Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида





Скачать 63.49 Kb.
НазваниеГосударственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида
Дата публикации27.09.2014
Размер63.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната VІІІ вида
Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате
Изменения, происходящие в жизни страны, все яснее обнажают социальные проблемы. Все острее становиться необходимость для каждого человека осмысления своей роли и мест в жизни общества, поиска путей профессионального совершенствования, возможностей и умения самому защитить и обеспечить себя и семью, преодолеть суровые испытания современной жизни. Особенно испытывают сложности в трудоустройстве выпускники вспомогательных школ. Именно поэтому основная нашей коррекционной школы-интерната – подготовка учащихся к жизни в социуме через совершенствование трудового обучения и воспитания.

Как известно, профессиоанально-трудовое обучение является основой подготовки учащихся к труду, к самостоятельной жизни. С помощью разнообразных средств коррекционно-воспитательной работы удается компенсировать многие недостатки психофизического развития школьников и сформировать у большинства из них готовность к доступным видам труда в сфере материального производства, т.е. приобретать профессии, умения и навыки по которым формируются в нашей школе. Но опыт показывает, что многие из учащихся не обеспечиваются работой по приобретенной профессии, умения и выполняют другие виды труда. Многие выпускники часто оказываются вне сферы трудовой деятельности. А многие переходят с одного предприятия на другое. Хотя специальности, которым обучают умственно-отсталых учащихся, просты и не требуют высокого уровня общеобразовательных знаний при выборе будущей профессии для учащихся специальной (коррекционной) школы VІІІ вида, необходимо учитывать возможности их умственного и физического развития.

В своей практической работе по обучению учащихся профессии учитель должен видеть два направления:

1) коррекцию развития учащихся на уроках швейного, столярного, слесарного дела,

2) обучение непосредственно профессии, т. е выработка качественных и скоростных показателей, выносливости в определенных видах труда.

Коррекционно-воспитательная работа в специальной школе предполагает глубокое изучение состава учащихся, поэтому профессиональная ориентация не мыслима без понимания особенностей человеческой личности. Учащиеся коррекционной школы очень неоднородны по формам и причинам дефекта. Какие особенности школьников должен учитывать в своей работе учитель трудового обучения? В каждой группе есть учащиеся расторможенные, с различной степенью интеллекта. У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате которых учащиеся неспособны проявить волевые усилия там, где требуется. Есть учащиеся с моторной недостаточностью. Движения у них скованы, медлительны. Самого пристального внимания требуют учащиеся со значительным снижением умственного развития. Их можно признать непригодными к обучению профильному труду. А ведь именно у них отмечается целый ряд положительных качеств, на которые можно опереться: исполнительность, трудолюбие, терпение, они имеют большую психологическую выносливость, проявляющуюся в том, что ученик может переделывать работу до тех пор, пока не добьется нужного результата.

Есть учащиеся с незначительно сниженным интеллектом и с сохранной эмоционально-волевой сферой.

Быстрее других могут проявлять себя дети расторможенные. Для них очень полезны физкультминутки на уроке, легко возбудимые, и быстро утомляющиеся ученики, получают при этом разрядку и спокойнее справляются с заданием.

Внимание к особенностям детей необходимо на разных этапах урока. Учитель труда очень хорошо должен знать, какому ученику, какой инструктаж требуется: один может выполнять задание по учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на предметную технологическую карту, третьему необходим показ, причем неоднократный.

Большого внимания требует также заключительная часть занятия, когда подводятся итоги. Очень часто наши дети оценивают свою работу не по ее качеству, а по количеству усилий, вложенных в труд («Ведь он так старался!»). Предвидеть возможные конфликты поможет учителю дифференцированный подход к детям.

Из многочисленных разделов работы, которой занимается учитель трудового обучения, профессиональной ориентации учащихся содействуют:

- обучение рациональным приемам работ;

- организация производительного труда;

- проведение экскурсий на производство.

У детей с нарушением интеллекта механически выработанные навыки быстро утрачиваются. Поэтому, чтобы закрепить правильные приемы работы, необходимо не только тренировать руки, отрабатывать направление взгляда, но и ввести в речь учащихся объяснение каждого приема.

В профессиональной ориентации учащихся большую роль играет вопрос об организации производительного труда. Повысить общий уровень подготовки учащихся, можно лишь осуществляя обучение в производственных мастерских или близких к ним условиям. Занятия в производственных мастерских должны обеспечивать овладение более сложными приемами труда, практическими умениями и навыками, сведениями технического и технологического характера.

Например, девочки выполняют пошив новогодних костюмов, танцевальных костюмов, рабочей одежды для мастерских, столовой. Мальчики занимаются обивкой стен и полов в школьных кабинетах и спальнях, обустраивают детскую площадку. Дети видят результаты своего труда, а коллективное выполнение изделий для школы формирует волевые качества, которые необходимы на производстве.

Организация практической деятельности, контроль, формы труда приближаются к труду рабочих на производстве. Именно этому содействует производственная практика. С первого дня практики учащиеся ощущают, что попали в атмосферу внутрипроизводственного распорядка. Ежедневный учет, оценка труда и поведения, их анализ, ответственность перед своим классом, моральное стимулирование и другие приемы работы постепенно приучают их к мысли, что они уже повзрослели и обязаны отвечать за свои поступки и результаты труда.

Итогом производственной практики являются государственные экзамены в 9 классе по профильному труду и экзамен в 11 классе с присвоением квалификационной категории.
Для улучшения подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к труду и самостоятельной жизни в обществе в нашей школе продлен срок обучения до 11 класса, чтобы кроме общей трудовой подготовки дать углубленную профессиональную подготовку.

Большую роль в профориентационной работе играет социальный заказ на те или иные профессии. В последние годы упал спрос на профессию швеи, так как закрыта швейная фабрика. Поэтому в нашей школе введена адресная подготовка учащихся по таким профессиям как дворник, рабочий по кухне, машинист автоматической стирке белья, санитар, техслужащий, которые были востребованы на рынке труда в данный момент. Эти программы позволяют решать вопросы формирования у подростков умений и навыков по избранным специальностям, воспитание стойкого отношения к своей профессии, трудовой дисциплины, уважения к производственному коллективу.

Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. В нашей школе они проводятся регулярно для ознакомления учащихся с различными рабочими профессиями. Кроме экскурсий в нашей школе практикуются встречи с представителями предприятий сферы обслуживания, учебных заведений, где каждый их них рассказывает о том, каких качеств, знаний, навыков требует от него профессия, отвечают на вопросы учащихся. Постоянно с детьми проводим беседы, какая профессия больше подойдет. Учитываем особенности школьников и дифференцированно подходим к профориентационной работе. Учащиеся, которые в дальнейшем получают образование, или работают, приходят в школу, рассказывают об училище и профессиях, которые они получают.

Кроме этого ведется оформление стенда по профориентационной работе в школе.

Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на уроках трудового обучения, готовят показы моделей одежды. Неделя труда показывает не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, любовь к урокам труда, помогает учащимся увидеть роль труда в жизни человека и настроить их на дальнейший выбор профессии.


Очень важна в профориентационной работе связь с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.

Дифференциация профориентационной работы должна осуществляться по следующим направлениям:

- по содержанию трудового обучения (наличие программ);

- по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля специализации);

- по качеству сформированных рабочих навыков, уровня усвоения технологических знаний, состояния скоростных показателей;

- по полу, месту жительства, уровню трудового воспитания учащихся.

От нас зависит, что явится результатом трудового обучения – стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или пассивное отношение к ней. Именно с уроков трудового обучения учащиеся должны вынести умение выдерживать труд, нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconОтчёт по самообследованию к государственной аккредитации
Амурской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconРабочая программа «Воспитательная работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconРабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида icon«Режим, привычки питания» среди учеников 4 классов школы-интерната
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconОтчет о самообследовании
Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconДоклад на педагогическом совете «Экологическое воспитание обучающихся,...
ГС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconДоклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного...
Публичный доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconДоклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного...
Публичный доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconТрудовое обучение
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Шарьинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VІІІ вида iconНаименование дисциплины
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск