Скачать 167.51 Kb.
|
Министерство образования и науки Республики Татарстан Управление образования Нижнекамского муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сухаревская средняя общеобразовательная школа» Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции России Номинация: конкурс методических разработок по изучению Конституции России Методическая разработка урока обществознания в 11 классе по теме «Законотворческий процесс в Российской Федерации» Работа учителя истории и обществознания МБОУ «Сухаревская СОШ» Нижнекамского муниципального района РТ Хусаиновой Риты Асхатовны 7 октября 2013 год Тема урока: Законотворческий процесс в РФ Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов. Задачи урока: образовательные: - углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ; - изучение организации законотворческого процесса в РФ, закрепленной в ст.104-108 Конституции РФ; - выделение особенностей федерального конституционного закона; развивающие: - развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретенных знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ; воспитательные: - воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ: - формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства. Оборудование урока:
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом / третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»/ Ход урока
Мотивация учебной деятельности: Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона – это сложный процесс, в котором заняты многие люди, и который растянут во времени, как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
Цель: подготовить учащихся к восприятию новых знаний Ответы на вопросы:
4.Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. /25 мин/ Работа учеников с текстом Конституции РФ. Чтение ст. 104-108 Конституции РФ, их анализ с комментариями учителя. /13 мин/ Цель: изучить законотворческий процесс, закрепленный в Конституции РФ; расширить знания о видах законов; развивать навыки восприятия учащимися новых знаний: читать с пониманием юридические тексты, анализировать прочитанное, выделять нужное, сопоставлять, а также слушать объяснения учителя. Статья 104 Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы – это возможность вносить в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделенных этим правом. - В какой орган вносится законопроект? /в Государственную Думу/ Статья 105 Конституции РФ закрепляет процедуру принятия федерального закона Государственной Думой и Советом Федерации. В Государственной Думе закон принимается в трех чтениях большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в течение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон и одобрить его либо отклонить или же воздержаться от его рассмотрения. - Какие последствия отклонения федерального закона Советом Федерации? / Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов/. Установив последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов. Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании. Таково общее правило, вытекающее из ч.4 ст.105 Конституции РФ. Статья 106 фиксирует исключение из этого общего правила, перечисляя законы, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Все законы, обозначенные в ст.106, принимаются по вопросам, относящимся к исключительному ведению Российской Федерации, причем выбраны лишь наиболее важные проблемы, связанные с регулированием отношений в таких сферах, как бюджет, финансы, таможенное дело, международные договоры, защита безопасности государства. Эти вопросы, безусловно, затрагивают интересы как Федерации в целом, так и ее субъектов. Через обязательное обсуждение в верхней палате, где на равноправной основе работают представители всех субъектов Федерации, происходит согласование интересов Федерации и ее субъектов. - Проведите сопоставительный анализ ст.106 и ст.108 Конституции РФ и скажите, какие еще законы, кроме названных в ст. 106, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации? / все федеральные конституционные законы/ Статья 107 регламентирует порядок подписания и обнародования принятых федеральных законов. Это право принадлежит Президенту РФ и является завершающей стадией законодательного процесса. Совет Федерации одобренный им федеральный закон в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент РФ подписывает или отклоняет закон. После подписания закон должен быть опубликован в течение 7 дней в официальных источниках. - Какие последствия отклонения федерального закона Президентом РФ? /Возвращенные Президентом РФ законы повторно рассматриваются в Государственной Думе и Совете Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию/. - Статья 108 Конституции РФ предусматривает порядок принятия федеральных конституционных законов. Еще раз внимательно прочитайте ст.108 Конституции РФ и выделите три особенности процедуры принятия федеральных конституционных законов. /1/ четко определенный круг вопросов, по которым принимаются ФКЗ; 2/ принятие квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания; 3/ будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены в парламент на новое рассмотрение/. 4. Первичная проверка понимания:/12мин/ а/ Самостоятельное составление учениками схемы основных стадий законодательного процесса в РФ; /до начала этой работы учитель на каждую парту раздает листы со скелетом схемы законотворческого процесса в РФ/ /Приложение №1/. /10 мин/ Цель: развивать умение учащихся обобщать и систематизировать изучаемый материал; выявить степень понимания учащимися нового, сложного для восприятия материала б/ Проверка правильности схем путем сравнения схем учеников со схемой, составленной учителем; /схема стадий законодательного процесса в РФ, составленная учителем, раздается на каждую парту или показывается на мультимедийном экране/ /Приложение №2/. /2мин/ Цель: развивать самостоятельность учеников, умение правильно оценивать свои возможности. После проверки схем учитель выясняет, чьи схемы правильные, и оценивает их работу.
Цель: закрепить новые знания; развивать творческие навыки и навыки работы в группе Класс делится на три группы. Каждая группа получает условное название: «Государственная Дума», «Совет Федерации» и «Президент». Используется большая карточка с надписью «Законопроект». Учитель предлагает группам различные условия игры. Ситуация первая. Учитель предлагает карточку со словами «Вношу проект федерального закона. Кто его примет?» Группа «Государственная Дума» должна принять карточку. Учитель: «Большинством голосов Дума принимает проект закона». Группа должна передать карточку «Совету Федерации». Учитель: «Совет Федерации» рассматривает и большинством голосов одобряет законопроект». Группа передает карточку «Президенту». Учитель: «Президент не отклонил федеральный закон. Что происходит дальше?» Представитель третьей группы объявляет: «Федеральный закон подписан и обнародован». Ситуация вторая. Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передает карточку Совету Федерации». Учитель: «Совет Федерации отклонил законопроект». Группа «Совет Федерации» возвращает карточку «Государственной Думе». Ситуация третья. Ситуация первая повторяется до пункта «Группа передает карточку Президенту». Учитель: «Президент отклонил федеральный закон». Группа «Президент» передает карточку «Государственной Думе». Далее игра продолжается точно так же, учитывая, что в случае принятия парламентом данного проекта закона двумя третями голосов он подлежит безусловному подписанию Президентом в течение 14 дней и обнародованию. Ситуация четвертая. Рассматриваются стадии принятия федерального конституционного закона, при этом обращается внимание на особенности принятия федерального конституционного закона.
Цель: пробудить познавательный интерес к изучаемой теме через задания ЕГЭ, учить выполнять задания ЕГЭ разного типа и уровня
Вето Президента на принятые законы в большинстве случаев стимулирует повышение их качества, устранение коллизий и дефектов. Рекомендация учителя по написанию эссе: в качестве аргументов обязательно использовать факты из истории России 90-х годов /Президент Ельцин Б.Н./ и современной истории /Президент Путин В.В./
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Какие моменты урока вам понравились больше всего? - Какая работа у депутатов парламента? - Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо? Приложение № 1 Скелет схемы «Стадии законотворческого процесса в РФ» ЗАКОНОПРОЕКТ . . . . . /название органа/ . . . . . /действие/ ______________________________ ______________________________ в течение 5 дней . . . . . /название органа/ . . . . . . . . . . /действие/ в течение 14 дней /действие/ _____________________ ____________________________ _____________________ ____________________________ в течение 5 дней . . . . . /должность/ . . . . . . . . . . /действие/ в течение 14 дней /действие/ _________________________ __________________________ Приложение №2 Стадии законотворческого процесса в РФ ЗАКОНОПРОЕКТ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА п р и н и м а е т: ФЗ – большинством голосов; ФКЗ – квалифицированным большинством /не менее двух третей голосов/ в течение 5 дней СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ в течение 14 дней о д о б р я е т : н е о д об р я е т: 1/ если проголосовало за ФЗ более 1/ закон повторно рассматривается половины, за ФКЗ не менее трех четвертей Гос.Думой; от общего числа членов; 2/закон может быть принят Гос. Думой 2/ если ФЗ не рассмотрен в течение в прежней редакции, если повторно за 14 дней него проголосовало не менее двух третей депутатов в течение пяти дней ПРЕЗИДЕНТ РФ в течение 14 дней п о д п и с ы в а е т и н е п о д п и с ы в а е т: о б н а р о д о в а е т : 1/ Гос.Дума и Совет Федерации федеральный закон рассматривают повторно 2/ закон может быть принят в прежней редакции, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Гос.Думы и членов Совета Федерации, и подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней Приложение №3 Задания ЕГЭ по теме «Законотворческий процесс в РФ» Часть А А1. Парламент РФ называется
А2. Депутатский корпус Государственной Думы формируется посредством
А3. Верны ли суждения о правомочиях Федерального Собрания РФ? А. Федеральное Собрание РФ обладает правом принимать законы Б. Федеральное Собрание РФ обладает правом осуществлять управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства 1. верно только А 3. верны оба суждения 2. верно только Б 4. оба суждения неверны А4. К органам законодательной власти в субъектах РФ не относятся
А5. Высшей юридической силой в РФ обладают
А6. Государственная Дума федеральные законы
А7. Совет Федерации федеральные законы
А8. Президент РФ федеральные законы
Часть В. В1. Запишите слово, пропущенное в схеме: Виды законов: Конституция федеральный … законы конституционный закон субъектов РФ закон В2. Установите соответствие: Примеры Нормативно-правовые акты А. указы Президента РФ 1. законы Б. Семейный кодекс РФ 2. подзаконные акты В. Постановление Правительства РФ Г. Уголовный кодекс РФ Д. Приказ министра обороны РФ Часть С. С1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «закон»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, раскрывающие это понятие. С2. Раскройте на трех примерах отличия федерального конституционного закона от федерального закона Аннотация к методической разработке урока по обществознанию на тему «Законотворческий процесс в РФ» в 11 кл. Урок обществознания на тему «Законотворческий процесс в РФ» проводится в 11 классе во втором полугодии. Это третий урок по разделу «Человек и закон». Первый урок был вводным уроком по разделу, на котором были повторены основные понятия темы «Право как особая система норм», изученной в 10 классе. Второй урок был проведен на тему «Естественное и позитивное право» . Урок «Законотворческий процесс в РФ» является продолжением изучения позитивного права. На следующих уроках будут изучаться отдельные законы РФ, например, ФЗ «О гражданстве», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ «Об охране окружающей среды», Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и другие. Предложенная разработка может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений в процессе преподавания обществознания на базовом или на профильном уровне. Актуальность разработки в том, что она дает возможность по-новому взглянуть на неинтересную и сложную для учащихся тему. Использование схемы, игры «Законопроект», заданий ЕГЭ по изучаемой теме позволяют максимально активизировать внимание учеников, облегчают процесс запоминания, делают урок динамичным и интересным. Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов. Задачи урока: образовательные: - углубление знаний школьников о главном законе страны - Конституции РФ; - изучение организации законотворческого процесса в РФ, закрепленной в ст.104-108 Конституции РФ; - выделение особенностей федерального конституционного закона; развивающие: - развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретенных знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ; воспитательные: - воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ: - формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Структура урока соответствует структуре урока усвоения новых знаний по ФГОС:
Для мотивации учебной деятельности был поставлен вопрос «Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо?», на который ученики должны ответить на этапе рефлексии. Актуализация знаний необходима для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Для актуализации знаний проводится фронтальный опрос. Отвечая на вопросы учителя, ученики активно включаются в ход урока. На этапе усвоения новых знаний ученики читают статьи 104-108 Конституции РФ, анализируют их, сопоставляют друг с другом, выделяют нужное, отвечают на вопросы. Учитель координирует деятельность учащихся с помощью комментариев и наводящих вопросов. Для проверки понимания учащимися нового материала применяется такая форма работы, как самостоятельное составление учениками схемы стадий законотворческого процесса. Чтобы облегчить и ускорить работу учащихся, учитель заранее готовит скелет схемы, ориентируясь на него, ученики составляют свои схемы. Эта форма деятельности учащихся способствует развитию их навыков обобщения, систематизации, синтеза. После завершения работы над схемами ученики самостоятельно проверяют правильность своих схем, сверяя их со схемой, заранее составленной учителем. Учитель некоторым ученикам выставляет отметку за схему. Для закрепления темы используется игра «Законопроект». Игра развивает творческие навыки учащихся, умение работать в группе, а также способствует поддержанию интереса к теме урока. Закрепление новых знаний продолжается и во время выполнения учащимися заданий ЕГЭ по теме. Каждый год более половины выпускников нашей школы сдают ЕГЭ по обществознанию, поэтому на уроках ведется систематическая подготовка учащихся к экзамену. Некоторые ученики могут получить оценку за эту работу на уроке. С подготовкой к ЕГЭ связано и домашнее задание учащихся: написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законотворческом процессе?». Это задание развивает умение излагать свои мысли, аргументировать свое мнение. Учитель рекомендует в качестве аргументов приводить факты из истории России 90-х годов и современной России, в чем прослеживается межпредметная связь темы. Этап рефлексии помогает учащимся осознать полученные знания и сделать выводы о своей деятельности на уроке. Таким образом, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Ученики работают и по эталону, и творчески; на уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки. Ученики в течение урока выступают в разных ролях: мыслитель, чтец, слушатель, информатор, творец, игрок, выпускник, а учитель выступает в роли организатора и консультанта. Названные формы, методы и приемы обучения должны помочь успешному достижению целей урока. |
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий... Фгбоу впо «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» | ||
Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?» Родины. Особенно актуальна эта задача нынче, так как 2012 год объявлен президентом Российской федерации Годом Российской истории | ||
Методическая разработка урока обж в 11 классе по теме: «как стать офицером российской армии?» «Велика и почётна роль офицера, но тягость её не каждому по силам». Генерал М. Драгомиров | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора» | ||
Методическая разработка урока обществознания в профильном социально-гуманитарном... Цель: Осмысление важности демографической проблемы в современном российском обществе | Методическая разработка урока обществознания по теме «Общественное сознание и его формы» Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | ||
Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе... | ||
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу» Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... |