Программы курсов и спецкурсов





Скачать 383.15 Kb.
НазваниеПрограммы курсов и спецкурсов
страница1/4
Дата публикации08.07.2013
Размер383.15 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Ростовский государственный университет"

Факультет филологии и журналистики

Программы курсов и спецкурсов

для магистрантов 1-2 -го гг. обучения

(по направлению 52.03.00 - "Филология", по программам подготовки " Теория литературы", "Литература народов зарубежных стран")
Часть 1

Ростов-на-Дону

2006
Содержание
Систематика, основные направления современного литературоведения ……4 - 8

Методика и техника литературоведческого исследования……………………8 - 12

История и методология отечественного литературоведения…………………12 - 26

История и методология современного зарубежного литературоведения……26 - 39

Курс «Систематика и основные направления

современного литературоведения»

Читает - доктор филологических наук доцент В.В.Курилов

Цель – дать представление о структуре и основных методологических направлениях современного литературоведения.

Задачи: 1) познакомить учащихся с историей литературоведения, становлением и развитием его ведущих дисциплин; 2) охарактеризовать структуру современного литературоведения; 3) выделить основные методологические направления литературоведения ХХ –XXI вв. и рассмотреть присущие им принципы и способы анализа и интерпретации словесно-художественных произведений.

Курс предназначен для магистрантов 1-го года обучения.

Виды занятий: лекции, семинарские и практические занятия.

Количество часов: 60

Форма отчетности: экзамен
Рабочая программа
Обоснование, значение, задачи и содержание курса. Его место и роль в системе литературоведческой подготовки магистров.

Особенности современного этапа развития литературоведения. Необходимость постоянного рефлексивного и критического анализа литературоведения. Металитературоведение, его состав и задачи. Систематика литературоведения.

Историческое становление литературоведения и его главных дисциплин. Возникновение систематики литературоведения. Русская наука о литературе конца XIX – начала ХХ в.в. о морфологии литературоведения. Систематика литературоведения в западной науке о литературном творчестве. Проблема структуры литературоведения в отечественной науке о литературе ХХ в. Дифференциация литературоведения на основе выделения различных видов литературоведческой деятельности. Состав и задачи науки о литературе. Литературная критика, рефлексивно-организационное и образовательное литературоведение, герменевтика и текстология. Вспомогательные, или «опорные» литературоведческие дисциплины. Проблема предмета и границ современного литературоведения.

Методология литературоведения. Понятие о методологическом литературоведческом направлении. Содержание, структура и функция методов, присущих тому или иному направлению, границы их использования. Основные методы современного литературоведения, их теоретические основания, принципы, процедуры, приемы и понятия: «имманентный» анализ М.Л.Гаспарова, структурный анализ, текстовой анализ, «целостный» анализ, мифопоэтический подход, интертекстуальный анализ, поэтика выразительности, игровая поэтика, неоисторизм и др. Современные методологические дискуссии об изучении литературы и построение ее истории.
Литература

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977,1997. Предисловие. Заключение.

Бахтин М.М. Проблема текста… Из записок 1970-1971 гг. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного текста. М., 1979.

Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989, 1994.

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. Песнь третья.

Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки из истории русской литературы ХХ века. М., 1993.

Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб., 2001.

Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М., 1991.

Елина Е.Г., Книгин И.А. Текстология //Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.

Женнетт Ж. Пруст – палимпсест // Женнетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры. Т. 1. М., 1998.

Жирмунский В.М. Проблемы сравнительного литературоведения // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.

Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М., 1996. От авторов.

Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие. М., 2002.

Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктувизм. Постмодернизм. М., 1996.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 3-38.

Карасев Л.В. Онтологический взгляд на историю русской литературы. М., 1995.

Косиков Г.К. [Поэтика и герменевтика] //Вопросы литературы. 1993.

Вып. 3.

Курилов В.В. Актуальные проблемы современной отечественной теории литературы // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1997. № 2.

Курилов В.В. Литературоведение и литературная критика // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 1998. № 2.

Курилов В.В. Теория литературы в системе литературоведения. М., 2002.

Литературоведение как проблема. Труды Научного совета «Наука о литературе в контексте наук о культуре». М., 2001.

Литературоведение на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции (МГУ, 1977). М., 1998.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л., 1971.

Лихачев Д.С. Текстология. СПб., 2002.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической системы //Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

Люксембург А.М. Структурные игры и игровые структуры: организация метапрозаического текста как проблема игровой поэтики // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 2001. № 1.

Магазанник Л.Э. Опыт анализа произведения в его литературном и общекультурном контексте // Методология анализа литературного произведения. М., 1988.

Манн Ю.В. Литературоведение // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Маркевич Генрих. Основные проблемы науки о литературе /Перев. с польского. М., 1980.

Мейлах Б.С. Предмет и границы литературоведения // Вопросы методологии литературоведения. М.-Л., 1966.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976 (и последующие издания).

Михайлов А.В. Историческая поэтика в истории немецкой культуры: (очерки из истории филологической науки). М., 1989.

Мусатов Е.И. Методологическое значение творческой истории произведения // Страницы истории русской литературы. М., 1971.

Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. М., 1988.

Осьмаков Н.В. Историко-функциональное исследование произведений художественной литературы // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979.

Поспелов Г.Н. Литературоведение и литературная критика // Проблемы теории литературной критики. М., 1980.

Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений // Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.

Рикер Поль. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Рикер Поль. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Раздел «Герменевтика текста».

Рейсер С.А. Основы текстологии. 2-е изд. Л., 1978.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997.

Сквозников В.Д. Биографический аспект в содержании поэтического произведения // Методология анализа литературного произведения. М., 1988.

Смирнов И.П. Место мифопоэтического подхода к литературному произведению среди других толкований текста // Миф – фольклор – литература. Л., 1975.

Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. М., 2000. Ч. 1., п. 1.

Чубарова В.Н. Современное литературоведение: теоретические лики // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 1998. № 1.

Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы /Пер. с англ. М., 1978.
Курс «Методика и техника литературоведческого исследования»

Читает - доктор филологических наук доцент В.В.Курилов

Цель – помочь будущим магистрам в овладении формами, нормами и методикой проведения литературоведческого исследования.

Задачи: 1) дать учащимся общее представление о научном исследовании и гуманитарном познании, о специфике, методологии и методике научно-исследовательской деятельности в литературоведении; 2) способствовать овладению магистрантами практическими умениями, необходимыми для проведения литературоведческого исследования.

Курс предназначен для магистрантов 1-го года обучения.

Виды занятий: лекции, практические занятия и выполнение практических заданий.

Количество часов: 34

Форма отчетности: зачет
Рабочая программа

Виды литературоведческой деятельности. Знания, умения, навыки, техники, которыми должен владеть литературовед. Предпосылки и условия успешной литературоведческой деятельности.

Особенности гуманитарного познания в его отличии от естественно-научного познания. Литературоведение как гуманитарная наука. Понимание как способ постижения явлений духовной культуры. М.М.Бахтин о тексте, смысле литературного произведения, о понимании, диалогических отношениях как его основе.

Структура научного исследования. Объект, предмет, цель, задачи, проблемы, процедуры, средства, метод и результаты исследования. Назначение, виды, предметы, формы и жанры литературоведческих исследований. Теоретическое, историческое, типологическое, сравнительное изучение литературы.

Методология литературоведческого исследования. Понятия о подходе, принципах и методах изучения. Историзм как ведущий принцип рассмотрения литературы.

Анализ литературного произведения как исходный пункт литературоведческого исследования. Зависимость аналитического расчленения литературного произведения от исходной теоретической «картины» последнего. Внутренний и внешний подходы к изучению литературного произведения. Контекст и внетекстовые связи поэтического творения. Виды и приемы анализа литературного произведения.

Интерпретация литературного произведения. Возможность разных интерпретаций одного произведения, их границы. Виды интерпретации и ее различные методы. Соотношение анализа и интерпретации.

Процесс литературоведческого исследования. Значение темы в работе литературоведа. Составление предварительного плана исследования. Материал исследования, его значение и виды. Сбор материала.

Виды источников. Рукописные источники и работа с ними. Печатные источники. Их виды. Научные издания текстов. Пособия. Их виды и значение в работе. Научные литературоведческие периодические и непериодические издания. Материальные «пособия». Литературные музеи и мемориальные места, связанные с жизнью и творчеством писателя.

Разыскание материала и составление библиографии. Крупнейшие библиотеки страны. Основные виды библиографических указателей и справочников. Литературоведческая библиография, ее виды. Литературные сайты в Интернете.

Работа с материалом. Изучение истории и современного состояния вопроса. Выбор принципов, методов, средств исследования. Самостоятельный анализ художественных текстов с точки зрения аспекта и цели их изучения как основное содержание литературоведческого исследования.

Оформление работы. Ее рубрикация. Подготовка к печати, набор. Язык и стиль научного исследования. Роль научной терминологии. Введение в текст цитат и отсылок к другим работам. Оформление библиографического списка. Основные формы представления (апробации) результатов исследования. Порядок защиты диссертаций.

Литература

Аверинцев С.С. Предварительные замечания к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. М., 1975.

Бахтин М.М. Проблема текста… Ответ на вопрос редакции «Нового мира». Из записей 1970-1971 годов. К методологии гуманитарных наук //Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. 2-е изд. М., 1975.

Бельчиков Н.Ф. Литературное источниковедение. М., 1983.

Берков П.Н. введение в технику литературоведческого исследования. Источниковедение. Библиография. Разыскание. Л., 1955.

Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. М., 1960.

Бухштаб Б.Я. Литературоведческое расследование. М., 1982.

Бушмин А.С. Наука о литературе. Проблемы. Споры. Суждения. М., 1980.

Введение в технику и методику литературоведческого труда. Караганда, 1926.

Гура В.В. О технике литературоведческого труда // Филологические науки. 1958. № 2.

Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2001.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. 5-е изд. М., 2003.

Корман Б.О. Изучение текста литературного произведения. М., 1972.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания. Правила оформления и порядок защиты. М., 1993, 1997.

Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении литературы // Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.

Манн Ю.В. Вместо заключения. Профессия литературоведа // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Рикер Поль. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. Раздел «Герменевтика текста».

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

Трубачев О.Н. Беседы о методологии научного труда // Русская словесность. - 1993. № 1-2.

Федотов О.И. Начало литературоведческого труда. М., 1989.

Фридлендер Г.М. Несколько замечаний о специфике литературоведения как науки // Культурное наследие древней Руси. М., 1976.
Курс «История и методология литературоведения»

Курс состоит из двух основных разделов:

1. История и методология отечественного литературоведения;

2. История и методология зарубежного литературоведения.
История и методология отечественного литературоведения
Современное литературоведение как единая наука вбирает в себя множество концепций, методов, школ и исследовательских подходов. Наряду с традиционными подходами – историко-литературным и герменевтическим – в систему литературоведческого знания включены структурализм и постструктурализм, социологическая поэтика и мифопоэтика, рецептивная эстетика и деконструктивизм. Эти и другие научные направления уже имеют свою родословную, становясь предметом истории науки. Именно разнородность гуманитарных традиций и обусловливает значимость истории филологии, выполняющей важнейшую самоидентификационную роль как для дисциплины в целом, так и для реализации индивидуальных исследовательских стратегий.

Читает курс - кандидат филологических наук доцент Чубарова В.Н.

Цель курса - привить навыки соотнесения собственного поиска с уже известными результатами и формами работы в избранном исследовательском поле.

Курс предназначен для магистрантов 2 года обучения.

Виды работы - лекции, самостоятельная работа.

Количество часов - 34

Форма отчетности - экзамен.
Рабочая программа

Введение. Проблема предмета и метода литературоведческой науки. Теоретическое суждение. Понятие научной парадигмы. Литературоведческая школа и литературоведческий метод. Традиционалистский этап изучения литературы. Нормативные поэтики.

Формирование научного подхода к изучению литературы.
Научные методы и академические школы в истории отечественного литературоведения
Мифологическая школа в литературоведении. Связь русской мифологической школы с философией немецкого романтизма. Материал и научная концепция. Теоретические направления в рамках мифологической школы. Мифологическое предание как основа творческой деятельности и воссоздание прамифа как цель научного изучения. Значение работ Ф.И. Буслаева и А.Н.Афанасьева для формирования русской академической школы.

Культурно-историческая школа в литературоведении. Философия позитивизма и методы естественных наук как основание культурно-исторического метода в искусствознании. История литературы как материал для истории общества и характеристики общественного самосознания. Вопрос о литературном типе. Проблема историзма и эстетической оценки. Сближение литературной критики и теории литературы. А.Н.Пыпин, Н.С.Тихонравов, П.Н.Сакулин как представители русской культурно-исторической школы.
Психологическая школа в литературоведении. Ее европейские истоки и предшественники. Отсутствие методологического единства. Автор / произведение; читатель/произведение. Харьковская школа в русском литературоведении: А.А.Потебня и его ученики (Д.Н.Овсянико-Куликовский, А.Г.Горнфельд, М.О.Гершензон и др.). Проблема «мысль и язык» и вопрос об образности языкового мышления. «Теоретическая поэтика» Потебни и ее отражение в теоретико-литературных идеях ХХ в Теория Овсянико-Куликовского о связи психологического типа художника с закономерностями его творчества.
Формирование сравнительно-исторического метода в литературоведении. «Историческая поэтика» А.Н.Веселовского – единство истории и теории литературы. Три основных проблемы «исторической поэтики»: происхождение литературных форм и проблема первобытного синкретизма («Три главы из исторической поэтики»), мотивы и сюжеты («Поэтика сюжетов») и генезис поэтического стиля («Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля», «Из истории эпитета»). Развитие положений и научных концепций сравнительно-исторического литературоведения в ХХ в. (литературная компаративистика; функциональное литературоведение; школа рецептивной эстетики).

Формальная школа в литературоведении. История ОПОЯЗа. Общие методологические установки формального метода: критика академического литературоведения, язык практический и язык художественной литературы, «поэзия есть высказывание с установкой на выражение» (Р.Якобсон), «литературное произведение есть чистая форма», «искусство как прием» (В.Шкловский), проблема семантики в формальной школе, проблема эволюции литературы, «остранение», проблема «заумного языка». Формирование теоретических принципов построения истории литературы. «Литературный факт» и «литературная эволюция» (Ю.Н.Тынянов).
Структуральная школа в литературоведении. Развитие концепций формальной школы и семиотических учений. Проблема построения универсальной научной парадигмы. Семиотическое понятие знака. Знак и код. Моделирование текста. Текст и произведение. «Тартуская» и «московская» школы в истории отечественного структурализма.
Социологический метод в литературоведении. Идея среды, формирующей общественное сознание, и ее переосмысление с точки зрения марксизма: отражение существенных сторон жизни и проблема типического; литература как средство преобразования жизни; классовый характер «отражения». «Вульгарный социологизм» (Фриче и др.), марризм, «формально-социологический метод» (форсоц). Теория соцреализма. «Тотальность» мира и социальная ангажированность писателя.
Постструктурализм и деконструктивизм. Их появление как реакция на методологический кризис современной науки о литературе. «Невозможность теории» (Поль де Ман). Разрушение текста как структуры («смерть субъекта»; текст как хаотический набор «следов»; редукция знака). Интерпретация текста как демонстрация непонимания. От научного описания к эссеистической критике. Письмо.
Поэтика
Поэтика как наука о системе средств выражения в литературных произведениях. Многозначность понятия «поэтика». Современные понимания: «внутренние принципы построения», «теория литературы», «теория поэзии», «теория отдельного произведения», «теория литературоведения» (метапоэтика).. Развитие поэтики: от «предписания» к «описанию» и выявлению общих законов построения.
Художественный текст. Понятие «литературности»

«Литературность» как обозначение специфических отличий художественного текста. Историческая изменчивость этого понятия ( от «воспроизводимости» и «сакральности» через ориентацию на стиль и образец к личному творчеству). Трактовка «литературности» в поэтиках разных времен. Повторяемость двух определений: 1) «совершенное в себе самом» (самодостаточность); 2) «подражание» реальным или вымышленным явлениям (фикциональность).

Развитие этих определений в поэтике ХХ в :

1.Коммуникативная идея Р.О.Якобсона. Шесть функций языка. «Поэтическая функция» (= литературность) как направленность на само сообщение, сосредоточие внимания на сообщении ради него самого. Понятие селекции и комбинации. Поэтическая функция как проекция принципа эквивалентности с оси селекции на ось комбинации. Следствия подобного понимания: «ощутимость» формы художественного текста, «непрозрачность» его языка. Трактовки эстетического эффекта «затрудненной формы». Понятие «остранения».

Понимание Р.О.Якобсоном поэтики как части лингвистики. Противоречия этого подхода.

2. Идея фикциональности. От формулировок Аристотеля до современных (не истинное и не ложное высказывание). Парадоксы восприятия «вымышленного» мира.

Современная критика обоих подходов за «неспецифичность» (Ц.Тодоров, И.П.Смирнов и др.)
Поэтика и ее виды

Нормативные поэтики

Нормативные элементы в поэтиках Аристотеля и Горация, их различия в понимании задач искусства. Неотделимость предписания от исследования закономерностей художественного творчества и законов построения произведения. Ориентация на правила и ориентация на образец, их взаимодополнительность.

Значение нормативных поэтик для современного исследователя: понимание задач писателя и определение горизонта ожидания читателя.

Манифест как явление литературы нового времени, родственное нормативным поэтикам. Изменение адресата в манифесте по сравнению с нормативной поэтикой. Риторика манифеста, его полемическая направленность. Преодоление выражаемых манифестами правил художественной практикой данного направления (на примере футуристов). Невозможность адекватного автоописания «изнутри» данной художественной системы.

Литература и канон. Связь нормативных поэтик с каноническим искусством (имплицитно нормативным). Истоки «стихии повторяемости» в архаическом и традиционном фольклоре: мнемотехническая функция и сакральность. Связь жанра с внелитературной ситуацией в фольклоре и древней литературе. Стилистические клише. «Удовлетворенное ожидание» как основа эстетической реакции. Появление авторства как разновидности канона. Варианты организации канонических жанровых систем: 1) закрепленность стиля за темой; 2) закрепленность стиля за внелитературной ситуацией. Смешанные формы. Примеры «литературного этикета» (Д.С.Лихачев).

Осмысление принципа традиции в классицизме, допущение момента выбора. Выдвижение жанра как ведущей поэтологической категории.

Падение канонического искусства в романтическую эпоху.

Канон и шаблон. Особенности «массовой литературы». Историческая относительность понятия «массовая литература» и ее оценки. «Массовая литература» как источник новых форм «высокой» литературы (Ю.Н.Тынянов) и как материальный носитель «памяти жанра» (М.М.Бахтин, А.П.Чудаков). Необходимость исследования «массовой литературы» (В.М.Жирмунский).
Описательная и структурная поэтика. Задача описательной поэтики: поиск общих черт одного или нескольких литературных произведений. Уровни описания: отдельное произведение, ряд произведений одного писателя, ряд произведений одного литературного направления, одного жанра и т.д. Задача описания отдельного произведения: воссоздание пути от вымысла к окончательному воплощению. Внимание описательной поэтики к канонической и массовой литературе. Возможности построения общих схем в фольклорных произведениях и произведениях отдельного автора, литературного направления. Примеры «каталогизации» приемов в раннем формализме.

Переход от описания художественных средств к вопросу об их взаимоотношениях. Понятие «функции» в трактовке Ю.Н.Тынянова. Понятие структуры как автономного целого внутренних зависимостей, не сводимого к сумме своих элементов (Л.Ельмслев). Связь понятий «элемент» и «функция».

Структурная поэтика. Задачи анализа: выявление абстрактной структуры, текстопорождающих законов, стоящих за художественным текстом. Противопоставление этого подхода исследованию внелитературных закономерностей.

Понятия парадигматики и синтагматики художественного текста. Уровневая модель художественного текста и ее варианты (Р.Барт, Ц.Тодоров, Ю.Лотман и др.). Текст и «художественный мир». Взгляд на литературу как на вторичную моделирующую систему (Ю.М.Лотман). Тезис о зависимости информативности текста от его структурированности. «Красота есть информация» (Ю.М.Лотман).
Психопоэтика

Психопоэтика как альтернатива «формальным» теориям. Из истории психологических суждений об искусстве. Платон о роли поэзии в государстве; Аристотель о катарсисе; романтики о вдохновении и т.д. Неизбежность психологических предпосылок для любой поэтики. Аналитическая психология и психопоэтика.

Из предыстории психоаналитической поэтики. Вопрос о бессознательном и его познаваемости. Открытие С.Фрейда: возможность рассмотрения следов бессознательного в сознании. Примеры толкования сновидений, оговорок, описок и т.д. Метод свободных ассоциаций.

1.Психология бессознательного (нач. ХХ века). Экспансия психоанализа, его стремление объяснить все стороны человеческой деятельности. Точка зрения раннего Фрейда на искусство.

Сведение всех проблем к сексуальности в ранних работах Фрейда. «Эдипов комплекс» и трактовка Фрейдом «Гамлета», «Царя Эдипа». Статья «Достоевский и отцеубийство». Критика метода Фрейда в работах М.Бахтина, Л.С.Выготского и др. Переосмысление ранних фрейдистских работ в современной психопоэтике ( И.П.Смирнов и др.)

2.Эгопсихология. Усложнение Фрейдом понятия бессознательного. «Эго-оно-суперэго». Работы Фрейда о шутке и остроте и др. Переход от психобиографических задач к психологии восприятия. Функции литературы – в защите эго от запрещенных импульсов.

3. Психология личности. Выход за пределы понятия «эго», обращение к понятию личности в широком значении слова. Изучение межперсональных отношений.
Мифопоэтика

Мифопоэтика как интерпретация литературных произведений в свете их сходства с героями, сюжетами, значениями мифов.

Генетическая связь «миф-фольклор-литература». Значение мифа в происхождении эпоса и драмы. Сказка и героический эпос как формы сохранения и преодоления мифологии. От архаического эпоса к классическому, от волшебной сказки к новеллистической. Мифологическая основа античной литературы. Отдаленная связь с мифом в средневековой литературе (рыцарский роман). Эстетизация мифологии в литературе нового времени и изменение задач мифопоэтики. «Вечные образы» как новое мифотворчество. Неомифологизм в романтизме и символизме. Мифология как инструмент структурирования художественных текстов в литературе ХХ века (Джойс, Т.Манн).

Основания типологического подхода в мифопоэтике: 1) тезис об имманентности мифа творческому сознанию; 2) миф как эвристический и структурный принцип для автора и читателя.

Антропологический (ритуально-мифологический) подход. Тезис Кэмбриджской школы об универсальности мифа и ритуала и их фундаментальном сходстве. Повторение изначальных мифологических образов в литературе по Дж.Фрэзеру (умирающий и воскресающий бог, козел отпущения, мать-богиня и др.) Новизна мифопоэтического подхода: поиск значений, которые не могли быть приписаны тексту ни авторами, ни первыми читателями.

Преобразование мифопоэтики в структурных исследованиях. Объяснение сходства мифов отдаленных культур не единством человеческого мышления (Фрэзер), а внутренними структурными образцами (К.Леви - Строс).

Психологический подход в мифопоэтике. Точка зрения Юнга: бессознательное – общая для всех людей символическая структура. Понятие архетипа как потенциальной способности психики выражать себя в определенных архаических формах. Различие архетипа и архетипического образа.

Архетипические ситуации, темы, герои и т.д. Метод архетипической поэтики: прослеживание определенного мотива от мифа до современной литературы. Неизбежность редукционизма в мифопоэтике.
Социопоэтика

Основания социопоэтики: выход за пределы формального анализа к экспрессивным и миметическим теориям. Внимание к категории автора, понятого как выразителя социального сознания определенной общественной группы в данный исторический момент.

Основания современной социопоэтики. Тезис о социальном коллективе как единственном субъекте художественного творчества. Вопрос о характере связи произведения с социальной группой ( классом ). Приемы социопоэтического анализа. Оценочность в социопоэтике.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы курсов и спецкурсов iconУчебная программа Полевая практика (уроки, практикумы, экскурсии)...
Номинация: Авторские учебные программы: программы элективных курсов, спецкурсов, факультативов, кружков
Программы курсов и спецкурсов iconМетафизика креативности
Работа может быть полезной для исследователей креативной проблематики, для интересующихся проблемами творчества, для студентов и...
Программы курсов и спецкурсов iconДоклад организация индивидуальных, групповых и курсов по выбору по предмету
Возможности же факультативных занятий, спецкурсов, групповых и индивидуальных занятий помогают рас­ширению и углублению знаний учащихся...
Программы курсов и спецкурсов iconОсновная образовательная программа основного общего образования государственного...
Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Программы курсов и спецкурсов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности 826
Программы курсов и спецкурсов iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
Программы курсов и спецкурсов iconПротокол № от 20 г
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Программы курсов и спецкурсов iconВходной тест по управлению проектами
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Программы курсов и спецкурсов iconЭкономический Кафедра менеджмента и маркетинга
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Программы курсов и спецкурсов iconКоротков Эдуард Михайлович, д э. н., профессор, зав кафедрой менеджмента...
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Программы курсов и спецкурсов iconОбучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Программы курсов и спецкурсов iconУчебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических...
Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред сост. В. В. Молзинский; Санкт-Петербургский...
Программы курсов и спецкурсов iconПрограмма наименование дисциплины Международное право Рекомендуется...
Знания, полученные студентами в рамках данного курса, могут быть использованы ими при освоении спецкурсов, преподаваемых в рамках...
Программы курсов и спецкурсов iconУчебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, тоипкро....
Программы курсов и спецкурсов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении...
Программы курсов и спецкурсов iconОбщие положения Программы отдельных учебных предметов, курсов должны...
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск