Скачать 128.3 Kb.
|
Урок русского языка в 1-м классеТема "Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши"Скотницкая Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Козульская средняя общеобразовательная школа №2» Дата проведения урока 23 апреля 2009г. Тема урока: “Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши» Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока:
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная. Средства обучения для учителя: мультимедийная установка, карточки, учебник. Средства обучения для учащихся: учебник, карточки. Структура урока: 1.Организация внимания учащихся. 2. Гимнастика для пальцев. 3. Чистописание. 4. Развитие учебной мотивации. * Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций. 5. Стимулирование реакций обучающихся. * Введение в речевую ситуацию и создание мотивации. * Заучить правила. Физкультурная минутка. 6. Обеспечение обратной связи. * Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения. * Организация учебной и речевой деятельности по восприятию. * Руководство мыслительной деятельностью. 7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений. * Контроль и анализ с последующей корректировкой. 8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей. 9. Рефлексия. Ход урока 1. Организация внимания учащихся (Презентация - слайд ) Дети выбирают отпечаток ладони, соответствующий цвету своего настроения: жёлтый – радостное, фиолетовый – грустное). Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организации внимания. (Слайд – Внимание.) Звенит веселый колокольчик. Игрушки все свои оставь, Нам нужно дружно поздороваться. И у столов красиво встать. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. - Грамоте учиться - всегда пригодится! На каком уроке можно стать грамотеем? 2. Гимнастика для пальцев. Дружат в нашем классе… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза) Девочки и мальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза) Мы с тобой подружим… (Руки на парте, согнутые в локтях, пальцы разведены; касаемся кончиками пальцев левой руки кончиков пальцев правой руки – 3 раза) Маленькие пальчики. (Пальцы левой и правой рук складываются в «замок» - 2 раза) Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз) Мы закончили считать . (Хлопки руками – 4 раза) Раз, два, три, четыре, пять… (Касаемся кончиками пальцев левой руки, кончиков пальцев правой руки попеременно, начиная с мизинца – 1 раз) Начинаем мы писать . (Хлопки руками – 4 раза) 3. Чистописание. 1. Число, месяц. (слайд) 2. Вид работы. (Переход на слайд – щелчок через 6 секунд звук змеи, через 3 секунды звук жука автоматически.) - Нам нужно посмотреть фрагмент (слайд) и определить какой звук произносится? - Давайте все вместе дружно пошипим и пожужжим. Пошипели? Пожужжали? - Какими буквами на письме обозначаются звуки (ш), (ж)? Запись в тетрадь: ж, ш - Следующий вопрос: можно ли звуки Ш и Ж произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте. (Слайд) -Что, не получается? А какие это звуки, всегда? (Твердые) 4. Развитие учебной мотивации (Слайд). - Сегодня, на уроке русского языка, Муравьишка предлагает отправиться на экскурсию в весенний лес, в гости к … А вот к кому мы с вами узнаем в конце урока. -Что это за плакат висит на дереве?(Слайд ) - Дождем смыло последние слоги в словах. Восстановите предложения. (Запись жи, ши) Постараемся определить тему урока. О чём мы будем говорить на уроке? (слайд ) Прочитать тему и цели. -Что же мы будем делать на уроке? ( Учиться ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ орфограмму в словах, ПРИМЕНЯТЬ правило при написании слов.) 5.Стимулирование реакций учащихся
- Ребята, давайте проверим, правильным ли маршрутом мы идем? А для этого, вам понадобятся карты. Муравьишка их для вас приготовил. (Приложение1 Таблицы со слогами для индивидуальной работы.) На них вы видите различные сочетания букв. Красным карандашом обведите только сочетания ЖИ и ШИ. Первый слог я вам уже обвела. Задание понятно? - Сколько сочетаний ШИ вы обвели? (4) - Сколько сочетаний ЖИ вы обвели? (3) - Все мы идем правильным маршрутом? Физкультурная минутка. В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. (Шаги на месте.) Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по леву шуршит. (Наклоны туловища.) - Ты куда? - К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу. (Наклоны головы.) Шу-шу-шу да ши-ши-ши. Тихо, Шорох, не шурши. (Приседания.) Навостри-ка уши - Тишину послушай. (Потянулись и сели на место)
Гусеницы объели часть листиков. Восстановите слова. каранда.. ма .. на стри.. ё .. к мы.. чи.. лы.. .. повник 6. Обеспечение обратной связи. (Слайд) Жыли мыши, не тужыли, Шышки на зиму сушыли, Из шыповника с малиной Чай варили витаминный. Прочитайте про себя, затем один ребёнок читает вслух. Помогите мышатам исправить ошибки. - Спишите первую часть стихотворения, вставьте нужные буквы. - Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок. (Проверка - слайд). Оцените себя сами по шкале. (Приложение 2) - Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить. (Для каждой строки – щелчок.) В сочетаниях жи — ши Только и всегда пиши! - Вот, ведь, как интересно получается: звуки Ж и Ш всегда твердые, но в буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую нужно просто заучить. 7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений Работа с учебником. Упр.43 В ходе этой работы нужно добиться того, чтоб ребята четко запомнили орфограммы ЖИ, ШИ. 8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей. - Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали? - Звуки Ж и Ш всегда твердые, - Буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмма, которую нужно запомнить. 9. Рефлексия -Вот и закончилось наше путешествие. (Слайд). Ваше впечатление и настроение после этого урока? У домика мышек растет яблоня. -Если урок прошёл отлично и вы остались довольны, сорвите с дерева красное яблоко. -Если – хорошо, но могло быть лучше, - желтое яблоко. -Если совсем напрасно было потрачено время на уроке – зелёное яблоко. Благодарю за урок, всем спасибо. Дополнительный материал.
“Жили-были согласные ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.
Слышит мишка краем уха, Как жужжит над ухом муха. Мишка лапой муху хвать! Мухи слыхом не слыхать! И понять не может мишка, Отчего над ухом … (шишка) (Подчеркнуть орфограмму) Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын … (жираф) Для мамы сегодня внимательный сын Чудесные розы поставил в … (кувшин) Лежебока – рыжий кот Отлежал себе … (живот)
Ё__к и ёр__к — колючи, но всё же Ё__к и ёр__к совсем не похожи: Ёр __к при виде врагов не трево_тся, Ё__к тотчас же пытается съё_ться. Домик мышат Приложение 1
Пиши чисто, красиво и аккуратно Приложение2 Пиши без ошибок Приложение 2 САМОАНАЛИЗ УРОКА Учитель: Скотницкая Ольга Геннадьевна Дата: 23.04.2009 года Класс: 1 «в» Предмет: «Русский язык» Тема: «Произношение и написание слов с сочетаниями жи, ши» Тип урока: урок изучения новых знаний Преподавание русского языка ведется по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. (5 ч в неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы» Была поставлена дидактическая цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала. Цель реализовывалась через следующие аспекты:
Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Это урок освоения новых знаний, десятый урок темы «Звуки и буквы». Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения:
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, парная, которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Следующий этап – повторение раннее изученных тем и постановка учебной задачи, задача этого этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Учащимся предлагается отгадать загадки, решить кроссворд и отгадать ключевое слово, раскрывающее тему и цели данного урока. Для активизации познавательной деятельности имеет большое значение использование игровых моментов, в данном уроке – кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок. Этот этап позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. ( Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями). ) Следующий этап урока – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся отгадывали загадки-слайды, обобщали и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстрации в справочной литературе) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды, с работой по учебнику и в рабочих тетрадях и практическим (). По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась компьютерная программа, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их. Завершающим этапом была подведение итогов, оценка учащимися своих результатов урока. Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о далёком прошлом Земли, познакомились с удивительными животными прошлого – динозаврами, учились рассуждать, логично излагать свои мысли, использовали в речи новые для себя термины. При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся, я использовала метод эмоционального стимулирования. Стихотворения, физкультминутки. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет грамотного использования форм и методов работы. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. Следует отметить, что почти 30 процентов учащихся слабо успевают, и основное внимание уделяла привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. (Сильные учащиеся) Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера). Если использовать мультимедийные технологии на уроках , то интерес детей к учёбе поднимется, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, решится проблема дефицита подвижной наглядности, а значит, качество образования будет повышено. Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения |
Урок русского языка Тема : Проверка написания слов с парными согласными на конце слова Развивать умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное, обосновывать написание проверяемого слова | Урок русского языка. 1 класс. Тема: «Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща.» Формировать у учащихся навык правописания слов с с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Закреплять другие изученные правила | ||
Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» План – конспект урока русского языка в 1 классе умк «Планета знаний» с икт и электронного приложения | Урок русского языка в 7 классе, 1 час Тема: «Различие частицы не и приставки не» Цель: систематизировать знания учеников о частице не и приставке не, развивать орфографические и пунктуационные навыки, учиться различать... | ||
Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | Урок русского языка в первом классе тема: обобщающий урок “прощай азбука” Цель: повторить основные вопросы из пройденного, проверить уровень усвоения пройденного материала, закрепить навыки звуко-буквенного... | ||
Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов... Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала... | Урок русского языка во 2 классе Тема: «Произношение и обозначение... Обучающая: создать условия для углубления знаний о парных согласных, для овладения учащимися практических умений и навыков проверки... | ||
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак» Познакомить с правилом употребления ь,формировать умение соотносить произношение слова и его написания | Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями» | ||
Тема: Написание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу Зун на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать... | Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: «Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу» Оборудование: учителя презентация к уроку, карточки со слогами, карточки с текстом с ошибками для работы в парах, выставка толковых... | ||
Урок русского языка в 3-м классе «Б» по теме «Непроизносимые согласные» Объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, учить проверять написание слов с непроизносимыми согласными, развивать навык... | Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе Задание Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы | ||
Урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание | Урок русского языка в 7 классе Тема: «Слитное и раздельное написание не с причастиями» Восстановите алгоритм рассуждения о слитном и раздельном написании не с причастиями |