031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы





Скачать 342.06 Kb.
Название031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы
страница1/3
Дата публикации08.07.2013
Размер342.06 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.1 Основы теории литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки

031300.62 Журналистика, профиль Тележурналистика
2. Автор программы: к.п.н., доцент кафедры РЯЛиМП В.Б. Литвин

4. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование навыков научного анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи курса:

  1. Методологическая: изложить основы историко-теоретического метода исследования мирового литературного процесса и научить студентов применению этого метода.

  2. Познавательная: дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития в контексте культуры, о высших достижениях национальных литератур, имеющих непреходящее значение.

  3. Практическая: обучить основам анализа художественных произведений.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Основы теории литературы» выполняет задачу формирования общей эстетической культуры будущих журналистов и навыков анализа художественных произведений.

Теория литературы как учебный предмет тесно связана с другими дисциплинами учебного плана: психологией, философией, культурологией и др. Это дисциплины мировоззренческого, общекультурного, общеобразовательного плана. Они помогают восприятию литературы как специфического средства идейно-эстетического воздействия на личность. Таким образом, курс «Основы теории литературы» в совокупности с другими предметами является частью общего педагогического образования.

В основе программы курса лежит принцип изучения русской литературы во взаимосвязи с литературой Европы. Этот принцип позволяет показать, с одной стороны, своеобразие отечественной литературы, с другой – взаимовлияние проблематики, художественных методов и форм русской литературы и литературы европейских стран.

Система практических занятий позволяет углубить теоретические знания студентов через анализ художественных произведений, знакомство со специальными исследованиями по литературе.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-1
готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным ценностям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности

ОК-2 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, в политической организации общества; использовать это знание в профессиональной деятельности.

ПК-5 знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных СМИ

ПК-6 знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных СМИ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: Основные понятия и термины курса; содержание и национальную специфику основных изучаемых произведений (отечественных и зарубежных) и уметь устанавливать межлитературные связи; точки зрения крупнейших литературоведов на изученные произведения; биографии писателей-классиков русской литературы.

2) Уметь: дать анализ художественного произведения в единстве формы и содержания, исходя из представлений исторической эпохи о природе художественного творчества; использовать литературоведческие термины и законы в процессе анализа художественных произведений; рассмотреть художественное произведение в культурном контексте эпохи; самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе.

3) Владеть: навыками использования опыта крупнейших зарубежных писателей для

освоения профессии журналиста как «человековедческой» – «философии» человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений и т.д.
7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2 ___зачетные единицы; ___72___ часа.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

031300 Журналистика, профиль Тележурналистика

1

1

72/2

36

8

16

20




36

зачет


8. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС



Теория литературы как наука

2

2

-




2

/















Художественный образ

4

2

2




4


















Форма и содержание

4/2

2

2




4


















Тема и идея произведения

4

2

2




4


















Сюжет и фабула. Композиция

4/2

2

2




4


















Литературные роды и виды

2

2

-




4


















Стихосложение. Художественная речь.

4/2

-

4




4


















Фигуры речи. Тропы.

4/2

-

4




4


















Понятие о художественном методе.

6

2

4




4


















Основные этапы развития литературно-художественной мысли.

2

2

-




6



















ИТОГО:

36/8

16

20




36

















9. Содержание разделов дисциплины



  1. Теория литературы как наука. Вспомогательные дисциплины. Литературный процесс и его закономерности.

  2. Художественный образ. Понятие о художественном образе. Классификация художественных образов по характеру обобщенности. Функции и структура художественного образа.

  3. Форма и содержание. Зарубежные и отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

  4. Тема и идея произведения. Соотношение идейности и художественности в произведении. Идейно-тематическая целостность и тематика произведения.

  5. Сюжет и фабула. Композиция. Соотношение понятий «фабула» и «сюжет». Конфликт как основа сюжетной стороны произведения. Понятие «мотив» в отечественном литературоведении. Основные элементы композиции. Искусство композиции в истории мировой литературы.

  6. Литературные роды и виды. Соотношение понятий «род», «вид», «жанр». Жанры эпические, драматические и лирические. Лиро-эпические жанры и их специфика.

  7. Стихосложение. Художественная речь. Античное метрическое стихосложение. Тоническое, силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение. Метр, ритм и размер. Виды размеров. Рифма и способы рифмовки. Виды строф. Дольники.

  8. Фигуры речи. Тропы. Основные понятия поэтического языка и их место в школьной программе по литературе.

  9. Понятие о художественном методе. История мировой литературы как история смены художественных методов. Классицизм. Романтизм. Сентиментализм. Реализм. Модернизм. Массовая литература.

  10. Основные этапы развития литературно-художественной мысли. Основные литературоведческие школы и направления


10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.


8.


9.

10.

Теория литературы как наука. Вспомогательные дисциплины.

Художественный образ. Функции художественного образа.

Форма и содержание. Зарубежные и отечественные философы и литературоведы о форме и содержании.

Тема и идея произведения. Тематика произведения.

Сюжет и фабула. Композиция. Искусство композиции в истории мировой литературы.

Литературные роды и виды. Лиро-эпические жанры и их специфика.

Стихосложение. Художественная речь. Античное метрическое стихосложение.

Фигуры речи. Тропы. Понятия поэтического языка в школьной программе по литературе.

Понятие о художественном методе. Массовая литература.

Основные этапы развития литературно-художественной мысли. Античные философы и поэты о природе художественного творчества.

самостоятельное изучение по учебнику.
Составление конспекта статьи учебника
Составление рабочих записей соответствующей главы учебника
Составление аннотированного списка литературы по теме

Анализ школьных учебников по литературному чтению
Оформление карточек с примерами
Оформление карточек с примерами

Самостоятельная подготовка вопроса к экзамену
Составление аннотированного списка литературы по теме

2

4

4

4

4


4


4


4


4

6

зачет

зачет

обсуждение и защита конспекта


зачет

зачет


зачет

выполнение тестов,


выполнение тестов,

зачет

зачет



11. Образовательные технологии

    Программа предусматривает проведение аудиторных занятий как в традиционной форме (лекции, практические занятия, семинары), так и в интерактивной форме (просмотр и обсуждение фильма, организация дискуссии и тренингов, в том числе компьютерного). Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление навыков конспектирования научной литературы, составление аннотаций, подбор примеров к терминам основного понятийного аппарата курса.


Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

3.

Просмотр видеофильма «Опасные связи» (реж. Стивен Фрирз) и обсуждение его с точки зрения воплощения закона единства формы и содержания

5.

Организация и проведение учебной дискуссии «Фабула и сюжет»

7.

Тренинг, направленный на отработку навыка определения стихотворных размеров и типов рифм

8

Компьютерный тренинг, направленный на закрепление знаний студентов о фигурах речи и тропах.


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Практическое занятие № 1.

ТЕМА: Анализ тематики произведения.

ПЛАН работы:

  1. Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений:

а) А.С. Пушкин. Моцарт и Сальери

      • взаимоотношения Моцарта и Сальери

      • тема музыки

      • взаимоотношения таланта и гения

б) А.П. Чехов. Ионыч

      • жизнь доктора Старцева

      • проблема превращения доктора Старцева в Ионыча

      • жизнь русской разночинской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ веков

  1. Что – характеры или ситуации – следует анализировать прежде всего в следующих произведениях:

      • М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

      • И.С. Тургенев. Рудин

      • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка о двух генералах

      • А.П. Чехов. Толстый и тонкий

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

        1. Как соотносятся между собой понятия «тема», «персонаж», «характер».

        2. Что важнее для анализа и почему – характеры или ситуации?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Проанализируйте тематику следующих произведений по алгоритму (см. лекцию «Тематика художественного произведения):

И.А. Крылов. Стрекоза и муравей

М.Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова

А.А. Блок. О, весна без конца и без краю…
Практическое занятие № 2.

ТЕМА: Анализ проблематики произведения.

ПЛАН работы:

1.Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений:

а) М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

- проблема фатализма и в связи с ней – проблема цели и

- смысла человеческого существования

- проблема борьбы добра со злом

- проблема борьбы Печорина со светским обществом

б) Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

      • проблема борьбы против крепостного права

      • проблема социально-бытового уклада русской крестьянской жизни

      • проблема: «кому на Руси жить хорошо?»

2.Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них:

а) А.С.Пушкин. Евгений Онегин - М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

б) И.С.Тургенев. Отцы и дети – Н.Г.Чернышевский. Что делать?

В) Н.В. Гоголь. Шинель – Ф.М. Достоевский. Бедные люди.

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Почему художественная проблематика является ключевой стороной художественного содержания?

Почему философскую проблематику необходимо выделять в отдельный тип?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Проанализируйте проблематику приведенных ниже произведений по следующей схеме:

  1. Определите тип проблематики. Если в произведении не один, а несколько типов, проанализируйте их взаимодействие.

  2. Сформулируйте ведущую проблему.

  3. Письменно изложите проблематику данного произведения.

  4. Сравните проблематику данного произведения с проблематикой 2-3 других произведений (схожих или контрастных).

  5. Подведите итог и сделайте общий вывод.

Тексты для анализа:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

М.Ю. Лермонтов. Демон

А.А. Блок. Двенадцать.
Практическое занятие № 3.

ТЕМА: Идейный мир художественного произведения.

ПЛАН работы:

1. Опишите систему авторских оценок в следующих произведениях:

А.С.Пушкин. Капитанская дочка

А.С. Грибоедов. Горе от ума

Л.Н.Толстой. Анна Каренина

2.Попробуйте сформулировать авторский идеал, указав также форму его воплощения, в следующих произведениях:

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери

Н.В.Гоголь. Старосветские помещики

М.Горький. На дне.

3.Оцените по 3-балльной системе (плохо-допустимо-хорошо) следующие формулировки рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»:

      • в жизни всегда есть место подвигам

      • надо отдавать людям свое сердце, как Данко

      • если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только за себя, зачем ты?

      • гордыня губит человека и делает его несчастным

      • за все на свете нужно платить

      • каждый живет, как умеет, и человека нельзя осуждать за его жизненную позицию

ВОПРОСЫ для коллективного обсуждения:

Идея – это рациональная или эмоциональная сторона идейного мира?

В чем состоит разница между героикой и романтикой? Сатирой и юмором?

ЗАДАНИЯ для самостоятельной работы:

Конспект: Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций//Филологические науки.-1994.-№5-6.-С.10-18


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 3, В. 3 История...
Б. 3, В. 3 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по направлению подготовки 031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика...
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 031300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПрограмма дисциплины Экономика для направления 031300. 62 «Журналистика»
Автор программы: Нестерова Д. В., д э н., профессор;  hyperlink "mailto:" 
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconРабочая программа психология (включая основы социальной психологии)...
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика»
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconРабочая программа социология направление подготовки 031300 «Журналистика»
Рабочая программа составлена на основании фгос впо направления 031300 «Журналистика»
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Кислова Л. С. Современная российская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300....
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconРабочая программа для студентов 031300. 62 направления «Журналистика»
«Журналистика» профили подготовки «Телевизионная журналистика», «Печать» очной формы обучения
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПрограмма дисциплины «история рекламы» для направления 031300. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031300. 62 «Журналистика»...
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031300. 62 «Журналистика». Профиль подготовки «Печать»,...
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки...
«Современная медиапублицистика», «Медиариторика», «Международная журналистика», «Редактирование медиатекстов»
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки...
...
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПравительство Российской Федерации Национальный исследовательский...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031300....
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы iconРабочая программа кружка Журналистика в школе 2012 -2013 учебный...
«Журналистика в школе 8-11 классы», автор-составитель Н. А. Спирина Волгоград изд-во «Учитель» 2008


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск