Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи





Скачать 156.38 Kb.
НазваниеГосударственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи
Дата публикации12.07.2013
Размер156.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
Глубокоуважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Государственная политика в области охраны здоровья детей в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Так, в середине ХVШ века гений Ломоносова в трактате «О сохранении и размножении российского народа» определил основные пути по охране здоровья детей, а стараньями выдающегося государственного деятеля И.И. Бецкого и державной волею Императрицы Екатерины П реализован грандиозный проект – основаны Императорские Воспитательные дома в Москве и Петербурге. Московский воспитательный дом, претерпев ряд организаций, функционирует и ныне в виде не имеющих в мире аналогов Научного центра здоровья детей РАМН. Конечно же, образцом успешной государственной политики в области охраны здоровья детей явилось создание в Советской России государственной системы охраны здоровья детей, которая доказала свою высокую эффективность и стала примером для создания аналогичных служб во многих странах.
Настоящий Национальный форум, организованный партией «Единая Россия» и Союзом педиатров России, - это, прежде всего, попытка осмыслить какой по содержанию, целям и задачам, должна быть государственная политика в области охраны здоровья детей в современной России, чтобы, с одной стороны, она была адекватной реалиям сегодняшнего дня, а с другой, отвечала замыслам и целям стратегии «2020», предложенной лидером нашей партии «Единая Россия» В.В.Путиным.
Почему для Российской Федерации весьма актуализировался вопрос о проведении активной государственной политики в области охраны здоровья детей? Отвечая на этот вопрос, мы бы выделили следующие три чрезвычайные обстоятельства. Во-первых, в условиях сформировавшегося устойчивого демографического кризиса, депопуляции населения приоритетной задачей стало сохранение жизни и здоровья каждого, без исключения ребенка. Во-вторых, в стране, если уже не происходит ухудшение, то отмечается стагнация основных показателей состояния здоровья детского населения. В-третьих, принятие в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка положило начало формированию нового, более высокого уровня ответственности государства и общества за осуществление права детей на жизнь, здоровье и развитие в благоприятных условиях. Россия присоединились к этой Хартии прав ребенка и, следовательно, обязалась законодательно закрепить гарантии на охрану здоровья детей. Наконец, следует учитывать и форс-мажорное обстоятельство – разразившийся мировой экономический кризис, коснувшийся и нашей страны.
Государственную политику в области охраны здоровья детей можно определить следующим образом, это самостоятельное, приоритетное направление во внутренней политике, обеспечивающее целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждого ребёнка на охрану здоровья.
С удовлетворением можно отметить, что в Научном центре здоровья детей РАМН разработан Проект Концепции государственной политики Российской Федерации в области охраны здоровья детей, с текстом которой аудитории предоставлена возможность ознакомиться.
Прежде чем сказать о том, что сделано, а главное - что следует сделать государству в сфере охраны детства, хотим привлечь внимание и ещё раз обозначить болевые точки положения детей России. Это, прежде всего, крайне большой контингент детей, требующий специальной правовой и социальной защиты.
1. В России около миллиона детей и подростков живут на улице. При этом, 90% беспризорников имеют папу или маму, к которым они могли бы вернуться; но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье: алкоголизм и постоянные избиения. Около 700 тыс. являются т.н. социальными сиротами, т.е. при живых родителях воспитываются в государственных интернатных учреждениях.
2. Нетерпимо положение с насилием над детьми. В своем выступлении на Коллегии Министерства МВД Президент Д.А. Медведев сказал о том, что в прошедшем году было только зафиксировано 150 тыс. случаев насилий над детьми. По данным МВД около 2 тыс. детей ежегодно гибнут от насилия.
3. По многим позициям российские дети фактически не защищены. Так, 4,5 миллиона детей проживают с одним родителем, однако лишь треть разведенных женщин получают алименты.
4. Недостаточно (крайне слабо) социально защищены дети-инвалиды. А ведь таких детей в стране более 550 тыс.
5. Особая болевая точка, может быть, на сегодня наиглавнейшая и самая острая проблема – подростки. Вдумайтесь только в эти цифры: 8,5 тыс. лиц подросткового возраста находятся в воспитательных колониях для несовершеннолетних; в стране ежедневно употребляют алко¬гольные напитки (включая слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, 16 % школьников и 30% студентов хотя бы раз употребляли наркотики. В результате - имеют основание сетовать руководители промышленных предприятий и генералы на то, что скоро иссякнут трудовые резервы, что из некого будет формировать армию.
Если суммировать названные цифры, то окажется, что к контингенту высокого социального риска в нашей стране относится каждый четвертый ребенок
Продолжает вызывать тревогу ситуация с состоянием здоровья детского населения. Мы бы её обозначили так: ПРЕКРАЩЕНИЕ роста в последние 3-4 года, но все еще СТАГНАЦИЯ на высоком уровне основных показателей состояния здоровья детского населения. Хотя нельзя не отметить две положительные тенденции. Во-первых, это рост рождаемости (с 10,3 %о в 2003 г. до 12, 1%о в 2008 г).. Только в прошедшем году родилось детей на 107 тыс. больше, чем в 2007 г. А, во-вторых, младенческая смертность снизилась фактически до европейского уровня – до 8,5 на 1000 родившихся живыми в 2008 г.
Вместе с тем, смертность в более старших возрастах, особенно в подростковом, остается высокой. Показатель смертности российских подростков в 3-5 раз выше, чем в большинстве стран Европы (20-30 по сравнению с 100-110 на 100тыс. лиц соответствующего возраста).
Хотя в стране стабилизировалась заболеваемость новорожденных и детей первого года жизни, до 40% родившихся детей уже имеют различные расстройства здоровья, а у детей грудного возраста значительно возросла частота болезней нервной системы, органов пищеварения, мочеполовой системы, врождённых аномалий то есть тех болезней, которые в дальнейшем определяют социальные ограничения детей.
Результаты научных исследований показывают, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет. За последние 10 лет распространенность функциональных отклонений среди учащихся младшей школы повысилась на 85%, хронических болезней - на 84%, среди учащихся старшей школы - соответственно, на 74% и 40%. В структуре хронических болезней ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (24%), органов пищеварения (23%), нервной системы и психической сферы (20%).
Сохраняется неблагополучие в отношении показателей репродуктивного здоровья подрастающего поколения. Более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания. Более 40% мальчиков страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. За последние 5 лет частота расстройств менструации и гинекологических болезней среди девочек 10-17 лет увеличилась на 27%. Всеми этими причинами, во многом, объясняется то, что в стране более 5 миллионов семей являются бесплодными. Вот, между прочим, где лежит резерв по увеличению рождаемости в стране.
Государственной Думой и фракцией «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ» реализован достаточно большой комплекс законотворческих инициатив и мероприятий по охране материнства и детства, в целом, и охране здоровья семьи, матери и ребенка, в частности. Напомню о наиболее важных из них:
- в рамках завершившегося «Года семьи» принят базовый закон об опеке и попечительстве;
- внесены изменения в Семейный кодекс РФ, касающиеся существенного увеличения размера неустойки - с 0,1 до 0,5 % - за каждый день просрочки уплаты алиментов;
- увеличен стандартный налоговый вычет налогоплательщикам, на содержании которых находится ребенок (дети), с 600 до 1 000 рублей на каждого ребенка и установлен предельный размер дохода, при котором производится этот вычет - 280 тыс. рублей (ранее - 40 тыс. рублей);
- направлено дополнительное финансирование на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей - сирот и детей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышен размер стипендий для студентов вузов - до 1 100 рублей, для учащихся начального и среднего профессионального образования - до 400 рублей (начиная с 2005 года, их размер увеличен почти в 3 раза);
- постоянно индексируются средства материнского капитала и уже с 1 января 2009 года предоставлена возможность его досрочного использования на уплату основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным;
- активно идет процесс принятия технических регламентов – теперь при маркировке соковой продукции для детей первого года жизни не допускается указание возраста ранее 3-х месяцев (было «от рождения»), а в целях дополнительной защиты детей на упаковках адаптированных и последующих смесей должна быть предупреждающая надпись: «Для питания детей раннего возраста предпочтительнее грудное вскармливание».
Однако, при всем большом объеме выполненной работы по охране здоровья детей и некоторых положительных её результатах, мы никак не можем быть удовлетворены состоянием дела и чётко понимаем о необходимости комплексного, целевого, системного подхода к реализации задач по сохранению, укреплению и улучшению состояния здоровья детского населения России.
Выполненный комплекс теоретических и прикладных исследований в сфере состояния и охраны здоровья детского населения Российской Федерации, многолетний опыт законотворческой работы позволил обосновать и сформулировать основные принципы и направления внутренней политики государства в деле охраны детского здоровья.
Методологической основой и важнейшими принципами Государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации должны быть:
I. Законодательное (правовое) обеспечение прав детей на жизнь и охрану здоровья.
II. Программно-целевой подход.
III. Межсекторальный подход.
IV. Региональный подход.
V. Приоритет профилактических мер.
VI. Приоритетное внимание детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
I. Первым действием по формированию научно-обоснованной, целенаправленной и эффективной Государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации должно стать принятие «Федерального закона об охране здоровья детей». Хочу со всей ответственностью подчеркнуть, если этот Закон не сумеем принять, то не будет правовой основы для эффективной государственной политики, и, следовательно, все наши разговоры о необходимости её проведения останутся «pia desideria» (благочестивым пожеланием!).
Другой, не менее важной законотворческой задачей является безусловная необходимость привести федеральное и региональные законодательства в части охраны здоровья детей в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребёнка», включая ответственность государства за формирование здорового образа жизни детей.
Здесь не можем не привлечь внимания к проблемам регионального законотворчества. Только в 20 субъектах РФ приняты законы «О правах ребенка» и лишь в 7 регионах – законы «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства». Также приходится с сожалением констатировать, что многие законодательные нормы в субъектах Российской Федерации характеризуются декларативностью и дублируют федеральные законодательные акты, при этом не учитываются местные социально-экономические, демографические и другие особенности. Но главным их недостатком является несоответствие главному принципу здравоохранительной деятельности в области охраны здоровья детей — принципу приоритетности мер профилактики. Более того, в некоторых региональных законах нормы, касающиеся профилактики, не обеспечивают необходимый объем этой работы, зафиксированный в федеральном законодательстве.
Рассчитываем, что правовое обеспечение охраны здоровья детей заметно повысится с выходом следующих законов, над принятием которых сейчас мы активно работаем в стенах Государственной Думы:
- принят в первом чтении законопроект Президента Российской Федерации которым предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право устанавливаться меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в помещениях, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка, а также меры по ограничению пребывания указанных лиц в общественных местах в ночное время;
- принят в первом чтении законопроект о социальной рекламе, который призван четко регламентировать сколько ее должно быть на телевидении, радио, в печатных изданиях, и чтобы она крутилась не в ночное время, а днем, и устанавливаются гарантии по контролю качества такой рекламы ;
- работаем над законопроектами в части распространения права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях (сейчас только в государственных и муниципальных), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Кроме того, мы предлагаем освободить данную плату от обложения налогом на доходы физических лиц (13%);
- планируется рассмотреть пакет законопроектов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей. 1).Предлагается принятие отдельного федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вводится административная ответственность (вплоть до приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц) за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, за розничную продажу несовершеннолетним табачных изделий.
2). Кроме того, устанавливается запрет на рекламу, которая содержит информацию порнографического характера и запрет на рекламу, которая побуждает несовершеннолетних на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье, в том числе на членовредительство, аборты и самоубийство.
3). Закрепляется право родителей ознакомиться с содержанием обучения и отказаться в письменной форме от обучения ребенка по дополнительной образовательной программе или от дополнительной образовательной услуги.
4). В Федеральный закон «О рекламе» вводится:
- запрет на рекламу, которая содержит информацию порнографического характера.
- запрет на размещение рекламы не только в учебниках, но и в учебной литературе и учебных пособиях.
- запрет на рекламу, которая побуждает несовершеннолетних на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье, в том числе на членовредительство, аборты и самоубийство.
- прерывать детские программы разрешается не ранее чем через 30 минут после их начала (сейчас после 15 мин.).
5). Предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации:
- устанавливается возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений на преступления, связанные с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, повлекшим по неосторожности смерть человека;
- при совершении незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а равно их пересылки вводится квалифицирующий признак «использование служебного положения»;
- устанавливается пожизненное лишение свободы за сбыт наркотических средств, повлекших по неосторожности смерть человека.
Наконец, мы считаем крайне актуальным:
Внести дополнения и изменения в соответствующие Федеральные Законы с учётом поэтапного перехода Российской Федерации на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения, мертворождения, перинатальной, неонатальной и младенческой смертности.
Принять дополнения и изменения в Федеральные законы «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и «О лекарственных средствах».
II. В основе программно-целевой подхода к охране здоровья детей должны лежать научное обоснование, разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.
В настоящее время успешно реализуется ряд федеральных программ. Среди них первая и главная - приоритетный национальный проект «Здоровье», который напрямую затрагивает вопросы охраны здоровья детей. Среди других программ следует особо отметить следующие: «Дети России на 2007-2010», включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья», «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Однако, исходя из особенностей состояния здоровья детей и факторов его формирующих, считаем необходимым дополнительно принять в рамках федеральной целевой программы «Дети России» подпрограммы «Формирование здорового образа жизни детей и подростков», «Здоровье детей подросткового возраста» и «Охрана репродуктивного здоровья детей и подростков», разработанных РАМН.
Но мы должны хорошо понимать один непреложный факт: функционирование службы охраны здоровья, успешная реализация целевых программ возможна лишь при достаточном целевом финансировании. Не зря в документах ВОЗ отмечается, что сектор финансовой политики оказывает нередко значительно «большее воздействие на состояние здоровья населения, чем политика сектора здравоохранения» . Научные исследования и опыт государственной и законотворческой деятельности свидетельствует, чтобы были результаты, при формировании бюджетов здравоохранения всех уровней необходимо предусматривать финансирование службы охраны материнства и детства в объёмах не менее 35% от консолидированного бюджета здравоохранения.
III. Говоря о межсекторальном (межведомственном) подходе, необходимо отметить, что обеспечение здоровья детей является комплексной проблемой. За охрану здоровья детей в той или иной степени отвечают все ветви власти на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном, все органы исполнительной власти. Безусловно, что основную роль в этом играет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Однако нельзя также пренебрегать ролью Министерства образования и науки Российской Федерации, Госкомитета России по физкультуре и туризму, СМИ, МВД, других ведомств, общественных организаций, семьи. Назовем только некоторые проблемы межсекторального сотрудничества: формирование здорового образа жизни (МЗ, органы образования, СМИ); обеспечение детей питанием (министерства сельского хозяйства, органы образования); детский травматизм (МВД, органы образования, МЗ) и многие другие.
Здесь задача задач в том, чтобы найти и ввести в действие эффективный механизм сотрудничества различных ведомств в деле охраны здоровья детей. А этот механизм лежит, прежде всего, в сфере законотворческой деятельности, в принятии тех регламентирующих актов, которые бы регламентировали совместную работу ведомств по охране здоровья детей, и принятие закона об охране здоровья детей помогло бы решить проблему межведомственной разобщенности.
IV. Региональный подход. Как показывают проведенные нами исследования, широкий спектр климато-географических, экологических и экономических условий проживания населения России, степени его миграции, этнических и культурных особенностей оказывают весомое, а иногда и определяющее влияние на состояние здоровья детей.
Как пример можно привести показатели младенческой, детской и подростковой смертности (особенно предотвратимой) по федеральным округам. Так, в экономически и социально неблагополучном Южном федеральном округе, предотвратимая, обусловленная социальными причинами, подростковая смертность одна из самых низких в России. Вместе с тем, там явно надо усилить неонатологическую педиатрическую службу, ибо уровень младенческой смертности достаточно высок. И с другой стороны, не могут не вызывать тревоги Сибирь и Дальний Восток, где стабильно высокие показатели предотвратимой смертности в детских и подростковых группах и значит усилия должны быть направлены на социальную составляющую. Как пример успешной региональной политики можно привести целенаправленную программу по повышению качества неонатологической помощи в Санкт-Петербурге. В результате наша Северная Столица на протяжении многих лет имеет самые низкие, сравнимые с европейскими, показатели младенческой смертности.
Таким образом, из сказанного вытекает важнейший постулат: каждый регион РФ в своих действиях по охране здоровья детей должен учитывать как региональную специфику самого детского населения, так и факторов, обуславливающих характер и распространенность патологических процессов у различных групп детей.
V.Приоритет профилактических мер, направленных на устранение (снижение) предотвратимых причин детской заболеваемости, инвалидности и смертности.
Говорить подробно в данной аудитории о значении профилактики вряд ли корректно. Ведь педиатрия по своей сути профилактическая дисциплина, предмет её деятельности не только, а может, и не столько больной, но и здоровый ребенок. Всё это так! Понимание этого есть! Только зачастую и средства, и усилия направляются на лечение, врачи все еще просят деньги на лечение... Вот, с нашей точки зрения, тому яркий пример. Громадные деньги вкладываются в ЭКО (в экстрокорпоральное оплодотворение), рожают детей, значительная часть которых имеют впоследствии серьёзные проблемы со здоровьем. А ведь, если бы хотя бы часть этих денег была потрачена на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья подростков, то резко бы снизили процент бесплодия, а значит и процент нездоровых новорожденных.
В профилактической сфере деятельности мы бы хотели привлечь внимание сейчас только к двум проблемам – к формированию здорового образа жизни и вакцинопрофилактике. Необходимо продолжение работы по совершенствованию системы вакцинопрофилактики инфекционных болезней у детей с учётом необходимости дальнейшего расширения Национального календаря: вакцинация против инфекций, вызванных гемолитическим стрептококком, пневмококком, гемофильной палочкой инфлюэнцы, ротавирусной и папиллома-вирусной инфекций; переход при проведении профилактических прививок на использование современных вакцин, позволяющих значительно повысить эффективность вакцинации и снизить риск развития поствакцинальных осложнений.
Госдумой и фракцией «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ» уже сделан ряд важных шагов в деле развития профилактики. Они касаются, в частности, совершенствования законодательства по ограничению употребления гражданами нашей страны табака и алкоголя, идет работа над законодательным обеспечением внедрения социальной рекламы (а это, в первую очередь, пропаганда здорового образа жизни), и закон уже принят в 1-м чтении, реализуются несколько партийных проектов, направленных на улучшение здоровья граждан («Россия - мы должны жить долго», «Чистая вода, «Здоровое сердце», «Мужчинам – здоровье и долголетие»).
Очень важно, что с этого года пропаганда здорового образа жизни (в том сокращение потребления алкоголя и табака) начинает финансироваться отдельной строкой уже в федеральном бюджете (в рамках федерального бюджета на пропаганду здорового образа жизни на 4 года (2009-2012) предусмотрено 3,8 млрд. рублей), а Минздравсоцразвития включило в свою концепцию модернизации и развития здравоохранения отдельную задачу по профилактике здорового образа жизни, в том числе предотвращению наркотической, алкогольной и прочих форм зависимостей.
VI. В рамках мероприятий, направленных на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, упомяну только о двух неотложных мерах. Необходимо упростить процедуру усыновления для российских граждан, одновременно усилив контроль за усыновлением гражданами иностранных государств. Считаю также, что должен быть принят «социальный паспорт семьи» (и благополучной и неблагополучной), законодательно прописаны преференции многодетным семьям.

Х Х Х
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Все большая часть российского общества осознает и говорит о том, что нашей национальной идеей должно быть сбережение народа.
Одним же из самых важных, приоритетных и определяющих инструментов воплощения в жизнь национальной идеи может и должна стать государственная политика в области охраны здоровья детей. Ибо вложение в детей является самым надежным фундаментом нашего будущего. Надо помнить, что дети рождаются там, где государство и родители ждут этого. Поэтому государство должно взять на себя обязательство по сопровождению семьи от рождения ребенка до его совершеннолетия и гарантировать предоставление различных видов поддержки.
Мы уверены, что в России есть все основания для реализации эффективной государственной политики в области охраны здоровья детей. А именно, научное обоснование этой политики, понимание важности её осуществления законодательной и исполнительной властью, высоко квалифицированная и преданная делу армия российских детских врачей, лучшие представители которой находятся в этом зале. Низкий поклон им за их неустанный труд и пожелания новых успехов в благородной деятельности по сбережению российского народа!


Персона

картинка 3 из 5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ и, в частности...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconМинистерство образования российской федерации письмо
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы, подготовленное совместно с Научно-исследовательским институтом...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconМетодические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации...
Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее письмо разработано Управлением дошкольного образования Минобразования России совместно с нии гигиены и охраны здоровья...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconРасписание уроков. Пояснительная записка к расписанию уроков мбоу...
Нии гигиены и охраны здоровья детей и подростков гу научного Центра здоровья детей рамн. При 5- дневной недели наибольшее число баллов...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconОб основах охраны здоровья граждан в российской федерации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, и определяет
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории.»
Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции образования на период до...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconОбеспечение охраны жизни и здоровья детей
Дня здоровья, соревнований «Сильные, смелые, ловкие», соревнований по волейболу, многоборью, стрельбе из пневмонической винтовки,...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconScience and Public Policy (spp) Наука и государственная политика
Ур белозерова И. Н. «Об организации зимнего отдыха детей и обеспечении новогодними подарками отдельных категорий детей», межведомственная...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconВыявление суицидального риска у детей (А. А. Кучер, В. П. Костюкевич)
В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconРеферат «Модель комплексного сопровождения медицинской техники»
Объявленная политика модернизации в Российской Федерации коснулась самых различных направлений государственного устройства: материально-технической...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconУрок № Тема: «Государственная политика в области обеспечения безопасности»
Цели урока: Познакомить учащихся с основами государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, законами,...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconДоклад о состоянии условий и охраны труда на территории Новосибирской...
Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области, фгу «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области», органов...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconПрограмма дисциплины «Государственная политика в сфере этнонациональных...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconТорговля и политика в области охраны окружающей среды
Но при истощении природных ресурсов или при загрязнении воздуха, почвы и воды больше всего страдает бедное и экономически уязвимое...
Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи iconПояснительная записка. Общие сведения Раздел Качество предметной...
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск