Скачать 98.44 Kb.
|
Тема урока: "Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум Алимова Людмила Андреевна учитель русского языка литературы Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум». Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы Задачи:
Ученики должны: Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-. Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации. Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний ХОД УРОКА I этап. Орг.момент 1. Разминка. Мини-тест Задание: назвать приставки.
2. Беседа по вопросам: – Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.) – Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы) – Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-) 2 этап. Повторение теоретического материала 1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-? Это совсем не секрет. На содержание слова смотри – Сразу получишь ответ. Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем. Приставка ПРИ-. 1) Значение «приближения» Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля. 2) Значение «присоединения» Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой. 3) Значение «территориальной близости» Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе. 4) Значение неполноты действия Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг. Приставка ПРЕ-. Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения: В прекрасном замке на горе Жила-была приставка ПРЕ-. Особа преотважная, Важная-преважная, Гордая-прегордая, Добрая-предобрая. Её считали очень мудрой И называли все Премудрой. Был у неё прелестный пудель. Прекрасный пёс по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, Когда вошла приставка ПЕРЕ-. Она сказала: «На заре Я уезжаю, друг мой ПРЕ-, Меня не будет два-три дня, Ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу». – О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении? – Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы. 2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание. 3. Трудные случаи написания. – Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить? – В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-? – Назовите такие слова. Разминка: Мы ногами топ, топ Мы руками хлоп, хлоп Мы глазами миг, миг Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево) Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали Сели, встали, сели, встали Словно ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу) Будто мой упругий мяч Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания) Вот и кончилась игра. IV этап. Закрепление материала 1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно) Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.
2. Словарный диктант по картинкам Один ученик у доски. Задание: записать слова в составе словосочетаний. 1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать) 2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная) 3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает) 4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять) 5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать) 3. Работа в рабочей тетради Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы. 1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался. 2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой… 3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал. 4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила. 5) Вмиг тогда мой петушок Пр… подымет гребешок… 6) Все бегут за колесницей, За Дадоном и царицей; Всех пр…ветствует Дадон… 7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный! Что ты тих, как день ненастный?» 8) …А князь в окошко, Да спокойно в свой удел Через море пр…летел. Взаимопроверка. – Проверьте, правильно ли вы вставили буквы? Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»). – Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке») – Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.) 4. Словарная работа – В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова. – Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.) – Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.) Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить». Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей. – Кого называют пресмыкающимися? – Составьте предложения с данными словами. Запишите. 5. Работа с текстом. Творческий диктант Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту. 1 группа (сильные, карточки красного цвета) 1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу. 2. Определить тип речи (повествование). Доказать. В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили. 2 группа (средние, карточки зелёного цвета) 1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. 2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.) В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили. 3 группа (слабые, карточки синего цвета) 1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться. 2. Озаглавить текст. В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили. Окончательный вариант. В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили. Задание для всех: 1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах. 2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный». V этап. Тест I вариант 1. Укажите неправильное объяснение значения приставки. 1) ПРИшить – «присоединение» 2) ПРИоткрыть – «неполнота действия» 3) ПРИморский – «близость к чему-либо» 4) ПРЕуспевать – «неполнота действия» 2. В какой строке все слова пишутся с И: 1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить 2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит 3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить 4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель 3. В какой строке все слова пишутся с Е: 1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный 2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный 3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный 4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить 4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-. 1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил 2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады 3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти 4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь 5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-. 1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать 2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие 3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить 4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная II вариант 1. Укажите неправильное объяснение значения приставки. 1) ПРИпаять – «присоединение» 2) ПРИсесть – «приближение» 3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо» 4) ПРЕувеличить – равно значению «очень» 2. В какой строке все слова пишутся с И: 1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать 2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить 3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть 4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный 3. . В какой строке все слова пишутся с Е: 1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить 2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать 3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать 4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться 4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-. 1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный 2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода 3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти 4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый 5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-. 1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера 2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный 3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь 4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать Ответы: I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3) II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2) VI этап. Домашнее задание Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-. VII этап. Итог урока – О чём мы говорили на уроке? – Что нового узнали? Оценка деятельности учеников. Выставление отметок. |
Темы вашего учебного проекта Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна | Автор: Суворова Людмила Андреевна Предмет: иностранный язык (английский) Тема урока Демонстрирует учитель: презентация «Present Continuous», запись песни “If you are happy” | ||
Людмила Андреевна «преступление» Настоящая работа посвящена исследованию идиом русского языка, относящихся к понятиям «Преступление» и «Наказание» | Татьяна Андреевна Огородникова Очаг вины Татьяна Андреевна Огородникова Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности | ||
Урок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию... Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные... | Руководитель проекта Пичугина Людмила Ивановна Авторы проекта: Пичугина Людмила Ивановна «Отличник народного просвещения», «Учитель года – 2005», лауреат Губернаторской премии в области науки и образования, победитель... | ||
Чипышева Людмила Викторовна №207-526-559 Приложение Урок в 5 классе.... Мультимедийная проекционная система для демонстрации презентации, сопровождающей урок | Урока. Урок русского языка. 1 класс. Тема урока : Предложение. Главные члены предложения Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения | ||
Урок-соревнование, урок-презентацию проектов, урок-практикум Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, психического здоровья, человеческого достоинства... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... | ||
Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Мой лучший урок». Финишному этапу предшествовали 2 тура на районном уровне. В I туре приняли участие 4 педагога из нашей гимназии.... | Урок в формате 3d арапова Светлана Андреевна, учитель английского языка маоу «Гимназия №33» Всероссийской научно-практической конференции Университетского округа ниу вшэ «Инновационное развитие современной школы: практика... | ||
Урок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной... Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог | Конспект учебного занятия в 10 классе по обществознанию На изучение данной темы отведено 3 учебных часа: 1-й урок конспект представлен ниже; 2-й урок круглый стол «Встреча профессий»; 3-й... |