Урок 26. Поэмы о людях и богах.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Рассматривая поэмы Гомера как исторические источники, научить объяснять особенности эпохи «тёмных веков» в истории Древней Греции, объединяя различные факты и понятия в целостную картину.
Анализируя особенности гомеровских поэм, научить делать выводы о культурном наследии Древней Греции.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять причины значимости поэта Гомера для древних греков.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение.
Научить давать собственную оценку поступкам героев «Илиады» и «Одиссеи», сравнивая нравственно-патриотические ценности древних греков с моральными нормами современного общества.
Обязательный минимум содержания: культурное наследие Древней
Греции – поэмы Гомера («Илиада», «Одиссея»). План урока:
I. Проблема урока: почему греки так почитали поэмы Гомера?
II. Поиск решения проблемы:
1. Содержание поэм Гомера.
Примерный вывод: поэмы Гомера почитали в Древней Греции, так как в них рассказывалось о великом прошлом ахейских царств.
2. Их значимость и важность для греков.
Примерный вывод по проблеме: поэмы Гомера были важны, так как они объясняли взаимоотношения между людьми и между людьми и богами (близость тех и других).
Этапы урока
| Действия учителя
| Действия учеников
| Формирование УУД, технология оценивания
| I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
| – Какие литературные жанры вы знаете?
– Что такое поэмы? Чем они отличаются от других произведений?
– Когда-то в Древней Греции жил
самый великий и знаменитый поэт
всех времён и народов – Гомер.
– Он жил, когда у греков не существовало алфавита, и получается, что
величайший из поэтов не умел ни читать, ни писать.
А созданные им поэмы пережили все эпохи.
– Давайте прочитаем диалог наших героев, Антошки и Источниковеда, и
узнаем их мнение о названных произведениях.
– Откройте с. 129. Начинаем читать.
– Каково, по мнению Антошки, отношение к поэмам в современном обществе?
Фиксирует первый факт на доске:
1-й факт:
В современном обществе не всем людям понятны и интересны поэмы Гомера. – Теперь прочитайте о том, как в Древней Греции относились к поэмам Гомера.
Фиксируем на доске второй факт:
2-й факт:
В Древней Греции любили и уважали поэмы Гомера.
– Сравните два факта. Какое наблюдаем противоречие? Какой возникает вопрос? 1
Фиксируем на доске проблему:
Почему греки так почитали поэмы
Гомера?
| Применяя знания, полученные на уроках литературного чтения,
объясняют, чем поэмы отличаются
от других литературных жанров.
Читают слова Антошки, выявляют первый факт.
Выявляют противоречия. По- разному формулируют главный вопрос
урока. 1
| Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
|
II. Версии.
| – Какие у вас будут предположения,
версии решения данной проблемы? 2
Фиксируем на доске версии: 1) память о великом прошлом;
2) прояснение смысла во взаимоотношениях между людьми.
| Могут предположить, что в поэмах говорится о том, что было очень важно для греков, а также разъяснялся смысл отношений между людьми в древнегреческом обществе. 2
|
|
III. Актуализация знаний.
| – Объясните значения слов: первобытное общество и цивилизация.
Помещаем на доску схему «Первобытное общество», как в учебнике на с. 47, и предлагаем определить, какому
обществу соответствует эта схема.
– Измените схему так, чтобы она соответствовала «Цивилизации».
– Добавьте в каждую сферу особенности крито-микенской цивилизации. 1
| В каждой сфере схемы заменяют
признаки первобытного общества на признаки цивилизации.
Дополняют схему необходимыми признаками.
| Познавательные УУД
1. Выделять главное.
2. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
3. Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы.
4. Выявлять причинно-следственные связи.
5. Определять понятия.
Личностные УУД
1. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности.
|
IV. Планирование деятельности.
| – Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? 3 4
Фиксируем план действий на доске:
Надо узнать:
1. Содержание поэм Гомера.
2. Их значимость и важность для греков.
| Составляют план действий. 3 4
– Узнать, о чём говорилось в поэмах
Гомера, и выяснить, почему именно
эти факты греки хотели сохранить
для своих потомков.
Под версиями записываем, что надо узнать.
|
| V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
| – Сейчас мы с вами попытаемся разделить изученную историю Древней
Греции на этапы, указав их границы.
Дадим названия этапам и рубежам. 1
– Открываем с. 129. Читаем вместе и
сообща определяем этапы и рубежи
истории Древней Греции.
– О каких событиях идёт речь? – Можем ли мы сказать об ахейцах как о цивилизации?
– Попробуйте по фактам, изложенным в первом абзаце, определить название данного этапа.
Фиксируем на доске:
Первый этап: «Цивилизационный»:
1200 г. до н.э. – Троянская война. Вторжение греков-дорийцев, гибель ахейских царств.
– 1200 г. до н.э. – это какой век?
Добавляем в запись названия первого этапа XII в. до н.э.
– Продолжаем читать текст со слов:
«Одетые в звериные шкуры…» и до
слов: «Начались «тёмные века» в истории Греции».
– Какой у вас возникает вопрос к этому фрагменту текста? 2 – Читаем дальше текст до конца.
– Получили ли вы ответ на вопрос,
заданный к предыдущему фрагменту? 2
– Почему вы считаете, что это родовой строй? 2
– Какие слова могут подходить по смыслу к выражению «тёмные века»?
– Сформулируйте одной ключевой
фразой название второго этапа.
Фиксируем на доске:
Второй этап:
«Тёмные века» – возврат к первобытному обществу, родовому строю.
– По «вектору времени» перед параграфом определите, какой временной промежуток выделен особо.
– Следовательно, какие номера веков надо добавить в название второго
этапа?
– Проверьте себя по хронографу на с. 122.
Добавляет в запись XI–IX вв. до н.э.
– Итак, мы с вами выяснили, что период «тёмные века» – это особенный
этап в истории Древней Греции.
– Скажите, а ещё почему историки
особенно выделяют этот этап?
– Да, вы правы, именно в это время
Гомер создал свои знаменитые произведения.
– Какие события описал Гомер в своих поэмах? 1 2
– Скажите, почему Гомер в своих поэмах описывает именно цивилизационный этап в истории Греции?
– Вернёмся к нашей проблеме. 4
– По одной из версий, греки почитали поэмы Гомера потому, что в них было запечатлено великое прошлое ахейцев.
– Мы сумели доказать эту версию? 4
– По второй версии, которую мы
сформулировали в начале урока, греки почитали поэмы Гомера потому,
что в них объяснялся смысл взаимоотношений между людьми. 4
– Давайте с вами уточним, так ли это
на самом деле.
– Обратимся непосредственно к сюжетам гомеровских поэм. – Прочитайте по учебнику (с. 130–
132) фрагменты содержания и попытайтесь объяснить, какие поступки героев «Илиады» и «Одиссеи» считаются в поэмах хорошими, а какие – плохими. 1
– Отличается ли это от ваших представлений о таких поступках? 1
| Открывают с. 129. Один из учеников вслух читает первый абзац.
– Говорится о том, как ахейцы победили троянцев, о вторжении греков-дорийцев и гибели ахейских царств. – Да, потому что в тексте упоминается об ахейских царях, владыке Микен, а это признаки цивилизации. Определяют, что этот этап можно назвать цивилизационным.
Читают вслух фрагмент текста
(с. 129–130).
– Что это за «тёмные века» в истории Греции? Почему этот период назвали «тёмными веками»?
– Да, это значит, что греки вновь вернулись к первобытному обществу,
родовому строю.
– Потому что в тексте упоминается о родовых посёлках, собраниях общинников-земледельцев, о старейшинах, вождях.
– Запустение, ухудшение, откат в обратную сторону.
– Потому что в это время Гомер написал свои поэмы «Илиаду» и «Одиссею». – В поэмах Гомера описываются Троянская война, победа ахейцев над троянцами. – Наверное, ему хотелось запечатлеть победы ахейцев, а не их поражения. 1 2
Читают текст (с. 130, п. 2). Делают вывод о нравственных нормах
древнегреческого общества.
– Поэмы Гомера служат не только
источником исторических знаний, но и знаний об отношениях людей, о добре и зле, любви и ненависти. 1
|
|
| – Составьте небольшой рассказ-объяснение, почему вы так считаете. 1
Свой ответ начните словами: «Я думаю, что эти поступки можно считать
хорошими, потому что…»
Даём 5 минут на выполнение задания.
– Давайте проверим, что у вас получилось. ТОУУ
– Оцените свой ответ с помощью алгоритма самооценки. 5
|
Делают вывод о том, что главное для греков –
это честь, достоинство, мужская дружба.
| Коммуникативные УУД
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
2. Работать в парах.
|
VI. Выражение решения проблемы.
| – Итак, мы с вами выяснили, что хотел сказать людям своими поэмами Гомер.
– Как же можно ответить на вопрос:
«Почему греки так почитали поэмы»?
3 4
| Предполагаемый вывод:
– Греки почитали поэмы Гомера, так как в них говорится об их великом прошлом, а также разъясняются нравственные и моральные ценности
древнегреческого общества, взаимоотношения между людьми, между
людьми и богами. 3
|
|
VII. Применение нового знания.
| – Героями произведений Гомера являются не только простые смертные люди, но и греческие боги, которые
взаимодействуют с ними и влияют на судьбы людей.
– Найдите в тексте фрагменты (фразы), в которых описывается, как боги взаимодействуют с людьми. 1 2
– Как вы думаете, чем греческие боги отличаются от людей, чем похожи
на них, что связывает богов и людей? – Обсудите в парах и представьте свой ответ. 2
– В нашей жизни часто можно услышать такие выражения: «яблоко раздора», «троянский конь», «ахиллесова
пята», «пройти между Сциллой и Харибдой».
– Объясните происхождение и современный смысл этих понятий 5
|
Работая с текстом, делают вывод о
том, что боги свободно общаются с людьми, практически ничем не отличаясь от них, но, вмешиваясь в судьбы людей, они показывают им все положительные и отрицательные
стороны их же взаимоотношений.
1 2 3
– «Яблоко раздора» – ссора,
«троянский конь» – скрытый обман,
«ахиллесова пята» – уязвимое место
у человека,
«пройти между Сциллой и Харибдой» – испытание, преодоление трудностей.
|
|
VIII. Домашнее задание.
| – Откройте с. 135. Рассмотрите иллюстрацию «Древнегреческий полис».
– Как вы думаете, что это такое? Что
в Древней Греции называли полисом?
– Дома прочитайте
§ 21 и проверьте
свои предположения. Ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 134.
|
|
|
© ООО «Баласс», 2012 Страница
|