СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»
1. Вступление. Обоснование выбора темы проекта. Воспитание здорового человека – основной аспект развития личности. Школа является важнейшим звеном в этом процессе, следовательно, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей необходимо рассматривать как органическую часть целостного педагогического процесса. Именно в школе общество черпает духовные и физические силы в лице подрастающего поколения. Это будет возможно, если из стен школы выйдут здоровые выпускники. Дети – главная ценность общества, способствующая его развитию и процветанию, но и самая ранимая часть общества, нуждающаяся в защите от болезней, физических и психических травм.
В связи с ухудшением здоровья подрастающего поколения возникла необходимость в разработке «Концепции охраны здоровья детей в РФ до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации». В условиях происходящих в стране реформ и совершенствования социальной сферы, разработка межведомственной «Концепции охраны здоровья детей» является своевременной и необходимой.
И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен, реально этот принцип может быть воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений.
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость и для нашей школы:
Высокий уровень хронических заболеваний учащихся ( увеличивается число детей с патологией почек, заболеваниями органов пищеварения, патологией органов зрения, сердечно-сосудистой патологией.)
Тенденция к увеличению школьных заболеваний ( заболевания органов зрения- 20,8% в 2002году и 24,6% в 2004 г.; заболевания опорно-двигательного аппарата - 4,5 % в 2002году и 9,2% в 2004г.)
Сохранение качественных показателей успеваемости учащихся на уровне и ниже городских.
Психоэмоциональное состояние учащихся на уроках ( присутствие состояний страха, тревоги, беспокойства и огорчений)
Нарушение санитарно-гигиенических норм: приспособленный спортзал, отсутствие сквозного проветривания , отсутствие кабинета ЛФК и др.
Отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса, недостаточный уровень валеокультуры.
25% учащихся 5-11-х классов оценивают состояние свого здоровья как удовлетворительное и плохое.
По материалам исследования учащихся уроки физкультуры не помогают сохранить здоровье 98% девочек и 40% мальчиков 11-х классов.
Очевидна тенденция к сокращению занятий по укреплению своего здоровья с возрастом учащихся, от 5-го к 11-му классу ( от 11% до 56%)
Только 20% учеников 5-11-х классов признают, что знания о здоровье они получают в школе от учителей
70% учащихся 5-11-х классов считают, что необходима программа здорового образа жизни в школе и соответствующие занятия
Таким образом, наше исследование подтверждает необходимость изменения работы школы по основным направлениям деятельности и создание социально-педагогического проекта «Школа, содействующая здоровью» и реализации основных мероприятий в ближайшее время и до 2010 года.
2. Источники формирования концептуальных основ проекта.
Многие задачи нашего проекта будут реализовываться в нормативно-правовом пространстве, сформировавшемся в связи с принятием приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье», Федеральных законов в области образования и охраны здоровья детей:
Приказ МО РФ от 15.05.2000 года № 1418 «Об утверждении Примерного положения «О центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»
Постановление правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»
Письмо МО РФ от 26.08.2002 № 13-15-104/13 « О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии»»
«Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 года ( национальный план действий в интересах детей)»
Концепция охраны здоровья детей в РФ до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Источником формирования концептуальных основ проекта стали основные идеи содержания российского образования. Это, прежде всего гуманистическая идея, предусматривающая личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании, где каждый участник рассматривается как сложная открытая саморазвивающаяся система, ориентирующаяся на гармоничное развитие ребенка в системе «учитель-ученик-родитель» и формирующая полноту физических и духовных сил учащихся. Другая важная идея – это индивидуализация и дифференциация процесса образования, предоставляющая возможность выбора путей реализации способности личности, создающая условия для приобретения учащимися навыков позитивной самореализации, формирования положительной индивидуальной модификации отношения к здоровью у всех участников образовательного процесса. Антропологическая идея обуславливает познание окружающего мира через познание человека, его систему отношений с обществом, природой и собой, освоение нравственных и моральных норм. Валеологическая идея предполагает усвоение учащимися определенных гигиенических навыков, предупреждение и профилактику нарушений соматического здоровья детей. 3. Главная цель, ведущие цели проекта. В своей работе мы исходим из понимания сути здоровья как физического, психического и социального благополучия индивида, живущего и действующего в здоровой окружающей среде.
Наш проект – при сохранении типа и вида школы – ставит целью: Совершенствование среды обучения и воспитания, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса. Под средой обучения и воспитания мы понимаем
Содержание и характер учебно-воспитательного процесса
Режим функционирования школы
Систему взаимодействия участников образовательного процесса
Условия обучения, воспитания и развития
т.е. все образовательное пространство, обеспечивающее личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе.
В связи с этим возникает необходимость определения задач, основных направлений, методов и способов совершенствования образования и воспитания, профилактической, санитарно-гигиенической, физкультурно-оздоровительной и валеологической работы участников образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих технологий.
4. Определение задач проекта и ожидаемых результатов.
Введение в школьный компонент базисного ученого плана
программы «Здоровье» для учащихся 1-11-х классов.
Валеология учебного процесса с целью повышения качества знаний и развития каждого ребенка, сохранения и укрепления здоровья детей.
Реконструкция и оборудование медицинского, стоматологического, процедурного и физиотерапевтического кабинетов.
Внесение изменений в штатное расписание школы, включение должностей психолога, инструктора ЛФК и валеолога.
Реконструкция и оборудование физкультурно-оздоровительного комплекса ( спортзал, зал ЛФК, спортплощадки, тренажерный зал).
Разработка совместно с ЦПППС и Д проекта «Здоровая семья» в рамках социальной поддержки жителей микрорайона «Соснево».
Психопрофилактика педагогической деятельности.
Профилактика соматических и дидактогенных заболеваний учащихся.
Разработка критериев, показателей реализации проекта.
Корректировка целей и задач проекта на основе анализа результатов подготовительного этапа.
Осуществление поэтапного диагностирования успешности реализации проекта и необходимой управленческой коррекции.
Оформление результатов проектной работы и подготовка предложений по возможному распространению опыта.
Определение стимулов для участников проекта.
Разработка системы информационного сопровождения проекта.
Ожидаемые результаты.
Деятельность педагогического коллектива, основанная на реализации социально-педагогического проекта «Школа, содействующая здоровью», приведет
к улучшению здоровья участников образовательного процесса,
формированию потребности к ведению здорового образа жизни,
повышению качества знаний учащихся,
готовности выпускников к социально значимой деятельности.
Основные направления и содержание деятельности по реализации проекта.
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
Составление расписания учебных занятий в соответствии с нормами СанПиНа и таблицей И.Г.Сивкова. Структура расписания : основные занятия, оздоровительные мероприятия, факультативы, ИГЗ, кружки.
Введение динамической паузы
Введение в учебный план школьного компонента междисциплинарной программы «Здоровье» в 1-11-х классах
Продолжить изучение курса для девушек 11-х классов «Здоровый образ жизни» в рамках базового компонента на уроках ОБЖ.
Введение спецкурсов, элективных курсов, факультативов, кружков, спортивных секций в рамках программы «Здоровье»
Контроль за соблюдением гигиенических требований к организации и условиям обеспечения учебно-воспитательного процесса
Учебный план разрабатывается с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников
Домашние задания даются ученикам с учетом возможности их выполнения в нормативных пределах
Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями: прогулка не мене 2 часов, 2-х разовое питание, самоподготовка начинается с 16 часов
Особый контроль за соблюдением гигиенических требований к компьютерному классу
Соблюдение учителями четких гигиенических требований к уроку: продолжительность 40 минут, в середине урока – 2-х минутная физпауза с обязательным включением упражнений для снятия спазма глазных мышц, соблюдение режима освещения и проветривания, ортопедического режима.
Соблюдение правила для всех: перемена – время отдыха и разгрузки.
Организация рационального питания учащихся.
Введение музыкальных звонков, оказывающих позитивное воздействие на нервную систему ребенка.
Организация качественного гигиенически обоснованного питьевого режима.
Оформление помещений школы, создающее положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников ( картины, аквариумы, живые уголки, цветы, цветовое оформление стен).
5.1. Рациональная организация двигательной активности учащихся.
Корректировка календарно-тематического планирования
уроков физкультуры с учетом условий школы.
Повышение качества образования в области физической культуры, использование потенциальных воспитательных и общеобразовательных возможностей предмета в решении проблемы укрепления здоровья и физического развития учащихся.
Организация занятий физической культурой по подгруппам: мальчики, девочки с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
Уменьшение негативных последствий гиподинамии: введение физкультминуток, утренней зарядки, динамических перемен и физпауз в течение учебного времени.
Создание специальных групп физической культуры, занятий ЛФК, использование оздоровительных гимнастик.
Организация работы тренажерного зала.
Занятия настольным теннисом во время перемен и во внеурочное время.
Проведение традиционных Дней здоровья ( раз в четверть).
Проведение ежегодного туристического слета учащихся.
Обеспечение участия учащихся в спортивных мероприятиях, эстафетах и играх.
Организация оздоровительной работы в каникулярное время.
Направление детей в оздоровительные загородные учреждения ( «Березовая роща», «Строитель» ).
Комплектование спортивных секций и кружков во внеурочное время.
Содействие по набору учащихся в спортивные школы и обеспечение участия детей в спортивных соревнованиях, оценка их достижений.
Увеличение объема физкультурных занятий ( 3 часа в неделю).
Внедрение малых форм двигательной активности в начальной школе: упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками, скороговорками, стихами, миниатюрами.
Отдых учащихся с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
Организация занятий в тренажерном зале и ЛЕГО-кабинете
ЦПППС и Д.
5.2. Система работы школы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
Включение в план работы классных руководителей 1-11-х классов раздела «Здоровье и мы».
Традиционный День толерантности.
Традиционная Неделя профилактики вредных привычек
День защиты детей.
Международный День здоровья.
Проведение акций: «Чистая обувь», «Чистые руки», «Здоровая пища», «Умей отдыхать», «Спокойствие, только спокойствие», «Чистый воздух».
Экологические конкурсы и викторины.
Кинолекторий «Будь здоров».
Акция «Раскрась мир в свои цвета».
Проектные работы учащихся 10-11-х классов по экологии, духовной культуре и здоровому образу жизни.
Открытый микрофон « Всё имеет смысл, пока мы здоровы».
Лекторская группа «Молодые – молодым».
Спортивно-познавательные игры «Город выбирает спорт».
Развитие и саморазвитие личности ребенка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
Библиотечные уроки, выставки, обзоры книг по темам нравственного и физического развития учащихся.
Создание физкультурного актива учащихся школы как органа самоуправления.
Создание клуба «За здоровый образ жизни».
Создание учащимися 11-х классов коллекции видеороликов по профилактике вредных привычек и воспитанию здорового образа жизни.
Работа кружка «Юный социолог» по проведению исследований, опросов, самопознания, анкетирования учащихся с целью формирования жизненных установок на здоровый образ жизни.
Ежегодная акция «Добро побеждает зло».
Проведение акций «Помоги птицам», «Наши меньшие братья», «Посади дерево»,
« Любимые цветы», «Школа – твой родной дом».
Всемирный День психологического здоровья.
5.3.Создание условий для совершенствования лечебно-оздоровительных мероприятий.
Оборудование зала ЛФК.
Открытие стоматологического кабинета.
Создание физиопроцедурного кабинета.
Введение ставки инструктора ЛФК.
Организация работы фитобара.
Пристройка к школе спортивного зала.
Оборудование тренажерного зала.
Создание кабинета психологической разгрузки и эмоционального настроения.
Организация школьных уголков отдыха.
Пополнение спортивного инвентаря и оборудования.
Оборудование спортивных площадок на пришкольной территории.
Заливка катка, создание ледяных горок, крепостей, лыжных трасс.
Приобретение медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Оборудование классов ионизаторами воздуха (люстрами Чижевского).
Установка жалюзи, кондиционеров в классах.
Приобретение контейнеров с питьевой водой.
Замена электросветильников в классах.
Ремонт помещений, окраска стен и оформление кабинетов в соответствии с требованиями для поддержания естественного микроклимата внутри классных комнат.
Генеральные уборки кабинетов, субботники по уборке территории школы.
Ремонт и реконструкция столовой, оформление буфета для обеспечения здорового режима питания.
Приобретение хозяйственного инвентаря и оборудования ( пылесосы, холодильники, микроволновые печи, мебель, миксеры, электрочайники и др.).
Оборудование игрового пространства для группы продленного дня.
Ремонт системы водоснабжения и канализации.
Приобретение аквариумов.
Обеспечение доступа к порталам здоровья, онлайн-тестирования, консультациям психологов через Интернет-технологии.
Приобретение компьютеров и программного обеспечения для проведения диагностики учащихся и мониторинга.
5.4. Повышение компетентности учителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий для профилактики дидактогенных заболеваний учащихся.
Определение методической темы «Здоровьесберегающие технологии» и ее разработка в рамках МО и творческих групп.
Направление учителей на курсы повышения квалификации в ИПК в рамках сотрудничества с кафедрой здоровьесберегающих технологий.
Участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой школ здоровья, посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.( Интернет).
Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
Проведение мастер-классов с целью обмена опытом по здоровьесберегающим технологиям.
Подготовка и проведение тематических педагогических советов, круглых столов, семинаров, лекториев, конференций по вопросам здоровья.
Приглашение специалистов в рамках действия договоров о намерениях.
Организация творческих лабораторий в рамках методических объединений по вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Разработка и создание авторских элективных курсов по данной теме.
Разработка интегрированных курсов, позволяющих снижать учебную нагрузку учащихся.
5.5. Оптимизация валеологического образования, предполагающего обучение участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма.
5.6.Совершенствование мониторинга успешности обучения и физического здоровья учащихся с целью динамического наблюдения за их развитием и выделение «групп риска».
Реализация данного направления работы школы возможна при наличии валеолога и (или) психолога и определено содержанием их должностных обязанностей.
Совместная работа с родителями учащихся по вопросам создания условий для сохранения и укрепления здоровья.
Организация педагогической родительской школы по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.
Организация круглых столов- встреч родителей с врачами-специалистами.
Семейное консультирование специалистами ЦПППС и Д.
Консультирование родителей школьным психологом.
Родительский лекторий.
Общешкольный родительский комитет.
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 42
Ул. Окуловой, дом 1, г. Иваново, 153020 исх. № от28.04.06
Начальнику управления образования
Администрации г. Иванова
Е.А. Юферовой
ХОДАТАЙСТВО.
Уважаемая Елена Александровна! Просим Вас рассмотреть вопрос о возможности выделения дополнительных ставок :
валеолога ( учитель валеологии);
психолога ( психолог-педагог)
с 15 августа 2006 года в целях реализации социально-педагогического проекта «Школа, содействующая здоровью» ( 2006-2010 годы).
Наша школа систематически проводит исследования по вопросам укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Данные последних лет показывают, что учащиеся, их родители осознают необходимость проведения профилактической работы и организации дополнительных занятий.
Педагогический коллектив, администрация школы провели подготовительную работу по реализации данного проекта: научно-методическая конференция учителей «Школа, содействующая здоровью», педагогический Совет «Здоровье школьников: проблемы, пути решения», круглые столы – встречи родителей с врачами-специалистами, заседания МО учителей.
Школа планирует самостоятельно решить вопросы создания и оборудования кабинета ЛФК, процедурного кабинета, стоматологического кабинета, фитобара.
Планируется на основе многолетних связей заключить договора о намерениях и сотрудничестве с поликлиникой «Соснево», Центром восстановительного лечения № 5, Центром психолого–педагогической помощи семье и детям и с другими заинтересованными учреждениями.
Администрация школы планирует обратиться за помощью к депутату Государственной Думы Т.В. Яковлевой, депутатам Городской и Областной Думы. Введение ставок позволит на практике реализовать основные положения приоритетных национальных программ «Здоровье» и «Образование» в нашей школе.
Директор школы: Т.Л. Малых |