Скачать 182.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Башкирский государственный университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования Научная отрасль 13.00.00 Педагогические науки Квалификация (степень) выпускника кандидат педагогических наук Структура программы 1. Пояснительная записка. 2. Содержание и структура вступительного экзамена. 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Возрастание роли человеческого фактора в процессах производства и в общественной жизни усиливает значимость педагогической компоненты деятельности работника системы профобразования, требует развитых представлений о механизмах творчества, знаний по организации исследовательской работы и культуре умственного труда. Проблема гуманизации воспитания личности, которая сегодня в связи с изменением социально-экономической обстановки в обществе выявилась особенно четко, приводит к новому пониманию целостного педагогического процесса и предъявляет особые требования к преподавателю с позиции его компетентности. Это вызывает необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов. Программа вступительного экзамена по «Педагогике» предназначена для подготовки аспирантов для поступления в аспирантуру по специальности 130008 – педагогика и методика профессионального образования; учитывает предшествующую вузовскую подготовку обучающихся и обеспечивает базу для последующего углубления и совершенствования педагогических знаний и умений образовательной программы. Изучение курса базируется на научных положениях современной общей педагогики, педагогической психологии, требованиях государственного стандарта к минимуму содержания и к уровню подготовки специалистов для обучения в аспирантуре. Вступительный экзамен по специальности «Теория и методика профессионального образования» предполагает знание соискателем (аспирантом) основных проблем современной педагогики, теории и методики обучения и воспитания, истории развития образования и педагогической мысли. Предлагаемая программа соответствует паспорту специальности и содержит вопросы по теоретическим и практическим проблемам воспитания и обучения человека. 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА Тема 1. Педагогика в системе современного человекознания Педагогика как область гуманитарного знания и как компонент культуры общества, ее социальные функции. Становление и развитие педагогики как науки. Ее важнейшие деятели. Структура педагогической науки. Расширение отраслей педагогической науки (социальная педагогика, коррекционная педагогика, педагогика ненасилия и др.). Взаимодействие педагогической теории и практики. Педагогика как наука и искусство. Связь педагогики с философией, социологией, культурологией, естественными науками и другими отраслями человекознания. Задачи педагогической науки. Педагогика начального образования как наука об образовании, воспитании и развитии младших школьников. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, социализация, образовательный процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность и личность педагога. Тема 2. Сущность и принципы целостного педагогического процесса Целостный педагогический процесс – основной фактор развития личности. Сущность педагогического процесса, его двусторонний характер. Объект и субъект педагогического взаимодействия. Принципы воспитания и обучения как отражение закономерностей, как основные требования к организации педагогического процесса. Основные принципы: целенаправленность; связь с жизнью и практикой; научность и доступность; систематичность и последовательность; сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности; уважение к личности ребенка Понятие о методах педагогического процесса. Направления совершенствования методов воспитания и обучения в современной школе. Система методов современной педагогики: методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, работа с книгой, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка). Общая характеристика форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, коллективные). Сотрудничество, сотворчество педагогов и воспитанников. Тема 3. Образование как социальное явление и педагогический процесс Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Гуманистические функции образования. Понятие о системе образования, характеристика ее основных звеньев. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Исторические и современные тенденции его развития: гуманизация, гуманитаризация, целостность, преемственность образовательных программ (государственных и региональных). Виды и способы получения образования в мировой и отечественной практике. Общее, профессиональное, политехническое образование. Принципы реформирования современного образования (гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация, дифференциация, демократизация, стандартизация, многовариантность, компьютеризация, информатизация, непрерывность). Общеобразовательная школа как база для непрерывного образования. Система непрерывного образования в современных условиях. Тема 4. Теория обучения Дидактика как наука и учебный предмет. Общая и частная дидактика. Предмет дидактики. Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, самообразование. Образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения. Роль обучения в развитии личности. Закономерности и принципы обучения, их характеристика. Сущность принципов научности, доступности и посильности в обучении. Особенности принципа сознательности и активности в формировании убеждений учащихся. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Принцип наглядности и его особенности в процессе обучения. Принцип прочности в овладении знаниями и умениями. Принципы системности и систематичности, связи теории с практикой, народности как обращения к истории, традициям и достижениям национальной культуры. Реализация принципов обучения в условиях современной системы образования. Методы, приемы и средства обучения. Функции дидактических средств. Классификация дидактических средств (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства и дидактические машины). Компьютеризация начального обучения. Характеристика современных методов обучения: по источнику знаний (наглядные, словесные, практические методы обучения); по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы. Многообразие форм обучения в различных системах образования. Классификация организационных форм обучения по количеству учащихся, участвующих в процессе обучения (индивидуальные, групповые и коллективные); месту учебы учащихся (школьные и внешкольные занятия); по продолжительности учебных занятий (классные и внеклассные занятия). Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, лабораторный практикум, учебная экскурсия; групповые или индивидуальные консультации, самостоятельная работа, домашняя работа учащихся, иные формы организации. Формы организации обучения в начальных классах. Особенности школьного урока. Дидактическая структура урока. Культура современного урока. Образовательное и воспитательное значение систематической проверки и объективной оценки знаний младших школьников. Содержание, виды проверки и оценки знаний, умений, навыков. Тема 5. Теория и методика воспитания Воспитание как социальное явление, объективный процесс подготовки подрастающего поколения к участию в общественной жизни. Основные особенности процесса воспитания (целенаправленность, двусторонний характер, целостность, многофакторность, непрерывность). Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Понятие о принципах воспитания. Принципы организации воспитания: гуманистической направленности воспитания, персонификации, природосообразности, культуросообразности воспитания, эффективности социального взаимодействия учащихся в коллективах различного типа, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, дифференциации. Условия эффективности воспитательного процесса. Роль учителя-воспитателя в современном воспитательном процессе. Цели воспитания в современной российской школе. Содержание воспитания как формирование «базовой культуры личности». Задачи воспитания младших школьников. Методы и средства воспитания, их характеристика. Особенности использования методов убеждения и упражнения в воспитании школьников. Поощрение и наказание: условия их эффективного применения. Основные средства воспитания: природа, общение, материальные ценности, деньги, режим, соревнование, коллектив, деятельность, предметы и произведения материальной и духовной культуры. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Искусство и технология воспитания. Задачи и содержание деятельности классного руководителя. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Прогнозирование результатов и планирование воспитательной работы: перспективное, текущее, оперативное. Организация учебной и внеклассной работы с учащимися. Виды внеурочной деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая, спортивная. Формы воспитания школьников. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. Этапы и пути формирования коллектива. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Формы совместной работы учителя с родителями школьников в решении воспитательных задач. Тема 6. Педагогическое новаторство и мастерство обучения и воспитания Личность педагога и предъявляемые к ней современные требования. Педагог как носитель культуры общества, опережающий его потребности. Специфика педагогического мастерства (гуманистическая направленность личности учителя, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника). Педагогическая технология как составная часть педагогического мастерства. Виды педагогических технологий. Педагогический такт и авторитет учителя. Педагогическое воздействие на ребенка как решающий фактор его развития. Личностный подход к воспитанию. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по педагогическим теориям, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, истории образования и педагогической мысли, научные журналы и труды конференций по теории и методике профессионального образования. Основная литература
Дополнительная литература
|
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право».... | Программа вступительного экзамена для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины | ||
Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного... Программа содержит характеристику основных разделов, тем по направленности, список литературы, необходимый для подготовки к сдаче... | 1 Требования государственного стандарта высшего профессионального... Прием вступительного экзамена в аспирантуру проводится комиссией, назначаемой ректором спбгау в сроки, устанавливаемые высшим учебным... | ||
Правила проведения дополнительного вступительного экзамена творческой... Целью дополнительного вступительного экзамена творческой направленности является выявление у абитуриентов способностей к пониманию... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый... | ||
Программа вступительного экзамена по специальности 17. 00. 01 «Театральное искусство» Программа вступительного экзамена в аспирантуру Московской государственной академии хореографии по специальности 17. 00. 01 – «Театральное... | Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальности «Лечебная... Программа вступительного экзамена при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47.... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... |