Скачать 69.98 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 9 городского округа город Буй Костромской области Урок русского языка Тема: «Проверка сомнительных написаний» по программе «Перспективная начальная школа» 2 класс Урок с использованием технологии проблемного обучения Учитель: Баранова Е. А. Тема урока: «Проверка сомнительных написаний с использованием происхождения слов» Обучающая цель урока: учить проверять сомнительные написания в словах, используя их происхождение; прививать навыки работы со словарём «Происхождение слов»; формировать навыки правописания слов с непроизносимыми согласными. Развивающая цель: развивать речь, мышление, память, внимание Воспитательная цель: воспитывать самостоятельность, организованность Тип урока: комбинированный Вид урока: изучение нового материала Форма: решение проблемных задач Возраст учащихся: 2 класс Дидактический материал: Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник. М.: АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2007, Гольфман Е. Р. Русский язык. Тетрадь для самостоятельных работ/Под редакцией Н. А. Чураковой Наглядные пособия: таблица со словами: счастье, участие; карточки «Слова-подсказки»; письмо в конверте План урока: Содержание этапов урока: 1. Оргмомент 2. Мотивация деятельности 3. Актуализация знаний 4. Деятельность учащихся по теме урока 5. Физкультминутка 6. Деятельность учащихся по теме урока 7. Рефлексия 8. Домашнее задание Методы и формы работы: Приветствие Слово учителя Словарная работа Работа со словом Решение проблемной задачи Релаксация Работа с учебником Работа в тетради Самостоятельная работа по решению проблемных заданий с взаимопроверкой 9. Итог урока Ход урока 1. Организационный момент 2. Мотивация деятельности. Слово учителя Встали красиво. Кто хочет учиться? Скажем волшебные слова! Я хочу учиться» Я могу учиться! Я буду учиться! У вас всё получится, если вы будете на уроке внимательны. Желаю удачи. 3. Актуализация знаний. Словарная работа На доске запись: Зима, зимний, снежный, зимовка, зимушка, зимовать. 1) Беседа по вопросам: - Ребята, что вы можете сказать о данной записи на доске? (родственные слова, кроме одного) - Докажите свою точку зрения. - Вспомним правило «Что такое родственные слова» 2) Работа с родственными словами - Проверим, как мы это правило усвоили? Выпишите лишнее слово в тетрадь и запишите к нему родственные слова. 3) Игра «Кто больше?» (Запись слов на доске. 2 ученика: Кто для Миши? Кто для Маши?) 4) Работа с «гнездом» родственных слов
5) - Слово снег люди давно придумали, а мы до сих пор придумываем к нему родственные слова. Совсем недавно встретила в книге слово – снежище! - Что обозначает слово снег? (Осадки, твердая вода, состоящая из снежинок) - Вспомним из «Хрестоматии по литературному чтению» хокку Кикаку: Падает первый снег. Я б насыпал его на поднос. Всё глядел да глядел. - Каким может быть снег? (первым, пушистым, белым) - Может ли снег меняться? (Да. В зависимости от состояния погоды, времени суток, места: розовый, желтый, сиреневый, белый) - От каких слов образовались названия признаков предметов? (роза – розовый…) - А как мы можем узнать происхождение слов? (из словарей) 4. Деятельность учащихся по теме урока 1) Работа со словарём - Попробуем узнать происхождение слов «голубой», «сиреневый». - Найдите слова в словаре «Происхождение слов» на стр. 155. - Прочитайте объяснение. Голубой – голубь…, сиреневый – синий… - Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение. - Скажите, в чём нам может помочь знание происхождения слов? (в правильном написании родственных слов) Как может происхождение слов помочь в написании слов – это проблема нашего урока. Проблема важная, нужно собрать всё ваше внимание и терпение, чтобы понять её и научиться решать. 2) Решение проблемной задачи Сейчас нам предстоит доказать, что слова «участие» и «счастье» родственные слова. Участие + счастье = родственные слова - Исходя из правила о родственных словах, выделите общую часть родственных слов. (Часть) - Что такое часть? (Доля) - Что получим из данных слов с таким значением корня? (Получается: у + доля = быть у доли; с + доля = (быть с долей) - Можно ли сказать, что в этих словах есть что-то общее? (да) 3) Работа с письмом Анишит Чтобы нас не оставлять наедине с нашей проблемой Анишит Йокоповна прислала письмо. Здравствуйте, дорогие ребята! Мне было очень приятно получить ваши письма и рисунки. Поздравляю тех ребят, которые стали членами нашего клуба «Ключ и заря». Именно им я сегодня доверю раскрыть тайну родственных слов участие и счастье. С уважением и любовью к вам Анишит Йокоповна, Асырк, Торк. - Что ж, ребята, я выполняю просьбу Анишит Йокоповны и передаю её послание Трусовой Оле, одной из активных членов клуба «Ключ и заря». Чтение письма: «Давным-давно слова участие и счастье были родственниками и означали почти одно и то же. 1) участник – это счастливый, с точки зрения наших предков; участвовать означало иметь свою долю, свою часть общего (имущества, наследства, пирога и т.д.) 2) счастье – это то же самое – быть с частью чего-то, то есть быть счастливым. - Спасибо, Оля. - Ребята, давайте сравним наше исследование данных слов с информацией, которую мы получили от Анишит Йокоповны. - Видите, если мы вместе будем участвовать в решении проблем, встающих пред нами, мы будем счастливыми людьми, потому что найдём верные ответы. Итак, обратим внимание на карточки, которые появились на доске: участник счастье счастливый несчастный - Внимательно прочитайте слова с доски, которые прислала вам волшебница. - Прочитайте о них в словаре «Происхождение слов» стр. 155 - Какая орфограмма встречается во всех словах? (ча) 4) Работа над соединением букв на письме. Минутка чистописания - Приступая к важному этапу – запоминанию этих слов, мы должны повторить одно интересное соединение букв, где вы часто допускаете неточности. СЧ – 1) учитель показывает соединение букв на письме 2) анализ написания 3) письмо 1 строки самостоятельно 4) проверка написания: поставьте под самым удачным, на ваш взгляд, соединением точку 5. Физкультминутка. Релаксация 6. Продолжение деятельности учащихся по теме урока 1) Работа в тетради - Запишите слова в тетрадь: счастье, участие. - Как они произносятся? (по-разному) - Как пишутся? (похоже) - Когда вы чувствуете счастье? (испытывая радость от чего-то: игрушка, добро, тепло...) - Когда вы чувствуете на себе чьё-то участие? (испытывая заботу, радость…) Да. Сегодня эти слова разошлись в своих прежних значениях и не являются родственниками. Но вспоминать о их родстве нам необходимо, чтобы правильно писать. - Ещё раз прочитайте внимательно слова, которые на доске. Что общего в этих словах? (ЧАСТЬ). Это вам подсказка, так как далее мы работаем с учебником на стр. 111 2) Работа с упражнением Выполнить упр. 58 стр. 111 - Прочитать задание. - Прочитать текст (хором). - Что вам поможет выполнить упражнение? - Кто сможет выполнить? - Будьте внимательны, там есть слово «ловушка» 3) Рефлексия Когда будете выполнять упражнение, ставьте знак (X) на полях: если вверху, значит знаю, могу помочь; если в середине листа: знаю; если в нижней части листа: не понял. - Можно посоветоваться с соседом. А у меня как всегда есть подсказка в коробочке (помогаю тем, у кого знак (X) внизу). 4) Самостоятельная работа с взаимопроверкой (каждый побудет учителем, проверяя работы) (индивидуальная помощь) 7. Итог урока - Что вы узнали? - Что запомнили? - Крестики правильно поставили? Не надо поменять местами? Порадовали меня и сами получили хорошие отметки. 8. Домашнее задание: составьте предложения с использованием слов участие и счастье. |
Конспект урока урок русского языка в 1 классе тема: Гласные звуки... Умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чуракова. Русский язык 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 | Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Систематический курс русского языка» «Систематический курс русского языка». Н. А. Чуракова,М. Л. Каленчук. М.: Академкнига/Учебник. Умк «Перспективная начальная школа»,... | ||
Урок русского языка по умк «Перспективная начальная школа» Учащиеся записывают под диктовку слова: счастливый, грустный, несчастный, капустный, праздник, вкусный, ненастный, солнце, опасный,... | Тема: Почва Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа») | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок разработан учителем начальных классов моу гридинская основная общеобразовательная школа Гусевой Г. Ю. по программе «Перспективная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация: урок по программе «Перспективная начальная школа», проведён в соответствии с календарно тематическим планированием | ||
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа" Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная... | Урок 1 2 Тема урока : Успех и Бизнес-план Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,... | ||
Урок Окружающего мира во 2-м классе по программе Перспективная начальная школа Оборудование: учебники, хрестоматии, таблицы с изображениями животных, карточки для групповой работы, выставка книг из серии «Энциклопедия... | Урок русского языка во 2 классе Перспективная начальная школа Совершенствовать умение различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,... | ||
Реферат Тема: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики... Теоретическая часть: «Формирование регулятивных ууд на уроке математики по умк «Перспективная начальная школа». 6-11 | Систематический курс русского языка: Авторы: Н. А. Чуракова, Т. А.... Данная Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой... | ||
Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа» Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента... | Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской... | ||
Урок русского языка в 3 классе с использованием кейс-технологии и... Урок русского языка в 3 классе с использованием кейс-технологии и синквейна («Начальная школа 21 века») | Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... |