Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ»





Скачать 93.14 Kb.
НазваниеУрока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ»
Дата публикации04.08.2014
Размер93.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Урок русского языка 3 класс

Тип урока: Освоение новых знаний

Тема: «Правописание слов с разделительным ъ».

Цели:

  • узнать правило написания ъ в словах;

  • развивать интерес к исследовательской деятельности;

  • тренировать в правописании слов с изученными орфограммами

Задачи:

  • познакомить с условиями написания разделительного твёрдого знака,

  • закреплять правило написания Ъ;

  • развивать умение сравнивать и группировать факты, обобщать их, делать выводы на основе сравнений и обобщений;

  • воспитывать умение уважительно относиться к позиции другого человека, справедливо оценивать работу другого, объяснять своё несогласие, способствовать сохранению здоровья обучающихся, используя в уроке критерии здоровьесбережения.


Оборудование:

  1. учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть, автор: Т.Г. Рамзаева.

  2. компьютер, телевизор.


Демонстрационный материал:

  • презентация;

  • фрагмент из 11 серии мультфильма «Маша и медведь» - «Первый раз в первый класс».


Раздаточный материал:

    • Листы ответов для групповой работы.

    • Карточки со словами для групповой работы.


Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.


  • Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Слайд 1

  • Сегодня к вам на урок пришли известные герои. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите их.

Просмотр фрагмента м/ф «Маша и медведь» из 11 серии «Первый раз в первый класс»

Учащиеся называют героев. Слайд 2.

- Чем захотела заниматься Маша? (учиться)

- А зачем? (Чтобы много знать и уметь)

- А вы хотите учиться? Вы любите учиться? Сегодня на уроке вы вновь сделаете открытие в правописании слов.

- Как будете работать? Вы знаете тему нашего урока? (Поймём, что ещё не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило).

Слайд 3.

- Прочтите пословицу: «Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть». Объясните её смысл.

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и получить новые знания о написании слов.

Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте успеха.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания о приставке, правописании разделительного ь;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

  • Актуализация знаний о приставке.

- Где живёт медведь? (в лесу). Маша и медведь предлагают вам найти однокоренные слова к слову «лес». Слайд 4.

Дети выделяют корень слове «лес» и по порядку доказывают, является ли каждое следующее слово однокоренным.

- В каком из оставшихся слов есть приставка? Слайд 4.

- Что такое приставка? Ученик рассказывает правило.

Слайд 5.

- Перед вами приставки. Помогите Маше разделить их на две группы?

При необходимости можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки.

Слайд 6. В первой группе приставки, оканчивающиеся на согласный, во второй – на гласный.

- Сегодня нам это знание о приставках пригодится на уроке.


  • Актуализация знаний о разделительном ъ.

- У кого из наших героев в названии есть буква, которая не обозначает звука? ( У медведя - медведь).

- Что помните о слове «медведь» (словарное). Запишите это слово. Поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить. Слайд 7 – Клик 1

- Образуйте и запишите однокоренные слова:

- самка медведя (медведица) Клик 2

- детёныши медведя и медведицы (медвежата) Клик 3

- берлога медведя? (медвежья) Клик 4

- Проверьте ошибкоопасные места в словах.

- Какая ещё буква русского алфавита не обозначает звука? (Ъ)

  • Помните, как в сказке Маша ушла от медведя (он отнёс её домой в корзинке, думая, что там пирожки для бабушки и дедушки).

  • По пути он останавливался и говорил: «Сяду на пенёк, съем пирожок» или

«Дорога далека, а корзинка нелегка.

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок».

- Что хотел сделать медведь? (сесть и съесть)

- Перед вами транскрипции этих 2 слов: [с’э с’т’] [с й’э с’т’]. Слайд 8.

- Определите, какая транскрипция соответствует слову сесть, а какая - съест. Запишите в тетрадь слова и транскрипции к ним.

Слайд 9. Проверьте себя.


  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить место и причину затруднения.
- Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

- Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова)
Учащиеся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ.

  • В чем затруднение? (не смогли написать слово с ъ; не смогли объяснить, почему написали ъ)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) для записи слов с ъ)




  1. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы и цели урока.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.


  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания ъ в словах.)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с разделительным ъ.)

Слайд 10.

- Чтобы узнать правило проведём работу по плану: 1.Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.

2. Сравнить между собой группы слов.

3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

4. Создать эталон (правило) о правописании ъ в словах.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.


  • Чтобы узнать правило, я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Поднять руку и задать вопрос учителю.)

В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах. Каждая группа получает лист для ответов.

- На доске три столбика слов.

1. Прочитайте слова каждого столбика.

2. Прочитайте слова с ъ. Сливается ли гласный звук с согласным при произношении. Какую работу выполняет Ъ? Обсудите ответы в группе и сделайте вывод 1. Запишите его в листок ответов.

3. На какую букву оканчиваются приставки в каждом столбике. С каких букв начинаются корни в каждом столбике. В какой ситуации в слове нужно писать Ъ. Сделайте вывод 2.

На доске:

поезд

выезд

заезд

переезд

сэкономить

сузить

безоблачное

безаварийный


подъезд

разъём

предъюбилейный

объясняться


Карточки для групп.

Вывод 1.

Ъ выполняет _______________________________ функцию.

Вывод 2.

Ъ пишется после _____________________, которые оканчиваются на ____________________ перед гласными ___, ___, ___, ___,


- А теперь представьте свои выводы.

Защита результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости.

- Попробуйте изобразить свой вывод с помощью значков – графически (на доске желающие)

- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике правило.)

  • Откройте учебники на странице 149. Проверьте.

Учащиеся читают правило на странице 149.

  • Итак, сделайте вывод. (Мы всё «открыли» правильно.)

  • Посмотрите на графический сигнал к этому правилу. Слайд 11

  • Вернёмся к слайду 6.

  • Так после каких приставок пишется Ъ? Перед какими гласными?

  • А теперь вспомните транскрипцию к слову «съесть»? Почему в ней есть звук «й»? Слайд 8

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что вы можете теперь делать? (Писать слова с разделительным Ъ)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять правило написания слов с Ъ)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать во внешней речи умение доказывать выбор написания ъ в слове.

1) Фронтальная работа.

Слайд 12. Запишите в тетрадь слово «ехать» с данными приставками. Обозначьте орфограмму.

Ехать (об-, за-, в-, с-, у- )

Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют.

ФИЗМИНУТКА. Игра на внимание.

- Если в слове, которое я произнесу пишется Ъ – подпрыгнуть, если Ь - присесть.

Съезд, счастье, обезьяна, съела, льётся, объём, подъезд, вьют.

Работа в группах.

Задание: образовать однокоренные слова с приставками, после которых пишется Ъ. Записать в тетрадь, обозначить орфограмму. Но будьте внимательны, есть слова-ловушки!

Каждой группе даются карточки со словами:
1 группа: есть, берёза, единый, юбилей.
2 группа: ясно, явление, авария, ехать.
Взаимопроверка.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять правило написания Ъ..
Слайд 13. Выпишите только те слова, в которых пишется разделительный Ъ.
сем…я в…ехали

с…ел плат…е

под…езд с…едобный

прыгат… руч…и

звер… с…ёжился
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Самопроверка организуется по образцу - Слайд 14.

    • Кто из вас ошибся?

    • В каком случае? (ребята называют, в каких словах ошиблись)

    • Исправьте ошибку (называют правило, которым нужно было воспользоваться)

    • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

    • Кто не ошибся?

    • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение писать слова с разделительным ъ.


  • Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными ъ? (Нужно знать правило написания ъ.) В текст е следующего задания пропущен не только разделительный Ъ, но и Ь. Правило написания слов с Ь вы уже знаете. Предлагаю вам потренироваться в выборе Ь и Ъ.

Учащиеся читают стихотворение по цепочке. Устно вставляют вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.

Слайды 15, 16

Вставьте пропущенные буквы.

Всё вокруг объято страхом Раз…ярённый людоед

Раз…ярённый людоед Мигом с…ел мешок конфет

Об…явил, что с…ест сегодня Закусил печен…ем плотно

Замечател…ный обед Он от…явленный злодей,

В сверх…естественной тревоге Но совсем не ест животных

Всё звер…ё уносит ноги. И не трогает людей.



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.


  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания ъ в словах)

  • Удалось ли достичь цели?

  • Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.

  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?

  • Вернёмся к пословице - Слайд 3.

  • Какое слово в ней на новое правило. Почему в нем нужен Ъ?

  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Слайд 17.

Учащиеся оценивают себя.

  • Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)

10. Домашнее задание.


Кто выбрал 1 картинку – ваше дом задание упр. 351 (появляется на слайде)

Кто выбрал 2 картинку – упр. 350

Кто выбрал 3 - упр. 352

Всем выучить правило на с. 149


- Маша и Медведь желают вам удачи и прощаются с вами. Слайд 18

Вывод 1.

Ъ выполняет _______________________________ функцию.

Вывод 2.

Ъ пишется после _____________________, которые оканчиваются на ____________________ перед гласными ___, ___, __, ___.
Вывод 1.

Ъ выполняет _______________________________ функцию.

Вывод 2.

Ъ пишется после _____________________, которые оканчиваются на ____________________ перед гласными ___, ___, __, ___.

1 группа:

Есть, берёза, единый, юбилей.


2 группа:

Ясно, явление, авария, ехать.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconУрока Изучаемая тема Вид работы № задания для
Правописание слов с разделительным Ь. Употребление разделительного Ь. Упражнение в написании слов с разделительным ь и ь для обозначения...
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconТема : правописание слов с разделительным твердым знаком, перенос слов с ъ
Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconЛекция Тема № правовой режим имущества хозяйствующих субъектов
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconЛекция Тема № понятие, предмет и признаки предпринимательской деятельности
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconЛекция Тема № хозяйственные правоотношения. Право на осуществление...
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconУрок по русскому языку во 2 классе Тема: Повторение по теме «Правописание...
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconРабочая программа дисциплины
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconРабочая программа элективного курса
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconВ. А. Гурова, кандидат филологических наук, доцент
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconФедерального уровня закон «Об образовании рф» от 10. 07. 1992
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconУрок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным...

Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconНаучные направления в военном праве и их основоположники: первичные зарисовки Аннотация
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconРабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых учений
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconТестовые вопросы: в чем проявилось персидское влияние в Халифате Аббасидов
Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconУрока по теме «правописание безударных гласных в корне слова»
Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне»
Урока : Освоение новых знаний Тема: «Правописание слов с разделительным ъ» iconУрок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание...
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск