Скачать 130.81 Kb.
|
В связи с принятием новых федеральных законов и нормативных правовых актов, установлением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365) значительно изменились государственные требования, соблюдение которых является обязательным в работе управлений и отделов послевузовского профессионального образования, аспирантуры и докторантуры высших учебных заведений. В целях повышения квалификации руководящих работников вузов по вопросам послевузовского профессионального образования Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров при участии представителей Минобрнауки России, Рособрнадзора, Высшей аттестационной комиссии 18-19 октября 2012 г. провели семинар по теме: Рекомендации и опыт проведения программ послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями В программу были включены следующие темы:
1. Изменения в осуществлении образовательной деятельности по программам послевузовского профессионального образования (ППО) в связи с принятием новых законодательных и нормативных правовых актов Бердашкевич Анатолий Петрович, помощник председателя Комитета Госдумы по образованию, государственный советник РФ первого класса, к.юр.н., к.б.н.Новый закон «Об образовании»:принят в первом чтении 16.10.2012;вступит в силу с 01.01.2013, закон о внесении изменений в другие законы – позже;предусмотрены переходные положения на 3 года, полностью вступит в силу с 2016 года.Принципиальные позиции по аспирантуре:
2. О реализации положений приказа Минобрнауки России 16.03.2011 № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» Кондаков Владимир Вячеславович, начальник отдела департамента подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки, kondakov@mon.gov.ru см. презентацию Перераспределение функций в МОН: Департамент государственной политики в сфере высшего образования (Соболев): открытие аспирантур и докторантур, КЦП на бюджетные места, стипендии, разработка образовательных программ;Департамент государственной научно-технической и инновационной политики (Дрыганова): нормативно-правовые вопросы (положения об аспирантах, докторантах и соискателях).Информация о численности аспирантов:1990 – 60 тыс., 2012 – 160 тыс. ((119 тыс. бюджетных). Реальный рост в 3-4 раза, ранее защищались 80-90% (в 2011 – 29%).Кандидатские экзамены:- сданные не имеют срока давности (в т.ч. по философии), экзамен по специальности – если не изменено название или оно претерпело редакционные изменения (см. таблицы соответствия).- экзамен по иностранному языку сдается в случае защиты по другой специальности;- экзамен по философии пересдается при смене отрасли науки.Приказ МОН об изменении специальностей: от 10.09.2012 № 5 вступил в силу с 01.06.2012.Письмо МОН от 31.05.2012 № СИ-701/09: до 01.01.2013 кандидатские экзамены можно сдавать по старым программам, с 01.01.2013 – по новым программам, работать по второму письму МОН. Программы кандидатских экзаменов, не утвержденных приказом МОН 2007 года, утверждаются ученым советом.При переоформлении лицензии учитывать таблицу соответствии специальностей новой номенклатуре.Документы об открытии аспирантур и докторантур в электронном виде с ЭЦП пока не принимаются, высылать в виде файлов.Для аспирантуры необходимо:1) лицензия на право осуществления образовательной деятельности;2) открытие аспирантуры в МОН (должен быть приказ МОН, без приказа – обучение по программам послевузовского образования, у обучающихся нет аспирантских прав).Аспирантуру (докторантуру) открывать не нужно:при наличии приказа МОН или распорядительного документа РАН об открытии, если не изменились специальности (или претерпели редакционные изменения, см. таблицы соответствия);при изменении названия организации без изменения правопреемника.Пакет документов:1) заявление об открытии аспирантуры/докторантуры2) выписка из решения Ученого совета3) сведения о кадровом потенциале со списком публикаций за 5 лет (минимум 3 публикации в рецензируемых журналах ВАК, можно указывать более 15, на каждого по 3 и более - письмо МОН). Кадры: для аспирантуры – минимум 7 штатных работников, из них 4 доктора, в т.ч. 2 – по специальности; для докторантуры – минимум 10 штатных, из них 6 докторов, в т.ч. 4 – по специальности;4) для открытия докторантуры необходимо минимум 10 аспирантов по этой специальности.Из четырех требований регламента необходимо выполнить любые два. Например, эффективность и публикации – презентация.Основания для отказа в открытии аспирантуры – в презентации.Стипендии – постановление Правительства от 08.12.2011 № 991: повышенные стипендии выплачиваются по теме диссертации, а не по специальности обучения, т.е. если тематика диссертации предполагает защиту по техн. или ест. наукам. При смене специальности или темы диссертации на не вошедшие в перечень (и наоборот) – изменить размер стипендии.Увеличенные сроки обучения: механизм реализации не ясен, проект закона «Об образовании» не предусматривает сроков обучения 4 и 5 лет. При приеме увеличенный срок обучения должен быть указан в приказе о зачислении, военкомат работает по сроку, указанному в лицензии.3. Об опыте лицензирования, проведения и аккредитации программ послевузовского профессионального образования Соколова Марина Вячеславовна, советник Департамента государственной политики в сфере высшего образования МинобрнаукиВ связи с перераспределением функций решением министра Департаменту государственной научно-технической и инновационной политики (Дрыганова) было поручено разработать:
Департамент подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников (Шамхалов, председатель ВАК) более не занимается вопросами аспирантуры.Департамент государственной политики в сфере высшего образования (Соболев) разрабатывает нормативные акты, а также:
Разрабатываются:федеральные государственные требования для аккредитации аспирантурфедеральные государственные стандарты образованияквалификационный документ по окончании аспирантуры (две квалификации: исследователь, преподаватель высшей школыновая организационная модель подготовки кадров высшей квалификации.Государственная аккредитация – добровольно-принудительная, на данный момент не обязательна, но 1) влияет на распределение КЦП, негосударственные аккредитованные вузы получают КЦП средства из бюджета; 2) к участию в конкурсах на стипендии Президента и Правительства по приоритетным специальностям принимаются обучающиеся в аккредитованных организациях; 3) поправки в закон «О воинской обязанности» с 01.01.2013: отсрочка предоставляется обучающимся в аккредитованных учреждениях.см. файл госаккредитация2.doc4. Об особенностях государственного контроля и надзора за осуществлением образовательной деятельности по программам ППО. Об административной ответственности за нарушения законодательства об образовании Караваева Любовь Викторовна, начальник Отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями Рособрнадзора см. презентацию Рособрнадзор: аккредитация и лицензирование – Шаболовка,33; надзор и контроль –Садово-Сухаревская, 16. О проверках. Обязательная проверка сведений, предоставляемых при получении лицензии, проводится через год после получения лицензии или открытия новой специальности. Плановая – не ранее чем через 3 года после предыдущей. Регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174. Научная специфика и малочисленность аспирантов не учитывается. Комиссией (представитель РОН и эксперты) проверяется исполнение нормативно-правовых актов МОН в сфере образовательной деятельности: 1) сведения о площадях (собственность, аренда или оперативное управление); 2) медицинское обслуживание сотрудников и обучающихся по месту образовательного учреждения (кабинет по адресу, указанному в лицензии, присутствие там врача во время занятий, а не периодический медосмотр) должно быть обеспечено договором на медицинское обслуживание с государственным учреждением (наличие лицензии обязательно). Есть судебная практика, оштрафованы организации РАН; питание должно обеспечиваться по месту учреждения – собственная столовая или договор с организацией (услуги по питанию должны быть в ЕГРЮЛ); 3) кадры, учебно-методическое обеспечение и научная литература. Кадры: в качестве преподавателей должны быть штатные сотрудники, избранные по конкурсу. Рекомендуется включать в основную программу 1-2 преподавателя, остальных – в дополнительную (в т.ч. совместителей). На кандидатов наук должно быть решение Ученого совета о привлечение к научному руководству аспирантами. В личных делах педагогов должны быть справки об отсутствии судимостей (ст. 331 ч. 2 ТК). Учебные планы (в зачетных единицах, а не в часах), рабочие программы, программы практик и календарные графики должны быть по каждой дисциплине. Дисциплины по выбору – не менее двух. Общий объем подготовки указывается без учета каникул. Все учебные планы и программы утверждаются до начала учебного года. Расписание занятий должно соответствовать учебному плану. Если нет учебного процесса в виде занятий (не грубое нарушение), то в программе и учебном плане не должно быть аудиторных часов, только самостоятельная подготовка. Для НИР рабочие программы разрабатывать нужно – отсутствие РОН считает нарушением. См. реком. письмо МОН от 22.06.2011 № ИБ-733/12. Обязательны перечни основной (с учетом требований к степени устареваемости) и дополнительной литературы, наличие собственной библиотеки в научных организациях нормативными актами не требуется (акты МОН по библиотекам относятся только к вузам), при использовании электронных ресурсов – обязателен договор с правообладателем. Лицензионные требования: а, б, г – грубые нарушения. Пост-лицензионный контроль – плановый, внеплановый – предлицензионный. Уведомление за 3 рабочих дня до начала работы выездной комиссии. Документарная проверка – срок представления документов 2 недели. По результатам проверки составляется акт, предписание об устранении нарушений направляется в 10-дневный срок после проверки с указанием срока представления отчета об исполнении, в случае задержки составляется протокол. Копия предписания о нарушениях направляется учредителю (в вышестоящую организацию). До подписания акта о проверке ознакомиться с нарушениями, проверяющий должен дать ссылки на нормативные акты. При выявлении нарушений составляется протокол об административном правонарушении (на каждое) и направляется по месту проверки: по грубым нарушениям – в районный суд, по негрубым – мировому судье. Рособрнадзор в суды выходит в случае серьезных нарушений и дополнительных разбирательств. При невыполнении предписания составляется протокол об административном правонарушении, проводится повторная проверка или приостановка образовательной деятельности. Основные нарушения, выявляемые при проверках – презентация. Формы договоров на площади не соответствуют требованиям ГК, с истекшим сроком, не оговорено осуществление образовательной деятельности. Обязательно заключение пожнадзора и СЭС. Образовательный ценз педагогических работников не соответствует требованиям. На сайте организации должна быть размещена вся информация по образовательной деятельности: 1) Устав – полный текст со всеми приложениями; 2) лицензия с приложениями; 3) в случае предоставления платного обучения – все документы, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; 4) информация, перечисленная в ст. 32 закона «Об образовании». Обязателен распорядительный акт (приказ) учредителя о плане приема, контрольных цифрах приема аспирантов на бюджетные места и количестве платных мест по прямым договорам. Личные дела аспирантов должны содержать заявления о приеме, диплом с приложениями, анкету, список опубликованных работ, изобретений и отчетов либо рефераты (по выбору учреждения), удостоверение о кандидатских экзаменах. Формирование личных дел обязательно только в вузах, в других организациях нормативными актами не требуется, необходимые документы могут группироваться и храниться по видам, но должны быть в номенклатуре. Обязателен документ о ежегодной аттестации аспиранта. Приемная комиссия обязательно создается приказом, члены комиссии назначаются председателем, обязательно должны входить научные руководители поступающих. Все решения комиссий оформляются протоколами. Кандидатские экзамены сдаются по месту организации – по адресу, казанному в лицензии. Экзаменационные комиссии должны состоять из работников учреждения, те же ф.и.о. – в протоколах и кандидатских удостоверениях. За последние полгода только 1 вуз (Институт экономических стратегий, Москва) прошел проверку без нарушений, осуществляет только дополнительное образование, послевузовского нет. 5. Актуальные вопросы признания и установления эквивалентности документов о высшем образовании иностранных государств в России и прием иностранных граждан в российские вузы (Вершинина В.В.) см. презентацию 6. О государственных требованиях к диссертации на соискание ученой степени. О взаимодействии с диссертационными советами и Высшей аттестационной комиссией. Чернышов Сергей Леонидович, заместитель председателя спецсовета ВАК, представитель экспертного совета ВАК, проф., д.т.н., главный ученый секретарь ученого совета Московского технического университета им. Баумана В 2011 г. новое положение о порядке присуждения ученых степеней. Новшества: 1) ученую степень присуждают диссоветы, ВАК рассматривает только заключение по диссертации, контроль и экспертиза проводится ВАК как и раньше; 2) изменились требования к диссоветам: состав не менее 19 человек, из них по каждой специальности минимум 7, из них 5 должны быть штатными работниками организации; 3) ВАК при Минобрнауки; 4) у к.н. должно быть не менее 1 работы в рецензируемом журнале ВАК 9при одной статье экспертный совет рассматривает придирчиво, рекомендуют 2-3); 5) новое положение о диссовете; 6) новый состав аттестационного дела: автореферат, заключение совета – в новую форму вложить старое содержание (внести пункт 7 о соответствии диссертации (ранее п. 8 заключения), указать № и дату протокола заседания диссовета (для диплома) – обязательно, иначе возврат дела), указать и оценить конкретные результаты, полученные авторов; 7) новая форма заключения об организации (решение Президиума ВАК от 17.02.2012): т.к. исключена справка и личный листок сведения о работе соискателя включать в заключение организации 8) у каждого члена совета должно быть не менее 3 научных трудов в рецензируемых изданиях по заявленной в диссовете специальности за последние три года; 9) ВАК рекомендует включать в состав диссовета активных ученых до 70 лет с публикациями (официально возрастного ценза нет); 10) открытки ВАК не рассылает, смотреть приказы на сайте; 11) про переутверждение советов с 01.01.2013 решения пока нет. Не переутвержденные до 01.10.2012 советы не могут принимать диссертации. При изменении названия одной из специальностей диссовета необходимо переутверждение и новый приказ. По другим (старым) специальностям диссертации не принимаются; 12) процедура отмены ученой степени: экспертный совет пишет апелляцию на решение диссовета в виде мотивированного заключения по кандидатской диссертации, по докторской – развернутое с обоснованием. Диссовет рассматривает апелляцию и лишает ученой степени, в случае несогласия возвращает в ВАК с новым заключением, ВАК проводит совместное заседание с привлечением экспертов. Срок ответа на апелляцию экспертного совета не установлен. |
Образовательная программа послевузовского профессионального образования... Федеральными государственными требованиями (фгт) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральными государственными требованиями и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского... | ||
Рабочая программа по ординатуре на 2012-2014 учебные годы утверждаю «детская онкология» составлена по учебному плану в соответствии Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной... | Фгбоу впо «Иргсха» утверждена решением кафедры кормления, селекции... Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной... | ||
Московский государственный медико-стоматологический университет Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | Московский государственный медико-стоматологический университет Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | Программа разработана в соответствии с федеральными государственными... Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 года №1475н | ||
Программа разработана в соответствии с федеральными государственными... Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 года №1475н | Книжная выставка, посвященная юбилею Алифировой Валентины Михайловны Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | ||
Межрегиональная научно-практическая конференция достижения нейронаук: теория и практика Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | 13 июня 2006 г. N 474 о проведении V всероссийской научно-практической... Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | ||
Председатель Ученого Совета, проф. А. С. Созинов Секретарь, доцент... Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального... | Методические рекомендации о порядке для проведения текущего контроля... Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в унпо и успо брянской области. Разработаны... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный видеоматериал демонстрирует опыт построения предметно-развивающей среды в группе в соответствии с федеральными государственными... |