Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов





Скачать 366.96 Kb.
НазваниеРазвитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов
страница1/3
Дата публикации07.09.2014
Размер366.96 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


КУФТЫРЕВА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА
РАЗВИТИЕ ГОЛОСОВ РАСШИРЕННОГО ДИАПАЗОНА

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОКАЛИСТОВ
Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук
Москва 2013

Работа выполнена на кафедре культурологии и методологии музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Заслуженный работник высшей школы РФ Рапацкая Людмила Александровна
Официальные оппоненты: Зацепина Мария Борисовна

доктор педагогических наук,

профессор кафедры эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Московского государственного гуманитарного университета

им. М.А.Шолохова»
Агин Михаил Суренович

кандидат педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой сольного пения

ФГБОУ ВПО «Российской академии музыки имени Гнесиных»,

Заслуженный деятель искусств РФ,

Заслуженный работник высшей школы РФ

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусства»
Защита состоится «04» декабря 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул.Берзарина, д.4.

Электронная версия автореферата размещена на сайтах: Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru) и МГГУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru).

Автореферат разослан « » 2013 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Р. Геворгян


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной профессиональной подготовки вокалистов является максимальное развитие певческих навыков для реализации творческих возможностей в различных сферах культуры, образования и искусства. В теории и практике вокального образования особое значение приобретает проблема диагностики типа голоса, поскольку развитие голосовых данных и формирование вокально-технических навыков вследствие ошибочного определения может привести к вокальной деградации и в дальнейшем к профессиональной непригодности.

Известно, что на протяжении XIX-XX веков было немало исполнителей, которые оставили яркий след в истории мирового музыкального искусства и обладали уникальными вокальными данными, позволявшими исполнять оперные партии, предназначенные для различных типов женских голосов (контральто, меццо-сопрано, драматического, лирического и даже колоратурного сопрано): М.Малибран (1808-1836), П.Виардо (1821-1910), К.Ферни-Джиральдони (1841-1923), Дж.Паста (1797-1865), Дж.Гризи (1811-1869), Р.Понсель (1897-1981), Л.Генчер (1924-2008), М.Каллас (1923-1977), Дж.Сазерленд (1926-2010), Ф.Литвин (1861-1936), Е.С.Уранова-Сандунова (1772-1826), Е.А.Массини (1838-1912), Н.С.Ермоленко-Южина (1881-1937) и другие. Описание подобных голосов часто встречается в литературе по истории вокального искусства и вокальной педагогики, а также в справочных изданиях о русских и зарубежных вокалистах (М.С.Агин, Л.Б.Дмитриев, Ю.Кестинг, Дж.Лаури-Вольпи, С.Ю.Левик, В.П.Морозов, И.К.Назаренко, А.М.Пружанский, В.В.Тимохин, Е.С.Цодоков, Р.Юссон и другие). Но в то же время в научных и методических трудах нет однозначного подхода к голосам такого типа: встречаются определения «сопрано – меццо-сопрано», «голос расширенного диапазона», «голос смешанного типа», soprano sfogato (сопрано свободное), soprano assoluto (сопрано абсолютное) и другие. В данном исследовании мы используем понятие «голос расширенного диапазона».

Голоса расширенного диапазона (рабочий диапазон в две с половиной – три октавы) отличаются сочетанием яркости и насыщенности звучания грудного регистра, темной окраской тембра, типичных для меццо-сопрано и контральто; легкостью звучания верхнего участка диапазона и способностью к технике беглости, характерных для колоратурного сопрано, что в совокупности является ярким выразительным средством для воплощения музыкально-драматического образа и позволяет исполнять обширный репертуар для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое, лирическое и колоратурное сопрано).

Вокально-технические характеристики, тесситурные и тембральные особенности голосов расширенного диапазона нашли отражение в вокальных оперных партиях итальянских композиторов В.Беллини и Г.Доницетти, написанных для конкретных исполнительниц. В современном музыкальном театре оперные партии, написанные для голосов расширенного диапазона, часто исполняются высокими сопрано, голосовые возможности которых позволяют преодолеть тесситурные и технические трудности. Однако высоким сопрано не хватает драматической составляющей при исполнении подобных партий в силу их тембральных особенностей. В результате музыкально-драматический образ, созданный с помощью вокально-технических средств высоких голосов, не получает полного воплощения, о чем неоднократно указывалось в трудах по музыкальной критике и музыковедению.

Сегодня проблема развития голосов расширенного диапазона является малоизученной, поскольку существование данного типа голоса относят к области истории вокального искусства. Отсутствуют критерии для классификации подобных голосов, не разработаны методические рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в практической работе с голосами расширенного диапазона. В практике вокального образования подобные голоса встречаются, но в связи с отсутствием разработанной методики обучения, учитывающей сложную структуру (наличие четырех регистров) голосов расширенного диапазона, данный тип голосов часто не получает полного развития своих вокально-технических возможностей.

В связи с сочетанием качеств, характерных для разных типов женских голосов, голоса расширенного диапазона часто определяют как какой-либо другой тип певческого голоса (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано). В процессе обучения это может привести к фальшивому интонированию верхнего участка диапазона голоса, к несглаженности регистров (резкие переходы из грудного в средний регистр и потеря звучности на переходных нотах) и неровности звучания, к потере верхнего участка диапазона голоса, и как следствие – невозможности профессиональной певческой деятельности. Нередко смена режима звучания (меццо-сопрано – сопрано – колоратурное сопрано) у некоторых обучающихся происходит в течение учебного процесса несколько раз, а возникновение голосовых проблем вынуждает менять вокальных педагогов. В результате неизбежно происходит стирание прежних и формирование новых вокальных навыков, а также подготовка другого вокального репертуара. Все это затягивает процесс обучения и затрудняет формирование качественного певческого звукообразования.

Все сказанное позволило выявить в содержании профессиональной подготовки вокалистов противоречия, а именно:

-между практикой классического вокального исполнительства и отсутствием классификационных характеристик голосов расширенного диапазона в научно-исследовательской литературе;

-между вокально-техническими особенностями (большой диапазон, плотность тембрального звучания, насыщенность нижнего регистра, высокая тесситура, колоратурная беглость) женских оперных партий итальянских композиторов первой половины XIX века (Г.Спонтини, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти) и вокально-техническими возможностями певческих голосов, исполняющих в современном музыкальном театре главные женские партии в операх указанных композиторов;

-между накопленным педагогическим опытом в области вокального образования и отсутствием методических рекомендаций, связанных с развитием голосов расширенного диапазона и учитывающих их специфику.

Указанные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в том, чтобы выявить теоретические предпосылки развития голосов расширенного диапазона на основе анализа классификационных данных голосов этого типа и историко-культурных факторов, обусловивших их распространение в оперном театре в прошедшие периоды, и определить педагогические условия, специальные методы и приемы, способствующие развитию данного певческого голоса.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов».

Цель исследования – теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия и методы развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки взрослых вокалистов.

Объект исследования – профессиональная подготовка вокалистов в музыкальных учебных заведениях.

Предмет исследования – процесс развития голосов расширенного диапазона в условиях профессиональной подготовки вокалистов.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов будет эффективным, если:

-проанализировать феномен голосов расширенного диапазона в теории и практике отечественной и зарубежной вокальной педагогики и мирового музыкального искусства;

-определить характерные свойства голосов расширенного диапазона и основные критерии их классификации;

-выявить педагогические условия работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона, учитывающие сложную регистровую структуру данного типа голосов и способствующие их развитию;

-разработать и применить в процессе обучения специальные методы развития голосов расширенного диапазона, направленные на выявление уникальных вокальных возможностей этих голосов и формирование вокально-технических навыков и учитывающие физиологические особенности строения певческого аппарата.

На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать проблему голосов расширенного диапазона в теории и практике мирового музыкального искусства: изучить теоретические предпосылки, которые обусловили широкое распространение голосов расширенного диапазона в период расцвета оперного искусства.

  2. Изучить современную трактовку голосов расширенного диапазона на основе анализа теории, методики и практики работы с голосами данного типа.

  3. Определить основные критерии классификации голосов расширенного диапазона, вытекающие из анализа характерных особенностей данного типа голосов.

  4. Определить педагогические условия работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона, и разработать специальные методы развития голосов данного типа в процессе профессиональной вокальной подготовки.

  5. Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации специальных методов развития голосов расширенного диапазона и показать их значимость в процессе профессиональной подготовки вокалистов, обладающих данным типом голосов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, М.Б.Зацепина, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая и другие), работы по истории музыкального искусства (М.М.Друскин, Ю.В. Келдыш, В.Д. Конен, Б.В. Левик, Т.Н. Ливанова, К.К. Розеншильд и другие), работы по истории и теории вокальной педагогики (М.С. Агин, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Г. Ниссен-Саломан, М.А. Дейша-Сионицкая, Фр. Ламперти, Дж. Лаури-Вольпи, М.Гарсиа, И.К. Назаренко, И.П. Прянишников, С.М. Сонки, Л.К. Ярославцева и другие), исследования в области теории вокального искусства (А.М. Вербов, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, Г.П.Стулова, Е.П. Чернозатонская, С.П. Юдин, Р. Юссон, В.И. Юшманов и другие).

Для решения поставленных задач был применен комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ научной литературы по теории и истории музыкального и вокального искусства, справочной, вокально-педагогической и методической литературы; сравнение, систематизация, классификация и синтез теоретических позиций, взглядов, оценок; изучение, анализ и обобщение практического педагогического опыта в области обучения академическому вокалу; целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование, педагогический эксперимент и обобщение полученных данных, анализ экспериментальных показателей.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Студия классического вокала «Арион» (ГБУК «ДК «Стимул»), Народный театр «Оперетта на Таганке» (ГБУК «ДК «Стимул»), дополнительное профессиональное образование по программе «Академический вокал» МГГУ им. М.А.Шолохова.

Апробация теоретических положений, разработанных в диссертации осуществлялась в процессе работы автора в Студии классического вокала «Арион» (ГБУК «ДК «Стимул»), Народном театре «Оперетта на Таганке» (ГБУК «ДК «Стимул»), а также в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования в условиях учебного процесса дополнительного профессионального образования на факультете Культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А.Шолохова.

Основные этапы исследования. Настоящее исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2013 год.

Первый этап исследования (2005 – 2009 гг.) – накопление опыта вокальной исполнительской и педагогической деятельности, изучение и анализ историко-теоретической и вокально-педагогической литературы по проблеме исследования, а также анализ и обобщение педагогического опыта работы с голосами расширенного диапазона; проводились беседы с педагогами и обучающимися, обладающими голосами данного типа, и осуществлялось наблюдение за развитием певческих навыков этих обучающихся.

Второй этап исследования (2010 – 2011 гг.) – продолжение теоретико-методологической стадии (работа с научной литературой, изучение и систематизации научно-методических материалов), определение педагогических условий работы с вокалистами, обладающими вокальными данными голосов расширенного диапазона, разработка комплекса методов развития данного типа голосов.

Третий этап исследования (2011 – 2013 гг.) – апробации педагогических условий и выявленных специальных методов развития голосов расширенного диапазона в рамках обучающего эксперимента. На данном этапе проанализированы и обобщены результаты практической работы, уточнены теоретические положения и сформулированы основные выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1.Исследован феномен голосов расширенного диапазона в мировом музыкальном искусстве XIX-XX веков и выявлены теоретические предпосылки развития голосов данного типа.

2.Проанализированы классификационные характеристики голосов расширенного диапазона на основе выявления вокально-технических возможностей и специфических признаков, что позволило выделить их в отдельную категорию женских голосов.

3.Определены педагогические условия развития голосов расширенного диапазона взрослых обучающихся в процессе профессиональной подготовки, а именно:

-определение голосов расширенного диапазона на начальном этапе обучения;

-опора на специальный вокальный репертуар, включающий параллельное изучение вокальных произведений, написанных для разных типов женских голосов;

-поэтапное построение учебного процесса, вытекающее из специфики постепенного формирования тембрального звучания (от низкого типа звучания к более высокому).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

-внесен вклад в теорию и методику преподавания академического вокала: комплексно изучена проблема голосов расширенного диапазона (проанализированы и обобщены материалы, содержащие сведения по теоретическим и практическим аспектам развития голосов данного типа, разработаны методические рекомендации, основанные на специфике певческого аппарата голосов расширенного диапазона);

-обоснован и экспериментально апробирован комплекс специальных методов развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов (метод повышенной интенсивности; метод максимальной нагрузки на диапазон; метод воспитания физической и певческой выносливости; метод темповой и регистровой вариативности; метод установки на резонаторную настроенность голоса).

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

-использование представленных в диссертации педагогических условий и применение специальных методов развития голосов расширенного диапазона способствуют формированию качественного певческого голосообразования и позволяют решать в условиях учебного процесса поставленные педагогические задачи по развитию вокальных навыков, а также по исправлению и предупреждению возможных вокальных недостатков на всех этапах обучения;

-выводы, сделанные в диссертации, могут быть использованы в педагогической работе в области дополнительного и профессионального вокального образования (музыкальный колледж, консерватория, университет).

-некоторые методы развития голосов расширенного диапазона, такие, как метод воспитания физической и певческой выносливости, метод темповой и регистровой вариативности, метод установки на резонаторную настроенность голоса, могут использоваться при практической педагогической работе с другими типами голосов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией исследования, адекватной его специфике, цели и задачам; использованием широкого круга научных, методических, литературно-исследовательских и справочных источников, связанных с проблематикой исследования; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования; апробацией и комплексным анализом полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Голос расширенного диапазона – это низкий женский певческий голос, при этом обладающий рабочим диапазоном от фа малой до фа третьей октавы; голос-гибрид, сочетающий диапазоны трех типов женских голосов (меццо-сопрано, сопрано и колоратурного сопрано), с присущими им характерными качествами и свойствами. Голос расширенного диапазона отличается плотным насыщенным тембром, ярким и полнозвучным грудным регистром, легкостью верхних нот, подвижностью, гибкостью и беглостью, что позволяет исполнять меццо-сопрановые, драматические, лирические и колоратурные партии.

2.Теоретическими предпосылками развития голосов расширенного диапазона в процессе обучения являются:

-обобщение опыта использования голосов расширенного диапазона в оперном репертуаре XIX-XX веков;

-классификация голосов расширенного диапазона на основании вокально-технических характеристик (диапазон, регистры, переходные ноты, тембр, тесситура), вокальных возможностей, свойств и качеств, что позволило выделить их в отдельную категорию женских певческих голосов;

-анализ профессиональной подготовки исполнителей, обладающих голосами расширенного диапазона.

3.Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов зависит от реализации педагогических условий, включающих:

- определение голосов расширенного диапазона на начальном этапе обучения на основании выявленной характеристики голосов данного типа, содержащей их основные критерии и классификационные данные;

- опора на специальный вокальный репертуар, включающий параллельное изучение произведений, написанных для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано), что дает интенсивную и равнозначную нагрузку на все регистры и участки обширного диапазона голосов данного типа;

- поэтапное построение учебного процесса (первый этап – условное название «меццо-сопрано»; второй этап – условное название «сопрано»; третий этап – условное название «легкое сопрано»), открывающее возможность постепенного освоения различных типов тембрального звучания.

4.Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов зависит от использования комплекса специальных методов обучения, среди которых: метод повышенной интенсивности; метод максимальной нагрузки на диапазон; метод воспитания физической и певческой выносливости; метод темповой и регистровой вариативности; метод установки на резонаторную настроенность голоса, учитывающих физиологические особенности строения певческого аппарата данного типа голосов и способствующих формированию навыков выдерживания высокой или низкой тесситуры при исполнении вокальных произведений.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на заседаниях кафедры Культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, путем публикации статей, отражающих основные положения данного диссертационного исследования, в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях (Международная научно-практической конференция «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве», Москва 2011, 2012, 2013). Внедрение основных положений диссертации осуществлялось на индивидуальных занятиях по программе дополнительного профессионального образования «Академический вокал» на факультете Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, а также на индивидуальных занятиях, в репетиционной и концертной практике с обучающимися Студии классического вокала «Арион» и участниками Народного театра «Оперетта на Таганке» Государственного бюджетного учреждения культуры «ДК «Стимул».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература, включающего 144 наименования, и приложений. Приложения диссертации составляют: 1) «Голоса расширенного диапазона в истории вокального искусства XIX-XXвеков (обобщенные данные из справочных источников)»; 2) «Вокальные упражнения для голосов расширенного диапазона (Метод установки на резонаторную настроенность голоса)».


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы; формулируются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются этапы исследования; излагаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические предпосылки развития голосов расширенного диапазона» посвящена изучению феномена голосов расширенного диапазона на основе анализа проблемы голосов данного типа в теории и практике мирового музыкального искусства и основных научно-исследовательских направлений зарубежной и отечественной вокальной педагогики. Также в главе дана характеристика голосов расширенного диапазона, определены основные критерии их классификации и выделены педагогические условие работы с вокалистами, обладающими голосами данного типа, способствующие их развитию.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconРеферат. Политическое развитие государства в годы правления первого президента
Ельцин 1420 голосов, ныне позабытый Собчак -350 голосов, Гавриил Попов, известность которого давно перекрыта славой Лужкова 215 голосов,...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconС. А. Хазова Развитие конкурентоспособности специалистов по физической...
Печатается по решению редакционно–издательского совета Адыгейского государственного университета
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов icon«Развитие творческих способностей обучаемых в процессе профессиональной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Лодейнопольский...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов icon"Место и роль ит в избирательном процессе в сша"
Использование информационных технологий в процедурах голосования и подсчета голосов. 20
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconМеждународный конкурс юных вокалистов академического жанра на приз...
Конкурс юных вокалистов академического жанра на приз города Екатеринбурга как социально-художественное и музыкально-педагогическое...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconНаучно-исследовательская работа студентов колледжа
На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconОтчет о деятельности сро нп “проектцентр” в 2011 г. Отчет Правления...
Всего: 189 членов. Присутствовало 125 членов. Явка – 66 %. Количество голосов – 125 голосов (66 %). Кворум для принятия решений достигнут...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Вселенной. Курс рассчитан на разную категорию учащихся различающуюся уровнями подготовки по предмету с достаточным уровнем познавательного...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этим подчеркивается значимость учебного курса в процессе профессиональной подготовки учителя истории
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconФормирование историко-математической компетентности будущих учителей...
Работа выполнена в гоу впо «Калужский государственный педагогический университет имени К. Э. Циолковского»
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов icon1 Место дисциплины в процессе подготовки бакалавра
Сформированность у студента социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconВ процессе практики перечисленные виды деятельности
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconОткрытого урока
Цель: Повышение качества преподаваемых предметов и выявление уровня профессиональной компетенции и методической подготовки учителей,...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconРезультатом обучения по основной профессиональной образовательной...
Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального...
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconПрограмма элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки...
Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов iconСтановление и развитие профессиональной подготовки журналистких кадров...
Работа выполнена на кафедре журналистики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск