Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания





Скачать 149.02 Kb.
НазваниеМатериалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания
Дата публикации09.08.2014
Размер149.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения»
Практические задания:

А) Используя фрагмент из книги научно-популярного характера, составьте зачетный лист
Материал из БСЭ
1.Иван IV Васильевич Грозный (25.8.1530, с. Коломенское, — 18.3.1584, Москва), великий князь с 1533, первый русский царь (с 1547). После смерти отца III Ивановича">Василия III Ивановича остался 3 лет, после смерти матери Елены Глинской — 7 лет. Характер И. IV складывался в годы боярского правления (1538—48), которое сопровождалось засильем временщиков, борьбой за власть между враждующими боярскими группировками Шуйских и Бельских, интригами и убийствами; уже в юности И. IV безжалостно расправлялся с неугодными лицами из своего окружения. Активное участие И. IV в государственной деятельности начинается с создания так называемой Избранной рады (1549), фактическим руководителем которой был А. Ф. Адашев. Разнородное по составу правительство И. IV стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549—60 были проведены реформы в области централизации и местного управления (оформляются важнейшие приказы, ликвидируется система «кормлений»), права (составляется общегосударственный кодекс — «судебник»), армии (ограничивается местничество, создаются основы стрелецкого войска) и др. Эти реформы отражали интересы всех феодалов. В результате военных походов И. IV в 1547—52 было присоединено Казанское ханство, в 1556 — Астраханское ханство; в зависимость от И. IV попали сибирский хан Едигер (1555) и Большая Ногайская орда (1557).

  После падения Избранной рады (1560) И. IV единолично проводит линию на укрепление самодержавной власти. Во внешней политике И. IV берёт курс на доведение до конца борьбы с преемниками Золотой Орды, расширение территории государства на В. и овладение берегами Балтийского моря на С. (см. Ливонская война 1558—83), во внутренней политике — курс на борьбу с действительными и мнимыми противниками, на усиление самодержавной власти. После первых успехов в Ливонской войне, приведших к разгрому Ливонского ордена, России пришлось вести войну одновременно против Литвы, Польши, Дании и Швеции. Много сил отвлекали набеги крымских татар хана Девлет-Гирея на южные окраины государства. Несмотря на это, И. IV отказался от перемирия в 1566 и продолжал борьбу с блоком государств при отсутствии союзников и проводил курс на крайнее обострение обстановки внутри страны. В конце 70-х — начале 80-х гг. русские войска вынуждены были оставить всю завоёванную территорию. Ливонская война окончилась безрезультатно. Уже в годы войны И. IV усилил борьбу с остатками феодальной раздробленности в стране. Причем всё более распространенными методами борьбы с политическими противниками становятся опалы, казни и ссылки; в 1565 была введена опричнина. Начались казни сторонников Владимира Андреевича Старицкого. В 1569 И. IV заставил В. А. Старицкого выпить яд. В том же году по его указанию Малюта Скуратов-Бельский задушил митрополита Филиппа выступившего против опричнины. В 1570 И. IV обрушил жестокий удар на Новгород и Псков, обвинив их в стремлении перейти в подданство «литовскому королю». Бесчинства опричников И. IV и разорительная Ливонская война губительно отразились на хозяйстве и положении населения России, в особенности крестьян. Усиление крепостного гнёта было характерной чертой социальной политики И. IV (отмена Юрьева дня и введение заповедных лет). И. IV получил в народе прозвище «Грозного», отразившее представление о нём как о могущественном правителе, но царе-тиране, деспоте. И. IV сыграл большую роль в разработке официальной идеологии «самодержавства», которой придерживался сам в отношениях с подданными, в переговорах с иностранными послами, в укреплении сильной централизованной власти в России.

  В замыслах и действиях И. IV дальновидность, энергия и целеустремлённость сочетались с импульсивными порывами и колебаниями. Он совершал кровавые расправы и массовые репрессии, от которых гибли и его политические противники, и десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Мнительность и недоверчивость его характера с годами усиливались. Это отразилось в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева (в результате одной из них он в 1582 убил своего сына Ивана Ивановича).

  И. IV был образованным для своего времени человеком, обладал незаурядным литературным талантом, о чём свидетельствуют его широко известные послания к А. М. Курбскому, В. Грязному и др. И. IV, по-видимому, оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины 16 в. (летописные своды, «Государев родословец», 1555, «Государев разряд», 1556, и др.); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство в Москве храма Василия Блаженного и других сооружений, созданы росписи Грановитой палаты. В то же время И. IV верил в волшебство, чародейство.

  В исторической науке деятельность И. IV получила разноречивую оценку. Н. М. Карамзин, М. Н. Погодин, в известной мере В. О. Ключевский, Н. Г. Устрялов, Н. И. Костомаров и др. отрицательно характеризовали И. IV. Советские историки Р. Ю. Виппер, С. В. Бахрушин, И. И. Смирнов, П. А. Садиков усиленно подчёркивали положительные стороны в его деятельности. Глубокое конкретное изучение внутренней и внешней политики И. IV с учётом положительных и отрицательных сторон принадлежит С. Б. Веселовскому, М. Н. Тихомирову, А. А. Зимину, С. О. Шмидту и др.

  Образ И. IV нашёл отражение в фольклоре, в произведениях М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, А. Н. Толстого, в живописи и скульптуре И. Е. Репина, В. М. Васнецова, М. М. Антокольского.
Анализ деятельности исторических личностей

Зачетный лист

Пункты анализа

Иван IV

Борис Годунов

Лжедмитрий 1

Михаил

Романов

1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.















2. Направленность деятельности на определенные социальные группы\политические или другие организации, сферы экономики.















3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).















4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).






























5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).















6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).















7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.














Памятки для учащихся

ПАМЯТКИ ДЛЯ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 

(при необходимости учитель может адаптировать памятки для той или иной параллели)
Как работать с учебником истории (для 5 кл.)

1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
2. Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий.
4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
5. Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.


Памятка для анализа геополитического положения страны

1. Территория и природно-климатические зоны.
2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.
5. Основные занятия населения.
6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.


Памятка для анализа экономического развития страны

1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.
2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.
5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
7. Место страны в мировом производстве.


Памятка для анализа социального положения страны

1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.


Памятка для анализа политического положения страны

1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
2. Административно-территориальное деление.
3. Местные органы управления и самоуправления.
4. Формы власти: монархия или республика.
5. Политический режим.
6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.
7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.


Памятка для анализа внешней политики страны

1. Положение страны на международной арене.
2. Цели и приоритеты внешней политики государства.
3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.


Памятка для анализа политических партий, движений и их программ

1. Название и время создания партии/движения/программы.
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
3. Социальная база партии/движения.
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
5. Интересы каких социальных групп они выражают?
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы.


Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)

1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
6. Исторические оценки значения общественного движения.


Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)

1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
5. Исторические оценки значения идейного течения.


Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов

1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.


Памятка для анализа культурного развития общества, государства

1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.
2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.
3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.
4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.
5. Роль государства в культурной жизни страны.
6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.


Памятка для анализа произведений искусства

1. Автор, время и место создания произведения.
2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.
4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
6. Историческая и художественная ценность произведения.


Памятка для анализа деятельности исторических личностей

1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
2. Направленность деятельности на определенные социальные группы\политические или другие организации, сферы экономики.
3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.

Б) Подберите олимпиадную задачу по вашему предмету, которая вызывает затруднения при её решении. Представьте методику работы с учащимися по решению этой задачи (перечень вопросов, заданий и т.д.)
Всероссийская олимпиада школьников по истории 2009 - 2010 гг.7 КЛАСС
1.Укажите, в каком значении употребляются следующие крылатые выражения. Какова история их происхождения? (1 балл за правильное значение и 1 балл за историю происхождения. Всего -10 баллов).
А) Драконовские законы;

Б) кануть в Лету;

В) между Сциллой и Харибдой;

Г) двуликий Янус;

Д) разрубить Гордиев узел.

В) Ответьте на вопрос: «Какие а)формы , б) методы должны использоваться при подготовке школьников к олимпиадам ?»
• поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

• индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, найти ученого-консультанта и т.д., наставник не может и не должен знать все по своему предмету), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а также формирование у подопечного методологических знаний.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным. Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам?

Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации.  

Во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных естественными науками школьников.

 разработка методики работы с заданиями олимпиадного типа;

 подготовка дидактических материалов для работы на занятиях

  

10. Ваши предложения по улучшению результатов 1-3 этапов Всероссийской олимпиады школьников вашей школе или районе.

Во - первых, в принципе индивидуализации и дифференциации обучения. В целях реализации этого принципа обучения практикую такие формы работы, как занятия по индивидуальной программе, ускоренное изучение отдельных предметов, расширение знаний по отдельным предметам, причем не обязательно входящим в школьную программу, проведение модульных курсов. Высшим уровнем реализации данного принципа обучения считаю разработку индивидуальной программы развития одаренного ребенка.
 Вторым важнейшим принципом работы с одаренными детьми является принцип возрастания роли внеурочной деятельности через кружки, факультативы, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность.

 Третьим необходимым принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий для самостоятельной работы учащихся при минимальной роли учителя. Одаренные дети индивидуально, или же под руководством учителя, используя возможности сети Интернет, заходят в сайты ведущих вузов России, находят задания повышенной сложности и пытаются справиться с ними самостоятельно. В случае появления трудностей

выполняем задания совместно. В кабинете истории сформирован банк данных заданий повышенной сложности и наиболее подготовленные учащиеся уже в 7-9 классах в курсе того, какие требования выставляются ведущими вузами к своим абитуриентам.

 Четвертым принципом работы с одаренными детьми является принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей и обеспечения свободы выбора дополнительных образовательных услуг. Здесь одаренному ребенку должно быть предоставлено право самостоятельного выбора того или иного занятия и ни в коем случае его нельзя неволить, иначе это может привести к негативным последствиям. В данном случае педагоги должны руководствоваться правилом «Не навреди!», уважать мнение и право ребенка. При организации предпрофильных элективных курсов важно учитывать мнение учащихся 9 класса. Мною предоставляется право учащимся выбрать тему элективного курса уже в 8 классе, затем в течение лета данный элективный курс разрабатывается, а потом, с начала нового учебного года, предоставляется выпускному классу.
;
11. Ваши вопросы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconТемы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой...
Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconПравовых исследований учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Практические задания по темам, рассматриваемым в рамках цикла семинарских занятий 15
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconПояснительная записка Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников...
Именно с него начинается олимпиадное движения, он самый массовый и от- крытый. Его цели популяризация олимпиадного движения, повышение...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconПрактические материалы смотри документ «Практические материалы»
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по предмету «История»
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconПояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию...
В программах представлены многообразные и разнообразные формы и методы работы. Это практические занятия, деловые игры, практикумы,...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconТемы уроков Методы и формы контроля Методы, формы и приемы работы
Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания icon1 Введение в логистику
Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconЧисловой луч
Методы работы: объяснительно-иллюстративные; частично-поисковые, словесные, наглядные, практические
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconМетодические указания и практические задания для студентов заочной...
Немецкий язык в сфере юриспруденции / Авт. – сост. Мхитарьянц Э. Г. – Калининград: мфюу, 2012 г. 27 с
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconЛитература по мдк содержание самостоятельной работы
Мдк 04. 02. «Основы анализа бухгалтерской отчетности». Методические рекомендации содержат список литературы по программе, практические...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconТема самообразования
Разные формы работы с книгой, работа с дополнительной литературой, тестовые и разноуровневые самостоятельные работы, творческие задания...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconВопросы к семинару по теме «Патофизиология боли»
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconЗаповедные территории и люди Опыт работы со школьниками
Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр...
Материалы к семинару «Формы и методы работы со школьниками в рамках олимпиадного движения» Практические задания iconРадиофизический факультет
Для привития навыков объектно-ориентированной декомпозиции в рамках лабораторных занятий студенты самостоятельно решают практические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск