Скачать 61.57 Kb.
|
Блог как образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности учащихся Филатова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы (svetlanafilatova7@gmail.com) Вторая Санкт-Петербургская Гимназия Аннотация. В традициях Второй Санкт-Петербургской гимназии – проектная и исследовательская деятельность учеников. В старших классах эта деятельность становится обязательным условием освоения образовательной программы. Особенности образовательной среды гимназии и особенности профильного обучения в 9-м лингвистическом классе стали основой для успешной реализации проекта «Повторяем лексику», целью которого было стимулирование интереса к исследовательской деятельности, освоение исследовательских технологий; формирование представлений о языке как о динамической, развивающейся системе; приобретение опыта самостоятельной познавательной деятельности. Для организации локально-исследовательской деятельности старшеклассников было осуществлено моделирование и освоение профессионального web-пространства, использование пространства Сети как образовательного. Данная статья знакомит с возможностями использования инновационных технологий на различных этапах реализации проекта. Создание мотивации, формирование интереса к проблематике. В курсе русского языка 9 класса серьезное место занимают уроки повторения, в том числе и по лексике. В связи с этим возникла идея организовать повторение лексики «на практике» – в ходе наблюдения над речью окружающих и собственной. Необходимость на практике решать задачи по формированию важнейших компетенций – исследовательской, информационно-коммуникативной – также стала стимулом для реализации проекта. Были поставлены мотивационные задачи - вовлечение детей в проблематику будущего исследования, пробуждением интереса и личностного отношения; технологические задачи – освоение самого процесса исследования со всеми его составляющими; коммуникативные задачи - формирование навыка взаимодействия с одноклассниками в процессе исследования. Создание условий для успешной работы учеников. Площадкой для взаимодействия участников исследования стал блог «Повторяем лексику», созданный на платформе Blogger (http://svetlana12.blogspot.ru/). Блог – это привычный для моих учеников инструмент социализации результатов деятельности, общения и взаимодействия. Структура и особенности блога словно специально созданы для подобного рода деятельности: технологическая простота размещения разных материалов – как текстовых, так и визуальных, возможности взаимного комментирования и корректирования. В блоге предусмотрена возможность четкого структурирования всех записей по темам через создание ярлыков (разделов) для отражения отельных аспектов деятельности. Работа в блоге позволяет решать задачу «дисциплинарного» свойства. Все этапы работы фиксировались и обсуждались в блоге, чтобы обеспечить и контроль, и возможности корректировки. В ходе работы были определены четкие временные рамки для публикации тех или иных материалов (выбор темы, теоретические материалы, описание исследования и его результаты, выводы). Таким образом, представлению целой работы предшествовала публикация ее отдельных фрагментов, которые дорабатывались в ходе публичного обсуждения. Второе условие успешной работы было связано с выработкой четкого алгоритма исследовательской деятельности. В блоге была размещена инструкция, которая призвана была помочь ученикам в организации работы. Инструкция обсуждалась и уточнялась в беседе на уроке и на консультациях. Разъяснений требовали такие понятия, как «гипотеза», «сфера использования лексики», «речевые ситуации». Но самым сложным для многих оказался выбор темы, и ее четкая, «рабочая», инструментальная формулировка стала третьим условием успешности работы. Тему нужно было опубликовать в блоге. Выбор детей был полностью самостоятельным, корректировались только формулировки. Комментарии по поводу тем исследования публиковались в блоге и исходили не только от учителя, но и от одноклассников, и от других педагогов – читателей блога, заинтересовавшихся тематикой проекта. Такие «чужие» комментарии – наряду с привычными учительскими советами – повышали значимость работы в глазах начинающих исследователей. Создание теоретической основы исследования. На этом этапе ученики осуществляли информационный поиск в книжных источниках (учебники, словари, энциклопедии и пр.) и в Интернете теоретический материал для исследования. Кроме того, в блоге были опубликованы некоторые теоретические материалы и ссылки на серьезные, но при этом доступные девятиклассникам источники информации. Среди опубликованных материалов – методические разработки учителя, творческие работы учеников других классов. Мы не претендовали на высокую лингвистическую теорию, но четкого понимания исследуемого явления, его осмысления добивались. Все работы начинаются с краткого изложения теории вопроса. Как и в ситуации с темами, теоретический материал выкладывался учениками в блог, комментировался учителем и одноклассниками, благодаря чему уточнялись формулировки, из широкого массива теоретических сведений отбиралось то необходимое содержание, которое предполагалось отразить в практической части исследования. На этом этапе начинала формироваться логическая структура работы. У некоторых учеников получилось сформулировать интересные гипотезы, хотя для многих этот этап работы был очень непростым. Поэтому особую значимость имела публичность работы: удачи одних становились примером для других, шла работа «по образцу». Таким образом, можно сказать, что дети учились друг у друга, перенимая успешный опыт одноклассников. Подготовка практической части. Каждая из работ содержит небольшое исследование, спланированное и проведенное учениками самостоятельно. В ходе таких исследований велись наблюдения над речью окружающих – сверстников, младших школьников, родителей, учителей. Материалом для некоторых наблюдений стали речь дикторов радио и ТВ, а также статьи периодических печатных изданий и Интернет-источников. В основном практическая часть представляла собой опросники, анкеты или задания, в ходе которых респонденты могли продемонстрировать свои речевые особенности, связанные с использованием определенных лексических единиц. Формирование целостного текста работы, его публикация и обсуждение. Девятиклассники над своими исследованиями работали по-разному – и индивидуально, и в малых группах – до трех человек. У каждого ученика или группы по итогам предшествовавшей работы сложились отредактированные фрагменты, которые нужно было соединить в общий текст исследования, устанавливая связи и логические переходы между частями. Полнотекстовые работы публиковались в блоге. Итоговая конференция. Проектная деятельность решала не только задачи, связанные с формированием информационных и исследовательских компетенций, но и с освоением навыков яркой, выразительной, грамотной речи, с презентацией результатов своей деятельности. Перед учениками стояли серьезные задачи по наглядному сопровождению выступлений, по отбору основного и наиболее выразительного материала исследования, который можно ярко представить слушателям (среди них были и одноклассники, и родители, и педагоги). В ходе урока-конференции в основном оценивались следующие показатели: яркость, выразительность речи, корректный отбор и представление материалов для выступления, обеспечение выступления удачной наглядностью. По итогам конференции в блоге были опубликованы отзывы детей о выступлениях одноклассников, что является своеобразной рефлексией. Некоторые итоги проекта «Изучаем лексику». Чему научились девятиклассники: освоили некоторые умения, лежащие в основе исследовательской компетентности: корректно формулировать тему исследования; подбирать теоретический материал в соответствии с тематикой работы (информационный поиск); выстраивать гипотезу (не все, но многие); планировать практическую часть исследования, создавать опросные листы, анкеты, придумывать диагностические задания – и все это в соответствии с выбранной темой; делать выводы на основании набранного практического материала; создавать целостный, композиционно выстроенный, логически связный текст. В процессе такой работы формируется коммуникативная компетентность: умение корректно обсуждать с одноклассниками и старшими результаты своей деятельности, вести диалог; отбирать материал, который выигрышно и полно показывает результаты исследования; подбирать выразительный иллюстративный материал для выступления; представлять результаты своей деятельности в яркой, интересной форме; выступать публично перед разными аудиториями – детской, взрослой, смешанной. Но главным являются мотивационные результаты, личностные результаты обучения: мои ученики почувствовали вкус к исследовательской деятельности, которая дала им возможность выразить себя, утвердиться во вновь сформированном классном коллективе, убедиться в том, что профиль обучения выбран верно, что язык как явление интересует их, что об этом можно интересно говорить и писать. Будущие лингвисты и филологи приобрели опыт наблюдения и внимательного отношения к языку и речи, а это во многом залог их будущих успехов. |
Тема: Как поставить счетчик в блог У вас есть блог, Вам хотелось бы узнать как часто и сколько раз к Вам заходят в гости | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Блог создается для чтения. Вы уже, начинаете размещать информацию в блог. Ваши сообщения посетители могут комментировать | ||
Г. Якутска Музей- лаборатория как дополнительное образовательное пространство саморазвития личности в условиях моу «Хатасская средняя школа... | Программа развития гимназии на 2013-2018гг. «Единое образовательное... Предлагаемый документ следует рассматривать как обоснование основных идей развития образовательного учреждения гимназия «Эврика»... | ||
Очень часто перед дизайнером ставят следующие задачи Для тех, кто первый раз сталкивается с вопросом, как поместить фотоизображение в рабочее пространство Coreldraw!!! Я бы должен написать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенно актуальным становится материал по всеобщей истории в современной российской школе, так как усиливаются тенденции ее интеграции... | ||
Как добавить календарь в свой блог Идем по инструкции. Пишем название (например, «1»). Открываем доступ (иначе только Вы сможете видеть события календаря). Завершаем... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн Охватывают некоторое пространство. Совершенно иное строение стакана: у него есть свое почти замкнутое внутреннее пространство, сообщающееся... | Процесс вхождения российского образования в мировое образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Бюджетное образовательное учреждение города Омска Гимназия №26 Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web www)... | «Образовательное пространство школы как ресурс формирования социальной... В детской школе гбоу цо №1602 в 2012 2013 учебном году функционировало 11 классов начальной школы. Число учащихся, обучающихся в... | ||
Образовательное пространство урока психологии как основа психологической культуры школьника Пособная личность это не только запас знаний умений и навыков, но и готовность активно взаимодействовать с людьми и демонстрировать... | Семинар «русское культурное пространство» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
О. В. Дергунов культурное пространство спорта о. В. Дергунов культурное пространство спорта Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | Интегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития... |