Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж»





НазваниеСадкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж»
Дата публикации26.07.2014
Размер74.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Садкова Людмила Михайловка

преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания

ГОУ СПО «Дубовский педагогический колледж»

Формирование профессиональных компетенций у будущего учителя начальных классов в условиях действия ФГОС СПО

Главная задача российской образовательной системы  -  это обеспечение высокого  качества образования на основе сохранения её фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Программа модернизации российского образования предъявляет новые требования к учителям, к их профессиональной компетенции.

В связи реформированием российского образования   является актуальной проблема  подготовки будущего учителя, способного глубоко мыслить и чувствовать, моделировать образовательно-воспитательный процесс, самостоятельно  разрабатывать  и воплощать на производственной практике новые идеи и технологии обучения и воспитания.

На всех уровнях образования предполагается внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.

Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах необходимо формировать у будущих педагогов профессиональные компетентности.

В современных отечественных педагогических исследованиях понятие «компетентность» трактуется по-разному. Например, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шлянов особое внимание уделяют профессиональной компетентности как теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности [2].

Термин «компетенция» в словаре-справочнике современного российского профессионального образования, рекомендованного ФГУ ФИРО, трактуется как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. А термин «компетентность» рассматривается, как наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности [7;10].

Многие педагогические исследователи выделяют понятие «профессиональная компетентность» как «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных условиях, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям»[1;59].

В процессе  подготовки студентов по специальности 050146 Преподавание в начальных классах по-прежнему остается неисследованной проблема формирования следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

Формирование профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» у будущего учителя начальных классов осуществляется во время обучения студента в колледже при освоении всех учебных дисциплин и профессиональных модулей (так как в это время происходит формирование базовых знаний, умений, навыков, компетенций, основ мировоззрения и убеждений).

При освоении будущим учителем МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования» наиболее эффективно формируются профессиональная компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в процессе реализации деловой игры «Конкурсные уроки в начальной школе».

В деловой игре «Конкурсные уроки в начальной школе» формирование «ПК 1.2. Проводить уроки» активно способствует личностно-профессиональному развитию будущего учителя начальных классов.          

В начале изучения МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» проводился опрос с целью выявления представлений о «ПК 1.2. Проводить уроки» и ее составляющих компонентах у студентов обучающейся группы. Результаты опроса показали, что представления о «ПК 1.2. Проводить уроки» у большинства студентов правильные. Однако некоторые студенты затруднились ответить на поставленные вопросы и не смогли выделить компоненты профессиональной компетенции.

Формированию системы представлений о профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в рамках изучения будущими специалистами МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» способствует серия практических занятий «Конкурсные уроки в начальной школе».

Будущие учителя знакомятся с такими основными видами деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе, как: тематическое рисование, рисование с натуры и по памяти, декоративное рисование.

Каждое из занятий серии «Конкурсные уроки в начальной школе» проходит в 4 этапа: 1) рассмотрение вариативных программ по изобразительному искусству в начальной школе; 2) изучение специфики каждого вида занятий; 3) наблюдение и анализ показательных уроков учителей начальной школы по каждому виду занятий; 4) самостоятельное составление студентами методических разработок уроков изобразительного искусства по всем трем видам занятий и последующая защита их фрагментов на аудиторных занятиях; 5) подготовка наглядного материала к каждому уроку (создание мультимедийный презентации, выполнение педагогического рисунка).

Самостоятельное составление методических разработок занятий и презентация фрагментов уроков на аудиторных занятиях являются основным педагогическими условиями формирования представлений студентов о профессиональной компетенции.

При оценке эффективности представляемых студентами фрагментов презентаций и конспектов подготовленных уроков используются следующие показатели сформированности профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в области изобразительной деятельности: 1) конструктивные умения - составление конспекта урока согласно специфике занятия (тематическое рисование, рисование с натуры и по памяти, декоративное рисование); 2) умения методически грамотно вести показ у доски последовательности выполнения рисунка; 3) организаторские умения; 4) коммуникативные умения.

По каждому показателю после обсуждения студенты выставляют своим одногруппникам оценки согласно предложенным требованиям. Использование данной методики позволяет определить уровень сформированности профессиональной компетенции в начале и в конце прохождения МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом».

Описанная методика основана на интеграции педагогической и изобразительной деятельности, личностно-ориентированном взаимодействии преподавателя и студента.

Формирование профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в рамках изучения будущими специалистами МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» у будущего специалиста целесообразно осуществлять:

  1. На основе последовательного превращения учебной деятельности будущего учителя начальных классов в квазипрофессиональную деятельность. Студентам предлагается разработать урок изобразительного искусства в начальной школе по определенной тематике и провести его на практическом занятии, создать электронные наглядные пособия.

  2. На основе использования активных методов и форм обучения (проблемное обучение, исследовательский метод, анализ учебно-методических ситуаций и др.). Так, например, при организации деловой игры «Конкурсные уроки в начальной школе» создаются условия для самостоятельного получения знаний и развития профессионально значимых качеств личности студентов, приводящих к творческой самореализации в ходе педагогической практики, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности.

  3. С помощью организации активной самостоятельной работы студентов. Будущие учителя осваивают различные художественные техники, самостоятельно используя их потенциал и находя различные способы их применения в профессиональной деятельности. Это может быть организовано посредством изучения студентами отдельных тем учебного курса согласно «Методическим рекомендациям по организации самостоятельной работы», выполнение творческих практических работ и текущих домашних заданий с включением задач, связанных с разработкой несложных тестов, использованием материалов учебно-методического комплекса по МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом».

В процессе рефлексии студенты отмечают значение «Конкурсных уроков в начальной школе» для формирования: умения контролировать свою деятельность; готовности и способности обучаться самостоятельно; уверенности в себе; самоконтроля; самостоятельности мышления, оригинальности; критического мышления; готовности решать сложные вопросы и использовать новые идеи, инновации для достижения цели; персональной ответственности; способности побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; способности слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; способности разрешать конфликты и смягчать разногласия.

 Использование деловой игры в процессе реализации МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» позволяет будущим специалистам не только узнать, методику и содержание учебного материала школьной программы, но подготовиться к практическому применению его в профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» у будущих учителей начальных классов в рамках изучения МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» позволит будущим специалистам приобрести практический опыт подготовки и проведения уроков по изобразительному искусству.

Литература

  1. Баранов, П.А. О модели профессиональной компетентности учителя/ П.А. Баранов. – М.: Просвещение, 2004. – 128.

  2. Кузин, В.С. Изобразительное искусство с методикой преподавания в
    начальной школе: Учеб. пособие для сред. пед. заведений /В.С. Кузин. - М.: Агар, 1998.- 489 с.

  3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Равен Дж. М. .: Просвещение, 2002. – 211.

  4. Сластёнин, И.Ф., Исаев, А.И., Мищенко, Е.Н., Шлянов, В.Г. Педагогика: учеб. Пос. для студ. Пед. Учеб. Заведений. 3-е изд./ И.Ф. Сластёнин, А.И. Исаев, Е.Н. Мищенко, В.Г. Шлянов. - М.: Школа-пресс, 2000.- 512.

  5. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его
    преподавания в начальной школе. Учеб. пособие для сред. пед. заведений / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2002.- 349.

  6. Тимофеева, Н.Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов. Вестник ТГПУ, ВЫПУСК №10./ Н.Б. Тимофеева. - Красноярск, 2009. - 94 с.

  7. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Издание первое Рекомендован ФГУ ФИРО (протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО от 11.12. 2009 № 10; рег. номер рецензии 638 от 15.12. 2009 г.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconПоложение о проведении VII международного Фестиваля детского изобразительного искусства
Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический...
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconПрограмма учебной дисциплины оп. 04 Медицинская паразитология по...
Израилевна, преподаватель фгоу спо «Омский медицинский колледж», Ледянкина Ольга Васильевна, к фарм н., зам директора по научно-методической...
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» icon§6 Смешение цветов
Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический...
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconПриложение к газете «Семицветик» мадоу д/с №104
Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический...
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconОдобрена предметной (цикловой) комиссией
Составители (авторы): Суровцова Светлана Владимировна, преподаватель педагогики гоу спо мариинский педагогический колледж
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconОдобрена предметной (цикловой) комиссией
Составители (авторы): Суровцова Светлана Владимировна, преподаватель педагогики гоу спо мариинский педагогический колледж
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconОтчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский...
Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства...
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития
Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический...
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconУчебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)...
Составитель: Степанов Виктор Леонидович, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» icon«Основы рекламы» Преподаватель
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине (далее умкд) Основы безопасности...
Составитель: Данильченко Юрий Натавьевич, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconРабочая программа учебной дисциплины Гигиенические основы физического...
Составитель (автор): Ламекина Я. А., преподаватель физического воспитания гоу спо мариинский педагогический колледж
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconН. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы...
Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconУчебно-методический комплекс по уд математика
Составитель: Гайдовская И. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconУчебно-методический комплекс по уд математика
Составитель: Гайдовская И. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания гоу спо «Дубовский педагогический колледж» iconМолодежь чебоксары [Б. г.] Содержание
Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо «Читинский педагогический колледж»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск