Скачать 74.4 Kb.
|
Садкова Людмила Михайловка преподаватель изобразительного искусства с методикой преподавания ГОУ СПО «Дубовский педагогический колледж» Формирование профессиональных компетенций у будущего учителя начальных классов в условиях действия ФГОС СПО Главная задача российской образовательной системы - это обеспечение высокого качества образования на основе сохранения её фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Программа модернизации российского образования предъявляет новые требования к учителям, к их профессиональной компетенции. В связи реформированием российского образования является актуальной проблема подготовки будущего учителя, способного глубоко мыслить и чувствовать, моделировать образовательно-воспитательный процесс, самостоятельно разрабатывать и воплощать на производственной практике новые идеи и технологии обучения и воспитания. На всех уровнях образования предполагается внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений. Согласно требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 050146 Преподавание в начальных классах необходимо формировать у будущих педагогов профессиональные компетентности. В современных отечественных педагогических исследованиях понятие «компетентность» трактуется по-разному. Например, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шлянов особое внимание уделяют профессиональной компетентности как теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности [2]. Термин «компетенция» в словаре-справочнике современного российского профессионального образования, рекомендованного ФГУ ФИРО, трактуется как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. А термин «компетентность» рассматривается, как наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности [7;10]. Многие педагогические исследователи выделяют понятие «профессиональная компетентность» как «способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных условиях, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям»[1;59]. В процессе подготовки студентов по специальности 050146 Преподавание в начальных классах по-прежнему остается неисследованной проблема формирования следующих профессиональных компетенций: ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. Формирование профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» у будущего учителя начальных классов осуществляется во время обучения студента в колледже при освоении всех учебных дисциплин и профессиональных модулей (так как в это время происходит формирование базовых знаний, умений, навыков, компетенций, основ мировоззрения и убеждений). При освоении будущим учителем МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования» наиболее эффективно формируются профессиональная компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в процессе реализации деловой игры «Конкурсные уроки в начальной школе». В деловой игре «Конкурсные уроки в начальной школе» формирование «ПК 1.2. Проводить уроки» активно способствует личностно-профессиональному развитию будущего учителя начальных классов. В начале изучения МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» проводился опрос с целью выявления представлений о «ПК 1.2. Проводить уроки» и ее составляющих компонентах у студентов обучающейся группы. Результаты опроса показали, что представления о «ПК 1.2. Проводить уроки» у большинства студентов правильные. Однако некоторые студенты затруднились ответить на поставленные вопросы и не смогли выделить компоненты профессиональной компетенции. Формированию системы представлений о профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в рамках изучения будущими специалистами МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» способствует серия практических занятий «Конкурсные уроки в начальной школе». Будущие учителя знакомятся с такими основными видами деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе, как: тематическое рисование, рисование с натуры и по памяти, декоративное рисование. Каждое из занятий серии «Конкурсные уроки в начальной школе» проходит в 4 этапа: 1) рассмотрение вариативных программ по изобразительному искусству в начальной школе; 2) изучение специфики каждого вида занятий; 3) наблюдение и анализ показательных уроков учителей начальной школы по каждому виду занятий; 4) самостоятельное составление студентами методических разработок уроков изобразительного искусства по всем трем видам занятий и последующая защита их фрагментов на аудиторных занятиях; 5) подготовка наглядного материала к каждому уроку (создание мультимедийный презентации, выполнение педагогического рисунка). Самостоятельное составление методических разработок занятий и презентация фрагментов уроков на аудиторных занятиях являются основным педагогическими условиями формирования представлений студентов о профессиональной компетенции. При оценке эффективности представляемых студентами фрагментов презентаций и конспектов подготовленных уроков используются следующие показатели сформированности профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в области изобразительной деятельности: 1) конструктивные умения - составление конспекта урока согласно специфике занятия (тематическое рисование, рисование с натуры и по памяти, декоративное рисование); 2) умения методически грамотно вести показ у доски последовательности выполнения рисунка; 3) организаторские умения; 4) коммуникативные умения. По каждому показателю после обсуждения студенты выставляют своим одногруппникам оценки согласно предложенным требованиям. Использование данной методики позволяет определить уровень сформированности профессиональной компетенции в начале и в конце прохождения МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом». Описанная методика основана на интеграции педагогической и изобразительной деятельности, личностно-ориентированном взаимодействии преподавателя и студента. Формирование профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» в рамках изучения будущими специалистами МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» у будущего специалиста целесообразно осуществлять:
В процессе рефлексии студенты отмечают значение «Конкурсных уроков в начальной школе» для формирования: умения контролировать свою деятельность; готовности и способности обучаться самостоятельно; уверенности в себе; самоконтроля; самостоятельности мышления, оригинальности; критического мышления; готовности решать сложные вопросы и использовать новые идеи, инновации для достижения цели; персональной ответственности; способности побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; способности слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; способности разрешать конфликты и смягчать разногласия. Использование деловой игры в процессе реализации МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» позволяет будущим специалистам не только узнать, методику и содержание учебного материала школьной программы, но подготовиться к практическому применению его в профессиональной деятельности. Таким образом, формирование профессиональной компетенции «ПК 1.2. Проводить уроки» у будущих учителей начальных классов в рамках изучения МДК. 01.06. «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом» позволит будущим специалистам приобрести практический опыт подготовки и проведения уроков по изобразительному искусству. Литература
|
Положение о проведении VII международного Фестиваля детского изобразительного искусства Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | Программа учебной дисциплины оп. 04 Медицинская паразитология по... Израилевна, преподаватель фгоу спо «Омский медицинский колледж», Ледянкина Ольга Васильевна, к фарм н., зам директора по научно-методической... | ||
§6 Смешение цветов Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | Приложение к газете «Семицветик» мадоу д/с №104 Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | ||
Одобрена предметной (цикловой) комиссией Составители (авторы): Суровцова Светлана Владимировна, преподаватель педагогики гоу спо мариинский педагогический колледж | Одобрена предметной (цикловой) комиссией Составители (авторы): Суровцова Светлана Владимировна, преподаватель педагогики гоу спо мариинский педагогический колледж | ||
Отчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский... Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства... | Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | ||
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее мдк)... Составитель: Степанов Виктор Леонидович, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | «Основы рекламы» Преподаватель Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее умкд) Основы безопасности... Составитель: Данильченко Юрий Натавьевич, преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | Рабочая программа учебной дисциплины Гигиенические основы физического... Составитель (автор): Ламекина Я. А., преподаватель физического воспитания гоу спо мариинский педагогический колледж | ||
Н. А. Некрасова И. В. Гурьянова дидактические и методические основы... Цель урока: Познакомить с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик». Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана | Учебно-методический комплекс по уд математика Составитель: Гайдовская И. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | ||
Учебно-методический комплекс по уд математика Составитель: Гайдовская И. А., преподаватель гбоу спо по «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» | Молодежь чебоксары [Б. г.] Содержание Рецензент: А. В. Спиридонова, к культурологии, зам директора по умр гоу спо «Читинский педагогический колледж» |