СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы по физике для учащихся 10-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы
(углубленный уровень)
Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22 июня 2013 г. № 102р.
Работа предназначена для оценки индивидуальных достижений планируемых результатов обучения по предмету «Физика» за курс 10 класса (углубленный уровень изучения предмета).
Документы, определяющие содержание диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование
При выполнении диагностической работы используются непрограммируемые калькуляторы (на каждого ученика). Все необходимые справочные данные приведены в тексте варианта. Ответы на задания, в том числе и c развернутым ответом, учащиеся записывают в бланк тестирования (формат А4).
Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 60 минут.
Структура и содержание диагностической работы
Вариант диагностической работы состоит из 16 заданий: 9-10 заданий с выбором ответа, 2-3 задания с кратким ответом и 4 задания с развернутым ответом.
Работа состоит из трех частей. Задания первой части проверяют умения применять понятийный аппарат курса физики для анализа физических явлений и процессов. Вторая часть направлена на диагностику сформированности методологических умений, в третью часть включены задачи (расчетная и качественная).
Содержание диагностической работы соответствует требованиям ФГОС СОО по физике и охватывает изученный к моменту проведения тестирования материал по наиболее массовым учебникам, используемым в г. Москве.
Распределение заданий диагностической работы по проверяемым планируемым результатам и содержанию
Диагностическая работа позволяет оценить достижение наиболее важных планируемых результатов в соответствии с содержанием курса физики 10 класса. В таблице 1 приведено распределение заданий по проверяемым планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Распределение заданий по планируемым результатам
Код ПРО
| Проверяемый планируемый результат
| Число заданий
| 1.1, 1.2
| Проводить прямые измерения, косвенные измерения
| 1-2
| 1.3, 1.4
| Проводить исследования зависимостей между физическими величинами, экспериментально проверять заданные предположения
| 2-3
| 1.5, 1.6
| Анализировать ситуации практико-ориентированного характера. Объяснять принцип действия машин, приборов и технических устройств
| 1
| 1.7
| Использовать тексты физического содержания
| 1
| 2.1, 3.1
| Различать условия применимости моделей
| 1
| 2.2, 3.2
| Анализировать физические процессы и явления, используя основные законы и принципы
| 3-4
| 2.3, 3.3
| Применять при описании процессов и явлений физические величины
| 3-4
| 2.4, 3.4
| Решать расчетные задачи
| 1
| 2.5, 3.5
| Решать качественные задачи
| 1
|
| Итого:
| 16
|
Таблица 2
Распределение заданий по разделам курса
Темы курса физики
| Число заданий
| Механика
| 9-10
| Молекулярная физика и термодинамика
| 6-7
| Итого:
| 16
|
Система оценивания
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Максимальный балл за задания с кратким
ответом составляет 1 или 2 балла. В последнем случае приводятся критерии, в соответствии с которыми за ответ на задание ставится 2, 1 и 0 баллов.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию приводятся критерии оценивания для экспертов, в которых указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.
Максимальный балл за всю работу – 25 баллов. В Приложении 1 приведен план демонстрационного варианта диагностической работы.
В Приложении 2 приведен Кодификатор планируемых результатов обучения и контролируемых элементов содержания.
В Приложении 3 приведен демонстрационный вариант диагностической работы.
Приложение 1
План демонстрационного варианта диагностической работы
по физике для учащихся 10-х классов (углубленный уровень) Используются следующие условные обозначения:
1) ПРО – планируемые результаты обучения, КЭС - контролируемые элементы содержания. Коды ПРО и КЭС представлены в соответствии с кодификатором планируемых результатов обучения и элементов содержания.
2) Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
3) Тип задания: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.
№ задания
| Код ПРО
| Планируемый результат
| Код КЭС
| Тип задания
| Уровень сложности
| Макс. балл за задание
| 1
| 2.1
| Различать условия применимости моделей
| 1.2.1
| ВО
| Б
| 1
| 2
| 2.2
| Анализировать процессы и явления, используя законы и принципы
| 1.2.4
| ВО
| Б
| 1
| 3
| 2.3
| Применять для описания явлений и процессов физические величины
| 1.1.4
| ВО
| Б
| 1
| 4
| 2.3
| Применять для описания явлений и процессов физические величины
| 1.4.2
| ВО
| Б
| 1
| 5
| 2.2
| Анализировать процессы и явления, используя законы и принципы
| 1.4.6
| ВО
| Б
| 1
| 6
| 3.3
| Применять для описания явлений и процессов физические величины
| 2.1.8
| КО
| Б
| 2
| 7
| 3.2
| Анализировать процессы и явления, используя законы и принципы
| 2.2.5
| ВО
| Б
| 1
| 8
| 3.3
| Применять для описания явлений и процессов физические величины
| 2.1.11
| ВО
| Б
| 1
| 9
| 1.7
| Использовать при выполнении учебных задач тексты физического содержания
| 1.5
| КО
| Б
| 2
| С1
| 1.5
| Анализировать ситуации практико-ориентированного характера
| 1.5
| РО
| П
| 2
| Часть 2
| 10
| 1.1
| Проводить оценку погрешностей прямых измерений
| 1.1
| ВО
| Б
| 1
| 11
| 1.4
| Проверять заданные предположения
| 2.2
| КО
| Б
| 2
| 12
| 1.3
| Формулировать цель исследования
| 2.1
| ВО
| Б
| 1
| С2
| 1.3
| Делать выводы по результатам исследований
| 2.1
| РО
| П
| 2
| Часть 3
| С3
| 2.4
| Решать расчетные задачи
| 1.2
| РО
| П
| 3
| С4
| 3.5
| Решать качественные задачи
| 2.1
| РО
| П
| 3
| ИТОГО:
| ВО-9
КО-3
РО-4
| Б-12
П-4
| 25 баллов
|
Приложение 2
Кодификатор планируемых результатов обучения и контролируемых элементов содержания по физике
для 10 классов (углубленный уровень) Кодификатор подготовлен в соответствии с предметными требованиями по физике для углубленного уровня изучения предмета Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413) и содержанием массовых учебно-методических комплектов по физике, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе. Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения по физике в 10 классе (углубленный уровень).
Код
| Планируемые результаты обучения (ПРО)
|
| ПРО для всех разделов курса физики
| 1.1
| Проводить прямые измерения физических величин: при этом выбирать оптимальный способ измерения и проводить оценку погрешностей измерений
| 1.2
| Проводить косвенные измерения физических величин: при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки погрешностей измерений
| 1.3
| Проводить исследования зависимостей между физическими величинами и определять на основе этих исследований значения параметров: при этом самостоятельно конструировать установку; фиксировать результаты полученной зависимости физических величин с учетом погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования
| 1.4
| Экспериментально проверять заданные предположения (гипотезы) и делать выводы об их достоверности либо ложности; по результатам экспериментального исследования определять границы (области) заданной закономерности
| 1.5
| Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений, процессов или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения
| 1.6
| Объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств на основе изученных физических явлений, процессов и закономерностей; характеризовать особенности их безопасного использования в повседневной жизни
| 1.7
| Использовать при выполнении учебных задач тексты физического содержания и различные справочные издания (на бумажных и электронных носителях и ресурсы Интернета)
| 2.
| Механика
| 2.1
| Различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений): инерциальная система отсчета, материальная точка, равноускоренное движение, свободное падение, абсолютно упругая деформация, абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения
| 2.2
| Анализировать механические процессы (явления), используя основные положения и законы механики: относительность механического движения, формулы кинематики равноускоренного движения, преобразования Галилея для скорости и перемещения, три закона Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, законы сохранения импульса и механической энергии, связь работы силы с изменением механической энергии, условия равновесия твердого тела; при этом использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости физических законов: преобразования Галилея, II закон Ньютона, законы сохранения импульса и механической энергии, закон всемирного тяготения
| 2.3
| Применять при описании механических процессов и явлений величины, характеризующих движение тел и их взаимодействие: перемещение, скорость, ускорение, импульс тела и системы тел, кинетическая энергия, сила, момент силы, давление, потенциальная энергия, механическая энергия, работа силы; а также практически важные величины: центростремительное ускорение, силу тяжести, силу упругости, силу трения, мощность, энергию взаимодействия тела с Землей вблизи её поверхности, энергию упругой деформации пружины
| 2.4
| Решать расчетные задачи, используя модели, физические величины и законы механики: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат
| 2.5
| Решать качественные задачи: используя модели, физические величины и законы механики, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления)
| 3.
| Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика
| 3.1
| Различать условия применимости используемых в молекулярной физике и термодинамике моделей газа, жидкости и твердого (кристаллического) тела, идеального газа
| 3.2
| Анализировать механические процессы (явления), используя основные положения молекулярной физики и законы МКТ и термодинамики: связь давления идеального газа со средней кинетической энергией теплового движения и концентрацией его молекул, связь температуры вещества со средней кинетической энергией его частиц, связь давления идеального газа с концентрацией молекул и его температурой, уравнение Менделеева-Клапейрона, первый закон термодинамики, закон сохранения энергии в тепловых процессах; при этом использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости уравнения Менделеева-Клапейрона
| 3.3
| Применять при описании тепловых процессов и явлений величины: количество теплоты, абсолютная температура тела, работа в термодинамике, внутренняя энергия идеального одноатомного газа, работа идеального газа, относительная влажность воздуха, КПД идеального теплового двигателя
| 3.4
| Решать расчетные задачи, используя основные положения, модели, физические величины и законы молекулярной физики и термодинамики: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат
| 3.5
| Решать качественные задачи: используя основные положения, модели, физические величины и законы молекулярной физики и термодинамики, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления)
|
Раздел 2. Перечень контролируемых элементов содержания по физике в 10 классе (углубленный уровень).
Код
раздела
| Код
КЭС
|
Контролируемые элементы содержания (КЭС)
| 1
| механика
| 1.1
| Кинематика
|
| 1.1.1
| Механическое движение и его виды. Относительность механического движения
|
| 1.1.2
| Скорость. Ускорение
|
| 1.1.3
| Равномерное движение
|
| 1.1.4
| Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение
|
| 1.1.5
| Движение по окружности
| 1.2
| Динамика
|
| 1.2.1
| Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея
|
| 1.2.2
| Масса тела. Плотность вещества
|
| 1.2.3
| Сила. Принцип суперпозиции сил
|
| 1.2.4
| Второй закон Ньютона
|
| 1.2.5
| Третий закон Ньютона
|
| 1.2.6
| Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли
|
| 1.2.7
| Сила тяжести. Вес и невесомость
|
| 1.2.8
| Сила упругости. Закон Гука
|
| 1.2.9
| Сила трения
|
| 1.2.10
| Давление
| 1.3
| Статика
|
| 1.3.1
| Момент силы. Условия равновесия твердого тела
|
| 1.3.2
| Давление жидкости. Закон Паскаля
|
| 1.3.3
| Закон Архимеда. Условия плавания тел
| 1.4
| Законы сохранения в механике
|
| 1.4.1
| Импульс тела. Импульс системы тел
|
| 1.4.2
| Закон сохранения импульса
|
| 1.4.3
| Работа силы. Мощность
|
| 1.4.4
| Кинетическая энергия
|
| 1.4.5
| Потенциальная энергия
|
| 1.4.6
| Закон сохранения механической энергии
| 1.5
| Механические колебания и волны
|
| 1.5.1
| Гармонические колебания. Амплитуда и фаза колебаний Период и частота колебаний
|
| 1.5.2
| Свободные колебания (математический и пружинный маятники)
|
| 1.5.3
| Вынужденные колебания. Резонанс
|
| 1.5.4
| Механические волны. Длина волны
|
| 1.5.5
| Звук
| 2
| Молекулярная физика. Термодинамика
| 2.1
| Молекулярная физика
|
| 2.1.1
| Модели строения газов, жидкостей и твердых тел
|
| 2.1.2
| Модель идеального газа
|
| 2.1.3
| Тепловое движение атомов и молекул вещества
|
| 2.1.4
| Экспериментальные доказательства атомистической теории. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества
|
| 2.1.5
| Абсолютная температура. Связь температуры газа со средней кинетической энергией его частиц
|
| 2.1.6
| Связь между давлением и средней кинетической энергией теплового движения молекул идеального газа. Уравнение
|
| 2.1.7
| Уравнение Менделеева–Клапейрона
|
| 2.1.8
| Изопроцессы: изотермический, изохорный, изобарный, адиабатный процессы
|
| 2.1.9
| Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха
|
| 2.1.10
| Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости, плавление и кристаллизация
|
| 2.1.11
| Кристаллы, аморфные тела и жидкости
| 2.2
| Термодинамика
|
| 2.2.1
| Внутренняя энергия
|
| 2.2.2
| Тепловое равновесие. Теплопередача
|
| 2.2.3
| Количество теплоты. Уравнение теплового баланса
|
| 2.2.4
| Работа в термодинамике
|
| 2.2.5
| Первый закон термодинамики
|
| 2.2.6
| Второй закон термодинамики
|
| 2.2.7
| Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины
| Приложение 3
Демонстрационный вариант
диагностической работы по физике для учащихся 10-х классов Справочные данные
Константы
|
| число
| = 3,14
| ускорение свободного падения на Земле
| g = 10 м/с2
| гравитационная постоянная
| G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
| универсальная газовая постоянная
| R = 8,31 Дж/(моль·К)
| постоянная Больцмана
| k = 1,38·10–23 Дж/К
| постоянная Авогадро
| NА = 6·1023 моль–1
| Соотношение между единицами температуры
| 0 К = – 273С
|
|
| Нормальные условия: давление 105 Па, температура 0С
|
|
|
Для заданий 1-5, 7, 8, 10 и 12 обведите номер правильного ответа, а затем запишите его в бланк тестирования. Для заданий 6, 9 и 11 запишите ответ в указанном месте. Задания С1-С4 выполняйте на обратной стороне бланка тестирования.
|
Часть 1
1
Автомобиль едет по дороге. Систему отсчета, связанную с Землей, будем считать инерциальной. В каком из перечисленных ниже случаев систему отсчета, связанную с автомобилем, тоже можно считать инерциальной?
Автомобиль
1)
| движется равномерно по прямолинейному участку шоссе
| 2)
| разгоняется по прямолинейному участку шоссе
| 3)
| движется по извилистой дороге с постоянной по модулю скоростью
| 4)
| скатывается с горы с выключенным двигателем
|
Прочитайте текст и выполните задания 2-3
Автомобиль едет по прямой дороге, проезжая пункты А, B, C и D. В таблице представлены расстояния между пунктами А, B, C и D, а также ограничения на скорость движения на соответствующих участках пути.
Таблица
Участок пути
| Протяженность участка пути
| Ограничение скорости на данном участке пути
| АB
| 160 км
| 80 км/ч
| BC
| 80 км
| 100 км/ч
| CD
| 80 км
| 80 км/ч
| На графике представлена зависимость скорости движения автомобиля от времени при движении от пункта А до пункта D.
2
В течение какого интервала времени сила тяги двигателя автомобиля уравновешивала действующие на него силы сопротивления?
1)
| от 0 до 1 ч
| 2)
| от 0 до 2 ч
| 3)
| от 2 до 3 ч
| 4)
| от 3 до 4 ч
|
3
На каких участках пути автомобилист нарушил установленные ограничения на скорость движения?
1)
| Только на участке АВ
| 2)
| Только на участке ВС
| 3)
| Только на участке CD
| 4)
| На участках АВ и CD
|
Прочитайте текст и выполните задания 4-5
|