Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями





Скачать 130.81 Kb.
НазваниеСеминар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями
Дата публикации08.07.2013
Размер130.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
В связи с принятием новых федеральных законов и нормативных правовых актов, установлением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365) значительно изменились государственные требования, соблюдение которых является обязательным в работе управлений и отделов послевузовского профессионального образования, аспирантуры и докторантуры высших учебных заведений.
В целях повышения квалификации руководящих работников вузов по вопросам послевузовского профессионального образования Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров при участии представителей Минобрнауки России, Рособрнадзора, Высшей аттестационной комиссии 18-19 октября 2012 г. провели семинар по теме:
Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями

В программу были включены следующие темы:

  1. Изменения в осуществлении образовательной деятельности по программам послевузовского профессионального образования (ППО) в связи с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов (Бердашкевич А.П., Комитет Госдумы по образованию);

  2. О реализации положений приказа Минобрнауки России 16.03.2011 № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» (Кондаков В.В., Минобрнауки РФ);

  3. Об опыте лицензирования, проведения и аккредитации программ послевузовского профессионального образования (Соколова М.В., Минобрнауки РФ);;

  4. Об особенностях государственного контроля и надзора за осуществлением образовательной деятельности по программам ППО. Об административной ответственности за нарушения законодательства об образовании (Караваева Л.В., Рособрнадзор);

  5. Актуальные вопросы признания и установления эквивалентности документов о высшем образовании иностранных государств в России и прием иностранных граждан в российские вузы;

  6. О государственных требованиях к диссертации на соискание ученой степени. О взаимодействии с диссертационными советами и Высшей аттестационной комиссией. Проблемы докторантур (Чернышов С.Л., ВАК).


1. Изменения в осуществлении образовательной деятельности по программам послевузовского профессионального образования (ППО) в связи с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов

Бердашкевич Анатолий Петрович, помощник председателя Комитета Госдумы по образованию, государственный советник РФ первого класса, к.юр.н., к.б.н.

Новый закон «Об образовании»:

принят в первом чтении 16.10.2012;

вступит в силу с 01.01.2013, закон о внесении изменений в другие законы – позже;

предусмотрены переходные положения на 3 года, полностью вступит в силу с 2016 года.

Принципиальные позиции по аспирантуре:

  • введено понятие «подготовка научно-педагогических кадров»

  • определено место и форма подготовки – аспирантура – третья ступень высшего образования (после бакалавриата и магистратуры)

  • понятие «послевузовское профессиональное» ушло в соответствии с Конституцией и международными актами: разделено на высшее образование (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и подготовку кадров высшей квалификации (докторантура)

  • определение «аспиранты» включает термин «обучающиеся»

  • понятия «научные» и «научно-педагогические» не разделяются

  • аспирантам назначаются государственные стипендии

  • порядок назначения стипендий устанавливается нормативными актами субъектов (финансирование расходов на образование идет через субсидии)

  • термин «образовательные учреждения» заменен на «образовательные организации»: расширен диапазон правовых форм юридических лиц, занимающихся образовательной деятельностью

  • прием проводится по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно

  • лицам, успешно освоившим и прошедшим аттестацию, присваиваются квалификации: преподаватель высшей школы, исследователь

  • в связи с переходом аспирантуры в третью ступень высшего уровня образования все правила лицензирования приложат к научным организациям наравне с вузами.


2. О реализации положений приказа Минобрнауки России 16.03.2011 № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»
Кондаков Владимир Вячеславович, начальник отдела департамента подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки, kondakov@mon.gov.ru

см. презентацию
Перераспределение функций в МОН:

Департамент государственной политики в сфере высшего образования (Соболев): открытие аспирантур и докторантур, КЦП на бюджетные места, стипендии, разработка образовательных программ;

Департамент государственной научно-технической и инновационной политики (Дрыганова): нормативно-правовые вопросы (положения об аспирантах, докторантах и соискателях).

Информация о численности аспирантов:

1990 – 60 тыс., 2012 – 160 тыс. ((119 тыс. бюджетных). Реальный рост в 3-4 раза, ранее защищались 80-90% (в 2011 – 29%).

Кандидатские экзамены:

- сданные не имеют срока давности (в т.ч. по философии), экзамен по специальности – если не изменено название или оно претерпело редакционные изменения (см. таблицы соответствия).

- экзамен по иностранному языку сдается в случае защиты по другой специальности;

- экзамен по философии пересдается при смене отрасли науки.

Приказ МОН об изменении специальностей: от 10.09.2012 № 5 вступил в силу с 01.06.2012.

Письмо МОН от 31.05.2012 № СИ-701/09: до 01.01.2013 кандидатские экзамены можно сдавать по старым программам, с 01.01.2013 – по новым программам, работать по второму письму МОН. Программы кандидатских экзаменов, не утвержденных приказом МОН 2007 года, утверждаются ученым советом.

При переоформлении лицензии учитывать таблицу соответствии специальностей новой номенклатуре.

Документы об открытии аспирантур и докторантур в электронном виде с ЭЦП пока не принимаются, высылать в виде файлов.

Для аспирантуры необходимо:

1) лицензия на право осуществления образовательной деятельности;

2) открытие аспирантуры в МОН (должен быть приказ МОН, без приказа – обучение по программам послевузовского образования, у обучающихся нет аспирантских прав).

Аспирантуру (докторантуру) открывать не нужно:

при наличии приказа МОН или распорядительного документа РАН об открытии, если не изменились специальности (или претерпели редакционные изменения, см. таблицы соответствия);

при изменении названия организации без изменения правопреемника.

Пакет документов:

1) заявление об открытии аспирантуры/докторантуры

2) выписка из решения Ученого совета

3) сведения о кадровом потенциале со списком публикаций за 5 лет (минимум 3 публикации в рецензируемых журналах ВАК, можно указывать более 15, на каждого по 3 и более - письмо МОН). Кадры: для аспирантуры – минимум 7 штатных работников, из них 4 доктора, в т.ч. 2 – по специальности; для докторантуры – минимум 10 штатных, из них 6 докторов, в т.ч. 4 – по специальности;

4) для открытия докторантуры необходимо минимум 10 аспирантов по этой специальности.

Из четырех требований регламента необходимо выполнить любые два. Например, эффективность и публикации – презентация.

Основания для отказа в открытии аспирантуры – в презентации.


Стипендии – постановление Правительства от 08.12.2011 № 991: повышенные стипендии выплачиваются по теме диссертации, а не по специальности обучения, т.е. если тематика диссертации предполагает защиту по техн. или ест. наукам. При смене специальности или темы диссертации на не вошедшие в перечень (и наоборот) – изменить размер стипендии.

Увеличенные сроки обучения: механизм реализации не ясен, проект закона «Об образовании» не предусматривает сроков обучения 4 и 5 лет. При приеме увеличенный срок обучения должен быть указан в приказе о зачислении, военкомат работает по сроку, указанному в лицензии.



3. Об опыте лицензирования, проведения и аккредитации программ послевузовского профессионального образования


Соколова Марина Вячеславовна, советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки


В связи с перераспределением функций решением министра Департаменту государственной научно-технической и инновационной политики (Дрыганова) было поручено разработать:

  • положение о подготовке научных и научно-педагогических работников – сегодня 814 от 1998;

  • положение об аспирантах, докторантах и соискателях;

  • перечень специальностей, сроки обучения по которым могут быть увеличены;

  • порядок установления КЦП.


Департамент подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников (Шамхалов, председатель ВАК) более не занимается вопросами аспирантуры.

Департамент государственной политики в сфере высшего образования (Соболев) разрабатывает нормативные акты, а также:

  • порядок приема лиц без гражданства

  • вопросы стипендиального обеспечения

  • примерные основные образовательные программы

  • открытие аспирантур/докторантур.


Разрабатываются:

федеральные государственные требования для аккредитации аспирантур

федеральные государственные стандарты образования

квалификационный документ по окончании аспирантуры (две квалификации: исследователь, преподаватель высшей школы

новая организационная модель подготовки кадров высшей квалификации.


Государственная аккредитация – добровольно-принудительная, на данный момент не обязательна, но 1) влияет на распределение КЦП, негосударственные аккредитованные вузы получают КЦП средства из бюджета; 2) к участию в конкурсах на стипендии Президента и Правительства по приоритетным специальностям принимаются обучающиеся в аккредитованных организациях; 3) поправки в закон «О воинской обязанности» с 01.01.2013: отсрочка предоставляется обучающимся в аккредитованных учреждениях.


см. файл госаккредитация2.doc


4. Об особенностях государственного контроля и надзора за осуществлением образовательной деятельности по программам ППО. Об административной ответственности за нарушения законодательства об образовании

Караваева Любовь Викторовна, начальник Отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора

см. презентацию
Рособрнадзор: аккредитация и лицензирование – Шаболовка,33; надзор и контроль –Садово-Сухаревская, 16.
О проверках. Обязательная проверка сведений, предоставляемых при получении лицензии, проводится через год после получения лицензии или открытия новой специальности. Плановая – не ранее чем через 3 года после предыдущей. Регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174. Научная специфика и малочисленность аспирантов не учитывается. Комиссией (представитель РОН и эксперты) проверяется исполнение нормативно-правовых актов МОН в сфере образовательной деятельности:

1) сведения о площадях (собственность, аренда или оперативное управление);

2) медицинское обслуживание сотрудников и обучающихся по месту образовательного учреждения (кабинет по адресу, указанному в лицензии, присутствие там врача во время занятий, а не периодический медосмотр) должно быть обеспечено договором на медицинское обслуживание с государственным учреждением (наличие лицензии обязательно). Есть судебная практика, оштрафованы организации РАН;

питание должно обеспечиваться по месту учреждения – собственная столовая или договор с организацией (услуги по питанию должны быть в ЕГРЮЛ);

3) кадры, учебно-методическое обеспечение и научная литература.

Кадры: в качестве преподавателей должны быть штатные сотрудники, избранные по конкурсу. Рекомендуется включать в основную программу 1-2 преподавателя, остальных – в дополнительную (в т.ч. совместителей). На кандидатов наук должно быть решение Ученого совета о привлечение к научному руководству аспирантами. В личных делах педагогов должны быть справки об отсутствии судимостей (ст. 331 ч. 2 ТК).

Учебные планы (в зачетных единицах, а не в часах), рабочие программы, программы практик и календарные графики должны быть по каждой дисциплине. Дисциплины по выбору – не менее двух. Общий объем подготовки указывается без учета каникул. Все учебные планы и программы утверждаются до начала учебного года. Расписание занятий должно соответствовать учебному плану. Если нет учебного процесса в виде занятий (не грубое нарушение), то в программе и учебном плане не должно быть аудиторных часов, только самостоятельная подготовка. Для НИР рабочие программы разрабатывать нужно – отсутствие РОН считает нарушением. См. реком. письмо МОН от 22.06.2011 № ИБ-733/12.

Обязательны перечни основной (с учетом требований к степени устареваемости) и дополнительной литературы, наличие собственной библиотеки в научных организациях нормативными актами не требуется (акты МОН по библиотекам относятся только к вузам), при использовании электронных ресурсов – обязателен договор с правообладателем.
Лицензионные требования: а, б, г – грубые нарушения.
Пост-лицензионный контроль – плановый, внеплановый – предлицензионный. Уведомление за 3 рабочих дня до начала работы выездной комиссии.

Документарная проверка – срок представления документов 2 недели.

По результатам проверки составляется акт, предписание об устранении нарушений направляется в 10-дневный срок после проверки с указанием срока представления отчета об исполнении, в случае задержки составляется протокол. Копия предписания о нарушениях направляется учредителю (в вышестоящую организацию). До подписания акта о проверке ознакомиться с нарушениями, проверяющий должен дать ссылки на нормативные акты.

При выявлении нарушений составляется протокол об административном правонарушении (на каждое) и направляется по месту проверки: по грубым нарушениям – в районный суд, по негрубым – мировому судье. Рособрнадзор в суды выходит в случае серьезных нарушений и дополнительных разбирательств.

При невыполнении предписания составляется протокол об административном правонарушении, проводится повторная проверка или приостановка образовательной деятельности.

Основные нарушения, выявляемые при проверках – презентация.

Формы договоров на площади не соответствуют требованиям ГК, с истекшим сроком, не оговорено осуществление образовательной деятельности. Обязательно заключение пожнадзора и СЭС.

Образовательный ценз педагогических работников не соответствует требованиям.

На сайте организации должна быть размещена вся информация по образовательной деятельности:

1) Устав – полный текст со всеми приложениями;

2) лицензия с приложениями;

3) в случае предоставления платного обучения – все документы, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

4) информация, перечисленная в ст. 32 закона «Об образовании».

Обязателен распорядительный акт (приказ) учредителя о плане приема, контрольных цифрах приема аспирантов на бюджетные места и количестве платных мест по прямым договорам.
Личные дела аспирантов должны содержать заявления о приеме, диплом с приложениями, анкету, список опубликованных работ, изобретений и отчетов либо рефераты (по выбору учреждения), удостоверение о кандидатских экзаменах. Формирование личных дел обязательно только в вузах, в других организациях нормативными актами не требуется, необходимые документы могут группироваться и храниться по видам, но должны быть в номенклатуре. Обязателен документ о ежегодной аттестации аспиранта.

Приемная комиссия обязательно создается приказом, члены комиссии назначаются председателем, обязательно должны входить научные руководители поступающих.

Все решения комиссий оформляются протоколами.

Кандидатские экзамены сдаются по месту организации – по адресу, казанному в лицензии. Экзаменационные комиссии должны состоять из работников учреждения, те же ф.и.о. – в протоколах и кандидатских удостоверениях.
За последние полгода только 1 вуз (Институт экономических стратегий, Москва) прошел проверку без нарушений, осуществляет только дополнительное образование, послевузовского нет.

5. Актуальные вопросы признания и установления эквивалентности документов о высшем образовании иностранных государств в России и прием иностранных граждан в российские вузы (Вершинина В.В.)

см. презентацию
6. О государственных требованиях к диссертации на соискание ученой степени. О взаимодействии с диссертационными советами и Высшей аттестационной комиссией.

Чернышов Сергей Леонидович, заместитель председателя спецсовета ВАК, представитель экспертного совета ВАК, проф., д.т.н., главный ученый секретарь ученого совета Московского технического университета им. Баумана
В 2011 г. новое положение о порядке присуждения ученых степеней. Новшества:

1) ученую степень присуждают диссоветы, ВАК рассматривает только заключение по диссертации, контроль и экспертиза проводится ВАК как и раньше;

2) изменились требования к диссоветам: состав не менее 19 человек, из них по каждой специальности минимум 7, из них 5 должны быть штатными работниками организации;

3) ВАК при Минобрнауки;

4) у к.н. должно быть не менее 1 работы в рецензируемом журнале ВАК 9при одной статье экспертный совет рассматривает придирчиво, рекомендуют 2-3);

5) новое положение о диссовете;

6) новый состав аттестационного дела: автореферат, заключение совета – в новую форму вложить старое содержание (внести пункт 7 о соответствии диссертации (ранее п. 8 заключения), указать № и дату протокола заседания диссовета (для диплома) – обязательно, иначе возврат дела), указать и оценить конкретные результаты, полученные авторов;

7) новая форма заключения об организации (решение Президиума ВАК от 17.02.2012): т.к. исключена справка и личный листок сведения о работе соискателя включать в заключение организации

8) у каждого члена совета должно быть не менее 3 научных трудов в рецензируемых изданиях по заявленной в диссовете специальности за последние три года;

9) ВАК рекомендует включать в состав диссовета активных ученых до 70 лет с публикациями (официально возрастного ценза нет);

10) открытки ВАК не рассылает, смотреть приказы на сайте;

11) про переутверждение советов с 01.01.2013 решения пока нет. Не переутвержденные до 01.10.2012 советы не могут принимать диссертации. При изменении названия одной из специальностей диссовета необходимо переутверждение и новый приказ. По другим (старым) специальностям диссертации не принимаются;

12) процедура отмены ученой степени: экспертный совет пишет апелляцию на решение диссовета в виде мотивированного заключения по кандидатской диссертации, по докторской – развернутое с обоснованием. Диссовет рассматривает апелляцию и лишает ученой степени, в случае несогласия возвращает в ВАК с новым заключением, ВАК проводит совместное заседание с привлечением экспертов. Срок ответа на апелляцию экспертного совета не установлен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования...
Федеральными государственными требованиями (фгт) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральными государственными требованиями и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconРабочая программа по ординатуре на 2012-2014 учебные годы утверждаю
«детская онкология» составлена по учебному плану в соответствии Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconФгбоу впо «Иргсха» утверждена решением кафедры кормления, селекции...
Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconМосковский государственный медико-стоматологический университет
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconМосковский государственный медико-стоматологический университет
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconПрограмма разработана в соответствии с федеральными государственными...
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 года №1475н
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconПрограмма разработана в соответствии с федеральными государственными...
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 года №1475н
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconКнижная выставка, посвященная юбилею Алифировой Валентины Михайловны
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconМежрегиональная научно-практическая конференция достижения нейронаук: теория и практика
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями icon13 июня 2006 г. N 474 о проведении V всероссийской научно-практической...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconПредседатель Ученого Совета, проф. А. С. Созинов Секретарь, доцент...
Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconМетодические рекомендации о порядке для проведения текущего контроля...
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в унпо и успо брянской области. Разработаны...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...
Семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный видеоматериал демонстрирует опыт построения предметно-развивающей среды в группе в соответствии с федеральными государственными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск