги, воспитатели, методисты воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп Русской Православной Церкви; воспитанники воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп; прихожане, родители (законные представители) воспитанников воскресных школ и учебно-воспитательных воскресных групп; православная общественность, прямо или косвенно участвующая в учебно-воспитательной деятельности воскресных школ.
а) единства образовательного пространства Русской Православной Церкви; б) упорядочивания, систематизации учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви; в) комплексной и эффективной реализации вероучительных программ и программ духовно-нравственной направленности в воскресных школах; г) возможности получения качественных знаний о православной вере, традиции и культуре, приобщения к церковной среде, церковному быту, образу жизни православного христианина. 3.4. В основе Стандарта лежит системный подход, который обеспечивает: а) формирование мотивации к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию воспитанников; б) создание для воспитанников духовной и нравственной среды, способствующей обожению человека; в) построение учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических особенностей детей. 3.5. Стандарт реализуется при наличии следующих условий: а) воцерковления воспитанников, приобщения их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви; б) понимания воспитания как спасения; в) понимания образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств; г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры; д) учета подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Итины, усвоению духовного опыта; е) учет социализации детей вне ограды Церкви. 3.6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик воспитанника: а) осознающий себя православным христианином, чадом Русской Православной Церкви, и реализующий в своей жизни традиционные православные ценности; б) осознающий себя личностью, социально активной, уважающий закон, выполняющий свои обязанности перед семьёй и обществом; в) осознающий, что Россия - многонациональное государство, и терпимо относящийся к традиционным религиям; г) любящий свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и традиции, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; д) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, обосновывать свою позицию достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; е) творческий, мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир. 3.7. Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей (далее - учебно-воспитательная деятельность), включает в себя три ступени: а) дошкольная для детей в возрасте 5-6 лет – с нормативным сроком обучения 2 года; б) начальная для детей в возрасте 7-11 лет - с нормативным сроком обучения 4 года; в) основная для детей в возрасте 12-16 лет – с нормативным сроком обучения 4 года.
а) количество учащихся не менее 10 человек; б) наличие собственных или арендуемых учебных помещений; в) соответствие квалификации преподавательского состава требованиям Стандарта; г) наличие у воскресной школы учебного плана, учебных и учебно-воспитательных программ; д) наличие библиотеки.
а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловыми установками, отражающими их индивидуально-личностные позиции, способность ставить цели и строить жизненные планы; б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.
а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе; б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви; в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.; г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им; д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии; е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; и) формирование ответственности и прилежания в учебе; к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступенька в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах. Вероучительным предметом дошкольной ступени является Введение в Закон Божий (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием). Изучение Введения в Закон Божий в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:
Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут. Предметные результаты изучения Введения в Закон Божий:
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительными предметами начальной ступени являются: Закон Божий (в том числе Священная Библейская история, устройство Храма Божия и Богослужение, История Церкви); Основы христианской нравственности (на основе Евангелия и Жития святых); Церковнославянский язык, Церковное пение. Изучение курса Закон Божий направлено на достижение следующих целей:
Предметные результаты изучения Закона Божия:
использование своих знаний для:
Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей: сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры всех славянских народов; раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви. овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви. Предметные результаты изучения церковнославянского языка:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Изучение церковного пения направлено на достижение следующих целей:
Предметные результаты изучения церковного пения:
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительными предметами основной ступени являются: Священное Писание: Ветхий и Новый Завет; Православное Богослужение (Литургика); Основы православного вероучения (Катехизис); История Христианской Церкви, Христианская этика. Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей: формирование целостной христианской картины мира; осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа; освоение знаний о важнейших события ветхозаветной и новозаветной истории; овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями жизни ветхозаветного народа и нравственным учением Господа Иисуса Христа; применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования; воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему; Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изучение «Основ православного вероучения» (Катехизиса) направлено на достижение следующих целей: формирование православного мировоззрения; жизненной позиции православного христианина; освоение знаний, касающихся православного вероучения; овладение навыками добродетельной жизни; формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении; применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре; воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим; Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения» (Катехизиса):
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Изучение «Основ христианской этики» направлено на достижение целей:
Предметные результаты изучения «Основ христианской этики»:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
учебно-воспитательной деятельности. 5.1. Программа учебно-воспитательной деятельности, реализуемая в воскресной школе, определяет структуру и содержание учебного и воспитательного процесса на каждой ступени. 5.2. Программа направлена на духовно-нравственное, социальное, личностное развитие воспитанников, которое возможно при формировании соответствующей среды, православного уклада, способствующего решению задач православного образования и воспитания.
1) пояснительную записку, в которой раскрываются цели и задачи реализации программы в соответствии с требованиями к результатам учебно-воспитательной деятельности; принципы и подходы к формированию программы и состава участников учебного процесса; общая характеристика программы, место предмета в учебно-воспитательном процессе; 2) примерные результаты обучения и воспитания (личностные и предметные); 3) учебно-тематический план, включающий виды деятельности с воспитанниками; 4) содержание обучения и воспитания, включающее в себя основное содержание по предметам; 5) информационное и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса; 6) учебную литературу для воспитанников и родителей; 7) формы контроля и оценки достижений воспитанников. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение в Закон Божий (36 ч.) Бог-Творец мира. Иисус Христос Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы-хранители. Библия - Священная книга. Евангелие - книга о земной жизни Сына Божия - Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники. Молитвы. Понятие о молитве. Молитвы предначинательные: Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. Молитва Ангелу Хранителю. Молитва перед вкушением пищи. Тропарь: Христос Воскресе! |
Пояснительная записка Обучение религии (под которым в данном случае... | Фтд. 5 «История Русской Православной Церкви» Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение... | ||
Программа по английскому языку Православной классической гимназии «Радонеж» «Стандарте православного компонента общего образования», утверждённом решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля... | Программа учебная дисциплины «история русской православной церкви» Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании авторской... Андрицовой М. Ю. Смоленск, издательство сиуу, 2004г в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной... | А. А. Вырубова (Танеева). Страницы моей жизни Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви единогласно принято решение о прославлении в лике Святых Православного... | ||
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Пояснительная записка рабочая программа «Обучение письму» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная... | ||
Внеклассное мероприятие Тема : «История Рождества Христова» Русской Православной Церкви к основным событиям в жизни человека и связанных с ним таинствах, постах, молитвах, обычаях, ознакомление... | Русская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации... Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:... | ||
Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе | Пояснительная записка Обучение труду учащихся с задержкой психического... Основные задачи обучения труду этой категории детей также соответствуют задачам трудового обучения в общеобразовательной школе | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение... СД. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)» | Священного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... |