Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа»





Скачать 69.98 Kb.
НазваниеУрок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа»
Дата публикации22.06.2014
Размер69.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная средняя школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

Урок русского языка

Тема: «Проверка сомнительных написаний»

по программе «Перспективная начальная школа»
2 класс

Урок с использованием технологии

проблемного обучения

Учитель: Баранова Е. А.

Тема урока:

«Проверка сомнительных написаний с использованием происхождения слов»

Обучающая цель урока:

учить проверять сомнительные написания в словах, используя их происхождение;

прививать навыки работы со словарём «Происхождение слов»;

формировать навыки правописания слов с непроизносимыми согласными.

Развивающая цель: развивать речь, мышление, память, внимание

Воспитательная цель: воспитывать самостоятельность, организованность

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала

Форма: решение проблемных задач

Возраст учащихся: 2 класс

Дидактический материал: Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник. М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007, Гольфман Е. Р. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ/Под редакцией Н. А. Чураковой

Наглядные пособия: таблица со словами: счастье, участие;

карточки «Слова-подсказки»;

письмо в конверте

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент

2. Мотивация деятельности

3. Актуализация знаний

4. Деятельность учащихся по теме урока

5. Физкультминутка

6. Деятельность учащихся по теме урока

7. Рефлексия

8. Домашнее задание

Методы и формы работы:

Приветствие

Слово учителя

Словарная работа

Работа со словом

Решение проблемной задачи

Релаксация

Работа с учебником

Работа в тетради

Самостоятельная работа по решению проблемных заданий

с взаимопроверкой


9. Итог урока

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация деятельности. Слово учителя

Встали красиво. Кто хочет учиться?

Скажем волшебные слова!

Я хочу учиться»

Я могу учиться!

Я буду учиться!

У вас всё получится, если вы будете на уроке внимательны. Желаю удачи.

3. Актуализация знаний. Словарная работа

На доске запись:

Зима, зимний, снежный, зимовка, зимушка, зимовать.

1) Беседа по вопросам:

- Ребята, что вы можете сказать о данной записи на доске? (родственные слова, кроме одного)

- Докажите свою точку зрения.

- Вспомним правило «Что такое родственные слова»

2) Работа с родственными словами

- Проверим, как мы это правило усвоили? Выпишите лишнее слово в тетрадь и запишите к нему родственные слова.

3) Игра «Кто больше?»

(Запись слов на доске. 2 ученика: Кто для Миши? Кто для Маши?)

4) Работа с «гнездом» родственных слов

снег

снежок

снежный

снеговик

снежинка

подснежник

- Докажите, что это родственные слова.

- Выделите корень слова. Поставьте ударение. Назовите орфограммы?

- Какое из данных слов в этой семье является главным? Это старое слово или современное?


5)

- Слово снег люди давно придумали, а мы до сих пор придумываем к нему родственные слова. Совсем недавно встретила в книге слово – снежище!

- Что обозначает слово снег?

(Осадки, твердая вода, состоящая из снежинок)

- Вспомним из «Хрестоматии по литературному чтению» хокку Кикаку:

Падает первый снег.

Я б насыпал его на поднос.

Всё глядел да глядел.

- Каким может быть снег? (первым, пушистым, белым)

- Может ли снег меняться?

(Да. В зависимости от состояния погоды, времени суток, места: розовый, желтый, сиреневый, белый)

- От каких слов образовались названия признаков предметов?

(роза – розовый…)

- А как мы можем узнать происхождение слов? (из словарей)

4. Деятельность учащихся по теме урока

1) Работа со словарём

- Попробуем узнать происхождение слов «голубой», «сиреневый».

- Найдите слова в словаре «Происхождение слов» на стр. 155.

- Прочитайте объяснение. Голубой – голубь…, сиреневый – синий…

- Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение.

- Скажите, в чём нам может помочь знание происхождения слов?

(в правильном написании родственных слов)

Как может происхождение слов помочь в написании слов – это проблема нашего урока. Проблема важная, нужно собрать всё ваше внимание и терпение, чтобы понять её и научиться решать.
2) Решение проблемной задачи

Сейчас нам предстоит доказать, что слова «участие» и «счастье» родственные слова.

Участие + счастье = родственные слова

- Исходя из правила о родственных словах, выделите общую часть родственных слов.

(Часть)

- Что такое часть? (Доля)

- Что получим из данных слов с таким значением корня?

(Получается: у + доля = быть у доли; с + доля = (быть с долей)

- Можно ли сказать, что в этих словах есть что-то общее? (да)

3) Работа с письмом Анишит

Чтобы нас не оставлять наедине с нашей проблемой Анишит Йокоповна прислала письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Мне было очень приятно получить ваши письма и рисунки. Поздравляю тех ребят, которые стали членами нашего клуба «Ключ и заря». Именно им я сегодня доверю раскрыть тайну родственных слов участие и счастье.

С уважением и любовью к вам Анишит Йокоповна, Асырк, Торк.

- Что ж, ребята, я выполняю просьбу Анишит Йокоповны и передаю её послание Трусовой Оле, одной из активных членов клуба «Ключ и заря».

Чтение письма:

«Давным-давно слова участие и счастье были родственниками и означали почти одно и то же.

1) участник – это счастливый, с точки зрения наших предков; участвовать означало иметь свою долю, свою часть общего (имущества, наследства, пирога и т.д.)

2) счастье – это то же самое – быть с частью чего-то, то есть быть счастливым.

- Спасибо, Оля.

- Ребята, давайте сравним наше исследование данных слов с информацией, которую мы получили от Анишит Йокоповны.

- Видите, если мы вместе будем участвовать в решении проблем, встающих пред нами, мы будем счастливыми людьми, потому что найдём верные ответы.

Итак, обратим внимание на карточки, которые появились на доске:

участник счастье счастливый несчастный
- Внимательно прочитайте слова с доски, которые прислала вам волшебница.

- Прочитайте о них в словаре «Происхождение слов» стр. 155

- Какая орфограмма встречается во всех словах? (ча)

4) Работа над соединением букв на письме. Минутка чистописания

- Приступая к важному этапу – запоминанию этих слов, мы должны повторить одно интересное соединение букв, где вы часто допускаете неточности.

СЧ – 1) учитель показывает соединение букв на письме

2) анализ написания

3) письмо 1 строки самостоятельно

4) проверка написания: поставьте под самым удачным, на ваш взгляд, соединением точку

5. Физкультминутка. Релаксация

6. Продолжение деятельности учащихся по теме урока

1) Работа в тетради

- Запишите слова в тетрадь: счастье, участие.

- Как они произносятся? (по-разному)

- Как пишутся? (похоже)

- Когда вы чувствуете счастье? (испытывая радость от чего-то: игрушка, добро, тепло...)

- Когда вы чувствуете на себе чьё-то участие? (испытывая заботу, радость…)

Да. Сегодня эти слова разошлись в своих прежних значениях и не являются родственниками. Но вспоминать о их родстве нам необходимо, чтобы правильно писать.

- Ещё раз прочитайте внимательно слова, которые на доске. Что общего в этих словах? (ЧАСТЬ). Это вам подсказка, так как далее мы работаем с учебником на стр. 111

2) Работа с упражнением

Выполнить упр. 58 стр. 111

- Прочитать задание.

- Прочитать текст (хором).

- Что вам поможет выполнить упражнение?

- Кто сможет выполнить?

- Будьте внимательны, там есть слово «ловушка»

3) Рефлексия

Когда будете выполнять упражнение, ставьте знак (X) на полях: если вверху, значит знаю, могу помочь; если в середине листа: знаю; если в нижней части листа: не понял.

- Можно посоветоваться с соседом. А у меня как всегда есть подсказка в коробочке (помогаю тем, у кого знак (X) внизу).

4) Самостоятельная работа с взаимопроверкой (каждый побудет учителем, проверяя работы)

(индивидуальная помощь)

7. Итог урока

- Что вы узнали?

- Что запомнили?
- Крестики правильно поставили? Не надо поменять местами?

Порадовали меня и сами получили хорошие отметки.

8. Домашнее задание: составьте предложения с использованием слов участие и счастье.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconКонспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки...
Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа составлена на основе авторской программы «Систематический курс русского языка»
«Систематический курс русского языка». Н. А. Чуракова,М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник. Умк «Перспективная начальная школа»,...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconУрок русского языка по умк «Перспективная начальная школа»
Учащиеся записывают под диктовку слова: счастливый, грустный, несчастный, капустный, праздник, вкусный, ненастный, солнце, опасный,...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconТема: Почва
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа»)
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан учителем начальных классов моу гридинская основная общеобразовательная школа Гусевой Г. Ю. по программе «Перспективная...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: урок по программе «Перспективная начальная школа», проведён в соответствии с календарно тематическим планированием
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconУрок 1 2 Тема урока : Успех и Бизнес-план
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconУрок Окружающего мира во 2-м классе по программе Перспективная начальная школа
Оборудование: учебники, хрестоматии, таблицы с изображениями животных, карточки для групповой работы, выставка книг из серии «Энциклопедия...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconУрок русского языка во 2 классе Перспективная начальная школа
Совершенствовать умение различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconРеферат Тема: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики...
Теоретическая часть: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики по умк «Перспективная начальная школа». 6-11
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconСистематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А....
Данная Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconПояснительная записка по умк «перспективная начальная школа»
Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconУрок русского языка в 3 классе с использованием кейс-технологии и...
Урок русского языка в 3 классе с использованием кейс-технологии и синквейна («Начальная школа 21 века»)
Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» iconПриложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой
Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск