Скачать 327.62 Kb.
|
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2580-р С Т Р А Т Е Г И Я развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года I. Цели и задачи Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года 1. Общая характеристика, цели и задачи Стратегии Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации", от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", а также Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р. Стратегия основывается на федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613, комплексном плане мероприятий по реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденном Председателем Правительства Российской Федерации 20 марта 2012 г. N 1207п-П8, Комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Председателем Правительства Российской Федерации 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8, государственной программе Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы, а также на Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р. В Стратегии учтены положения федеральных законов "О науке и государственной научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и "Об обращении лекарственных средств". Координатором реализации Стратегии является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Исполнителями Стратегии являются главные распорядители бюджетных средств, государственные корпорации и иные организации, осуществляющие научные медицинские исследования в целях реализации Стратегии. Участниками мероприятий по реализации Стратегии являются научные и научно-педагогические коллективы, научные и образовательные организации, осуществляющие научную деятельность в области медицины. Целью Стратегии является развитие медицинской науки, направленное на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение сохранение и укрепление здоровья населения. Стратегия направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации, включая разработку инновационной продукции, освоение критически важных технологий и развитие компетенций. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач: развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения; развитие сектора медицинских исследований и разработок до мирового уровня и интеграция российской медицинской науки в глобальное научное пространство; повышение результативности фундаментальных и прикладных научных исследований, укрепление кадрового научного потенциала; развитие механизмов консолидации прав на использование объектов интеллектуальной собственности для вывода на рынок инновационных продуктов и технологий; развитие системы экспертизы (обоснованного выбора) перспективных и приоритетных направлений, оценки качества и результативности научных исследований; создание условий для устойчивого спроса на инновационную продукцию и ее внедрения в практическое здравоохранение; повышение эффективности управления медицинской наукой на основе развития системы стратегического и проектного управления, внедрения программно-целевого метода финансирования и проведения институциональных преобразований; совершенствование механизмов мотивации научных сотрудников; дальнейшее развитие международного сотрудничества; развитие трансляционной медицины. Стратегия реализуется в соответствии со следующими принципами: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки и внедрение ее результатов в практическое здравоохранение; интеграция исследовательских и образовательных процессов; качество и доказательность результатов научных исследований; персонализация финансирования научных проектов; независимость экспертизы результатов научных исследований; развитие научной конкуренции. 2. Мировые тенденции развития медицинской науки Глобализация экономики, развитие науки и технологий, открытия конца 1990-х - начала 2000-х годов в области исследования генома человека способствовали взрывному росту медицинской науки. Отличительной чертой современной медицинской науки является развитие молекулярной и клеточной биологии. Молекулярная медицина формирует базис персонализированной медицины, основанной на прогностическом и профилактическом принципах, что позволяет раскрыть потенциальные и адаптационные возможности организма человека и увеличить продолжительность его активной жизни. На основе интеграции смежных дисциплин развивается биомедицина - одна из важнейших наук о жизни. Мировой тенденцией развития науки является технологический принцип, предполагающий использование единых научно-методических или аппаратурно-технологических подходов для решения широкого круга задач. Стирается грань между фундаментальными и прикладными исследованиями. Путь от открытия до практики становится предельно коротким, что стало основой для появления трансляционной медицины. Усиление влияния социально-экономической среды на жизнедеятельность и здоровье человека, а также технологический прогресс создают критические нагрузки на человека, его физическое и интеллектуальное состояние. Это требует широкого внедрения эпидемиологических и социологических методов исследования, разработки адаптационных и реабилитационных программ для людей всех возрастов и социальных групп вне зависимости от состояния их здоровья. Усиливается роль исследований, направленных на развитие и внедрение стратегических и проектно-целевых методов и систем управления качеством в здравоохранении. 3. Современное состояние медицинской науки в Российской Федерации Одной из приоритетных задач для достижения цели Стратегии является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, предполагающее формирование и выполнение научных программ по приоритетным направлениям поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработке и внедрению технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и состояний и медицинской реабилитации. В медицинской науке активно внедряются программно-целевое финансирование научных исследований, современные компьютерные технологии обработки и анализа результатов научных исследований, а также международные кооперативные исследовательские программы. Развивается неинвазивная диагностика на основе биотехнологических методов. Это позволяет достоверно поставить диагноз пациенту любого возраста и в любом состоянии. Разработаны высокотехнологичные комплексные методы лечения новорожденных, в том числе недоношенных, и детей 1-го года жизни с врожденными пороками развития, включая гибридные методы лечения и экстренной помощи в критических ситуациях. Развиваются клеточные и нейрокогнитивные технологии, геномные и протеомные исследования. В структуре Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Российской академии медицинских наук существуют 214 подведомственных научных организаций и 6672 научных коллектива. Однако только 225 лабораторий проводят исследования мирового уровня и 431 лаборатория - национального уровня. По общему числу ученых Россия занимает лидирующее положение и находится на 4-м месте после Китая, США и Японии. При этом число молодых ученых не превышает 25 процентов. По уровню финансирования научных исследований Россия занимает 9-е место в мире. По числу научных публикаций - находится на 15-18 месте. По уровню цитирования публикаций - за списком из 20 ведущих стран. В медицинской науке России наблюдаются те же тенденции. Практически отсутствует система оценки перспективности патентов, зарубежного патентования и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. Разобщенность медицинской науки снижает эффективность научных исследований. Одноплановые работы могут выполняться в учреждениях Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Российской академии наук и Федерального медико-биологического агентства, деятельность которых в сфере медицинских исследований не координируется. Профиль научных организаций часто не соответствует основным мировым трендам развития медицинской науки, не существует приоритетов в постановке научных задач, отсутствуют инновационные цепочки "идея - лаборатория - производитель - клиника". Следует отметить низкую структурную эффективность медицинской науки. Большинство учреждений не соответствуют требованиям надлежащей лабораторной практики, надлежащей клинической практики и испытаний инновационных препаратов с использованием моделей патологических процессов на животных. Научно-исследовательские институты недостаточно разрабатывают кандидатные молекулы, мишени и способы доставки лекарственных препаратов. Недостаточно сертифицированных центров доклинических испытаний новых лекарственных препаратов. Медицинская наука остается зависимой от импорта. При этом в силу высоких таможенных сборов и транспортных расходов цены на приборы и реактивы выше в 1,5 - 1,8 раза, чем в США и Европейском союзе. Из-за низкого уровня заработной платы только 9 процентов россиян считают профессию ученого престижной (в США 51 процент населения назвали профессию ученого в высшей степени престижной, 25 процентов - весьма престижной и 20 процентов - престижной). Отсутствует эффективный механизм отбора и передачи результатов фундаментальных исследований, переходящих на стадию прикладных работ для получения опытных образцов инновационных продуктов, а также технологий для их создания. Отсутствуют механизмы коммуникации представителей практического здравоохранения с научными работниками в части доведения информации о проблемах и неудовлетворенных потребностях в новых методах профилактики, диагностики, лечения заболеваний и состояний, медицинской реабилитации. Медицинская наука остается неконкурентоспособной, непривлекательной для инвестиций, с высокими барьерами к внедрению инновационных разработок. Для решения этих проблем предлагаются меры по реорганизации медицинской науки, развитию трансляционной и доказательной медицины. Для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской медицинской науки необходимо поддерживать приоритетные направления. Основными направлениями станут геномика, протеомика и эпигеномика, биоинформатика, системная биология, нанобиотехнологии, клеточные технологии, фармакогенетика, персонализированная медицина и ряд других. Особое место должно быть отведено междисциплинарным научным исследованиям, выполняющимся на стыке наук. Задачами развития становятся повышение результативности, улучшение научно-методической подготовки специалистов, повышение качественного уровня научных публикаций и создание системы инновационных потоков на принципах трансляционной медицины, то есть быстрого доведения результатов научных исследований до медицинского продукта - лекарственного средства, прибора и тест-системы. Для выполнения этих задач требуется сбалансировать между собой целевые установки, интеллектуальный потенциал и ресурсное обеспечение медицинской науки, необходимо выявить неэффективные организации с последующим их перепрофилированием и объединением. Требуется развить инфраструктуру организаций науки, создать биобанки, биоколлекции, центры доклинических исследований, биоинформатики, а также центр стратегических биомедицинских технологий и биобезопасности. Следует развивать проектный метод управления научными исследованиями, а также активно использовать управленческий консалтинг при подготовке проектов. Это позволит сконцентрировать ресурсы на решении актуальных задач медицинской науки, сформировать научные платформы по основным направлениям медицины и центры лидерства в стратегически важных и приоритетных областях медицинской науки. II. Приоритетные направления развития медицинской науки в Российской Федерации Управление медицинскими исследованиями будет осуществляться на основе сформированных научных платформ. Научной платформой является интегрированная программа исследований по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития медицинской науки, направленная на создание инновационных продуктов и технологий, реализуемая ведущими научными коллективами и исследователями. После широкого обсуждения ведущими учеными и специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Российской академии наук, Федерального медико-биологического агентства и медицинских вузов определено 14 научных платформ, в том числе онкология, кардиология и ангиология, неврология, эндокринология, педиатрия, психиатрия и зависимости, иммунология, микробиология, фармакология, профилактическая среда, репродуктивное здоровье, регенеративная медицина, инвазивные технологии и инновационные фундаментальные технологии в медицине. В рамках выполнения задач развития научных платформ участники реализации мероприятий Стратегии формируют и актуализируют тематики исследований, выполняют информационную и экспертную функции, готовят технологические дорожные карты для планирования разработки конкретных технологий и продуктов, формируют приоритеты и координируют реализацию научно-технических проектов. Дорожные карты научных платформ, детализированные до проектов и продуктов, станут основой для формирования государственных заданий государственным учреждениям, а также для программно-целевого финансирования науки. В процессе реализации Стратегии предполагается вносить на основе широкого обсуждения с научной общественностью изменения в механизмы научных платформ. Реализация программ научных платформ позволит сконцентрировать финансовые и организационные усилия на исследованиях, обеспечивающих максимальный эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Координацию деятельности научных коллективов, поиск и создание недостающих компетенций, анализ тенденций развития научной платформы должны осуществлять головные институты - центры лидерства. III. Организационное и правовое обеспечение Стратегии 4. Межведомственная координация медицинской науки С целью межведомственной координации необходимо сформировать межведомственный совет по медицинской науке, в состав которого войдут представители федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук и научных и образовательных организаций. Министерство здравоохранения Российской Федерации выступает как координатор этого совета. Деятельность межведомственного совета по медицинской науке должна быть направлена на обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и соответствующих организаций в целях реализации Стратегии, повышение эффективности расходования бюджетных средств, разработку единых критериев экспертного отбора проектов, методологических подходов к созданию баз данных по финансируемым и реализуемым проектам, формирование консолидированного сообщества экспертов, а также на создание полного цикла инновационного процесса. Задачей межведомственного совета по медицинской науке будет рассмотрение и согласование ведомственных планов реализации Стратегии, которые координируются между собой по мероприятиям и этапам реализации и учитывают мероприятия, осуществляемые в рамках технологических платформ "Медицина будущего", "Биоиндустрия и биоресурсы "БиоТех2030", "Биоэнергетика" и других технологических платформ в сфере медицины. Мероприятия ведомственных планов реализации Стратегии должны учитываться исполнителями Стратегии при формировании государственного задания подведомственным федеральным органам исполнительной власти учреждениям. В целях реализации Стратегии планируется разработать программу мероприятий по развитию медицинской науки. Разработка и реализация указанной программы мероприятий должны обеспечить консолидацию новых компетенций в области медицинской науки, вывод на рынок инновационных продуктов. |
1 Аллергология Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | На правах рукописи Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Содержание. Раздел I Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Программы курсов и спецкурсов Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Конкурс Актуальная наука Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Ссылки в тексте: [Бахтин 2003, 18] Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Права и обязанности, учащихся в университете1 Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Извлечения из правил внутреннего распорядка Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
«Вятский государственный гуманитарный университет» Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Российская федерация республика хакасия Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Одно есть только в мире счастье Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Положение о Нижегородской сессии молодых ученых Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Итоговая контрольная работа по курсу «Природоведение» Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Список публикаций Компанеец Валерия Васильевича Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Содержание Введение о болгарском языке и его истории Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года |