Скачать 64.04 Kb.
|
Цель урока: формирование представлений о добре как категории православной культуры Задачи: 1. Воспитывать стремление делать добро; доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний; 2. Формировать навыки смыслового чтения текста; анализа, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к понятиям добро, самоотверженность, святые; формировать осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни; 3. Раскрыть содержание понятий «добро», «святость», «самоотверженность»; показать проявление добра и самоотверженности в православных традициях; подвести учащихся к пониманию: кто такой самоотверженный человек. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор;презентация; листы с заданиями для групп, сообщения учащихся о святых. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Формулировка темы урока совместно с учащимися после просмотра слайдов 1-4. Слайд 5 (тема, эпиграф «Спешите делать добрые дела!» Александр Яшин.) Запись темы в тетрадь. Зачем творить добро? 3. Формулировка целей урока учащимися. 4. Беседа. - Давайте порассуждаем: Какой он, добрый человек? (Добрый — это тот, кто помогает другим, жертвуя своими интересами, кто думает не только о себе, но и о других. Такой человек умеет прощать. Он всегда учитывает интересы других людей.) Внимание на экран! Вы видите перечень имен прилагательных. Смысл каких слов вам не понятен? Это синонимы слова добрый, но среди них есть лишнее слово. Назовите его. Слайд 6 Сердечный Благосклонный Незлобивый Коварный Душевный Сочувствующий Бескорыстный Беззлобный (Коварный – хитрый, скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел, а также выражающий это качество.) - Посмотрите на слайд №7. Кто из персонажей – добрый человек? Почему вы так решили? - Назовите людей, которых вы считаете добрыми. Почему? 5. Многие люди согласны с «Золотым правилом этики»: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Слайд 8. Записать правило в тетрадь. 6. Работа с текстом учебника. 1. Предтекстовая работа. - Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило? 2. Чтение статьи учебника. – Найдите легенду и прочитайте её. 3. Работа по тексту. Ответы детей на поставленный перед чтением вопрос учителя. Ответы на вопрос, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»: - Как подражают Христу? 7. Работа с понятиями. В православии добрых людей называют самоотверженными и святыми. Выберите из представленных вариантов тот, который, по вашему мнению, характеризует самоотверженность: Слайд 9 - Готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? - Готовность прийти на помощь, творить добро? - Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания? Записать в тетрадь определение. Слайд 10 Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение»(1 группа) и противоположные ему по ценностному смыслу (2 группа). самолюбование, самоограничение, самолюбие, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность. Дети располагают карточки на доске в 2 столбика:
- Как вы думаете, кто такие святые? Слайд 11: Святой - проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих. Записать в тетрадь определение. - Знаете ли вы святых? Назовите их имена. Слайды 12-15, сообщения учащихся: Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего Матрона молилась за людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В 24 года стал послушником в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Подвиги его в это время: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество (заключалось в том, что подвижник изнурял себя, пребывая большую часть суток во всякую погоду на открытой площадке, укрепленной на верхнем конце столба и позволявшей лишь сидеть или стоять). Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал не наказывать их. Имел дар прозорливости и исцеления от болезней. Николай Чудотворец родился в семье престарелых родителей Нонны и Феофана, которые были весьма богатыми и порядочными людьми. Николай с самого детства показал свою приверженность Господу Богу. Николай Чудотворец совершил много добрых дел. Например, подарил золото трем сестрам-бесприданницам, с помощью которого они вышли замуж. Однажды Николай в дороге по морю предсказал и усмирил силою молитвы ужасную бурю, воскресил из мертвых разбившегося насмерть матроса. Он исцелял от недугов много людей, помогал бедным материально. Святой Николай Чудотворец нищенствовал, истязал себя испытаниями — у него даже не было крыши над головой. И, тем не менее, он не пропускал ни одну церковную службу. Даже после получения высокой должности епископа Святой Николай не стал облачаться в пышные одежды — он продолжал вести чрезвычайно скромный образ жизни и кушал только один раз в день — вечером. Во времена гонения на православную Церковь Святой Николай выступал в её поддержку. За это Святого Николая разжаловали из епископов и даже посадили в тюрьму. После каждого сообщения беседа с учащимися о том, в чём проявилась самоотверженность святых. - Почему православные христиане совершают добрые поступки? Итак, доброта и милосердие — это добродетели, то есть такие качества человека, которые делают его подобными Богу, они делают человека похожими на Отца Небесного. – Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела? – Хорошо жить, если тебя окружают добрые люди? А если каждый будет считать, что по-доброму должен вести себя не он, а другие, что будет? 8. Беседа. - Вспомните, какие добрые поступки вы совершили? - Чем еще вы можете помочь людям? - Вспомните произведения, в которых герои совершали добрые поступки. 9. Подведение итогов. - С какими понятиями мы познакомились на данном уроке? -Нужна ли сегодня самоотверженность? Зачем творить добро? 11. Домашнее задание. Вопросы и задания на стр.69, спросите у родителей о жизненном примере проявления доброго поступка. Слайд 16 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро», «самоотверженность»,... | Реферат Сальниковой Ирины Ученицы 10 класса гоу сош №1125 сао г.... В какой-то период оно становилось наиболее необходимым, как, например, во время войны, иногда непопулярным. Но потребность творить... | ||
Реферат: «Бородинское поле славы». Суворковой Елизаветы ученицы 7"А"... В какой-то период оно становилось наиболее необходимым, как, например, во время войны, иногда непопулярным. Но потребность творить... | Подготовила: библиотекарь моу сош №26 Целью программы является сохранение духовно-нравственного здоровья школьников. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:... | ||
Внеклассное мероприятие "И всё это о тебе…" Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того,... | ||
Урок №5 «Добро и зло» Тема «Добро и зло». Понятны ли вам слова «добро», «зло» (Ответы детей, опирающиеся на жизненный опыт). Прочитайте вопросы из рубрики «Вы узнаете». Можете... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Действительно, а зачем она вообще нужна, эта музыка? Денег в будущем больших не сулит, трудится надо долго и упорно – зачем? Зачем... | ||
Урок по курсу «Истоки-3» Тема: «Доброта истинная и доброта ложная» Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе, доброты) | Классный час на тему «Добро и зло» (4 класс) Тема: «Добро и зло» Гареева Римма Кутдусовна, учительница начальных классов мобу сош села Суккулово Ермекеевского района рб | ||
Л. Н. Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего... Л. Н. Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Современные... | Реферат Щукиной Анны на тему: «Старайся всякому делать добро, а не себе одному» Стремление делать добро другим, а не только себе одному положено в основу всей русской культуры. Это отражено во многих русских народных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых... | Урока в предметной учебной программе Урок №64 по теме «Зачем летают в космос?» «Зачем летают в космос?», согласно тематическому планированию, составленному по программе «Окружающий мир» («Мир вокруг нас»), 1... | ||
Зачем мы ходим в театр, зачем мы любим театр? «как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…» При этом актёры... | Дорогие гимназисты! Пришло время попробовать свои силы в научной... Вы спросите, зачем это нужно? Отвечаем: ваше обучение в вузах потребует от вас владения всеми навыками самостоятельной исследовательской... |