Скачать 77.8 Kb.
|
Культуроведческий аспект преподавания русского языка (Дидактический материал к урокам русского языка) Ильина Светлана Алексеевна Судогодский район моу «Мошокская средняя общеобразовательная школа» учитель русского языка и литературы svetaailyina@yandex.ru Наука о культуре – культурология. Она уходит своими корнями в общественно- историческую и философскую мысль прошлых столетий. В последние десятилетия, по мнению Д.К.Лопаревой, наблюдается расширение сферы культурологического подхода к исследованиям самых различных направлений и в отечественной, и зарубежной науке. С момента становления нашей отечественной культорологии возникла необходимость изучения таких элементов культуры, как языковой, вплоть до обрядов и ритуалов. Поэтому изучение русского языка должно стать проводником в постижении культуры, нравственных ценностей своего народа, основным каналом освоения современной культуры, путем в будущую цивилизацию. Необходим такой отбор языкового материала, чтобы каждый носитель языка мог оценить его роль в своей жизни, мог осознать органическую связь с языком, на котором говорит. Каковы же спектры познания? 1. С помощью родного языка я понимаю других, общаюсь, познаю посредством книг мир. 2.Через язык я постигаю мировоззрение, самобытный характер, нравственные ценности русского народа – создателя русского языка. 3. Овладевая нормами языка (грамматическими, произносительными, правописными, этикетными и т.д.) я могу добиться взаимопонимания при общении. 4. Изучая язык, я имею возможность овладевать достижениями современной культуры, узнавать истоки ее становления, участвовать в ее развитии. 5. Погружаясь в язык, открываю его тайны, богатство и выразительность языковых средств, овладеваю ими. 6. Уважаю, ценю язык своего народа, стараюсь сохранять и приумножать его богатства. Фрагменты уроков. Задания. Тема: Общие сведения о языке. Роль языка в обществе. 10 класс. Задача: проникнуться чувством восхищения языком; понять значимость языка в жизни человека. Подобрать и записать высказывания о русском языке. Например:
-1-
В нем слышится его природа, Его душа и быт родной. (П.А.Вяземский)
Какая мысль объединяет эти высказывания? Какие качества русского языка отмечены писателями? Тема: Лексика. Фразеологизмы. Анализ языковой культуры без учета таких средств языка, как фразеологические единицы, будет неполным. Ведь функционирование фразеологизмов в тот или иной исторический период отражает культурную ситуацию рассматриваемого времени. Фразеологические единицы являются одним из самых выразительных средств языка, поэтому образность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность лежат в основе функционирования фразеологических оборотов. Фразеология – это величайшая сокровищница и ценность языка. В ней, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт трудовой и духовной деятельности народа, его нравственные ценности, религиозные воззрения и верования. Фразеология отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа, она самым непосредственным образом связана с культурой речи. Фразеология – настоящий источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы. В ней заключены и современные языковые формы, и реликты древнейших эпох – слова, формы, конструкции. Поэтому для людей, интересующихся историей и культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Фрагменты урока. Задачи: понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о различных свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи, а в ряде случаев узнать о происхождении фразеологического оборота. I - Приведем примеры фразеологизмов, которые служат для обозначения предмета и явления. (больное место, точка зрения и т.д.) - Какие из фразеологизмов могут обозначать действия и состояния? (болеть душой, ломать голову, бежать напролом и т.д.) -2- - А какие из устойчивых сочетаний слов характеризуют свойства, качества, признаки людей и явлений? (не робкого десятка, ни рыба ни мясо, ни то ни се и т.д.) - Есть ли фразеологизмы, обозначающие признаки действия? ( во весь дух, сломя голову, спустя рукава, засучив рукава и т.д.) - Как вы думаете, можно ли с помощью фразеологизма выразить свое отношение к высказываемой мысли? (должно быть, может быть, таким образом и т.д.) II Фразеологический состав русского языка богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. В русской речи существуют фразеологизмы, являющиеся единственным обозначением каких либо предметов, явлений, действий. Например: день открытых дверей, вести себя и т.д. К данной группе фразеологизмов также можно отнести различные формулы речевого этикета: будьте добры, доброе утро, спокойной ночи, доброго здравия. Представляют интерес образные меткие фразеологизмы типа: сломя голову; тише воды, ниже травы; яблоку негде упасть. Они имеют эмоциональную окраску, придают речи непринужденный разговорный характер. Фразеологизм типа : за тридевять земель; заварить кашу; расхлебывать кашу; семь пятниц на неделе – несут в себе этническую информацию и знакомят нас с историческим прошлым. Наибольший интерес при изучении фразеологизмов вызывает вопрос их происхождения. Заранее подготовленные ученики выступают с ответами на следующие вопросы: Вопрос: какие факты русской истории лежат в основе некоторых фразеологизмов? Ответ: В основе некоторых фразеологизмов содержатся имевшие место факты русской истории. Например, отложить дело в долгий ящик означало отложить исполнение чего – либо на долгое время. Предполагают, что в основе данного фразеологизма лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича (17 век) в селе Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но из-за волокиты они долго не рассматривались. Вопрос: Что вам известно об истории возникновения фразеологизма расхлебывать кашу? Ответ: Фразеологизм расхлебывать кашу – распутывать сложное или неприятное дело является частью единого выражения: «Сам заварил кашу – сам ее и расхлебывай!» В старину жидкая каша была первым блюдом и ее хлебали, то есть ели как суп. Вопрос: Как появился фразеологизм кричать во всю ивановскую? Ответ: Он возник на основе громкого чтения царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле. Вопрос: Какова история возникновения оборота сесть в лужу? Ответ: Данный оборот – сесть в лужу, т.е. оказаться в неловко, глупом положении, этимологически связан с русскими игрищами – боями, драками, в которых один из соперников мог быть повержен на землю, в грязь, в лужу. -3- Виды творческих заданий: 1.Определить, какие из данных фразеологизмов обозначают положительные качества, а какие – отрицательные? Семи пядей во лбу; Фома неверный; семь пятниц на неделе; голова на плечах; ни то ни се; легок на подъем; правая рука; мелко плавать; пройти огонь и воду; родиться в сорочке. 2.Опишите состояние человека, используя следующие фразеологизмы: болеть душой; валиться с ног; висеть на волоске; голова идет кругом; дух захватывает; душа болит; ждать у моря погоды; кошки скребут на сердце; на седьмом небе; не в своей тарелке; не сомкнув глаз; опустить руки; почивать на лаврах. 3. Составьте предложения со следующими фразеологическими оборотами, обозначающими выражение чувств, эмоций: Бог мой! Бог с тобой! Вот еще! Вот оно что! Вот тебе на! Вот это да! Давно бы так! Не тут- то было; ничего подобного; пора и честь знать; что за вопрос; что поделаешь; шутка сказать. 4. Напишите сочинение - миниатюру, включив в него фразеологизмы, являющиеся синонимами к данным ниже сочетаниям: Бить баклуши – валять дурака; Бок о бок – плечом к плечу; Была не была – будь что будет; В одно мгновение – в два счета; Во весь дух – на всех парусах; Водить за нос – обвести вокруг пальца; И был таков – и след простыл. 5. Напишите сочинение – миниатюру, включив в нее фразеологизмы, являющиеся антонимами к данным ниже сочетаниям: Брать себя в руки - выходить из себя; В двух шагах - на краю села; В лучшем случае – на худой конец; Воспрянуть духом – пасть духом; Звезд с неба не хватает – семи пядей во лбу; Капля в море – хоть пруд пруди; Не покладая рук – сложа руки; С легким сердцем – с тяжелым сердцем. 6. Задание – импровизация: приведите примеры фразеологизмов, появившихся в наши дни и отразивших современные предметы, явления, действия, признаки состояния. (Примеры учащихся) Крутить баранку; печатать деньги; грызть науку; гвоздь программы; отрываться по полной программе; пиарить звезду; светская тусовка; одеться от кутюр; железная леди; быть крутым; дружить домами; еще не вечер; детям – мороженое; ты жива еще, моя старушка; дорогого стоит; разогревать публику; зажигать на вечеринке; ужин при свечах; крутые разборки; ало не покажется; семейная реликвия; трудный подросток; -4- знать героя в лицо; за себя и за того парня; джентельмен удачи; к черту на рога; богатые тоже плачут; объяснить популярно; желтая пресса. Вывод: фразеология представляет собой богатый материал для исследований в области культорологии. Культорологический аспект в изучении русского языка дает возможность изучить исторические условия возникновения фразеологизмов, языковые законы и предметы духовной культуры русского народа различных временных отрезков. Тема: Имя прилагательное. 5 класс. Фрагмент урока. Учитель: перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана «Март». Март… Уже не зима, но и весна еще не утвердилась. Природа еще только пробуждается. Задумывались ли, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Именно запахом! Взгляните на репродукцию картины Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух. Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами. - Рассмотрите репродукцию картины и введите в предложенный текст имена прилагательные. (Текст написан на доске или предложен каждому ученику в распечатанном виде.) Вот и закончилась … зима. Март! ... солнышко согрело … березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату. Список использованной литературы. 1. Б.П. Жуков, В.Т.Шкляров, М.И. Сидоренко. «Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка» . АСТ ,2005 год. 2. Большой фразеологический словарь русского языка. АСТ – Пресс Книга,2006 год. 3.Л.Я.Желтовская, научный руководитель Купалова А.Ю. Учебник «Слово», 2009 год. 4.Д.К. Лопарева «Культорологический аспект изучения фразеологических единиц» . www. edu – zone. Net 5. Материалы сети интернет |
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе: «Притяжательные местоимения» Учитель русского языка и литературы моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа» Гранатова Н. В | Урок русского языка в 9 классе. Фисивная Любовь Павловна, учитель... Петербург, Киев, 3 Юность, Старость. Заснуть Умереть Родиться Лев, 9 японцы | ||
Проекта Сомова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы, мбоу «Энтузиастская оош», Юрьев-Польский район, Владимирская область,... | Методические рекомендации «Использование в методике преподавания... Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, д. 19, тел. (8-813-61) 99 – 385 | ||
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и... Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа... | Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя... Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель... Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани | ||
М. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу... | Урока русского языка. Тема: «Однородные члены предложения» Номинация... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «кемеш – кульская средняя общеобразовательная школа» | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Никитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы... «икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов» | ||
Терехина Ирина Алексеевна учитель русского языка и литературы моу... Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность | Блог как образовательное пространство Филатова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы (svetlanafilatova7@gmail com) | ||
Доклад использование современных образовательных технологий на уроках... Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской... | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 |