Рабочая программа по курсу «Обществознание»





Скачать 212.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Обществознание»
Дата публикации14.08.2014
Размер212.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 9 класса разработана на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений ( базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации,

Программы курса «Обществознание» для 9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко), допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа по обществознанию опирается на комплект учебников А. И. Кравченко (Обществознание: 9 кл. М.: Русское слово, 2008) и рассчитана на:

  • 9 класс - 34 учебных часа;

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, лабораторные и практические работы. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, тесты ГИА

Настоящая программа составлена "в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания обществоведческого образования.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, соответствуют Примерной программе на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2007).

Программа ориентирована на следующие основные цели и задачи курса:

  • ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;

  • дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;

  • привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно- нравственной и философской тематике;

  • сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах -науке, религии, искусстве и т. д.

Особенностями курса «Обществознание» 9 классов в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития являются его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых вопросов предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всем его многообразии.

В содержании курсов сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определенный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма.

В курсе «Обществознание» 9 класс достаточно полно представлены реалии российской истории, возникновения государства и права, права человека и гражданина, элементы народной культуры, характерные черты менталитета россиян. Помимо получения знаний об обществе, сложившихся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среди непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются, прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина.

Оценка знаний учащихся

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Общеучебные умения учащихся на начало года:

В результате изучения обществознания в 8 классе ученик должен:

знать

основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами; моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

уметь

характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;

объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества: роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;

сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;

вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.

владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Требования к уровню подготовки выпускников

знать

основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

уметь

характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы XXI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;

объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни;

опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества: роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире: опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;

сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;

вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчеты с использованием обменных курсов валют.

владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • для реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;

  • в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.



Календарный план-сетка

пп.

Название темы

Количество часов

В том числе тесты

1

Политическая сфера общества

10ч.

1

2

Человек и его права

13 ч

1

3

Духовная сфера

11ч

1

Итого:

34 ч

5







Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид деятельности учащихся

Виды контроля, измерителя

Планируемый результат

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

I четверть

Политическая сфера общества (11 часов)

1

Власть

1

Тематическая лекция

Групповое

выполнение проблемного задания.

Фронталь-ный опрос

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

§1, ответить на вопросы

5.09




2

Государство.


1

Комбини-рованный урок

Групповая.

Фронтальный опрос

Знать причины зарождения государства, его функции (уметь их анализировать), основные признаки государства. Уметь анализировать виды монополии государства (вариант: объяснять закономерности развития процессов).

§2, ответить на вопросы

12.09




3

Национально- государственное устройство

1

Комбинированный урок

Групповая.

Тест

Знать конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь: объяснить процесс создания централизованных государств; объяснить причины и особенности распада национальных государств.

§3, выучить определения

19.09




4

Формы правления.

1

Тематическая лекция.

Групповая.

Тест

Уметь: сравнивать две формы правления: республику и монархию; разъяснить сущность демократической формы правления; анализировать политическую систему государства.

§4, выучить определения

26.09




5

Политические

режимы

1

Комбиниро-ванный

урок

Групповая.

Практическая работа

Уметь объяснять особенности политических режимов (аргументировать фактами из всеобщей истории и истории России).

§3-4, ответить на вопросы, выполнить практикум

3.10




6

Политические режимы. Гражданское

общество

и правовое

государство

1

Комбиниро-ванный

урок

Групповая.

Фронтальный опрос

Уметь: объяснять сущность явлений, процессов (гражданское общество, правовое государство); формулировать и отстаивать свою позицию.

§5-6, ответить на вопросы, выполнить практикум

10.10




7

Политическая жизнь общества

1

Тематическая лекция

Индивидуальная, фронтальная формы работы.

Самостоятель-

ная работа

Уметь: объяснить особенности форм участия граждан в политической жизни страны; высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

§7-8, ответить на вопросы

17.10




8

Формы управления политической жизнью

1

Семинар

Индивидуальная.

Тест

Уметь: сопоставлять и систематизировать материал,

связанный с особенностями различных политических партий;

формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию (вариант: выявлять сходства и различия родственных объектов (партий).

Подготовиться к итоговому уроку

24.10




9

Итоговый урок по разделу «Политическая сфера» Тест №1

1

Повторительно-

обобщающий

урок

Групповая.

Контрольная работа

Знать термины: политическая система, демократия. Уметь: называть формы правления, формы национально-государственного устройства; объяснить роль политики в жизни общества; характеризовать государство; приводить примеры участия граждан в политической жизни; высказывать свое отношение к достижениям и проблемам процесса модернизации России, преобразованиям в крае.

Реферат

31.10




II четверть

10

Деловая игра

1

Урок-конференция

Индивидуальная.

Тесты ГИА

Знать термины: политические организации, общественно-политические движения. Уметь: - приводить примеры участия населения в политической жизни страны и края; характеризовать политические организации области


Повторить определения

14.11




Раздел II. Человек и его права (13 часов)

11

Право

1

Контрольный урок

Индиви-дуальная

Тестирование

Знать понятия: социальные нормы, правовая культура личности, норма права, правовая система.

§9, ответить на вопросы

21.11




12

Сущность

и особенности права

1

Вводная

лекция

Групповая.

Фронтальный опрос

Уметь объяснить особый статус права в системе социальный норм; сравнивать нормы морали и нормы права.

Выполнить практикум

28.11




13

Закон и власть

1

Лекция с элементами беседы

Индивидуальная.

Самостоятель-

ная работа

Уметь: давать оценку изученных политико-правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять

сущность разделения властей.

§10, ответить на вопросы и выполнить практикум

5.12




14

Закон, власть и правосудие в современной России

1

Комбиниро-ванный

урок

Групповая.

Тест

Уметь: объяснить особенности правового статуса гражданина России; соотносить правовой статус

жителя области с правовым статусом гражданина России.

Сочинение-миниатюра

12.12




15

Конституция – основной закон государства

1

Тематическая лекция

Индивидуальная.

Практическая работа

Уметь: называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения; характеризовать институт права собственности.

§11, ответить на вопросы, написать мини-сочинение

19.12




16

Гражданское право

1

Комбиниро-ванный урок

Групповая

Фронтальный опрос

Знать понятия: имущественные отношения, собственник, сделка, договор, иск, потребитель, исполнитель

§12-13, ответить на вопросы, выполнить практикум

26.12




III четверть

17

Право и имущественные отношения. Потребитель и его права

1

Комбини-

рованный

урок

Индивидуальная.

Тест

Уметь: характеризовать трудовое

право как отрасль права, трудовой контракт; характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; назвать: виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых

отношений.

Написать сочинение-рассуждение

16.01




18

Трудовое право

1

Деловая

игра

Групповая.

Фронтальный опрос

Знать понятия: правоспособность, дееспособность, трудовое право, кодекс, брак, моногамия

§14-15, ответить на вопросы, выполнить практикум

23.01




19

Семейное право

1

Комбини-

рованный

урок

Индивидуальная.

Практическая работа




Написать сочинение - размышление

30.01




20

Юридическая ответственность

1

Повтори-

тельно-

обобщающий

урок

Индивидуальная.




Уметь: называть основные документы по защите прав детства; характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребенка в крае; приводить примеры деятельности государственных органов и общественных организаций по защите несовершеннолетних в РТ.

§16, ответить на вопросы, выполнить практикум

6.02




21

Дисциплинарная ответственность

1

Урок практикум

Групповая.

Работа с документами

Умение работать с документами (первоисточниками); сравнивать, сопоставлять федеральное и региональное законодательства; характеризовать систему органов местного самоуправления.

Написать мини-сочинение

13.02




22

Итоговый урок по разделу «Человек

и его права» Тест №2

1

Повторительно-

обобщающий

урок

Индивидуаль-ная, фронтальная формы работы.

Фронтальный опрос

Уметь: обобщать и систематизировать изученный материал по теме; вести дискуссию, отстаивать свою позицию; сопоставлять федеральные и региональные законы; реализовывать

имеющиеся права и защищать свои интересы.

