Блог как образовательное пространство





Скачать 61.57 Kb.
НазваниеБлог как образовательное пространство
Дата публикации29.06.2014
Размер61.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы


Блог как образовательное пространство

учебно-исследовательской деятельности учащихся

Филатова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы (svetlanafilatova7@gmail.com)

Вторая Санкт-Петербургская Гимназия

Аннотация. В традициях Второй Санкт-Петербургской гимназии – проектная и исследовательская деятельность учеников. В старших классах эта деятельность становится обязательным условием освоения образовательной программы. Особенности образовательной среды гимназии и особенности профильного обучения в 9-м лингвистическом классе стали основой для успешной реализации проекта «Повторяем лексику», целью которого было стимулирование интереса к исследовательской деятельности, освоение исследовательских технологий; формирование представлений о языке как о динамической, развивающейся системе; приобретение опыта самостоятельной познавательной деятельности. Для организации локально-исследовательской деятельности старшеклассников было осуществлено моделирование и освоение профессионального web-пространства, использование пространства Сети как образовательного. Данная статья знакомит с возможностями использования инновационных технологий на различных этапах реализации проекта.

Создание мотивации, формирование интереса к проблематике. В курсе русского языка 9 класса серьезное место занимают уроки повторения, в том числе и по лексике. В связи с этим возникла идея организовать повторение лексики «на практике» – в ходе наблюдения над речью окружающих и собственной. Необходимость на практике решать задачи по формированию важнейших компетенций – исследовательской, информационно-коммуникативной – также стала стимулом для реализации проекта. Были поставлены мотивационные задачи - вовлечение детей в проблематику будущего исследования, пробуждением интереса и личностного отношения; технологические задачи – освоение самого процесса исследования со всеми его составляющими; коммуникативные задачи - формирование навыка взаимодействия с одноклассниками в процессе исследования.

Создание условий для успешной работы учеников. Площадкой для взаимодействия участников исследования стал блог «Повторяем лексику», созданный на платформе Blogger (http://svetlana12.blogspot.ru/). Блог – это привычный для моих учеников инструмент социализации результатов деятельности, общения и взаимодействия. Структура и особенности блога словно специально созданы для подобного рода деятельности: технологическая простота размещения разных материалов – как текстовых, так и визуальных, возможности взаимного комментирования и корректирования. В блоге предусмотрена возможность четкого структурирования всех записей по темам через создание ярлыков (разделов) для отражения отельных аспектов деятельности. Работа в блоге позволяет решать задачу «дисциплинарного» свойства. Все этапы работы фиксировались и обсуждались в блоге, чтобы обеспечить и контроль, и возможности корректировки. В ходе работы были определены четкие временные рамки для публикации тех или иных материалов (выбор темы, теоретические материалы, описание исследования и его результаты, выводы). Таким образом, представлению целой работы предшествовала публикация ее отдельных фрагментов, которые дорабатывались в ходе публичного обсуждения. Второе условие успешной работы было связано с выработкой четкого алгоритма исследовательской деятельности. В блоге была размещена инструкция, которая призвана была помочь ученикам в организации работы. Инструкция обсуждалась и уточнялась в беседе на уроке и на консультациях. Разъяснений требовали такие понятия, как «гипотеза», «сфера использования лексики», «речевые ситуации». Но самым сложным для многих оказался выбор темы, и ее четкая, «рабочая», инструментальная формулировка стала третьим условием успешности работы. Тему нужно было опубликовать в блоге. Выбор детей был полностью самостоятельным, корректировались только формулировки. Комментарии по поводу тем исследования публиковались в блоге и исходили не только от учителя, но и от одноклассников, и от других педагогов – читателей блога, заинтересовавшихся тематикой проекта. Такие «чужие» комментарии – наряду с привычными учительскими советами – повышали значимость работы в глазах начинающих исследователей.

Создание теоретической основы исследования. На этом этапе ученики осуществляли информационный поиск в книжных источниках (учебники, словари, энциклопедии и пр.) и в Интернете теоретический материал для исследования. Кроме того, в блоге были опубликованы некоторые теоретические материалы и ссылки на серьезные, но при этом доступные девятиклассникам источники информации. Среди опубликованных материалов – методические разработки учителя, творческие работы учеников других классов. Мы не претендовали на высокую лингвистическую теорию, но четкого понимания исследуемого явления, его осмысления добивались. Все работы начинаются с краткого изложения теории вопроса. Как и в ситуации с темами, теоретический материал выкладывался учениками в блог, комментировался учителем и одноклассниками, благодаря чему уточнялись формулировки, из широкого массива теоретических сведений отбиралось то необходимое содержание, которое предполагалось отразить в практической части исследования. На этом этапе начинала формироваться логическая структура работы. У некоторых учеников получилось сформулировать интересные гипотезы, хотя для многих этот этап работы был очень непростым. Поэтому особую значимость имела публичность работы: удачи одних становились примером для других, шла работа «по образцу». Таким образом, можно сказать, что дети учились друг у друга, перенимая успешный опыт одноклассников.

Подготовка практической части. Каждая из работ содержит небольшое исследование, спланированное и проведенное учениками самостоятельно. В ходе таких исследований велись наблюдения над речью окружающих – сверстников, младших школьников, родителей, учителей. Материалом для некоторых наблюдений стали речь дикторов радио и ТВ, а также статьи периодических печатных изданий и Интернет-источников. В основном практическая часть представляла собой опросники, анкеты или задания, в ходе которых респонденты могли продемонстрировать свои речевые особенности, связанные с использованием определенных лексических единиц.

Формирование целостного текста работы, его публикация и обсуждение. Девятиклассники над своими исследованиями работали по-разному – и индивидуально, и в малых группах – до трех человек. У каждого ученика или группы по итогам предшествовавшей работы сложились отредактированные фрагменты, которые нужно было соединить в общий текст исследования, устанавливая связи и логические переходы между частями. Полнотекстовые работы публиковались в блоге.

Итоговая конференция. Проектная деятельность решала не только задачи, связанные с формированием информационных и исследовательских компетенций, но и с освоением навыков яркой, выразительной, грамотной речи, с презентацией результатов своей деятельности. Перед учениками стояли серьезные задачи по наглядному сопровождению выступлений, по отбору основного и наиболее выразительного материала исследования, который можно ярко представить слушателям (среди них были и одноклассники, и родители, и педагоги). В ходе урока-конференции в основном оценивались следующие показатели: яркость, выразительность речи, корректный отбор и представление материалов для выступления, обеспечение выступления удачной наглядностью. По итогам конференции в блоге были опубликованы отзывы детей о выступлениях одноклассников, что является своеобразной рефлексией.

Некоторые итоги проекта «Изучаем лексику». Чему научились девятиклассники: освоили некоторые умения, лежащие в основе исследовательской компетентности: корректно формулировать тему исследования; подбирать теоретический материал в соответствии с тематикой работы (информационный поиск); выстраивать гипотезу (не все, но многие); планировать практическую часть исследования, создавать опросные листы, анкеты, придумывать диагностические задания – и все это в соответствии с выбранной темой; делать выводы на основании набранного практического материала; создавать целостный, композиционно выстроенный, логически связный текст. В процессе такой работы формируется коммуникативная компетентность: умение корректно обсуждать с одноклассниками и старшими результаты своей деятельности, вести диалог; отбирать материал, который выигрышно и полно показывает результаты исследования; подбирать выразительный иллюстративный материал для выступления; представлять результаты своей деятельности в яркой, интересной форме; выступать публично перед разными аудиториями – детской, взрослой, смешанной.

Но главным являются мотивационные результаты, личностные результаты обучения: мои ученики почувствовали вкус к исследовательской деятельности, которая дала им возможность выразить себя, утвердиться во вновь сформированном классном коллективе, убедиться в том, что профиль обучения выбран верно, что язык как явление интересует их, что об этом можно интересно говорить и писать. Будущие лингвисты и филологи приобрели опыт наблюдения и внимательного отношения к языку и речи, а это во многом залог их будущих успехов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Блог как образовательное пространство iconТема: Как поставить счетчик в блог
У вас есть блог, Вам хотелось бы узнать как часто и сколько раз к Вам заходят в гости
Блог как образовательное пространство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Блог создается для чтения. Вы уже, начинаете размещать информацию в блог. Ваши сообщения посетители могут комментировать
Блог как образовательное пространство iconГ. Якутска
Музей- лаборатория как дополнительное образовательное пространство саморазвития личности в условиях моу «Хатасская средняя школа...
Блог как образовательное пространство iconПрограмма развития гимназии на 2013-2018гг. «Единое образовательное...
Предлагаемый документ следует рассматривать как обоснование основных идей развития образовательного учреждения гимназия «Эврика»...
Блог как образовательное пространство iconОчень часто перед дизайнером ставят следующие задачи
Для тех, кто первый раз сталкивается с вопросом, как поместить фотоизображение в рабочее пространство Coreldraw!!! Я бы должен написать...
Блог как образовательное пространство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенно актуальным становится материал по всеобщей истории в современной российской школе, так как усиливаются тенденции ее интеграции...
Блог как образовательное пространство iconКак добавить календарь в свой блог
Идем по инструкции. Пишем название (например, «1»). Открываем доступ (иначе только Вы сможете видеть события календаря). Завершаем...
Блог как образовательное пространство iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Блог как образовательное пространство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн
Охватывают некоторое пространство. Совершенно иное строение стакана: у него есть свое почти замкнутое внутреннее пространство, сообщающееся...
Блог как образовательное пространство iconПроцесс вхождения российского образования в мировое образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Блог как образовательное пространство iconБюджетное образовательное учреждение города Омска Гимназия №26
Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web  www)...
Блог как образовательное пространство icon«Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной...
В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в...
Блог как образовательное пространство iconОбразовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника
Пособная личность это не только запас знаний умений и навыков, но и готовность активно взаимодействовать с людьми и демонстрировать...
Блог как образовательное пространство iconСеминар «русское культурное пространство»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Блог как образовательное пространство iconО. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
Блог как образовательное пространство iconИнтегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе
Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск