Программа курса «Обществознание и основы государственной службы»





Скачать 399.47 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Обществознание и основы государственной службы»
страница1/3
Дата публикации09.10.2014
Размер399.47 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Право > Программа курса
  1   2   3
1.2. Подготовка к государственной службе
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы»

Е.В.Николаева, учитель истории и обществознания Московского казачьего кадетского корпуса
Пояснительная записка

Возрождающаяся в стране система кадетского образования имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявивших желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще. Кадетские образовательные учреждения имеют возможность обеспечить воспитаннику непосредственный контакт с профессиями, связанными с прохождением государственной службы; выполнение квазипрофессиональных ролей, ориентирующих его на успешную социализацию в ходе государственной службы.

Анализ профессиональных предпочтений кадетов, а также результаты поступления выпускников в высшие военные и гражданские учебные заведения позволяют сделать вывод о значимости профессии государственного служащего среди контингента учащихся.

В условиях дефицита в стране профессиональных государственных кадров, как на местном, так и на федеральном уровне, подготовка кадетов к государственной службе является приоритетной национальной задачей. Об этом говорил в свое время В.В.Путин: «Представляется очевидным, что изменить к лучшему качество управления государством сможет только та управленческая элита России, которая будет принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть – образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества».

В свое время в кадетских образовательных учреждениях для учащихся 10-х – 11-х классов был введен обязательный курс «Основы государственной службы», призванный сформировать целостное представление о современных механизмах государственного воздействия на важнейшие сферы общественной жизни, о проблемах взаимодействия общества и государства.

Проведенный анализ программ курсов «Обществознание» и «Основы государственной службы» позволяет констатировать, что ведущей идеей предметов является формирование социальной, правовой, гражданской культуры личности путем воспитания общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям. Эта общность идеи делает возможной интеграцию предметов «Обществознание» и «Основы государственной службы».

Интеграция вопросов государственной службы с изучением экономики, политики, социологии, философии, психологии позволяет создать целостную картину социальной действительности, избежать многократного возвращения к одним и тем же вопросам, что ведет к рациональному использованию дефицитного учебного времени. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по обществознанию на профильном уровне, рассчитана на 204 учебных часа, включает изучение вопросов философии, социологии, политологии, социальной психологии, основ государственной службы. При этом курсы “Экономика” (140 час.) и “Право” (140 час.) изучаются в качестве самостоятельных дисциплин.

Методологической основой данного курса является программа под редакцией Л.Н. Боголюбова, а нормативно-правовой основой - образовательная программа государственного образовательного учреждения кадетской школы-интерната №7 «Московский казачий кадетский корпус им. М.А. Шолохова».

Цель курса: развитие личностно-профессионального потенциала учащихся, направленного на воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям; готовности кадет к самостоятельной государственнической политической и нравственной социальной ориентации, соответствующей национальным интересам государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

в сфере личностной самореализации:

  • формирование интереса к профессиональной деятельности, связанной с государственной службой, и сознательного выбора ее в качестве средства реализации собственных профессиональных намерений;

  • создание условий для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами, содействие всемерному включению кадетов в решение общегосударственных задач на основе формирования активной гражданской позиции;

  • развитие социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;

  • развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

  • расширение и углубление системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

  • владение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений в различных областях жизнедеятельности; межличностных отношений с людьми разных национальностей и вероисповеданий; осуществления профессиональной, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности;

  • содействие формированию нравственной, правовой эстетической, экологической культуры;

  • удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с индивидуальным профессиональным самоопределение кадетов;

  • создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции;

в сфере социализации:

  • приобретение знаний, необходимых для ориентации в жизни современного российского общества;

  • формирование навыков социального взаимодействия в условиях современного российского общества; умений и навыков сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

  • выработка уважения к конституционным правам и свободам человека в российском обществе, навыков представления и защиты своих законных прав и обязанностей;

  • формирование ориентации на совершенствование институтов гражданского общества в России и утверждение норм правового государства в РФ;

в сфере подготовки учащихся к профессиональной деятельности:

  • формирование правильных представлений о требованиях профессий, связанных с государственной службой, к психофизиологическим и личностным качествам человека, а также совокупности знаний о себе как о субъекте профессиональной деятельности;

  • выработка навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;

  • подготовка учащихся к получению в дальнейшем высшего профессионального образования по социально-гуманитарным специальностям и направлениям.

Реализация данной программы предусматривает применение учителем следующих форм проведения занятий: лекция, семинар, лабораторная работа, выполнение научно-исследовательского и проектного задания по различной социальной тематике, ролевая игра, тренинг, экскурсия, научно-практическая конференция. Внеурочная деятельность учащихся по предмету предполагает написание рефератов, рецензирование, участие в олимпиадах, других конкурсах и состязаниях.

На этой основе учащимися должен быть приобретен опыт познавательной и практической деятельности, в который войдут:

  • приобретение практического навыка решения управленческих задач;

  • работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации;

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, в том числе в системе государственного управления, с применением методов социального познания;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

  • участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;

  • написание учебно-исследовательских работ по социальной проблематике;

  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участие в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа предполагает формирование у кадетов следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • иметь представления о социальных характеристиках человека и его месте в системе общественных отношений; о закономерностях развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • знать основные социальные институты и процессы, иметь представление о различных подходах к исследованию проблем человека и общества;

  • иметь представления об особенностях различных общественных наук, основных путях и способах социального и гуманитарного познания;

  • иметь представление о месте государственной службы в системе государственного управления, о конституционно-правовых основах государственной службы;

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы, проблемы человека в современном обществе;

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов, включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- прогнозирования возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях профессионального образования.
Тематическое планирование курса

урока

Обществознание

Основы государственной службы




10 класс (102 часа)




Раздел 1. Специфика социально-гуманитарного знания и профессиональная деятельность (18 часов)




1.

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных дисциплин







2

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. Древнеиндийские «Веды» о происхождении мира. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство







3




Государство в ранних мифах и первых философских учениях. Жречество как институт власти. Варно-кастовая политическая система Индии. Конфуцианская доктрина




4

Философия античности: рациональные начала постижения природы и общества







5




Философы античности о государстве (Платон, Аристотель)




6

Средневековые представления о человеке и обществе







7




Теократические теории управления в средние века: христианство и власть, ислам и власть




8

Философия и общественные науки в новое время







9




Идеи управления в новое время вв. Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Монтескьё, Ф.Вольтер, Ж..-Ж..Руссо, А.Смит, О.Конт, Г.Спенсер. Утопические идеи. Позитивизм




10

Марксистское учение об обществе. Исторические судьбы марксизма в XX веке. Идея технократизма







11

Социально-философская мысль XX века. Проблемы сущности и существования человека в философии экзистенционализма







12




Современные теории глобального мироустройства




13

Русская философская мысль







14




Развитие отечественной управленческой мысли




15

Общественные потребности и мир профессий. Профессиональный выбор







16

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности







17.

Профессиональные образовательные учреждения

Профессия государственный служащий. Где готовят государственных служащих?




18

Урок повторения




Раздел 2. Сознание и познание (17 часов)




19

Философия как наука. Онтология и теория познания. Познаваемость мира и человека как проблемы философии







20

Понятие об агностицизме. Чувственное и рациональное познание







21

Истина и ее критерии. Объективность истины







22

Истина и заблуждение. Абсолютные и относительные истины







23

Многообразие путей познания. Ненаучное познание. Познание через миф, жизненный опыт, здравый смысл, народную мудрость







24 - 25

Познание средствами искусства







26

Научное познание. Эмпирическое и теоретическое познание. Дифференциация и интеграция научного знания







27-28

Методология научной деятельности. Теория как форма научного познания







29

Методы научных исследований. Гипотеза, наблюдение, эксперимент. Модели и моделирование







30

Научное мышление







31

Особенности социального познания. Факты, интерпретация, оценки







32




Социологические методы исследований: их роль в политической жизни. Государственная деятельность в фактах, интерпретациях, оценках




33 - 34

Самопознание. Трудности познания человеком самого себя. Самовосприятие и образ «Я». Самооценка. Самоисповедь. Самосознание и его роль в развитии личности







35

Урок повторения




Раздел 3. Общество и человек (25 часов)




36 - 37

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной революции







38 - 39

Сущность человека как проблема философии Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка







40 - 41

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения







42 - 43

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Общество и социум. Социум как часть мира







44 - 45

Общество как система. Социальные институты. Сферы общественной жизни







46 - 47




Государство как социальный институт. Государственная политика как механизм воздействия на социум




48 – 49

Типология обществ. Социально-философский, конкретно-исторический, историко-типологический анализы общества. Соотношение общества и природы







50 - 51

Восток и Запад. Мир Востока. Ценности Запада. Восток и Запад в диалоге культур







52 - 53

Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура







54 - 55

Исторический процесс и его участники. Типы и факторы социальной динамики. Народные массы, социальные группы как участники исторического процесса

Личность в истории




56 - 57

Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития







58 - 59

Свобода и необходимость в человеческой деятельности







60

Урок повторения




Раздел 4. Деятельность как способ существования людей (11 часов)




61

Сущность и структура деятельности. Типология деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности







62

Деятельность в сфере духовной культуры







63

Трудовая деятельность. Понятие о социологии труда







64

Социальное партнерство и перспективы его развития в России







65

Политическая деятельность. Власть и политика







66

Типология властных отношений. Легитимность власти







67




Государственное управление как особый вид деятельности




68

Нравственные ориентиры деятельности. Категории морали







69 – 70

Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия

Нравственные ориентиры в политической деятельности




71

Урок повторения







Раздел 5. Личность. Межличностные отношения (29 часов)




72

Социальная психология как наука. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности







73

Возраст и становление личности. Периодизация развития личности. Возраст и становление внутреннего мира







74

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения







75

Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение







76 – 77

Функции общения. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconТематическое планирование курса «Обществознание» 10 класс
Программа: Боголюбов Л. Н. Программа курса «Обществознание» (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. История...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconТематическое планирование курса «Обществознание», 11 класс
Программа: Боголюбов Л. Н. Программа курса «Обществознание» (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. История...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconТематическое планирование курса «Обществознание», 10 класс
Программа: Боголюбов Л. Н. Программа курса «Обществознание» (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. История...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconТемы рефератов для самостоятельной письменной работы
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconТематическое планирование курса «Обществознание» 6 класс
Обществознание. Программа курса. 5 – 7 классы. А. И. Кравченко. Москва. «Русское слово»
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconГосударственной гражданской службы категории «Руководители» главной группы должностей
Прохождение государственной гражданской службы Оренбургской области осуществляется в соответствии с
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconДля служебного пользования утвержден
О конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей государственной гражданской службы области в Департаменте государственной...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconПрограмма курса «Обществознание» (базовый уровень)
Программа: Боголюбов Л. Н. Программа курса «Обществознание» (базовый уровень) // Программы общеобразовательных учреждений. История...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежный опыт государственной...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconРабочая программа учебного курса «обществознание»
Программы курса «Обществознание» для 5–7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко,...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconМетодика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной...
Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), Положением о конкурсе на замещение...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование...
Программа учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» 3
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconТематическое планирование курса «обществознание». 5 кл., 34 ч. (с...
Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника под редакцией «Обществознание» 5 класс, Л. Н. Боголюбова, Л....
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconКонкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Кильдеевой Галины Ивановны, действующего на основании Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Архангельской...
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconУчебно – методический комплекс Основы социального государства
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Программа курса «Обществознание и основы государственной службы» iconИ. В. Горелова (фамилия, инициалы автора (ов)) «Основы аудита»
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск