Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка





НазваниеГосударственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка
страница1/7
Дата публикации16.07.2014
Размер0.94 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7



На правах рукописи



Сартикова Евгения Викторовна


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛМЫКИИ В ХХ ВЕКЕ:

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук
Волгоград – 2012


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки «Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук».
Научный консультант - доктор исторических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ

МАКСИМОВ Константин Николаевич.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

КРАСОВИЦКАЯ Тамара Юсуфовна

(г. Москва, Институт российской истории

РАН);
доктор исторических наук, профессор

БОЛОТОВ Николай Александрович

(г. Волгоград, Волгоградская государственная

академия повышения квалификации и

переподготовки работников образования);
доктор исторических наук, доцент

КОРНИЛОВА Ирина Михайловна

(г. Элиста, ФГБОУ ВПО «Калмыцкий

государственный университет).
Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Ставропольский

государственный университет»

Защита диссертации состоится «____» ____________ 2012 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д. 212.029.02 при ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», автореферат диссертации размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» - http://www.volsu.ru.

Автореферат разослан «____» ____________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент А.В. Луночкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Школьное образование является решающим как для индивидуального успеха человека, так и для долгосрочного развития всей России. Отсюда тесная взаимосвязь политики государства и проблем образования. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию1. Поэтому проблемы школьного образования в России приобрели особую актуальность.

Актуальность темы исследования определяется возможностью проследить развитие государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии как неотъемлемой части единого процесса, протекавшего в стране. Поскольку в исследовании используется компаративный анализ, то в качестве объектов сравнения избраны материалы по национальным республикам Поволжья для выявления общих закономерностей и особенностей формирования и реализации государственной политики в сфере школьного образования в республиках. Это позволит пополнить общие представления о формировании образовательной государственной политики России конкретной картиной ее реализации на региональном уровне. При всей значимости проблемы она еще недостаточно исследована. Вне поля зрения ученых остаются такие аспекты, как специфические условия того или иного региона, влияющие на становление и развитие школьного образования, особенности государственной образовательной политики в регионах. В целом эта тема не подвергалась компаративному анализу в данных территориальных и хронологических рамках.

В условиях нынешней модернизации всей сферы социальных отношений в России особенно актуальным становится изучение истории общественного быта больших и малых народов, выявление традиционных и создание новых механизмов их взаимодействия. Историческое обобщение достижений и ошибок, трудностей и нерешенных проблем в школьном образовании в национальных регионах России позволяет создать такую модель образования и воспитания, в которой формировались бы этническая толерантность и духовные ценности народов. Поэтому школа XXI века не может быть создана без учета региональных и национальных особенностей. Однако любые преобразования будут успешными лишь при использовании не только лучшего мирового опыта, но и опыта российской школы на большом историческом пути ее развития. В этой связи обращение к государственной политике в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке может сегодня дать импульс для новых идей, позволит, критически осмыслив имеющийся опыт, использовать положительное из «хорошо забытого старого», которое будет способствовать решению современных задач, стоящих перед нашим обществом.

Степень изученности темы. Историографию проблемы можно условно разделить на три периода: дореволюционный (1900-1917 гг.), советский (1917-1991 гг.) и постсоветский (1991-2000 гг.).

Дореволюционный период. Попытки осмысления тенденций развития народного образования в России в начале XX в. были предприняты В.П. Вахтеровым, Н.X. Весселем, П.Ф. Каптеревым, Г.А. Фальборком, Н.В. Чеховым и другими2. В их работах привлечен богатый фактический материал, показана деятельность правительства и общественности, различных конфессий в преодолении культурной отсталости народов России. Большая часть работ сконцентрирована на проблеме развития педагогической науки в России в период империализма, на разных аспектах данной проблемы, не получивших ранее освещения в историко-педагогической литературе3.

Некоторые исследователи4 придерживались определенных схем в изучении проблем образования дореволюционной России. В их исследованиях подвергалась критике образовательная политика государства. Лишь в конце 1980-х – начале 1990-х гг. стали появляться работы, основанные на современных методологических подходах (Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Б.К. Тебиев и др.)5.

Исследователи дореволюционного периода провели первичный сбор материала, его систематизацию. Их работы богаты фактическим содержанием, в них были затронуты такие вопросы, как возникновение народных школ, описание различных типов школ, названы причины их недостаточного успеха. В то же время авторами не вскрыты причины недостаточного развития народного образования.

Советский период. Историография проблемы начинает формироваться в 1920-е годы. В этот период вышел ряд работ, которые были связаны и задачами строительства новой трудовой советской школы6. Авторы исследований П.Н. Григорьев, Н.В. Вихирев, В.Н. Козлов и другие обращали свое внимание на влияние большевистской партии на образование7. Работы характеризуются стремлением авторов отметить успехи новой системы образования и ее преимущества в сравнении с дореволюционной.

Во второй половине 1930-х – начале 1950-х гг. вышло значительное число крупных работ по истории отечественной школы8. Ведущее место в историко-педагогической литературе тех лет принадлежит работам Н.А. Константинова и Е.Н. Медынского9. Это первые обобщающие труды по истории советской школы. В 1950-е годы широкое распространение получила «партийно-образовательная» тематика, особое внимание уделялось освещению роли КПСС в процессе перестройки народного образования, борьбе за массовую грамотность10.

Следующий этап в изучении системы народного образования в стране начался с середины 1950-х годов. Анализ государственной политики в сфере школьного образования, изучение перестройки системы образования и утверждение новых принципов ее функционирования были осуществлены в исследованиях Ф.Ф. Королева, З.И. Равкина, Е.Н. Медынского, М.М. Дейнеко11. Тематика исследований значительно расширилась и включала в себя роль Коммунистической партии в культурном строительстве12. Однако анализ, содержащий критическое осмысление партийных решений в образовательной области, не допускался.

В 1960-1980-е гг. выходят труды Н.К. Гончарова, В.А. Куманева, Н.М. Катунцевой, в которых расширяется проблематика исследований народного образования13. Среди работ обобщающего плана можно выделить коллективную монографию «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР»14, в которой впервые на фоне общественно-политических изменений в стране дается общая картина развития системы народного образования. В работах Н.А. Болотова, В.Ф. Кривошеева, В.П. Леднева обобщен исторический опыт подготовки педагогов15.

Началом нового этапа в отечественной историографии стал рубеж 1980–1990-х гг. Главным его содержанием является попытка ученых на основе анализа уже известных фактов переосмыслить события истории советской школы, создать объективную картину развития отечественной системы образования. Большая часть работ советского периода освещает только положительный опыт разработки и реализации государственной политики в сфере образования16. И все же в отдельных трудах поднимались актуальные проблемы дальнейшего развития отечественной системы образования17.

В годы перестройки обозначились новые подходы к анализу образовательной политики государства18. В то же время, какой-либо серьезной критики в связи даже с очевидными ошибками в партийной политике исследователи избегали. В монографии Т.Ю. Красовицкой «Власть и культура: исторический опыт организации руководства национально-культурным строительством»19 система управления национально-культурной сферой проанализирована на примере деятельности Наркомнаца и Наркомпроса. В монографии «Российское образование между реформаторством и революционаризмом. Февраль 1917-1920 гг.» Т.Ю. Красовицкой20 дана обоснованная критика прежней образовательной традиции.

Особую актуальность для преодоления культурной отсталости народов национальных республик Поволжья имела ликвидация неграмотности населения. Проблемам, сопровождавшим проведение в жизнь этой кампании, посвящена обширная литература21. В историографии советского периода большое место занимает литература по истории советской интеллигенции22.

Исследователи советского периода анализировали государственную политику в сфере образования, деятельность школ, роль и место учителя в школьном процессе. Положительным в работах является анализ фактического и статистического материала, введение в научный оборот новых источников. Наиболее характерным недостатком большинства публикаций того периода была существенная лакировка реального положения дел, искусственное выпячивание успехов и достижений, затушевывание трудностей и существовавших негативных тенденций.

В 90-е гг. ХХ в. начинается постсоветский период в изучении истории общеобразовательной школы. В 1990-х гг. появляются обобщающие научные работы, позволяющие проследить эволюцию отечественной образовательной политики23. В них проанализированы основные тенденции, противоречия, связанные с развитием и совершенствованием отечественного образования, обозначены перспективы его развития24.

В 1990-е гг. происходил болезненный процесс переосмысления методологических и исторических подходов к исследованию актуальных образовательных проблем25. Объективная оценка политики Российской Федерации в области образования была дана в ряде исследований конца 1990-х гг. - начала нового столетия26. Среди них необходимо выделить исследования Э.Д. Днепрова27, Н.А. Болотова28, Е.Г. Тимофеевой29. В работе «Современная школьная реформа в России» Э.Д. Днепров подчеркивает, что «кризисное состояние школьного дела отражало аналогичное состояние общества и имело ту же первопричину – кризис тоталитарного режима… Образовательная контрреформа 1930-х гг. создала конвейер по производству необходимого человеческого материала…»30. Заслуживают внимания исследования отдельных аспектов модернизации образования, как одного из приоритетов государственной политики31. Защищены докторские диссертации, посвященные изучению в той или иной степени проблем государственной политики в сфере образования32. В целом постсоветский период в историографии характеризуется отказом от однообразного подхода к системе народного образования, обоснованием необходимости вариативного обучения, стремлением дать глубокую оценку процессам реформирования школьного образования, включая вопросы государственной образовательной политики в различные периоды истории России.

В историографии Калмыкии дореволюционного периода состояние школьного образования основательно не изучено. В отдельных публикациях исследователей в сжатой форме приводились разрозненные сведения о просвещении среди калмыков. Авторы кратких очерков А.Д. Сильницкий, Н. Спасский, С.В. Фарфоровский33, не претендуя на теоретические обобщения, по горячим следам событий зафиксировали реальную картину состояния школьного дела в Калмыкии. По сути, сегодня эти очерки служат источниками, хотя они требуют критического анализа. Наиболее обстоятельной является монография Н.Ш. Ташнинова34. Автор проанализировал историю просвещения калмыцкого народа с XVII в. до середины 60-х гг. ХХ века. Тем не менее, в ней отсутствует анализ трудностей состояния образования в республике.

В последние годы начался процесс переосмысления событий и явлений, имевших место в области образования, в том числе в Калмыкии. Были изданы коллективная монография «История Калмыкии с древнейших времен до наших дней» (в 3-х томах)35 и индивидуальные монографии36, в которых, опираясь на недавно ставшие доступными источники и переосмысливая известные ранее факты с учетом новейших исследований по истории, предстает новый взгляд на развитие образования калмыцкого народа. Значительное место занимает национальный аспект образования37.

Особое место в историографии данной тематики занимают труды поволжских ученых, изучающих историю своих республик и региона. В каждой республике определился круг исследователей, занимающихся изучением истории регионального образования. Например, в Мордовии оно связано с именами А. Ососкова, К. Коткова, Н. В. Талдина, Т. Н. Сандиной, В.С. Ивашкина, Т.И. Шукшиной и др.38. Образовательная политика государства и православной церкви в сфере просвещения нерусских народов региона стала основной темой исследований С.В. Грачева и Е.Г. Осовского39. Проблемы развития системы народного образования стали предметом исследования многих историков и педагогов. Особенно успешно в этом направлении работают чувашские40 и марийские учёные41. Вопросы развития народного образования в дореволюционный период рассматривались в исследованиях Л.А. Ефимова, М.Н. Паравиной, И.П. Ивановой42.

Интерес к региональной истории стимулировал активность специалистов в изучении состояния школьного образования народов СССР. Это относится и к Республике Татарстан. В работах А.Ф. Эфирова43 русско-татарские школы представ­лены как основной конкурент мусульманских конфессиональных учебных заведений. В 1950-1960-х гг. к изучению истории татарской школы подключилось новое поколение историков и педагогов44. В 1970-е гг. особое внимание исследователей привлекли вопросы развития татарского просветительства45. Одно­временно прошлое школьного дела татар освещалось в рамках обобщающих работ, посвященных развитию образования нерусских народов Поволжья46. В рамках исследования рассматривалось состояние школьного образования татар в губерниях Среднего Поволжья47.

Региональные историки иллюстрируют, конкретизируют и дополняют историю федерального масштаба. Интересен опыт удмуртских историков. Известным специалистом в области истории народного образования в России и Удмуртии является профессор К.А. Пономарев48. По данной теме защищены ряд диссертационных исследований49. Ученые Башкирии обращают пристальное внимание на проблемы школьного образования50. В 1990-е годы защищены диссертации, затрагивающие различные аспекты школьного образования51. Историю становления национальных учебных заведений в Башкирии изучает Л.Ш. Сулейманова52. В последнее время вопросы развития народного образования в дореволюционный период стали предметом исследования национальных историков53.

С середины 80-х – начала 90-х гг. ХХ в. под влиянием перестроечных процессов меняется и направленность исследований. Работы в регионах создаются параллельно с реализацией политики ускоренного развития национальных школ в рамках последней общероссийской образовательной реформы и носят социологический, философский характер54. Развитие новой образовательной парадигмы на постсоветском простран­стве стимулировали изучение истории школьной политики государства, переосмысление ее достижений и недостатков55. Наряду с этим продолжились исследования истории школьного дела народов России, которые позволяют выявить общее и особенное в развитии школьного образования коренных народов56. Общие и специфичные действия властей в отношении различных этносов отражают работы целого ряда исследователей57.

Проблемы образования в России и её регионах привлекали внимание не только отечественных, но и зарубежных ученых Э. Карра, Р. Пайпса, Н. Верта, Д. Боффа. Они затрагивают в своих исследованиях различные стороны развития системы образования58. По мнению Р. Пайпса, главную роль в обществе играют учителя как самый многочисленный отряд интеллигенции. Н. Верт исследует российскую историю на протяжении всего ХХ века. Определенное место в его работах также отводилось проблемам интеллигенции и школьного образования. Внимание зарубежных историков привлекали и вопросы культурной революции59.

Обобщая историографический анализ литературы по избранное теме можно сделать вывод о значительном круге исследований по заданной проблематике. Однако далеко не все её периоды изучены в одинаковой степени. Наиболее полно рассмотрены 1920-30-е гг. – период осуществления всеобщего начального обучения, ликвидации неграмотности населения, становления государственной советской школы. В определённой степени изучена история школ в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), а послевоенные годы, 60-80-е гг. ХХ в. исследованы лишь в коллективных монографиях. Этнопедагогические исследования периода возрождения национальных школ начинают развиваться. В то же время еще не изучены общие закономерности и особенности развития школьного образования в Калмыкии в советский период, многие исследования в силу господствовавшей прежде идеологизированной методологии односторонне, не критически освещают процессы преобразований, обосновывают тезис о руководящей роли партии во всех сферах жизни советского общества, в том числе и в образовании. Поэтому назрела необходимость компаративного анализа процесса формирования и реализации государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке.

Исходя из степени изученности проблемы, можно сформулировать основную цель работы: выявление общих закономерностей и особенностей формирования и реализации государственной политики в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ веке в историко-сравнительном плане. Ее достижение реализуется путем решения следующих задач:

- раскрыть специфику государственной политики в области просвещения народов Поволжья в начале ХХ века. При этом охарактеризовать и деятельность просветителей, работавших непосредственно в его среде;

- выявить роль церкви и её школ, своеобразие конфессионального обучения калмыков;

- показать сущность и основные направления государственной политики в сфере школьного образования в условиях советской модернизации 1930-х годов;

- обобщить опыт работы государственных органов по подготовке педагогических кадров;

- рассмотреть приоритеты политики государства в сфере образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconПрограмма дисциплины «Государственная политика в сфере этнонациональных...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconТематические интернет-ресурсы в помощь образованию
Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconРабочая программа дисциплины ф. 3 Правовая культура (компаративный анализ)

Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственная политика в сфере предпринимательства: выученные и невыученные уроки
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconО реализации государственной тарифной политики в сфере пассажирских...
Государственная тарифная политика в сфере транспорта осуществляется с учетом целей и задач государственной политики в данной отрасли...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconАнализ государственной итоговой аттестации учащихся моу «Гимназия №3» 2011-2012 учебный год
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconМетодические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине...
Общие требования к курсовой работе по учебной дисциплине «Экономическая и социальная политика в сфере труда и занятости»
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «кадровая политика предприятия»
Кадровая политика и планирование потребности в персонале. Кадровая политика на различных стадиях развития организации. Трудовой коллектив,...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине Теоретические основы...
Информационное общество и общество, основанное на знаниях: компаративный (сравнительный) анализ теорий
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка icon«Геоэкологическая оценка искусственных водоемов Калмыкии и экотонных...
Рф вручил свои ежегодные премии за успехи в работе и активную общественную работу
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconАнализ работы методического объединения учителей иностранных языков за 2012-2013 учебный год
Основной задачей языкового школьного образования в 21 веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconГосударственная политика в сфере культуры: современное состояние: список литературы
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconА. А. Рахкошкин Компаративный анализ в педагогике: обзор зарубежных методологических дискуссий
Новгородским межрегиональным институтом общественных наук. Семинар проводился в рамках реализации проекта «Открытость в образовании...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconКурсовая работа определение рыночной стоимости объекта недвижимости...
По дисциплине: «Оценка недвижимости» (или «Экономический анализ и оценка недвижимости»)
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconКомплексный анализ хозяйственной деятельности
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Государственная политика в сфере школьного образования в калмыкии в ХХ веке: компаративный анализ и оценка iconАнализ работы школьного методического объединения учителей учителей...
Методическая тема и оценка выполнения цели и задач по итогам учебного года, поставленных перед учителями (педагогами) шмо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск