Сценарий урока с использованием компьютера. Автор – Люфахуан Нина Григорьевна
Образовательное учреждение – МБОУ «Маловская средняя школа» п. Маловский Баунтовского района Республики Бурятия
Предмет – Русский язык
Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Класс - шестой
Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М. : «Просвещение», 2010 г.»
Время реализации занятия – 90 минут
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,
Тип урока: Открытие нового знания;
Форма урока: урок-поиск Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска. План проведения урока:
Этапы урока
| Временная реализация
| Этапы урока
| Временная реализация
| Оргмомент
| 3 мин.
| Языковая разминка
| 6 мин.
| Актуализация знаний
| 7 мин
| Изучение нового
| 20 мин.
| Воспроизведение новых знаний
| 40 мин.
| Проверка знаний. Электронный тест.
| 10 мин.
| Рефлексия.
| 3 мин.
| Домашнее задание
| 1мин.
|
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный момент
| - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки.
| Записывают в тетрадях.
| Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме)
| Повторение .
( прием «Закончи фразу»).
1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
2 Имена прилагательные изменяются по…
3 По значению и форме имена прилагательные делятся на….
4 В предложении имена прилагательные бывают…
5 Основные способы словообразования имен прилагательных…
6 Чаще всего имена прилагательные образуются ..
7 Сложные прилагательные пишутся через дефис…
8 Сложные прилагательные пишутся слитно…
| Записывают в тетради конечную фразу.
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах)
| 1) Трёх(этажный), осе..ий , серо(глазый);
2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый);
3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий;
4) …… …….. …….
Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите. Сформулируйте свое задание.
Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему? Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?
Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов?
| Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Исключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки
Из первого ряда можно исключить слово осенний. Слова трёх(этажный) и серо(глазый) — сложные имена прилагательные. Пишутся слитно. Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное. Юго-западный, темно-зеленый — сложные прилагательные. Они пишутся через дефис.
В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагательные русско(немецкий), древне(русский) сложные, первое слово пишется через дефис, а второе слитно.
| I этап. Постановка учебной
проблемы.
| - Прочитайте слова, которые вы написали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся. - В какой части прилагательных пропущены буквы?
- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием).
Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)
- Значит, какова тема урока? - Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.
Познакомиться с правилом
2) учиться... .
| Слова осенний, серебряные, утренний — это имена прилагательные.
Буквы пропущены в суффиксах прилагательных. Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия)
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Познакомиться с правилом написания буквы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой н.
| II этап.
Поиск решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог:
Решение проблемы
«Открытие нового знания».
| Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез): - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).
-Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка к контраргументу). Ещё какие есть гипотезы? Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке). Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть?
- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? ( в суффиксе)(подсказка к решающей гипотизе 1)
- От каких частей речи образованы прилагательные? - С помощью каких суффиксов)
- Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?
Обратимся к таблице. .(Подсказка к решающей гипотезе 2).
Образование и написание имен прилагательных
|
| Существительное
| суффикс
| Прилагательное
| исключения
| I
| Туман
Станция
Тыква
| -Н
-ОНН
-ЕНН
|
| -
-
ветрЕНый
| II
| Пчела
Кожа
Трава
| -ИН
-АН
-ЯН
|
| -
-
стеклЯННый
оловЯННый
деревЯННый
| III
| Полное прилагательное
| Краткое прилагательное
| Река медлЕННая.
| Река медлЕННа.
|
Сначала поработаем со словами под цифрой 1. Образуйте от каждого имени существительного имя прилагательное с указанным суффиксом. В прилагательных выделите суффикс и определите количество Н
Обобщите первую часть нашей работы и скажите, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных?
Какое слово является исключением из этого правила? Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II. Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса.
А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных.
| НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса _ЕНН_ (Ошибочная гипотеза 1).
Нет.
В слове осенний нет суффикса –ЕНН-.
НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная гипотеза 2). Нет. В слове утренний суффикс безударный, но пишется НН (контраргумент).
Учащиеся молчат.
От существительных: осень, серебро, утро
_Н-, -ЯН-, -ЕНН-
Учащиеся молчат.
Выполняют задание коллективно. Один ученик работает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях.
Делают вывод. Делают вывод.
Формулируют правило – открытие нового знания
| III. Воспроизведение нового знания
| Обобщим все выше сказанное с помощью интерактивной таблицы
Работа в Интернете.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf
| Учащиеся работают с таблицей и делают выводы.
| Началоформирования умений. Составление алгоритма.
| Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.
| Нужно составить алгоритм.
| Организация деятельности по применению новых знаний.
| 1. Коллективная работа.
Устно объяснить правописание слов:
Комиссионный комиссия+онн
Клюквенный клюква+енн
Лебединый лебедь+ин
Стеклянный стекло+янн
Телефонный телефон+н
Государственный государство+енн
Травяной трава+ян
2. Распределительный диктант
Распредели слова на две группы:
Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.
|
|
| 3. Работа с фразеологизмами (в парах)
1) Глупый ч.. ловек
? Без царя в г..л..ве
Б..лтливый чел..век
2) ? ?
Язык без к..стей
?
3)
Заячья душа ? Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, струн...ая балалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век.
- Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два, три. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению. Расскажите о написании слов с пропущенными орфограммами в этом упражнении. Объедините их в группы по самостоятельно найденному признаку.
4. Буквенный диктант.
Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.
Проверь себя. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| нн
| н
| н
| нн
| нн
| н
| н
| нн
| н
| нн
| Поставь себе оценку:
"5" - нет ошибок;
"4" - 1;
| В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение — глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки.
Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота.
В третью — надо дописать еще один фразеологический оборот и его значение. Вставить пропущенные буквы.
Дети выполняют задание и повторяют правило о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.
|
| больше - "2".
|
| Физкультминутка
|
|
|
| 5. Письмо по памяти
Свет луны серебряный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя, Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. С. Есенин
- Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине)
- Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной)
-Объясните правописание выделенных слов.
|
|
| 6. Просмотр видеофильма « Зимушка-зима». Составьте предложения, используя словосочетания:
сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце,
|
| Проверка знаний
| Электронный тест "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml
Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?»
| Учащиеся выполняют задание, получают оценку.
| 1. Итог урока. Рефлексия.
| Сегодня на уроке я:
1) узнал, открыл для себя…
2) научился, смог…
3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …
| Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.
| Домашнее задание
| Используя предложения, составленные на уроке, написать мини-сочинение «Зимушка-зима».
|
|
Список использованной литературы: 1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с.
2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;
4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
5. Русский язык: учебн. Для 6 кл. общеобразоват учреждений/(М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч. Ред.Н.М. Шанский).- 29-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект –Центр, 2006
7. Интерактивная таблица "Правописание Н и НН в прилагательных" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf
8. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевной. Тест «Имя прилагательное. Буквы Н и НН в именах прилагательных» №1для 6 класса http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml |