Скачать 52.86 Kb.
|
Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации (5-7 кл) ««Перед законом все люди равны. Конституция — основной закон жизни государства» Цель урока: формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России; формирование правовой культуры, уважение к Основному Закону нашей страны; формировать системные представления о государственных символах России. Задачи урока:
Оборудование: презентация к уроку «Конституция РФ: государственные символы России»; карта России; Форма проведения урока: работа в группах. Ресурсы к занятию: карточки с терминами - демократия, Конституция, преамбула, президент, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, правительство; текст Конституции РФ или раздаточный материал для учащихся с текстом статей, Планируемые результаты: Учащиеся узнают о:
том, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать; об основных правах человека. Перечень вопросов для обязательного рассмотрения:
Общая схема урока включает в себя: - краткое вступительное слово представителя администрации школы; - обращение приглашенных лиц (депутаты Законодательного Собрания Республики Ингушетия; представители органов местного самоуправления) - рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме открытого урока - подведение итогов урока - заключительное слово гостей Ниже приводится примерный план проведения урока. С учетом особенностей и возможностей школы и пожелания учителей план может быть изменен. Демократия - это народное правление, осуществляемое народом ради народа. Авраам Линкольн Ход урока 1 .Мотивационная часть: Учитель: Представьте себе, что наш класс — это государство. А президент в нём (назвать любого ученика). Он может установить любые законы и отдавать любые приказания. Учитель просит назначенного президента приступить к выполнению своих обязанностей. (В течение 5 минут учащиеся выполняют решения назначенного президента) Затем учитель просит задуматься о том, почему какие-то приказы, законы не захотели исполнять граждане (дети)? Подводя итог высказываниям детей, учитель обращает внимание на то, что люди по своей природе не любят быть зависимы от чужой воли. Они хотят быть свободными в своих действиях и решениях. Но если общество получит полную свободу и будет жить без законов, то наступит анархия. Поэтому нужна свобода и порядок. То же самое происходит и в нашем обществе. Для порядка необходимы законы и власть. Народ должен обладать высшей властью и сам избирать своих представителей в органы государства. Народ даёт своим избранникам право организовать жизнь общества так, как хотел бы этого сам. Примечания Дети будут выполнять не все приказания «президента», на чем необходимо заострить их внимание. 2. Основная часть 2. 1. Учитель: форма правления, обеспечивающая участие граждан в жизни государства, называется демократией. Учитель просит детей оставить место для темы урока, которую они назовут сами позднее. Ученики читают эпиграф, комментируют его. Учитель: Избранные народом люди организуют деятельность демократического государства, которое служит обществу и каждому гражданину. - Что нужно для того, чтобы в демократическом обществе был порядок и граждане могли бы решать общие дела? Ученики высказывают свои предположения, которые учитель записывает на доске. 2. 2. Учитель: Все высказанные вами предложения закреплены в Главном и основном законе нашей страны Конституции. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года, 20 лет назад. - Что означает словосочетание «основной закон страны»? (ответы детей). Дополнения учителя: Все законы принимаются на основе Конституции и не должны ей противоречить. В. И. Даль писал, что Конституция - это закон, который «выше правителя», те люди, которые издают законы, указы, постановления, принимают какие-то решения, должны постоянно заглядывать в основной закон страны и сверять с ним свои решения: не противоречат ли они Конституции России, не нарушают ли ее. Конституцию принимают сами граждане. Таким образом, от этого решения зависит их судьба и судьба государства. Любую конституцию принято называть «договором между гражданами». - Как вы понимаете это утверждение? (ответы детей). Карточка с понятием «Конституция» помещается на правой стороне доски. Учитель может записывать все варианты, предлагаемые детьми в произвольном порядке, а затем проранжировать в соответствии с принципами демократического государства. Возможен и другой вариант: учитель сам ранжирует (указывает последовательность) предложения детей, выстраивая их в верной последовательности. При обсуждении можно вернуться к началу урока и задать детям вопрос: Почему вы не захотели выполнить все приказы назначенного президента? 2. 3. Работа с документом Учитель: Конституция имеет вводную часть - Карточка с понятиями «преамбула» помещается на доске - Давайте прочитаем Преамбулу Конституции РФ и ответим на вопрос: Какая основная идея заключена в этой части договора между российскими гражданами? (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) Суммируя ответы, учитель объясняет, что российский народ закрепил в Конституции ценности прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, демократии и ответственности. Однако одного решения для достижения провозглашенных целей недостаточно. Необходимо, чтобы в Конституции закреплялась обязанность государства, которое обеспечивающая защиту Гражданина. Решает ли этот вопрос наша Конституция? Президент - глава государства. Его избирает общество всенародным голосованием. Для чего демократическому государству нужен президент? (ответы детей). Для чего нужен парламент? Комментарий к статьям 102 и 103 гл. 5 Конституции РФ учитель дает сам, рассказывая учащимся о деятельности Российского парламента - Федерального собрания, его палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В демократическом обществе есть правительство. Прочитайте ст. 114. гл. 6, Конституция РФ и ответьте на вопрос: каковы задачи правительства? (ответы детей) Завершает работу с документом рассказ учителя о «четвертой власти»: Самое демократическое общество заботится о том, чтобы народ знал, что происходит в высших органах государственной власти. Конституция РФ обеспечивает свободу слова, свободу печати. СМИ называют «четвертой властью». Как вы думаете, почему появилось такое название? Почему демократия невозможна без «четвёртой власти»? (ответы детей) Итог урока: Какова основная роль Конституции в демократической России? Депутат Законодательного Собрания (приглашенное лицо) участвует в оценке деятельности на уроке учащихся. Учитель и учащиеся подводят итоги урока. Заключительное слово гостя. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийский открытый урок (Первый классный час), посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации и 80-летию Свердловской... | Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции... Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации | ||
На Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию... На Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации проводится... | ||
Интервью с директором Рубрика «Давайте знакомиться» Знаний. В этом году ребята узнали много нового о Конституции нашего государства, ведь ей исполняется 20 лет. Конституция была принята... | Урока-проекта Всероссийский конкурс школьных проектов, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... День знаний. Торжественная линейка. Классный час «Всероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции рф». Знакомство первоклассников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийский открытый урок– в рамках расширенное заседание клуба молодых и начинающих избирателей «Наш выбор», посвященное 70– летию... | ||
Разработка урока в 9 классе по обществознанию на тему: Конституция Российской Федерации На всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ярославской области пройдет единый урок, посвященный 20-летию принятия Конституции Российской Федерации | ||
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию... Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы... | Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока... Ской Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1... Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации | Методические рекомендации по проведению занятий, посвященных 20-летию... Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции в правовой системе Российского государства и обусловила выбор темы данного... | ||
План работы на I четверть 26. 08. 2013 Единый классный час, посвященный 20-летию Российской конституции. Встреча с депутатом Гос. Думы Н. И. Макаровым | Урок правовых знаний «Я дома, я в школе, я среди друзей» Всероссийский урок Знаний «20-летие Конституции Российской Федерации» с участием представителей органов местного самоуправления |