Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе





Скачать 231.54 Kb.
НазваниеДидактический материал к уроку русского языка в 7 классе
Дата публикации09.08.2014
Размер231.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе

№1

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

№2

Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

№3

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции - революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

№4

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба - печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

№5

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

№6

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, преда_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

№7

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

№8

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг - нескошенный луг

Крашеное изделие - давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо - незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

№9

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн.

Решения обдуманны (верны) - все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль - движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд - двигать направленно

№10

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

№11

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба -

Засеянное поле -

Священная клятва -

Желанные праздники -

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи -

Сосредоточенные лица -

Испытанные друзья –

№12

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны — рассеянны, сдержаны - сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме:

Активизация познавательной деятельности учащихся средствами ТЗКМ (технологии развития критического мышления)
Задача любого педагога – пробудить интерес к учебной деятельность, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

За время своей педагогической работы мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессам познания, наибольшая же эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми.

К эффективным технологиям развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, ТРИЗ, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.

Я работаю в технологии РКМЧП. Основа технологии – трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.

Особый интерес представляют приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП, некоторые из которых были использованы в представленном уроке:

Технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Тип урока: Анализ информационного текста.

Цель урока:

  1. Создание условий для личностно-ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

  2. Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.

Задачи урока:

  • обучать изложения своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;

  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

  • совершенствовать навык критического осмысления текста;

  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Конспект урока развития речи в 7 классе


I фаза урока: ВЫЗОВ

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Деятельность учителя:

  • Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация учащихся.

  • Мотивация для дальнейшей работы.

Приёмы и методы:

Проблемный вопрос, сформулированная проблема.

Ход урока

Запись темы урока: Тяжело в учении – легко в бою?

  • Слышали ли вы это высказывание раньше?

  • Кому оно принадлежит?

  • Согласны ли вы с высказанной мыслью?

  • О чём мог говорить Суворов?

  • Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

Да Нет


Комментарии
Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова.

II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ). Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

Деятельность учителя:

  • Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

  • Постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Приёмы и методы:

«Шесть шляп мышления»

Ход урока

Вы высказались по данной теме, составили собственное представление о проблеме, теперь предлагаю вам познакомиться со статьёй Г. Смирнова.

Текст

Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости.

Особенно не повезло почему-то Суворову. Со всех сторон несётся: тяжело в учении – легко в бою! Так, мол, говорил Суворов.
Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих товарищей, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! Суворов же говорил другое, а именно: тяжело в учении – легко в походе! В походе, а не в бою! Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
Ещё более нелепо толкование других слов Суворова, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. Репортёры убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все герои, только когда закопают в землю останки последнего русского солдата, только тогда закончится война! Да задумайтесь, что вы говорите! От многих не осталось и клочка плоти, они действительно пропали без вести. Их невозможно похоронить! И что же? Не считать законченной на одну войну в истории? Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов!
Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие последний солдат! И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(по статье Г. Смирнова)

1 шаг: индивидуальное чтение статьи

2 шаг: анализ текста


Текст анализируется по группам. Каждой группе соответствует определённый тип мышления:
красная шляпа: чувства и интуиция
белая шляпа: информация черная шляпа: критика
желтая шляпа:

логический позитив
зеленая шляпа:

креативность
синяя шляпа:

управление процессом

III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ

Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.

Деятельность учителя:

  • Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Приёмы и методы:

Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания

???

Обратите внимание на тему урока. Согласны ли вы с такой формулировкой?

ДА НЕТ

Почему?

Является ли эта тема общей или это частная тема?

Как бы вы сформулировали тему урока?

Какова же идея текста?

А какова цель урока?

Какое новое знание вы обрели на этом уроке?

Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания


Выход на рефлексию и на конечный «продукт», оценивание собственной деятельности и её результата

Домашнее задание «от учащихся»: индивидуальное сочинение-рассуждение – ответ на вопрос, сформулированный в начале урока.





Урок развития речи.

Основная мысль текста.

Технология: РКМЧП

Тип урока: работа с информационным текстом.
Урок русского языка в 6 классе


Фазы

урока

Деятельность учителя

Ход урока

Приёмы

I

фаза
В

Ы

З

О

В


Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельность учащихся. Мотивация для дальнейшей работы.

- Скажите, нравится ли вам учиться?

- Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «учёба» или «обучение»?

- Составьте синквейн по этому слову.

Обучение

Интересное, занимательное

Развивает, совершенствует, докучает

Каждому человеку необходимо учиться

Прогресс

- А знаете ли вы, что учение может быть разным?



Проблемный вопрос

Синквейн

II

фаза


О
С
М
Ы
С
Л
Е
Н
И
Е



Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

Постепенное продвижение от «старого» знания к «новому»

- Вот, что по этому поводу пишет С. Саловейчик.

Фрагмент №1

На свете есть два вида занятий: учение с мучение и учение с увлечением.

  • Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?

  • Какое учение вы бы назвали «учением с мучением»?...а какое – «учением с увлечением»?

Фрагмент №2

Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.

Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!

  • Знакома ли вам такая ситуация?

  • Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением?

Фрагмент №3

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит…. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое… Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.

  • Какие ваши предположения подтвердились?

  • А вы согласны с автором?

- Понравился ли вам текст? Чем?

- Стремится ли автор воздействовать на читателей?

- какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?

- какова задача или цель этого текста?

- каким образом мы можем выразить своё отношение к написанному?


Аналитическое чтение-приём «Чтение с остановками»

III

фаза
Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения «старого» и «нового» знания, написание отзыва о прочитанном

Составьте синквейн по ключевому слову этого текста.

Учение

Мучительное, увлечённое

Развивает, совершенствует, докучает

Учение с увлечением – счастливая жизнь

Закон

- Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении?

Домашнее задание: напишите отзыв о прочитанном тексте

Синквейн

Отзыв


В процессе обучения человек должен учиться мыслить, находить выход из сложных ситуаций, отличать разумное от неразумного, осваивать принципы логического мышления, учиться понимать, что такое факты, и устанавливать связь между общим и частным. Человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Не каждый в состоянии вспомнить все, что он изучал и о чем его спрашивали на экзаменах, но такие навыки, как умение изучать и планировать свою деятельность, не забываются. Именно активные и интерактивные модели обучения позволяют выработать и развить эти жизненно важные умения и навыки.


«Особенности преподавания русского языка в системе личностного ориентированного подхода»

Доклад на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Русский язык – это не просто один из школьных предметов, это не просто умение читать и писать. Это – идеология, мировоззрение, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинного интернационализма.

Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням.

Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании.

Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, письмо, говорения слушания; культуры устной и письменной речи, а следовательно, функциональной грамотности.

Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.

Результатом формирования вышеуказанных компетенций должна стать языковая / филологическая культура, которая характеризуется следующими аспектами речевого поведения носителя языка:

  • Соблюдением культурно-речевых норм;

  • Функциональной грамотностью;

  • Умением общаться в любой ситуации, осознавая коммуникативные задачи;

  • Индивидуальной речевой манерой;

  • Бережным отношением к языку.

Третье тысячелетие в системе российского образования ознаменовалось становлением новой парадигмы – личностно ориентированной, которая истолковывает образование как человекосозидающий процесс, как становление «я», признание субъектности ученика, которая определяет направление его личностного развития.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций, способную к самоопределению м свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Личностно ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.


Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Обучение в сотрудничестве.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

  • Актуализируются полученные опыт и знания;

  • Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;

  • Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.


Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны – во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Интегрированные уроки

Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, мок как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока – дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Метод проектов

Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XXвека. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение ее функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютерных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

В качестве одной из форм обучения, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо теме курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто вложить в каждого обучаемогонекий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка он не просто учится грамотно писать по-русски, что важно для современного человека, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, то есть, он учится жить в обществе.

Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий. Том, кто косноязычен, плохо говорит, может проститься со специальностями, требующими работы с людьми.

Все это заставляет учителя целенаправленно отбирать материал, выбирать такую форму его подачи, такие приемы и виды работ, чтобы постоянно развивать интерес к предмету, подкреплять его на каждом уроке. Уроки родного языка должны стать самыми увлекательными, самыми любимыми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconУрок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание приставок и предлогов»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, разноцветные магниты
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКонспект урока русского языка в 6 классе на тему «БуквыЧиЩв суффиксах чик и -щик»
Материал: учебник, стр. 177-178, карточки с заданиями, дополнительные материалы к уроку
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКультуроведческий аспект преподавания русского языка (Дидактический...
Поэтому необходимость психологического образования вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам,...
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconУрок русского языка. 2 класс. Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, индивидуальные карточки, дидактический материал
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconУроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль»
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,...
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКонспект урока немецкого языка, проведенного в 7 классе по теме
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (картинки); доска и мел; опоры на доске
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКонспект урока немецкого языка в 11 классе по теме «Значение брендов в нашей жизни»
Оснащение: учебник, раздаточный дидактический материал; наглядные пособия (презентация); доска и мел; опоры на доске
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе представлен дидактический материал, который можно использовать на уроках русского языка при прохождении темы: «Склонение...
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconУрок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе...
Дидактический материал: Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник. М.: Академкнига/учебник, 2007, Гольфман Е. Р. Русский язык. Тетрадь...
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconУрок алгебры в 7 классе
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный дидактический материал
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconУроку русского языка Направление «Начальная школа» Система «Развивающее обучение Л. В. Занкова»
Урок проводился во 2 «А» классе моу лицея №11 г. Волгодонска учителем высшей категории Михайловской Ириной Ивановной
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе iconКонспект логопедического занятия в 1 классе
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск