Скачать 68.98 Kb.
|
Кошкина Л. И. pu_55@ mail.ru Компетентностный подход на уроках производственного обучения Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. При подготовке к уроку встает вопрос – как организовать работу, чтобы умения и навыки использовались учеником в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новой информации? Урок с использованием компетентностного подхода в полной мере отражает требования современного образования, так как, он является значимым для обучающихся, востребованным для общества, иметь практическую значимость. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Главными компетенциями, которые формирует педагог, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные. Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы. Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; овладеть навыками использования информационных устройств; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии. Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо; владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы. Социальные компетенции: уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями; владеть эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о системах социальных норм и ценностей; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; обучение в сотрудничестве; разноуровневое обучение и др. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы обучаемый оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта обучаемому необходимо:
Любая проектная деятельность содержит творческий компонент, она ориентирована на достижение чего-то нового, оригинального. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. Для развития творческих способностей, более глубокого интереса к профессии, формирования мотивации к обучению, в группе был предложен творческий проект на тему «Изготовление женского халата» при изучении раздела «Изготовление швейных женских изделий». Цель задания: познакомить обучаемых с разновидностями и назначениями халатов. расширить знания об истории русского костюма. научить обучаемых эстетически красиво оформлять халат. развить творческую активность, индивидуальность, образное мышление воспитать бережливость, экономность, культуру труда Группа из 18 человек делится на 3 подгруппы по 6 человек, каждая группа работает отдельно согласно творческому заданию. По заданию выбор изделий индивидуален. Список творческих заданий.
Задания были составлены так, чтобы:
Итоговым результатом этой работы стали мини-проекты с презентацией и демонстрацией изделий. Работа в группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы, у всех участников. Работа в группах помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения. Эта форма позволяет каждому участнику почувствовать себя в роли лидера или ответственного группы при подведении итогов, презентации, ответа или мнения группы. По мере того, как обучаемые овладевают знаниями своей профессии, самостоятельными приемами труда, творческими достижениями, возрастает успеваемость и повышается качество знаний по предметам профессионального цикла. И в завершении, мне хотелось бы сказать, что педагог, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих уроках, должен, прежде всего, начинать с себя. Современный педагог должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы. Ведь, как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли, они хотят, чтобы их вели вперед»! Список используемой литературы:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких,... | ||
Chapter Four: Detention With the Potions Master Глава 4 «Отработка у профессора Зельеварения» Гарри за руку и потянул за собой. Гарри вздохнул, но ничего не сказал. Большую часть его жизни никто не прикасался к нему кроме родителей,... | Приложение 1 «Я учу глаголы». В. Воскобойников В начальной школе я много узнал много нового и интересного. Научился читать, писать. Научился уважать взрослых и не бросать товарищей... | ||
Сценарий Нового года Вы думаете, я сейчас скажу: "Были они бедные-пребедные"? Ничего подобного! Это ведь сказка про новых русских деда и бабу. Чего только... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это будет возможно, если из стен школы выйдут здоровые выпускники. Дети – главная ценность общества, способствующая его развитию... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ации общества, поскольку это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Данный процесс... | Приказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного... В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому... | Нашего урока сегодня “Среднее арифметическое”. Наша задача с вами на уроке узнать Са, выполнив практическую работу. На уроке нам предстоит узнать много нового, и поэтому девизом нашего урока я подобрала слова великого... | ||
Методическое сопровождение деятельности преподавателя в среднем профессиональном... Ки и переходу на стандарты нового поколения. Содержательные приоритеты стандарта нового поколения обозначены в национальной инициативе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ваш ученик обязательно захочет к вам присоединиться. Но сам ребенок может потерять интерес к рисованию, если увидит, что у него кроме... | ||
Программа курса Планы семинарских занятий Понятия "глобальный мир", "глобализация", "глобалистика". Особенности "нового журнализма". Окинавская хартия глобального информационного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории-2» Целью освоения дисциплины «Современные социологические теории 2» является получение нового знания о теоретико-методологических основаниях... |