Скачать 460.61 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Директор Садретдинов Максуд Мидихатович Адрес: 423570, проспект Химиков, дом 33, г. Нижнекамск Конкурсная работа «20 лет выборам России» Избирательное право и избирательный процесс Номинация – учебно-методическое пособие
г. Нижнекамск, 2013 Оглавление
в Татарстане……………………………………………………………19
права……………………………………………………………………32 Введение. Формирование правовой культуры и культуры избирательного права является одной из ключевых задач в современной системе образования подрастающего поколения. Каждая страна по-своему проделала исторический путь к политической свободе и демократии. Россия не была исключением. Современный институт выборов в России – это итог длительной эволюции государственных, гражданско-правовых отношений, отразившей тенденции развития политичсеких интитутов и гражданского общества. Многочисленные исследования в этой области охватывают самый широкий спектр различных вопросов избирательного процесса и неизменно фокусируются на специфике и социальном предназначении выборов, призванных обеспечить демократические процедуры формирования органов публичной власти. Современная электоральная история отражает референдумы, выборы Президента России, Президента Татарстана, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Совета Республики Татарстан, представительных органов местного самоуправления республики. В современных условиях, когда происходит становление демократического государства, возрастает необходимость в подготовке подрастающего поколения к сознательному выбору. Общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. В последние годы вырос интерес молодежи к выборной кампании. Молодежь все активнее участвует в выборах и выдвигается на выборные должности. Данное учебное пособие предназначено для глубокого изучения вопросов избирательного права и способствует развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения, формированию его гражданской позиции, гражданского самосознания в области избирательного права. Обучающая цель – формирование гражданско-правовой и электоральной культуры молодежи, формирование профессионала с определенными культурными ценностями и политическим мировоззрением, этико-эстетическими представлениями и нравственными качествами, необходимыми гражданину Российской Федерации, гражданину Республики Татарстан. Подобные компетенции можно развить на уроках права, обществознания и истории, а также различных внеклассных мероприятиях, классных часах. Урок 1 Тема: Твое право выбора. Цели урока: 1. Проследить исторический путь выборов с древнейших времен до наших дней; сформировать представление о выборах, их видах, современной избирательной системе РФ, об основных параметрах российского избирательного права, его принципах и ограничениях. 2. Развивать умение различать виды избирательных систем, умение применять на практике ранее полученные знания и умения; способствовать формированию активной социальной и политической позиции. 3. Воспитание политической культуры, гражданских качеств личности, формирование патриотизма, нравственной позиции. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный. Методы: - обучения – диалогический; - преподавания – объяснительно-иллюстративный; - учения – частично-поисковый, практический. Материально – техническое и дидактическое оснащение урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока. Источники информации:
Интернет-ресурсы:
Ход урока.
- Добрый день, уважаемые гости, преподаватели, обучающиеся.
Обучающимся предлагается самостоятельно определить тему, проанализировав картину В.Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 1) - О чем задумался главный герой картины? (Что выбрать?) - Перед нами часто возникают вопросы «Что выбрать?», «Как не ошибиться в своем выборе?». Тема нашего урока – «Твое право выбора». Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Справедливо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Сегодня мы поговорим об избирательном праве, о необходимости участия в политической жизни общества; познакомимся с историей выборов, развитием избирательной системы России; определим для себя свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества; повторим основные понятия, известные вам из курса «Обществознание». - Совсем скоро каждый из вас станет настоящим избирателем (а кому-то уже исполнилось 18 лет, и он обладает данным правом), и именно от вас будет зависеть (и зависит) жизнь нашего города и района, республики, страны. (слайд 2) - Эпиграфом нашего мероприятия являются слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство» и С. Смайлса: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан». Что хотели сказать этими словами видный американский государственный и политический деятель и английский писатель? Правы ли они? Каждый из вас найдет ответы на эти вопросы. III. Формирование компетенций обучающихся. Экскурс в историю. Выборы – древняя процедура, известная во всем мире. Выбирали царей, военачальников. В нашей стране выбирают депутатов, президента страны. В повседневной жизни мы тоже постоянно делаем выбор. Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Сообщение обучающегося. В Древней Греции большинство должностных лиц и члены коллегиальных органов управления выбирались путем жребия. Обычно выбор производился с помощью бобов. В один сосуд клали соответствующее количество черных и белых бобов, а в другой – имена кандидатов. Белый боб означал, что кандидат избран. (слайд 3) В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну. (слайд 4) Сообщение обучающегося. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", "права человека и гражданина". Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью. Законодательство Великой Французской революции (1789 – 1794гг.) имело огромное значение для формирования избирательных систем нового времени. Во-первых, выборы становятся всеобщими. Во-вторых, выборы становятся прямыми. В-третьих, сформировались две основные выборные системы. В-четвертых, голосование становится тайным. (слайд 5) Сообщение обучающегося. Яркое проявление демократии царило и в Древней Руси. А первым институтом народного представительства в государственной власти можно считать вече, или народное собрание (от славянского ветЪ – совет). (слайд 6) Так в Великом Новгороде или Пскове вече не только давало князю советы, но законодательствовало и вплоть до московского завоевания умело настоять на своем в спорах с князьями. Элементы вечевого строя правления отчетливо видны в истории ильменских словен до приглашения Рюрика, во времена княжения Владимира I и Ярослава Мудрого, других событиях X-XI века. После того как новгородское вече в 1136 году «указало путь» Всеволоду Мстиславичу, в истории русского Севера вообще наступает эпоха демократии, окончившаяся лишь через три с лишним века, вплоть до московского завоевания. К слову сказать, изгнание рюриковичей и фактическая ликвидация «Новгородского стола» как политического института, отнюдь не означали устранения княжения в Великом Новгороде, напротив, прельщаемые новгородским богатством удельные государи наперебой предлагали Новгородской республике свои услуги, соглашаясь терпеть не только своеволие народных собраний, но и прислушиваться к мнению лучших людей, представлявших интересы горожан. Схожие порядки устанавливаются к XIII веку практически на всей Руси. Сообщение обучающегося. Первая Государственная Дума, вошедшая в историю как «Булыгинская», была учреждена Манифестом Николая II от 6 августа 1905 года. (слайд 7) Проект «Государевой Думы» встретил серьезную критику в обществе. Во-первых, за то, что предусматривал только центральную структуру представительной власти. Во-вторых, Дума, по предлагаемой модели, не имела права принимать законы – только разрабатывать и обсуждать их. Половинчатость реформ и недовольство общественности правительством привели к необходимости принятия императором Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» и новых законов о Государственной Думе, которые повысили ее статус. Новый Манифест декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого допускались многие слои населения. Император Николай II обещал, что никакой закон не мог быть утвержден им без одобрения Государственной Думой. Но выборы в Думу были не всеобщими и равными, а косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25–летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, бродячие иногородцы, иностранные подданные, лица, имевшие судимость или состоявшие под следствием, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции. Сообщение обучающегося. Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917г. (слайд 8) А основные принципы советского избирательного права были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. Фактически в их основу легла избирательная практика, сложившаяся в годы революций. Выборы признавались всеобщими, избирательное право предоставлялось трудящимся, крестьянам, красноармейцам – категории населения, не имевшей в царской России политических прав. Кроме трудового ценза, устанавливался ценз возрастной – 18 лет. Впервые избирательное право предоставлялось женщинам. До 1936 года избирательное право предоставлялось иностранцам, проживающим на территории страны и принадлежащим к трудовому классу. В советское время выборы представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе. А с падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Сообщение обучающегося. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы выбираем Главу государства (Президента) и депутатов в органы государственной власти всех уровней. (слайд 9) Цель выборов – выявить волю народа. Для этого голосование у нас всеобщее, прямое и тайное - такова формула выборов. В Конституции РФ записано: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления…» (ст.32). Работа с терминами. - Вы знаете, что у каждого из нас есть свои права. Что же означает слово «право»? (Право – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. Ожегов С.И.) (слайд10) - «Я прав» – значит «я поступаю правильно». Что означает «поступать правильно»? (Поступать по праву; помнить, что права есть у всех; уважать права других людей) - Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? (Конституцией – основным законом государства). (слайд 11) - Какие права есть у нас? (Личные (право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища), политические (равенство всех перед законом, свобода слова и печати), социальные (трудовые права, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на охрану здоровья, медицинскую помощь), культурные (право на образование, свобода преподавания), экологические (право на благоприятную экологическую среду). - Есть права, которые мы получаем при рождении, но есть права, которые мы приобретаем при достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органов власти.
Выборы – это все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (как правило, на определенный законом срок) и замещения должностей путем избрания голосованием (слайд 12) Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или партию на президентских, парламентских, муниципальных выборах. Электоральный – выборный, избирательный (слайд 13) Разные уровни выборов обуславливают их классификацию на:
В зависимости от того, какой орган избирается, выделяют:
В случае, когда граждане голосуют непосредственно за кандидата (список кандидатов), против всех кандидатов (всех списков кандидатов), выборы признаются прямыми. Практика формирования органов государственной власти в РФ знает применение непрямых (косвенных) выборов. Выборы, связанные со сроками полномочий органа или выборного должностного лица, делятся на:
Избирательное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Некоторые правоведы данную совокупность норм именуют подотраслью конституционного права либо ее правовым институтом, а другая группа склонна полагать, что избирательное право есть самостоятельная отрасль национального права России. Избирательное право распадается на право избирать (активное избирательное право), открывающее гражданину возможности голосовать за кандидата, которого он считает достойным, либо голосовать против всех; право быть избранным (пассивное избирательное право), предоставляющее лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата (слайд 14) - Как, по вашему мнению, соотносятся между собой активное и пассивное избирательное право? 3. Принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными (слайд 15). Они подразделяются на 2 группы: Принципы, характеризующие участие граждан в выборах:
Принципы, отражающие организацию и проведение выборов:
В Российской Федерации принципы избирательного права закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». - А теперь проанализируем принципы первой группы, используя знания, полученные ранее. Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права (Вспомните – какого?) Принцип равного избирательного права указывает, что граждане, участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу. (Вспомните, были ли периоды в истории России, когда избиратели имели не равное количество голосов по отношению друг к другу. С чем это было связано?) Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (или списков кандидатов) непосредственно (ст.6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п.4 ст.64 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). (Почему, по вашему мнению, каждый избиратель должен голосовать лично?) Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Для этого существуют определенные процедуры: заполнение избирательного бюллетеня в специально отведенной кабине для голосования или в отдельном помещении. - Как вы думаете, является ли нарушением закона заполнение бюллетеня без захода в кабину? Ответ обоснуйте. Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах. - Попытайтесь самостоятельно проанализировать данный принцип и привести примеры. (Данный принцип закреплен п.3 ст.3 Федерального закона от 12 июня 2002 г., Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.). Обязательность и периодичность выборов закреплены в ст.9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Их отражение в законе вполне обоснованно. - Подумайте, почему? Альтернативность и состязательность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений и блоков. - Как вы считаете, состязательность выборов может привести к конфликту между кандидатами? Гласность выборов - неотъемлемая черта избирательных кампаний. Режим гласности поддерживается многими законодательными нормами. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 года содержит несколько статей об информационном обеспечении выборов, опросах общественного мнения. - Почему, необходима гласность выборов, чему она способствует? 4. Ограничения избирательного права. В Российском Законодательстве имеются ограничения избирательного права.
Активным и пассивным избирательным правом обладают граждане России, имеющие гражданство другого государства (ч.2 ст.62 Конституции РФ). Двойное и множественное гражданство не служит препятствием для участия их носителей в выборах.
Совсем иное значение факт постоянного или преимущественного проживания имеет для реализации активного избирательного права. Основание для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. 4. Недееспособность. Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду (ч.3 ст.32 Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) в выборах не участвуют. К ним относятся лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. 5. Заключенные и лица, имеющие судимость. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч.3 ст.32 Конституции РФ, п.3 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.), не могут голосовать и быть избранными. 6. Несовместимость депутатского мандата или выборной должности с деятельностью иного рода. Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не могут занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (п.9 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.) 7. Ограничение количества сроков занятия должности. Ограничение занятия должности более установленного количества сроков подряд, ограничение пассивного избирательного права закреплено Федеральным законом от 12 июня 2002 г. (п.6 ст.4) и Конституцией РФ. В них закреплено правило, не позволяющее одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. 8. Лишение права занимать выборные государственные и муниципальные должности. Данное положение закреплено п.7 ст.4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Согласно ему, наличие в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока не дает ему возможность быть зарегистрированным в качестве кандидата.
Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами (слайд 16) Виды избирательных систем:
IV. Закрепление материала. - Почему избирать и тем более быть избранным в органы власти обладают граждане по достижении определенного возраста? - По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право? - По достижении какого возраста гражданин РФ имеет право быть избранным в Государственную Думу? - Каких представителей власти мы выбираем? - Чем отличается мажоритарная избирательная система от пропорциональной? V. Выводы. Голосовать необходимо, так как это: 1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе. 2. Возможность формировать государственную политику. 3.Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом. - Обратите еще раз внимание на эпиграф урока. Что же хотели сказать этими словами видный американский государственный и политический деятель и английский писатель? Правы ли они? VI. Домашнее задание. Подготовить исследовательские проекты «История и развитие электоральной культуры в Татарстане» VII. Подведение итогов. Урок 2. |
«Вот и закончен колледж» Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уваровский химико-технологический... | Республики Татарстан Частное образовательное учреждение среднего... Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 260502 Технология продукции общественного... | ||
6 программа действий 39 Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калужский технологический колледж» | Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | ||
Расписание занятий в колледже устанавливается согласно приказу №72 от «30» августа 2013 г Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Технологический колледж... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Областное Автономное Образовательное Учреждение среднего профессионального образования «Технологический колледж» | ||
Доклад Федерального казенного образовательного учреждения среднего... Федеральное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новочеркасский технологический техникум-интернат»... | Департамент смоленской области по образованию, науке и делам молодежи... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Правила приема на обучение автономной некоммерческой организации... «Ставропольский колледж экономики и дизайна» (далее – колледж)для обучения по основным профессиональным образовательным программам... | Государственное образовательное учреждение среднего профессионального... Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | ||
Доклад о деятельности Областного бюджетного образовательного учреждения... Обоу спо «Курский педагогический колледж» – образовательное учреждение среднего профессионального образования, функционирующее на... | Программа подготовки специалистов среднего звена государственное... Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Бузулукский строительный колледж»... | ||
Доклад о деятельности Областного бюджетного образовательного учреждения... Обоу спо «Курский педагогический колледж» – образовательное учреждение среднего профессионального образования, имеющее вид колледжа,... | Учебный план основной профессиональной образовательной программы... «Стародубский индустриально-технологический техникум имени Героя России А. С. Зайцева» | ||
2013 Статья Общие положения: наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения Ем Колледж, является негосударственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, реализующее основные профессиональные... | Технологический колледж ... |