Реферат

20.02




23

Деловая игра

1

Контрольный урок

Индиви-дуальная

Тестирование

Знать пройденный материал по теме

Повторить определения

27.02




Духовная сфера (11 часов )

24

Что такое культура.

1

Вводная лекция

Индивидуальная, фронтальная формы работы.




Уметь: Характеризовать. Духовную жизнь человека и общества; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Знать правила этикета и то, как они могут проявляться. Уметь анализировать особенности некоторых культурных

ценностей, объяснять сущность культурного наследия.

§17, ответить на вопросы, выполнить практикум

6.02




25

Функции культуры

1

Лекция.







Знать, что такое культурные

нормы и чем они определяются.

Уметь анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов и церемоний, ритуалов, нравов; разъяснять понятие «мораль общества». Уметь объяснить назначение тех или иных санкций в обществе.

Написать сочинение - миниатюру

13.03




26

Культурные нормы

1

Тематическая лекция

Групповая.

Самостоя-тельная работа

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидностей. Знать особенности молодежной субкультуры.

Уметь анализировать формы культуры (вариант: высказывать суждения о ценностях разных видов и форм культуры).

§18, ответить на вопросы, выполнить практикум

20.03




IV четверть

27

Формы культуры

1

Комбинированный урок

Групповая.

Тест

Знать понятия: элитарная культура, фольклор, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура

§19, ответить на вопросы, выполнить практикум

3.04




28

Религия

1

Комбинированный уро

Индивидуальная, фронтальная формы работы.

Практическая работа

Знать понятия: религия, архаичные религии, миф, мифология, тотемизм, фетиш, фетишизм, анимизм, культ, символ, монотеизм, политеизм

§20, ответить на вопросы, выполнить практикум

10.04




29

Культ, символ. Мировые религии и их каноны

1

Комбинированный урок

Групповая.

Фронтальный опрос

Подготовить реферат

17.04




30

Искусство

1

Комбинированный урок.

Индивидуальная, фронтальная формы работы.







§21, ответить на вопросы, выполнить практикум

24.04



31

Образование и наука

1

Обобщающий урок

Индивидуальная, фронтальная формы работы.

Контрольная работа

Знать понятия: школа, ученик, наука, университет, академия

§22-23, ответить на вопросы, выполнить практикум

24.04




32

Высшее образование и его роль в современном мире.

1

Итоговый урок по курсу.

Групповая.

Тесты ГИА

Написать мини-сочинение

8.05




33

Итоговый урок. Тест №3

1

Урок повторения

Групповая

Опрос

Знать пройденный материал за учебный год

Повторить определения

15.05




34

Деловая игра

1

Урок повторения

Групповая

Опрос

Знать пройденный материал за учебный год




22.05




ИТОГО 34 часа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа по предмету (курсу и т д.) Обществознание
...
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы...
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы....
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа по курсу «Обществознание»
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.: Дрофа, 2007. Авторской программы Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса...
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconКравченко А. И. Обществознание. 10 класс
Пояснительная записка по курсу "Обществознание" на 2014-2015 учебный год 10 класс
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconУрок по теме: «Вводный урок по курсу «Обществознание»
Обществознание содержит знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также о человеке как...
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа по курсу обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерное планирование по интегрированному курсу «Обществознание». 10 класс. (70 часов, 2 часа в неделю) по учебнику «Обществознание»....
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа Чурсина Олега Николаевича Высшая квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа по курсу «обществознание» 6-9 классы
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconПрограмма вступительных испытаний для абитуриентов нтгспа на 2012...
Для проведения итоговой государственной аттестации по дисциплине «гражданское процессуальное право» для студентов всех форм обучения,...
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа педагога эрдыниева александра жаргаловича II квалификационная...
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа Анненковой Тамары Александровны, учителя истории...
«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа по учебному курсу «Обществознание 6-7 класс»
«Обществознание» для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение»,...
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconПояснительная записка Статус рабочей программы
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год
Рабочая программа по курсу «Обществознание» iconРабочая программа учебного предмета: «Обществознание»
«Обществознание, 6-9 класс» Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.; «Просвещение» 2009г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск