Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения





Скачать 130.46 Kb.
НазваниеСтандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения
Дата публикации14.09.2014
Размер130.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований ФГОС к результатам обучения.

Руководитель ГМО Красильникова Е.В. 27.08.2013

http://www. ed. gov. ru/ob-edu/noc/rub/standart

Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования". Новые поколения государственных стандартов фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п. Российские стандарты определяют требования не только к выпускнику как результату образования, но и к качеству образования, а также, в какой-то мере к самому образовательному процессу.

Стандартизация качества образования ориентирована на достижение, результатов в приобретении: навыков устной и письменной коммуникации; основ математики и естественных наук; навыков работы с информационными технологиями; развитого креативного мышления; потребности в непрерывном образовании, постоянной работе, требующей личностных усилий; умения работать в группах, способности к интегральному использованию знаний; инициативности, в т. ч. в приобретении знаний и в их продуктивном применении; культурной восприимчивости; способности принимать самостоятельные решения и нести за них социальную и личностную ответственность.

Стандарты образования призваны обеспечить общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные требования к образованию на основе самоопределения и саморазвития личности. Главная функция стандарта – повышение качества образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. ( Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. №413)

Среди главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать следующие:

1) содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим из себя систему ключевых понятий географической картины мира;

2) выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;

3) большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс;

4) в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.

На основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования составлена ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ, ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Базовый уровень), ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Профильный уровень).

Примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом, авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, отведенных на предмет базисным учебным (образовательным) планом образовательных учреждений общего образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть любого авторского курса географии для основной школы должна полностью включать в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 180 ч. Оставшиеся 58 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени изучения тех тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в качестве рабочей. РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ – НАШЕ ТВОРЧЕСТВО.

Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает. Авторские рабочие программы составляются авторами учебников на основе Фундаментального ядра содержания и на основе Примерной программы.

Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент государственного образовательного стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс-35 ч., 7 класс-70 ч., 8 класс-70 ч., 9 класс-70 ч. Вместе с тем в рамках регионального компонента областного базисного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение», который рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо выделяем, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ предполагает изучение учащимися курса географии в 6 классе в полном объеме. С 2012 года с введением ФГОС второго поколения планируется преподавание географии с 5 класса-1час недельной нагрузки по программе прикладного краеведения (модуль «Моя лаборатория»), куда войдёт практическая часть учебной программы по географии 6 класса первого полугодия с ориентацией проведения наблюдений, исследований за объектами природной и социальной среды территории проживания, формирования методов и источников познания основ школьной географии.

Особенностью географического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент базисного учебного плана включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Учебное время, отведенное для изучения географии на базовом уровне, составляет 70 часов в год (т. е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то учебное время составляет 210 часов (за два года).

При составлении рабочей учебной программы учитель должен использовать в качестве основы примерную учебную программу, или примерную программу вместе с любой из вариативных программ, соблюдая преемственность в обучении с 6 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.

Примерное количество обязательных практических работ и экскурсий.

Класс Количество практических работ Количество экскурсий

6 9 2

7 10 1

8 7 1

9 7 1

10 7

Тематика обязательных практических работ в 6 классе

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя:

чтение плана местности, географической карты,

ориентирование на местности,

проведение съемки местности и составление простейшего плана,

определение координат географических объектов по глобусу и географической карте,

нанесение географических объектов на контурную карту,

описание географического объекта (формы рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану,

проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графиков суточного, месячного, годового хода температуры, диаграммы осадков, розы ветров. Описание погоды за определенный промежуток времени,

наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.

Тематика обязательных практических работ в 7 классе

При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.

Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».

Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.

Характеристика географического положения материка.

Комплексная характеристика одного из океанов.

Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.

Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей, стран, территорий.

Сравнительная характеристика крупнейших рек.

Географическое описание одного из островов.

Характеристика факторов, влияющих на смену природных зон.

Выявление связей между компонентами в природных комплексах.

Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

Тематика обязательных практических работ в 8 классе

Характеристика географического положения России (вариант - Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на контурной карте стран - соседей России.

Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей

Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.

Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.

Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.

Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.

Тематика обязательных практических работ в 9 классе

Обозначение на контурной карте природных, географических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).

Чтение и анализ тематических отраслевых карт.

Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.

Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.

Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России.

Комплексная характеристика одного из районов.

Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.

Тематика обязательных практических работ в 10 классе

Характеристика геополитического положения страны (по выбору).

Ресурсообеспеченность различных стран и регионов.

Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).

Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.

Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.

Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.

Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки

Главной особенностью ФГОСов является наличие требований к результатам обучения географии:

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

Ставить учебные задачи,

Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные

учебно-логические:

Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

Систематизировать информацию;

Структурировать информацию

Определять проблему и способы ее решения;

Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные: поиск и отбор необходимых источников информации;

представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст); использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами; составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметными результатами являются: 1.формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, и их необходимости для решения современных задач(рацион природопользование, охрана окружающей среды…)

2. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты…

3. овладение практическими умениями использования приборов и инструментов для определения некоторых характеристик компонентов природы

4.Овладение основами картографической грамотности

5. Овладение основными навыками поиска, использования и презентации географической информации

6.формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни….

Итак, в основе образовательного процесса с учётом требований нового ФГОС должен быть деятельностный подход по формированию универсальных учебных действий учащихся, направленных на применение полученных теоретических знаний в реальных жизненных ситуациях, решении проблем личностно и для общества значимых.

Отсюда, требуется повышение методического уровня преподавания географии в школе. Это относится к традиционным технологиям обучения – работе с текстом, картографическим, графическим, статистическим, иллюстративным материалом учебника, проведению практических работ, выполнению заданий. Это относится и к таким относительно более новым направлениям как создание проблемных ситуаций, выполнение учебных проектов, проведение имитационно-ролевых игр, использование тестов, организация работы на местности. К этому нельзя не добавить и развитие новейших технологий, связанных с мультимедийными средствами обучения, а также с использованием Интернет-ресурсов и геоинформационных систем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconРабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе:...
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconПояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного...
Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897)
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слайд- презентации по теме: «Современный урок в аспекте требований фгос» (выступающие Стародубова Татьяна Владимировна, Симендейкина...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconПримерная программа по русскому языку для 6 класса основной общей...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения icon«Литература» ( 5 класс фгос)
М.: Вентана – Граф, 2014. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования,...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconПрограмма по биологии для средней школы составлена на основе Фундаментального...
Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (фгос ооо, М.: «Просвещение», 2011 год)
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconПрограмма по русскому языку составлена -с учетом требований к результатам...
...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconОб осуществлении контроля успеваемости
Фз с внесенными изменениями Федеральным законом от №11-фз от 03. 02. 2014г., Устава школы, должностных инструкций учителей, требований...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconПояснительная записка программа основного общего образования по геометрии...
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (фгос), с учетом требований к результатам освоения...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconРабочая программа по литературе для основной школы составлена на...
Фгос) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных...
Стандартизация российского образования. Преподавание географии в аспекте требований фгос к результатам обучения iconВыпускная работа слушателей должна состоять из двух разделов
Целью данного положения является стандартизация требований к выпускным работам, что позволит повысить качество обучения слушателей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск