Урок
§ 14. Подготовка освободительных реформ
Цели урока по линиям развития личности.
1-я и 2-я линии развития. Историческая картина мира. Умение выделять главное и обобщать.
3-я линия развития. Историческое мышление.
Выявить причины освободительных реформ, проводимых правительством Александра II
4-я и 5-я линии развития. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Умение толерантно определять свое отношение к иным позициям.
Образовательный минимум: кризис николаевской системы и вступление на престол Александра II
даты
| имена
| понятия
| названия
| 1855 - 1881
| Александра II
|
| либеральные чиновники
разночинная интеллигенция
редакционные комиссии
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Создание проблемной ситуации
| Как вы думаете, о каких освободительных реформах идет речь?
| Прежде всего, речь идет об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
| Запись темы на доске: Подготовка освободительных реформ
| На рабочих листах к уроку прочитайте документы и выполните задания
Мнения большинства помещиков о возможности освобождения крестьян: «Как предоставить этих людей самим себе, когда они и под нашей властью не имеют порядочной нравственности; да они все сопьются и пропадут».
Справочные сведения: В 1846 и 1848 годах Александр II, тогда еще наследник престола, был назначен отцом председателем секретных комитетов по крестьянскому делу. Оба раза будущий император выступал против лишения помещиков собственности на крестьян.
Чем, с точки зрения помещиков, угрожала России отмена крепостного права?
Готовы ли были император и большинство помещиков освободить крестьян?
Справочные сведения: 19 февраля 1861 года император подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
1. Какое вы видите противоречие?
| Помещики считали, что отмена крепостного права приведет к тому, что все крестьяне пропадут без контроля и сопьются. Александр и большинство помещиков выступали против освобождения крестьян от власти помещиков. Противоречие в том, что несмотря на негативное отношение к отмене крепостного права, император его отменил.
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Формулирование проблемы
| Какой в связи с этим у вас возникает вопрос?
| Почему император и помещики, будучи противниками реформы, пошли на отмену крепостного права?
| Запись проблемы на доске: Почему император и помещики пошли на отмену крепостного права?
| Гипотезы
| Какие у вас есть версии?
| Принимаются любые версии (даже абсурдные)
| Запись версий
| Создание плана урока
| Что необходимо знать для того, чтобы ответить на поставленный вопрос?
| Какие изменения произошли в стране?
Что подтолкнуло императора к проведению реформы?
Как шла ее подготовка?
| Запись плана
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Актуализация знаний
| Попытки решить крестьянский вопрос предпринимались на протяжении XIX века неоднократно. Вспомните, кто и как предлагал решить проблему существования в России крепостного права?
| Александр I издал указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики могли освобождать крестьян с землей за выкуп, освободил крестьян в Прибалтике. Декабристы предлагали проекты освобождения крестьян: Северное общество – без земли, Южное общество – с передачей части земель. Западники, славянофилы и русские социалисты предлагали освободить крестьян от крепостной зависимости.
|
| Почему существование в России крепостного права привлекало внимание общества?
Чем мешало крепостное право России?
| Крепостное право привлекало внимание общества, потому что это была серьезная проблема того времени.
- Экономическая отсталость
- Военно-техническая отсталость
- препятствие на пути промышленного переворота
- сохранение натурального хозяйства
- препятствие на пути развития образования и науки…
| Запись на доске
| Все эти проблемы существовали в России и до Александра. Что же нового произошло после 1855 года, после его воцарения?
|
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Открытие нового знания
| В учебнике на стр.166 приведена таблица. Чем, судя по данным таблицы, грозило России дальнейшее затягивание вопроса об отмене крепостного права?
| В стране увеличилось число крестьянских волнений, что могло привести к революции.
|
| Представьте, до какого состояния дошло крестьянство, если так активно начало выступать против властей. Константин Дмитриевич Кавелин писал о нем: Крестьянин радуется и горюет, жалуется на судьбу или благодарит за нее Бога, но принимает и доброе и худое без сопротивления.
|
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Открытие нового знания
| Как видите, затягивать с решением проблемы было уже нельзя. Император разрешает обсуждать крестьянский вопрос в печати. Дома вы прочитали параграф и узнали, что различные общественные группировки выдвигали свои проекты реформ. На доске представлены эти группы людей и приведены их проекты, но допущена ошибка. Ваша задача найти ее и исправить.
| Либеральные чиновники
| освобождение народа, предоставление гражданских свобод
| Разночинная интеллигенция
| независимый суд, уравнение в правах сословий, освобождение крестьян, участие общества в управлении государством
| Русские социалисты
| отмена крепостного права, независимый суд, местное самоуправление
|
|
| Чей проект в тех условиях было ввести реальней всего, а чей – нет?
| Реальней всего было ввести проект либеральных дворян, т.к. он не предполагал столь серьезных перемен как проект социалистов.
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Открытие нового знания
| В конечном итоге решение крестьянского вопроса зависело от императора. В 1855 году на российский престол вступил Александр II, возглавлявший государство до 1881 года.
Дома вы читали о нем, какие черты характера нового императора могли, на ваш взгляд, способствовать началу реформ, а какие – нет?
| Способствовали – решительность, смелость.
Препятствовали – противоречивость.
| Запись на доске: Александр II (1855 – 1881)
| Император начал готовить крестьянскую реформу. Чье мнение он должен был учитывать?
| Необходимо было учитывать мнение дворян-помещиков.
| Предлагаю вам от имени дворян-помещиков разработать проект освобождения крестьян. При этом учитывайте два момента, на каких условиях вы предоставите личную свободу крестьянам и как решите вопрос с наделением их землей.
1 группа – помещики черноземных губерний
2 группа – помещики нечерноземных губерний
3 группа – помещики степной полосы
| Разработка и представление проектов.
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Открытие нового знания
| Для того, чтобы согласовать разные мнения по вопросу освобождения крестьян, были созданы специальные учреждения, которые представлены в схеме на ваших рабочих листах. Расскажите о подготовке реформы, используя схему.
| Секретный комитет 1857 год
Губернские дворянские комитеты
Редакционные комиссии 1859 год
|
| В результате длительной работы 19 февраля 1861 года законы по крестьянской реформе были подписаны.
|
| Применение нового знания
| Как бы вы теперь ответили на вопрос сегодняшнего урока?
| Крепостное право опасно для России т.к. приводит к многочисленным волнениям среди крестьян. Зависимые крестьяне, не заинтересованы в результатах своего труда, поэтому страна экономически отсталая. Слабо развивается торговля, т.к. низкая покупательная способность крестьянства, замедлен промышленный переворот, военно-техническая отсталость.
|
|
Этап урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Доска (оборудование)
| Домашнее задание
| На следующем уроке мы с вами узнаем, что же представлял собою проект крестьянской реформы, так долго готовившийся правительством. Дома предлагаю вам познакомиться с содержанием § 15 и ответить на вопросы перед ним.
|
| Запись домашнего задания
|
Помещики черноземных губерний
Помещики нечерноземных губерний
Помещики
степной
полосы
Бланк проекта крестьянской реформы
Вопросы для обсуждения:
На каких условиях предоставить личную свободу?
Как решить вопрос о предоставлении земли крестьянам?
Проект реформы:
Экономическая отсталость
Военная
отсталость
Техническая отсталость
Преграда на пути модернизации
Преграда для промышленного переворота
Рост социальной напряженности Сохранение натурального хозяйства
Препятствие для развития торговли
Либеральные чиновники
Разночинная интеллигенция Русские
социалисты
освобождение народа, предоставление гражданских свобод
независимый суд, равенство сословий, свобода крестьян, участие общества в управлении государством
отмена крепостного права, независимый суд, местное самоуправление |